Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. МЫШЛЕНИЕ – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека




 

МЫШЛЕНИЕ – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Особенности протекания психических процессов человека связаны со спецификой участия в них правого и левого полушария мозга и их взаимодействия. Предлагаем методику, которая позволит определить, какое из полушарий доминирует у вас в процессе мышления.

 

Тест «Художник или мыслитель»

 

Ответьте на следующие вопросы, пользуясь 11-балльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение». Итак, за дело.

 

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

 

Подсчитайте S1 и S2:

S1 – сумма баллов по утверждениям под номерами 1, 2, 5, 8, 9;

S2 – сумма баллов по утверждениям под номерами 3, 4, 6, 7, 10.

Для левополушарных S1 > S2.

Для правополушарных S1 < S2.

Возможен вариант: S1 = S2.

 

К основным операциям мышления относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, абстрагирование и другие.

Анализ – разделение объекта на составные части.

Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого.

Сравнение – процесс установления сходства или различия отдельных объектов.

Обобщения – выделение общего и существенного в предметах и явлениях.

Классификация – процесс разделения и последующего объединения объектов по каким-либо основаниям.

Абстрагирование – вычленение каких-либо признаков изучаемого объекта, отвлекаясь от остальных.

 

Предлагаем тест, который позволит определить уровень сформированности способности к обобщению.

 

Тест «Общие понятия»

 

Задание: Ниже приведены 20 основных слов. Укажите два слова из стоящих в скобках, наиболее тесно связанных с основным, записанным вне скобок.

 

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодии).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

 

Психологические игры «Кадровое агентство» и «Пресс-конференция» способствуют тренировке таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, обобщение.

 

Описание игры «Кадровое агентство»

 

Выбирается «кандидат» на трудоустройство, пришедший в кадровое агентство. Кандидат выходит из аудитории. Оставшиеся студенты играют роль сотрудников агентства. Они выбирают вид профессиональной деятельности, который сейчас предложат кандидату.

Кандидат возвращается в аудиторию и начинается процедура собеседования. Работники кадровой службы задают вопросы кандидату, по которым он должен определить (!), что ему хотят предложить. Вопросы должны касаться выявления личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, но не давать прямых подсказок.

 

Описание игры «Пресс-конференция»

 

Один из участников игры загадывает профессиональную деятельность, представителем которой он является. Перед остальными участниками «Пресс-конференции» стоит задача угадать по ответам на задаваемые вопросы, что он загадал.

 

Успех в инженерной деятельности во многом зависит от уровня развития ассоциативного мышления – способности к связи двух или нескольких процессов, объектов, когда появление одного вызывает появление другого.

 

Описание игры «Кто это?»

 

Выбирается ведущий, который должен покинуть аудиторию. Все остальные загадывают человека, из присутствующих, чей образ должен угадать ведущий. Затем приглашают ведущего и он задает вопросы типа: «Если это явление природы, то какое?», «Если это животное, то какое?» и так далее. Ответы участников должны содержать в себе информацию, соответствующую загаданному образу. Ведущий, анализируя ответы, должен угадать человека, о котором идет речь.

 

Каким бы видом деятельности вы НЕ занимались, вам всегда будут помогать творческие способности, которые могут быть охарактеризованы развитием творческого воображения и творческим потенциалом личности.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи.

Творческий потенциал – совокупность способностей, благодаря которым может быть создан продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Предлагаем вам методику выявления творческого потенциала (определение творческого возраста).

 

Инструкция: В каждой из предложенных ниже десяти ситуаций выберите наиболее подходящую для вас реакцию на описываемое событие.

 

1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит ваш автобус. Что вы сделаете?

а) побегу, чтобы успеть;

б) буду идти как можно быстрее;

в) буду идти немного быстрее, чем обычно;

г) буду идти, как и шел;

д) посмотрю, не идет ли следующий автобус, а потом решу, что делать.

 

2. Ваше отношение к моде:

а) признаю и действую, чтобы соответствовать ей;

б) признаю то, что мне подходит;

в) не признаю современные экстравагантные модели;

г) не признаю современную моду вообще;

д) признаю и отвергаю, смотря по настроению.

