Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение фирмы при различных типах рыночных структур




Да Нет

1.2. Фирма - это такая организационная структура или сетьдолгосрочных отношенческих контрактов, деятельность которой направлена на поиск наиболее выгодного способа производства путем снижения трансакционных издержек. Подобного вопроса придерживаются представители неоклассического направления экономической мысли.

Да Нет

1.3. Производственная функция фирмы - это термин, который используется для обозначения отношения между ресурсами, затрачиваемыми фирмой в единицу времени, и получаемой продукцией или услугами. Математически это отношение записывается в виде: Q = f (xa, xb, xc... xn).

Да Нет

1.4. Трансакционные издержки - это издержки, связанные с поиском информации о поставщиках ресурсов, расходами времени и средств на проведение переговоров, заключение контрактов, контроля за выполнением соглашений и т.д.

Да Нет

1.5. Прибыль - это часть дохода (выручки) фирмы за вычетом ее издержек по производству товара или услуги

Да Нет

1.6. Внутренние издержки - это альтернативные издержки, которые приобретают форму явных платежей поставщикам факторов производства.

Да Нет

1.7. Экономическая прибыль всегда имеет положительную величину.

Да Нет

1.8. Частно практикующий врач не является фирмой.

Да Нет

1.9. Здания, станки, оборудование рассматриваются как переменные факторы производства фирмы в краткосрочном периоде.

Да Нет

1.10. Учитывающая отдача от роста масштаба производства возникает тогда, когда долгосрочные средние издержки растут по мере увеличения выпуска.

Да Нет

 

2. Выберите правильный ответ:

2.1. Предельный продукт по мере увеличения числа занятых:

а) постоянно увеличивается;

б) сначала увеличивается, а затем уменьшается и может иметь отрицательную величину.

2.2 Общие издержки - это:

а) МС +АС;

б) AFC + AVC;

в) FC + VC;

г) AMC + AVC.

2.3. Переменными факторами производства могут быть:

а) электроэнергия;

б) сырье;

в) рабочая сила;

г) верны а) и б);

д) все перечисленные ответы правильны;

е) все перечисленные ответы неправильны.

2.4. В точке минимума предельных издержек средние издержки должны быть:

а) возрастающими;

б) убывающими;

в) постоянными;

г) минимальными.

2.5. Средние издержки вычисляются путем деления:

а) общих издержек на общее количество продукции;

б) предельных издержек на общее количество продукции;

в) внутренних издержек на общее количество продукции;

г) верный ответ а);

д) все перечисленные ответы правильны;

е) все перечисленные ответы неправильны.

2.6. Какая из перечисленных формул верна:

а) экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль + внутренние издержки;

б) бухгалтерская прибыль = экономическая прибыль + внутренняя прибыль;

в) экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль;

г) внешние издержки.

2.7. Изменение цены одного из факторов производства повлияет на издержки фирмы следующим образом:

а) изменяется только средние издержки;

б) изменяются только предельные издержки;

в) изменяются средние и предельные издержки;

г) ничего не изменится.

2.8. При каких условиях действует закон убывающей отдачи:

а) при условии, что запас всех ресурсов фирмы неограничен в краткосрочном периоде;

б) при неограниченности рабочей силы;

в) при пропорциональном росте всех ресурсов;

г) при условии, что не изменяются затраты хотя бы одного из ресурсов.

2.9. Когда предельная производительность растет, экономия от масштаба:

а) убывает;

б) возрастает;

в) постоянна;

г) данных недостаточно.

 

Ответы на тесты:

1.1. Нет. Подобного определения придерживаются представители неоклассического направления экономической мысли.

1.2. Нет. Подобного определения придерживаются представители институционального направления экономической мысли.

1.3. Да.

1.4. Да.

1.5. Да.

1.6. Нет. Внутренние издержки - это скрытые, вмененные издержки.

1.7. Нет. Она может иметь отрицательную величину если прибыль получаемая, например, в реальном секторе экономики ниже, чем например, в банковском секторе, или получаемая в операциях на фондовом рынке.

1.8. Да.

1.9. Нет. Здания, станки, оборудование рассматриваются в постоянные факторы в краткосрочном периоде.

1.10. Да.

2.1-б; 2.2.-в; 2.3.-д; 2.4.- б; 2.5. -г; 2.6.- б; 2.7.- в; 2.8.- в; 2.9.- б.

 

 

Задачи:

3.1. Найдите величину предельного продукта труда при условиях, заданных таблицей:

затраты труда, численность занятых                      
совокупный продукт                      
предельный продукт                      

Нарисуйте график зависимости предельного продукта от затрат труда. Определите с его помощью, при какой численности занятых труд будет использоваться с максимальной эффективностью.

Решение:

Затраты труда, численность занятых                  
Совокупный продукт                  
Предельный продукт                  

Максимальная эффективность будет достигнута при трех занятых

3.2. Для производства 36 единиц продукта фирма использует 12 единиц труда и 36 единиц капитала. Какова будет предельная производительность капитала, если предельная производительность труда равна 1,5 и мы имеем постоянную экономию от масштаба?

Решение:

Поскольку MPL×ΔL = MPk × ΔK, то .

Следовательно, .

3.3. Имеются следующие данные о деятельности фирмы, чьи средние переменные издержки достигли минимального уровня:

P Q TR TC FC VC ATC AVC MC
3,0           3,5    

Заполните таблицу, внося недостающие цифры и ответьте, должна ли фирма: а) увеличить выпуск продукции; б) уменьшить выпуск продукции; в) закрыться; г) ничего не менять.

Решение:

TC = FC + VC = 14000

Q = TC/AC = 14000: 3,5 = 4000

TR = P ×Q = 3 × 4000 = 12000

AVC = VC/Q = 8000: 4000 = 2,0

MC= АVС = 2,0

Фирма должна увеличить выпуск, так как цена возмещает средние переменные издержки, но еще не возмещает среднее совокупные издержки.

3.4. Фирма, осуществляет промышленное производство на конкурентном рынке. У нас находится 9 станков, при помощи которых трудовой коллектив может выпустить следующее количество продукции:

Число работающих станков                  
Выпуск продукции, тыс. шт.                  
Предельный продукт, тыс. шт.                  
Средний продукт, тыс.руб.                  

Заполните таблицу, рассчитав недостающие цифры и ответьте, при какой степени загрузки станочного парка будет достигнут оптимальный объем производства:

а) с точки зрения предпринимателя;

б) будет ли он таким же с точки зрения общества.

Решение:

Динамика предельного и среднего продукта будет владеть следующим образом.

Число работающих станков                  
Выпуск продукции, тыс.шт.                  
Предельный продукт, тыс.шт.                 -
Средний продукт, тыс.шт.   7,5 7,7 7,5 7,2 7,0 6,6 6,0 5,4

С точки зрения предпринимателя, наивысшая эффективность будет достигнута при трех станках. Но при хорошем спросе на продукцию он мог бы эффективно использовать и 5 станков выиграв на массе прибыли.

С точки зрения общества, можно было бы использовать все 9 станков, т.к. они приносят положительный эффект.

 

Литература:

 

1. Антология экономической классики. Т.I. М., 1993. С.103-106.

2. Буланов В.С. Экономические основы товарного производства. Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2005.

3. Курс экономической теории. Учебник /Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров, 2003. С.203-210.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.II. М.1992. С.50-63.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. М., 1973. Гл.1,2.

6. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т.II. М., 1984. С.33 Т.III. М., 1984. С.279.

7. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики. Учебник для вузов. М.: Изд-во «Норма», 2004. Гл.5,6.

8. Политическая экономия. Учебник /Под общ. ред. Валовой Д.В. М.: ЗАО Бизнес школа «Интел-Синтез», 1993. С.222.

9. Природа фирмы /Под общ. ред. О.И.Уильямсона, С.Дж. Уинтера. М., 2001.

10. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М., 1998. С.155, 158-159.

11. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. М., 1998. С.475-488.

12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1995. С.138-141.

13. Экономическая теория. Учебник /Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. М.: «Экзамен», 2004. Гл.11,12,13.

14. Экономическая теория. Учебник для вузов /Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н. Добрынина А.И., д.э.н., проф. Тарасевича Л.С. СПб., 1997. Гл.11.

 

5.1. Ценообразование и объемы производства в модели рынка совершенной конкуренции.

5.2. Ценообразование и объемы производства в модели рынка чистой монополии.

5.3. Ценообразование и объемы производства в модели рынка монополистической конкуренции.

5.4. Олигопольный рынок и типы олигополий.

