У учащихся сформированы представления об основных видах общения.
У учащихся сформировано умение определять реализуемую функцию общения в каждой конкретной ситуации.
Рекомендуемая литература:
Немов Р.С. Психология. М "ВЛАДОС", 98г. т. 1.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. И доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 198 с.
Ход занятия.
Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью
Критерии
У человека
У животных
1. Содержание общения - информация, которая передается в контакте.
Данные об эмоциональном состоянии,
Знания, умения, навыки,
Опыт, способности
Информация о состоянии внешней среды: сигналы об опасности, присутствии пищи и т.д.
2. Цель общения - то, ради чего возникает данный вид общения.
Побуждение к действиям,
Передача и получение знаний,
Обучение, воспитание,
Согласование действий в совместной деятельности,
Установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.
Побуждение другого живого существа к определенным действиям
Предупреждение о том, что лучше воздержаться от какого-либо действия
3. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Прямые телесные контакты,
Информация может передаваться и на расстоянии - через органы чувств,
У человека: язык и другие знаковые системы.
Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.
По содержанию:
Материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности.
Кондиционное общение - обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д.
Мотивационное общение - обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.
Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По целям:
Биологическое общение -, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.
По средствам:
Непосредственное общение - осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
Опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.)
Прямое общение - предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса.
Косвенное общение - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.
Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных - собакам, обезьянам, дельфинам - дана способность невербального общения.
Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.
Рекомендуемые упражнения:
1. Упражнение "Зеркало".
Цель: отработка невербального вида общения.
Правила: Передается какое-либо настроение, сообщение, состояние "гримасой" соседу слева. "Гримаса" передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.
Обсуждение:
Каков механизм узнавания чувства?
Какие мышцы задействованы?
Что вы видите и чувствуете, когда передается какое-либо сообщение?
2. "Эстафетная палочка".
Цель: актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.
Правила: ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника - начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.
Обсуждение:
Легко ли было придумывать свое предложение?
Что мешало или помогало в процессе придумывания?
Функции общения:
Эмоционального обмена;
Побуждения;
Информирования.
Рекомендуемые упражнения:
Цель: Познакомиться с каждой из вышеперечисленных функций в игровой форме.
Задача участников: узнать в проигрываемом эпизоде функцию общения, которая реализуется в процессе общения.
Одному учащемуся предлагается рассказать о своем дне как можно подробнее.
Для двух учащихся: "Тебе 75 лет, тебе - 74 года. Тема вашего общения - ох уж эта молодёжь".
Для двух учащихся: "Встречаются два друга, которые давно не виделись. Проиграть необходимо эту сцену с трех сторон:
Эта встреча желанна для обеих сторон;
Встреча безразлична для одной из сторон;
Встреча нежелательна для одной из сторон".
Для двух учащихся: "Ты - учитель, он - плохой ученик, лентяй, не подготовивший задание. В данный момент он стоит у доски. Ты хочешь побудить его учиться лучше. Твои действия?".
Вопросы:
Что такое общение:
процесс взаимодействия между людьми;
установление контактов между людьми и между животными с различными целями;
средство от скуки.
С какими функциями общения человек сталкивается чаще всего в повседневной жизни?
Какой вид общения чаще других встречается между деловыми партнерами?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление