Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роман Мелвилла




«Моби Дик» необычайно сложен и по содержанию, и по композиции. Он соединил в себе все повествовательные стихии, в которых работал писатель: жанры морского, приключенческого, социального и философского романа. В нем органически сочетаются документальная точность изображения и символика. Характеризуя идейно-художественное своеобразие романа, Ю. В. Ковалев писал: «Он не принадлежит ни к одному из этих жанров, и в то же время — ко всем. Его невозможно расчленить, не умертвив художественной ткани (...) Его синтетизм обладает монолитностью, и элементы разных типов повествования спаяны в нем стилистическим единством» 7.

В ходе повествования действие переносится из реального плана в сим волический — вместо обычной охоты на китов целью плавания становится погоня за белым китом, олицетворяющим мировое зло. Образ главного героя романа, капитана Ахава, несет на себе отпечаток полемики с трансценденталистской концепцией личности. Созданный на основе романтической поэтики образ Ахава, при всем величии запечатленной в нем свободной личности, ощутившей неисчерпаемость собственных сил, выражал неприятие Мелвиллом эмерсоновской доктрины. Вера в безграничность своих возможностей оказалась губительна как для самой личности, так и для окружающих. В известной мере роман означал крушение романтического идеала одинокого героя, противопоставлявшего миру свою волю.

В романе «Моби Дик» морское пространство является одновременно и хронотопом произведения, и полноправным его героем, даже сама повествовательная манера Мелвилла напоминает поверхность океана. По Мелвиллу, власть моря / океана над человеком безгранична, а потоп – перманентное состояние нашей планеты. Образ моря в романе полисемантичен, при этом раскрывается он не изолированно, а через четко выраженные дихотомии. Противопоставление огненной и водной стихии находит свою параллель в ненависти Ахава к Белому Киту, поскольку сам капитан является адептом огня, в то время как в Моби Дике реализуется мифологема воды / океана. Дихотомия океана и неба не менее ярко воплощена в романе. Если образ океана знаменует собой оплодотворяющее мужское начало, небо, наоборот, олицетворяет стихию женскую, гармонично соединяющуюся с мужской в одно целое.

 

В романе также постоянно присутствует и дихотомия суши / моря, сознательного / бессознательного, тела/ души. Океан как олицетворение Божественного начала, единой Души природы и человека является одной из центральных метафор романа. Однако океан как воплощение мировой души нечасто пребывает в состоянии блаженного покоя, его волнующаяся поверхность порождает в уме Измаила сравнение с больной совестью, терзаемой раскаянием за сотворенные грехи. В то же время мировая душа удручена еще и алчностью, гордыней, жестокостью человека, поднявшего руку на своего Творца и одно из Его воплощений – «божественного Белого Кита». Потому гибель «Пекода» со всем его экипажем в финале произведения воспринимается абсолютно заслуженной карой за совершенное людьми зло. Орудием возмездия в романе становится не что иное, как могучий вечный океан и его олицетворение и одновременно орудие – Моби Дик.

 

Кроме того, в противоположность суше, олицетворяющей стереотипное, «рабское» восприятие действительности, море / океан символизирует у Мелвилла еще и независимое мышление, превращаясь в гносеологический символ. С позиции метафоры океан – познание, плавание «Пекода» – это путешествие за Высшей Истиной, персонификацией которой и является Моби Дик. И, подобно тщетной погоне за Белым Китом, человек находится в вечных поисках неуловимой истины, познать которую невозможно, даже раздобыв ее скелет.

Однако океан-познание в романе не является коварным деспотом, он позволяет героям перемещаться по своим просторам, но лишь до определенной черты. Он совершенно заслуженно карает или, напротив, утешает людей – в зависимости от их намерений и поступков. Но всегда перед ними стоит несокрушимая стена – белоснежный лоб Моби Дика. Океан постоянно посылает человеку знаки, предупреждающие его о неминуемой расплате за покушение на запредельное, и только сам он несет ответственность за свое пренебрежение ими. Таким образом, в мифообразе- океана / моря нашла свое воплощение не только художественная концепция, но и эколого-этическая позиция Г. Мелвилла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.