Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения на разогрев




Материалы

Обсуждение итогов

Упражнения на овладение навыком

Рекомендации ведущему

Могут быть предложены такие варианты «пятого мотива», как скука, шалость; защита себя и своего достоинства, и т.п. В первом случае нужно отметить, что, скучая (или шаля), один ребенок не нарушает правил, другой привлекает внимание, третий идет на конфронтацию с учителем. Чаще всего скука или равнодушие появляются как защитная реакция ученика со страхом неудачи. Что касается второго случая — нужно рассмотреть, какие правила нарушает то или иное поведение, какое внимание в конкретном учебном заведении уделяется вопросам защиты чести и достоинства. Подготовьтесь к этой части обсуждения предварительно обдумав свои собственные версии «пятого мотива», и не забудьте приготовить «медаль» (картонную, шоколадную или любую другую), чтобы вручить ее участнику группы, продемонстрировавшему сопротивление вашему авторитету и авторитету Р. Дрейкурса.

Упражнение 1

Предложите участникам группы следующую ситуацию для определения мотива «плохого» поведения: «Ученица сидит и рыдает на уроке». Выслушайте различные мнения.

Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

· Если вы подошли к ней и плач затих — это «привлечение внимания».

· Если вы подошли к ней, и плач стал громче — это «власть».

· Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии — это может быть «месть».

· Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может — это может быть «избегание неудачи».

Попросите участников тренинга привести встречаемые ими в жизни примеры «плохого» поведения учеников и проанализировать, каковы мотивы того или иного поведения.

Упражнение 2

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Прочитать 1, 2, 3 главы книги «Учитель и проблемы дисциплины». Письменно выполнить Личное задание к главе 2.

Занятие 2. Прикосновение к реальности: навык объективного описания «плохого» поведения учеников

Цель работы

Научиться объективно описывать «плохое» поведение учеников.

Таблица «Реальность и рассказы о ней».

Плакат, на котором написано: «Жизнь — это то, что я о ней думаю».

Упражнение «Паровозик»

Всё становятся друг за другом, положив руки на талию впереди стоящему, и закрывают глаза. Только ведущий — «паровозик» — движется с открытыми глазами. Его задача — провести свой «состав» с приключениями, но заботясь о безопасности каждого. Никто из присутствующих не должен открывать глаза и говорить. В конце упражнения участники обмениваются чувствами.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Участники группы делятся на пары, в каждой паре распределяются роли «слепого» и «поводыря». «Слепому» плотно завязывают глаза повязкой. «Поводырь» берет ведомого под руку и на ближайшие пять минут становится единственным способом связи «слепого» с миром. «Поводырь» может вести «слепого» куда угодно и делать с ним все, чтобы ему открылся новый мир, чтобы ему не было скучно. Запрещается говорить что-либо друг другу. (На время выполнения упражнения можно включить медитативную музыку.)

После выполнения задания спросите у участников, что они чувствовали во время упражнения, как развивались их безмолвные отношения, когда возникало или не возникало взаимопонимание. Этот обмен опытом может высветить стиль педагогической деятельности разных ведущих — попустительский или, наоборот, директивный.

При желании можно повторить упражнение, образовав новые пары.

Скажите следующее: Способность видеть и слышать мир реально отличает зрелого человека от инфантильного. Зрелая личность менее склонна видеть в реальном мире лишь подтверждение своих концепций относительно него, а незрелая — не может жить без концепций. Сколько недоразумений происходило и происходит в жизни людей из-за того, что они неправильно истолковывали чьи-то поступки или жесты, слова или выражения лица! Предубеждения, установки, «шоры», розовые или серые «очки» — вот формы существования концепций. Большинство наших концепций не осознаются, однако они существуют и… вместо того, чтобы сделать нас счастливыми, делают нас правыми. Есть люди, которые практически ничего не воспринимают, если это не соответствует их концепции о чем-то. Знаете ли вы таких людей? Да, но среди присутствующих здесь таких нет. Однако можно ли сказать, что все присутствующие здесь обладают способностью реально воспринимать мир? После сегодняшних упражнений ответы могут быть разными. Сейчас у вас есть возможность попробовать дотронуться до границ своих возможностей в отделении реальности от концепций. Для начала попробуем отделить ощущения от мыслей.

Упражнение «Три плана»

Участники садятся парами друг напротив друга, чтобы не мешать остальным, желательно рассадить пары на некотором расстоянии. В течение минуты они, закрыв глаза, ощущают реальность внешнего мира, окружающего их. Затем рассказывают Друг другу об этом, начав словами: «Во внешнем плане я ощущал(а)…» Следующую минуту они, закрыв глаза, прислушиваются к своему «внутреннему» плану (ощущениям, исходящим изнутри организма: болям, зажимам, напряжениям, покалываниям и т.п.). Открыв глаза по команде ведущего, они рассказывают друг другу о своих ощущениях. Третью минуту участники Упражнения, закрыв глаза, перемещаются в план мыслей. По команде ведущего они открывают глаза и делятся своими переживаниями и ощущениями. Это упражнение не содержит «второго дна», его просто нужно делать аккуратно и тщательно, отмечая переход от одного плана к другому.

Обсудите в конце, как трудно во внешнем и внутреннем плане «отойти» от категоризации и перейти к «чистым ощущениям». Участники говорят: «Я слышал рокот мотора автомобиля, «шестерки» вазовской, неисправной» или «Я ощущала головную боль». На такие примеры категоризации отвечайте вопросами: «Как вы пришли к мысли, что это головная боль?», «Из чего состоит ощущение головной боли?» и т.п.

Скажите следующее: Теперь сделаем шаг на пути к границам своих возможностей быть реалистом. Попробуем увидеть пользу в том, чтобы отличать реальность от концепций о ней. «Реальность» — это то, что меняет ситуацию. Рассказы о «реальности» ничего не меняют. Я заявляю, что человек, который может это делать, обладает свободой изменять ситуацию. Мы все время говорим о реальности, окружающей нас: учениках, их родителях и о своих собственных поступках. Скажите, что в наших словах — реальность, а что — «рассказы о ней»? Например, «Екатерина Ивановна сегодня опоздала на занятие на 13 минут. Когда она пришла, то объяснила свое опоздание тем, что ее задержал завуч, которому срочно понадобилось ее участие в составлении расписания». Что в рассказе Е. И. можно отнести к «сильному» языку, описывающему факты, а что — к «рассказам» об этих фактах (повторяю: «рассказы» ничего не меняют)? «Сильным» языком это может быть описано только так: в момент начала занятия ее здесь не было, все остальное — оправдания, которые являются признаком вежливости, но не меняют ситуацию «в момент начала занятия». Если это понятно, перейдем к обсуждению следующей таблицы.

Таблица 2. Реальность и рассказы о ней

 

Реальность («сильный язык») Рассказы о реальности («слабый язык»)
факты: поступки, действия, события Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения

Видите ли вы границу между левой и правой частями? Попробуем сделать несколько маленьких упражнений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.