 

Основные понятия: Факторы, определяющие структуру рынка, концентрация и централизация капитала и производства: вертикальная и горизонтальная интеграция, диверсификация и конгломерация производства; централизация. Конкуренция и соперничество. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы (модели) рыночных структур, их отличительные черты и особенности поведения фирмы. Допущения модели совершенной конкуренции и дисперсия цен на рынке. Определение цены и объемов производства для конкурентной фирмы. Равновесие рынка свободной конкуренции. Предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции и разрыв в отраслевом предложении. Виды монополий и оценка степени монополизации рынка. Допущения модели чистой монополии. Определение цены и объемов производства для чистой монополии. Ценообразование по Рамсею. Ценовая дискриминация и ее последствия. Предложение фирмы-монополиста и ущерб от деятельности монополий. Направления антимонопольной политики. Допущения модели монополистической конкуренции. Экономические последствия неценовой конкуренции. Определение цены и объемов производства для монополистической конкуренции. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции и пространственная дифференциация рынка. Допущения модели олигополии. Теоретико-игровой подход к анализу олигопольного рынка. Некооперированное поведение: количественные и ценовые олигополии. Кооперированные олигополии: ценовое лидерство и картельное соглашение. Общие особенности поведения олигополий на рынке.

5.1. Ценообразование и объемы производства в модели рынка совершенной конкуренции.

При построении модели совершенной конкуренции использовались некоторые допущения:

1. Однородность продукции всех предприятий на рынке. Это придает обезличенность, анонимность товарам, они совершенно взаимозаменяемы.

2. Множественность и малый размер субъектов рынка. Этот допуск объясняет относительную независимость предприятий в условиях совершенной конкуренции.

3. Свобода входа и выхода из отрасли, что обеспечивается только полной мобильностью покупателей и продавцов, ресурсов, отсутствием любых форм прикрепления покупателей к продавцам. Труд, сырье, капитал должны беспрепятственно перемещаться в экономике, стремясь в сферы с наибольшей прибыльностью своего приложения.

4. Совершенная информированность субъектов рынка, означающая, что весь объем знаний обо всех параметрах рынка содержится у каждого рыночного агента, что информация распространяется мгновенно и не требует при этом никаких затрат. Благодаря такой полной, мгновенной и бесплатной информации рынок может формировать единую цену. Гипотетически представляется, что обеспечить формирование такой цены может только справедливый аукционист, координирующий рынок. Поскольку на практике этого аукциониста не наблюдается, так же как и бесплатной, полной и мгновенной информации, благодаря которой покупатель тут же узнает об изменениях в цене и адекватно на это реагирует, то на практике единой цены не существует, а наблюдается дисперсия цен.

Дисперсия цен - множественность рыночных цен на однородный товар на одном рынке.

Вызывается дисперсия цен (т.е. невозможность единой цены) множеством причин:

1. Невозможностью осуществлять совершенно однородные сделки: обязательно будут географические, психологические и другие отличия при продаже товара в каждой конкретной сделке.

2. Невозможностью совершенной информации. Затраты на получение информации о наиболее выгодных ценах не являются нулевыми - покупателю необходимо затратить время и деньги на поиск товара по максимально низкой цене. При высоких издержках получения такой информации велика вероятность, что покупатель купит товар у первого попавшегося продавца, особенно если сделка на маленькую сумму и одноразовая.

3. Разбросом цен на рынке, сохраняющимся благодаря несовершенной информации и рациональному поведению покупателей. Чем больше продавцов на рынке, тем больший разброс в ценах возможен без их схождения, так как покупатель множество продавцов в поисках самой низкой цены обойти не сможет.

4. Наличием посредников, которые определяют наличие оптовых и розничных цен (сам факт наличия посредников также отрицается в модели совершенной конкуренции, предполагается, что производитель продает свой товар сам)

5. Состоянием рынка и запасами производственных мощностей. В условиях перехода рынка от одного равновесного состояния к другому рынок совершенной конкуренции в промежуточном этом состоянии становится рынком двусторонней монополии (в сделке участвует монополист-продавец и монопсонист-покупатель). Поскольку мгновенно увеличить предложение на рынке нельзя, то отдельное предприятие может достаточно свободно увеличивать рост цен, не опасаясь конкуренции. В условиях неравновесия нет единой рыночной цены, совершенно конкурентный рынок становится совокупностью двусторонних монополий, где продавцы имеют большую концентрацию и поэтому меняют цены в свою сторону.

