Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды общения

Эффективное общение - залог успеха

Цели занятия:

  1. В результате беседы определено понятие "общение".
  2. У учащихся сформированы представления об основных видах общения.
  3. У учащихся сформировано умение определять реализуемую функцию общения в каждой конкретной ситуации.

Рекомендуемая литература:

  1. Немов Р.С. Психология. М "ВЛАДОС", 98г. т. 1.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. И доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
  3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 198 с.

Ход занятия.

Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью

Критерии У человека У животных
1. Содержание общения - информация, которая передается в контакте.
  • Данные об эмоциональном состоянии,
  • Знания, умения, навыки,
  • Опыт, способности
  • Информация о состоянии внешней среды: сигналы об опасности, присутствии пищи и т.д.
2. Цель общения - то, ради чего возникает данный вид общения.
  • Побуждение к действиям,
  • Передача и получение знаний,
  • Обучение, воспитание,
  • Согласование действий в совместной деятельности,
  • Установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.
  • Побуждение другого живого существа к определенным действиям
  • Предупреждение о том, что лучше воздержаться от какого-либо действия
3. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
  • Прямые телесные контакты,
  • Информация может передаваться и на расстоянии - через органы чувств,
  • У человека: язык и другие знаковые системы.

Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.

  1. По содержанию:
    • Материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности.
    • Кондиционное общение - обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д.
    • Мотивационное общение - обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.
    • Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
  2. По целям:
    • Биологическое общение -, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
    • Социальное общение - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.
  3. По средствам:
    • Непосредственное общение - осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
    • Опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.)
    • Прямое общение - предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса.
    • Косвенное общение - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.
    • Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных - собакам, обезьянам, дельфинам - дана способность невербального общения.
    • Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.

Рекомендуемые упражнения:

1. Упражнение "Зеркало".

Цель: отработка невербального вида общения.

Правила: Передается какое-либо настроение, сообщение, состояние "гримасой" соседу слева. "Гримаса" передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.

Обсуждение:

  • Каков механизм узнавания чувства?
  • Какие мышцы задействованы?
  • Что вы видите и чувствуете, когда передается какое-либо сообщение?

2. "Эстафетная палочка".

Цель: актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.

Правила: ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника - начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.

Обсуждение:

  • Легко ли было придумывать свое предложение?
  • Что мешало или помогало в процессе придумывания?

Функции общения:

  1. Эмоционального обмена;
  2. Побуждения;
  3. Информирования.

Рекомендуемые упражнения:

Цель: Познакомиться с каждой из вышеперечисленных функций в игровой форме.

Задача участников: узнать в проигрываемом эпизоде функцию общения, которая реализуется в процессе общения.

  1. Одному учащемуся предлагается рассказать о своем дне как можно подробнее.
  2. Для двух учащихся: "Тебе 75 лет, тебе - 74 года. Тема вашего общения - ох уж эта молодёжь".
  3. Для двух учащихся: "Встречаются два друга, которые давно не виделись. Проиграть необходимо эту сцену с трех сторон:
    • Эта встреча желанна для обеих сторон;
    • Встреча безразлична для одной из сторон;
    • Встреча нежелательна для одной из сторон".
  4. Для двух учащихся: "Ты - учитель, он - плохой ученик, лентяй, не подготовивший задание. В данный момент он стоит у доски. Ты хочешь побудить его учиться лучше. Твои действия?".

Вопросы:

  1. Что такое общение:
    1. процесс взаимодействия между людьми;
    2. установление контактов между людьми и между животными с различными целями;
    3. средство от скуки.
  1. С какими функциями общения человек сталкивается чаще всего в повседневной жизни?
  2. Какой вид общения чаще других встречается между деловыми партнерами?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предупреждение, или Последние рекомендации ведущему | Эффективное поведение на рынке труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.