Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигопольный рынок и типы олигополий




Олигопольные рынки составляют основу экономики любой индустриально развитой страны, поскольку присущи отраслям с максимальным инновационным и инвестиционным потенциалом: автомобилестроению, самолетостроению, химической промышленности и т.п.

Допущения модели олигополии:

1. Немногочисленность фирм на рынке. Следует отметить, что количество фирм в отрасли и степень конкуренции в ней напрямую не связаны. Например, учет международной или межотраслевой конкуренции фирм, производящих товары-заменители, значительно корректирует масштабы власти отдельной фирмы на олигопольном рынке в сторону ее уменьшения. Если же брать местные рынки, то возможны ситуации, когда олигопольный рынок из-за значительных транспортных издержек превращается в монопольный.

Олигопольный рынок достаточно многообразен. Обычно выделяют два основных его вида: жесткую олигополию (при которой 3-4 фирмы занимают весь рынок данного продукта) и мягкую, расплывчатую, неплотную олигополию (при которой в отрасли существует ядро из 6-7 крупнейших фирм, занимающих до 80% рынка, и множество остальных фирм "конкурентного окружения", которые работают с оставшимся отраслевым спросом).

Из немногочисленности фирм в условиях олигополии вытекает проблема взаимного влияния фирм друг на друга. Ожидания того, что фирма-конкурент изменит свое поведение в ответ на действия данной фирмы, делают неопределенными как цены, так и количество покупаемого товара на рынке, т.е. для олигополии функция спроса не задана заранее, как это присуще для других моделей рынка, она формируется в процессе принятия решений. Для определения поведения фирм в таких условиях применяется теоретико-игровой подход к анализу рынка на основе математической теории игр, которая позволяет определить поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.

Как правило, правила взаимодействия участников игры заранее определены. Простейший вариант теории игр предусматривает только двух участников (что позволяет избежать формирования коалиций и усложнения игры). Выделяют игры с нулевой и ненулевой суммами выигрыша. При нулевой сумме выигрыша все, что является выигрышем одной фирмы, есть проигрыш другой фирмы, т.е. в сумме результат их деятельности равняется нулю. Ненулевая сумма выигрыша предполагает суммарный выигрыш фирм больше нуля. Для анализа рынка олигополии используют модель с двумя независимыми участниками с ненулевой суммой прибыли. В упрощенном виде это можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 5.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.