 

3. В свободное время вы охотнее всего…

а) проводите время с приятелями;

б) смотрите телевизор;

в) читаете художественную литературу;

г) разгадываете кроссворды;

д) занимаетесь чем угодно.

 

4. На ваших глазах совершается явная несправедливость. Ваши действия:

а) сразу постараюсь восстановить справедливость всеми доступными средствами;

б) встану на сторону пострадавшего и постараюсь ему помочь;

в) постараюсь восстановить справедливость в рамках закона;

г) а что можно сделать? Осудить про себя очередную несправедливость и продолжить свои дела;

д) вмешаюсь в обсуждение, не высказывая своего мнения.

 

5. Когда вы слушаете современную молодежную музыку, то:

а) приходите в восторг;

б) испытываете удовольствие;

в) думаете, что и этим должны «переболеть»;

г) не признаете этот шум и грохот;

д) считаете, что на вкус и цвет товарищей нет.

 

6. Вы находитесь в дружеской компании. Что для вас важно?

а) возможность продемонстрировать свои способности;

б) сделать так, чтобы люди не забыли, с кем имели дело;

в) соблюсти приличия;

г) не выделяться;

д) вести себя в соответствии с нормами этой компании.

 

7. Какая работа вам больше нравится?

а) содержащая элементы неожиданности и риска;

б) разная, но не монотонная;

в) такая, где можно использовать свой опыт и знания;

г) нетрудная;

д) смотря по настроению.

 

8. Насколько вы предусмотрительны?

а) склонен приниматься за дела, не раздумывая;

б) предпочитаю сначала действовать, а уже потом рассуждать;

в) предпочитаю не участвовать в делах, пока не выяснены хотя бы основные их последствия;

г) предпочитаю участвовать только в таких делах, где успех гарантирован;

д) отношусь к делам в зависимости от ситуации.

 

9. Доверчивы ли вы?

а) доверяю некоторым людям;

б) доверяю многим людям;

в) не доверяю многим;

г) не доверяю никому;

д) все завит от того, с кем я имею дело.

 

10. Ваше настроение:

а) преобладает оптимистическое;

б) часто оптимистическое;

в) часто пессимистическое;

г) преобладает пессимистическое;

д) в зависимости от обстоятельств.

 

Творческий возраст подсчитайте по формуле:

 

Т = 2 (б + 3в + 4г + 2д)

 

Ключи к методике «Ваш творческий возраст»

 

Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке. Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный. А если после тридцати лет он отстанет, то это будет значить, что вы в хорошей форме, свободны от стереотипов и ваши возможности далеко не исчерпаны. Когда ваш творческий возраст идет немного впереди – тоже неплохо: значит, вы успешно справитесь со стандартными действиями, требующими четкости и пунктуальности.

Желающие омолодить свой творческий потенциал могут воспользоваться несколькими проверенными способами. Американцы, например, чтобы избавиться от привычки к стандартным решениям, отправляются в лес, причем в глухие места, подальше от цивилизации. Уходя на неделю, группа берет с собой запас еды на три дня. Добыть остальное помогут сообразительность и смекалка. Эти качества, как правило, недолго дремлют, если без них не обойтись. В итоге люди возвращаются не только отдохнувшими от будничного однообразия, но и способными свежим взглядом посмотреть на привычные вещи.

От такого возрастного недостатка, как недоверие к другим, помогает избавиться, например, альпинизм. Общая связка, страховка в руках товарища заставляют даже заядлого индивидуалиста почувствовать себя членом коллектива.

Но, как известно, лазить по отвесным скалам может не каждый. Есть и другой способ сломать в себе ростки догматизма, приверженности к незыблемым истинам, которые не так уж редко оказываются старыми заблуждениями. Не раз бывало, что опытный специалист, успевший стать догматиком в своей узкой области, на глазах преображался, занявшись новой для себя тематикой. Заинтересованность, творческая активность, оригинальные идеи – все это может появиться, если попытаться заглянуть за свой привычный «горизонт».

Сложнее, когда творческий возраст молодого человека заметно отстает от возраста календарного. В этом случае необходимость взрослеть ярко выражена. Старайтесь быть более самостоятельными, обдумывайте свои поступки, к решению проблем подходите более серьезно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.