В результате действия всех этих факторов реальные цены на рынке не образуют единую цену, а обозначают некий коридор равновесных цен Р12 и коридор равновесного объема производства Q1 и Q2. (См. Рис.5.1)

 

 


Предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с частью кривой ее предельных издержек, поскольку именно они определяют стоимость производства для каждого данного объема выпуска продукции фирмы, именно на их уровень ориентируется фирма, решая увеличивать ей производство или нет.

Для определения цены и максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки) объема производства фирмы, используем следующий график (См. Рис.5.2)

 

 


Вспомним, что на рынке совершенной конкуренции каждая фирма имеет столь малый объем производства в сравнении с отраслевым выпуском, что на рыночные цены через увеличение или уменьшение своего объема производства повлиять не в состоянии. Поэтому уровень цен на данном рынке стабилен по отношению к изменению объемов производства (Р1, или Р2, или Pn) и поэтому совпадает с предельным доходом фирмы MR, с ее средним доходом (выручкой) AR и спросом на продукцию фирмы D. По правилу максимизации прибыли (или минимизации убытков) в точке пересечения предельных издержек МС с предельным доходом MR будет наблюдаться объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки фирмы (точка А на графике). Понятно, что эта точка будет принадлежать кривой предложения фирмы, так же, как и все точки, располагающиеся выше по кривой предельных издержек. Ограничение предложения фирмы снизу по графику предельных МС будет накладывать ситуация, при которой фирма будет прекращать производство и уходить с рынка. Вспомним, что эта ситуация возникает, если цена на продукцию фирмы опускается ниже ее средних переменных издержек AVC (точка D на графике), т.е. в ситуации, когда доходы фирмы таковы, что не покрывают ни постоянных, ни переменных ее издержек. Ниже точки D на графике предельных издержек МС не может быть предложения продукции фирмы на рынок, поскольку фирма при этом уходит с рынка и прекращает производство.

Таким образом, график предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции будет включать в себя все точки кривой предельных издержек фирмы, располагающиеся выше точки D - точки, где фирме безразлично - оставаться на рынке или уходить с него. Соответственно, до уровня цены Р2 фирма будет осуществлять нулевое производство. В итоге график предложения фирмы будет состоять из трех отрезков: прямого отрезка ОР2, на котором фирма ничего не производит (т.е. имеет нулевой объем производства); условного отрезка Р2D, где фирме безразлично, - вести производство или нет; и части графика предельных издержек МС фирмы, который располагается выше точки D (См. Рис.5.3).

 

 


Тот факт, что фирмы в условиях совершенной конкуренции на уровень цен не влияют, позволяет предположить, что подобная ситуация разрыва предложения, т.е. наличие отрезка Р2D, где существует неопределенность по поводу того, будет осуществляться производство или нет, характерна и для отраслевого предложения. Правда, при этом следует сделать два допущения. Во-первых, независимость затрат предприятий от объемов производства друг друга (в реальности эта зависимость присутствует, так как при увеличении выпуска продукции в отрасли растет спрос на экономические ресурсы, вследствие чего повышаются цены на них, и, соответственно, затраты фирмы возрастают). Во-вторых, относительно одинаковый технологический уровень развития предприятий. Если же отвлечься от этих допущений, то ситуация разрыва и неопределенности в отраслевом предложении фирмы предстанет как достаточно размытая область дисперсии цен, т.е. область, где существует некоторый разброс цен, определяющий нижнюю границу предложения отрасли, за которой в отрасли уже ничего производиться не будет.

Ситуация разрыва и неопределенности предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции применительно к переходной экономике обретает некоторые особенности. В частности, фирмы не прекращают производство при достижении нижнего порога предложения (точка D). Стремясь сохранить место на рынке и трудовой коллектив, предприятия продолжают производство и ниже порогового значения, еще больше размывая отрезок Р2D, превращая его в туманную область, соединяющую начало системы координат (точку О) и точку D. Крайним вариантом является ситуация, когда предприятие осуществляет производство, не получая за свою продукцию ничего (нулевая цена). Как показала послереформенная ситуация в России, такое тоже возможно (правда, в краткосрочном периоде).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.