Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое обследование ребенка грудного возраста

Раннего возраста

Оценка нервно-психического развития детей

Примеры для контроля

Решить ДУ или задачи с условиями:Ответы:

 
 


1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

5. 5.

6. 6.

7. 7.

8. 8.

9. 9.

10. 10.

11. 11.

12. 12.

13. 13.

14. 14.

15. 15.

16. 16.

17. 17.

18. 18.

19. 19.

20. 20.

21. 21.

22. 22.

(модификация С.Н. Костроминой)

Методика состоит из 45 субтестов. Каждый субтест проводят 4 раза, положительные и отрицательные данные отмечаются напротив субтеста в графе 5 плюсами или минусами. Положительным результатом считается, когда плюсов получается не менее двух при 4-кратном исследовании.

Таблица 1.

Функция Профиль Россолимо Раздражитель Реакция Возраст появления реакций    
Внимание Простое 1. Громкий звук, сильный свет, щекотание и поглаживание кожи Ребенок замолкает, перестает двигаться, замедляется пульс, задерживается дыхание, расширяются зрачки, мимика внимания 0-1 мес.    
С выбором 2. Ребенку дают игрушки Он обращает на них внимание, трогает их, не фиксируя на них взгляд с 3 мес.    
3. Ребенка держат в присутствии играющих детей или при нем бросают мяч Ребенок следит за играми или за мячом; определенно фиксирует на них взгляд с 5 мес.    
4. Мать разговаривает с ребенком Он внимательно слушает и отвечает гулением с 6 мес.    
5. Ребенку дают новые для него предметы, игрушки Он сам берет их, рассматривает и сосредоточенно играет с ними с 8 мес.    
6. перед ребенком зажигают красную и белую лампы Разное внимание при разных раздражителях со 2-й пол. 1 мес.    
С отвлечением (устойчивость) 7. Перед ребенком вешают разные игрушки Он выбирает ту или другую с 3 мес.    
8. В присутствии ребенка шумят, стучат или играют на музыкальном инструменте Он по-разному реагирует на стук и музыку с 6 мес.    
9. Мать надевает новую шапочку, цветной платок, привешивает бантик Ребенок замечает новое с 8 мес.    
10. Мать рассказывает или поет всегда одно и то же; в известном месте песни или рассказа ребенок должен захлопать ладошами или дать ответ звуком Если его отвлечь чем-нибудь, то он все же отвечает обычным звуком или ладошами с 10 мес.    
11. Ребенок сосет грудь, в это время раздается звук или появляется свет Ребенок, прислушиваясь, сосет или бросает грудь и обращает внимание на звук или свет и опять возвращается к груди с конца 1 мес.    
Воля Зрительный стимул 12. Во время складывания кубиков ему дают есть Он ест и продолжает складывать кубики с 8 мес.    
13. Единичный объект     Раздвоенное внимание Сосредотачивает внимание на предмете   Одновременно следит за несколькими предметами с 3 мес.     с 6 мес.    
14. Ребенку показывают грудь, свет, игрушки   Перед ребенком ставится источник света, но ему мешают тянуться к свету Ребенок тянется, рвется, стремится к предмету   Ребенок устраняет препятствие и настойчиво стремится к свету с конца 2 мес.   с начала 3 мес.    
Слуховой стимул 15. Раздается звонок Ребенок стремится в сторону звонка с начала 3 мес.    
С выбором 16. Ребенок лежит в мокром Он кричит, выражает свое желание (волю) к другому (чистому и свободному) со 2 мес.    
17. Перед глазами ребенка мать и чужая женщина Он узнает мать и тянется к ней с конца 3 мес.    
18. Все родные берут ребенка на руки Он выбирает и не ко всем идет одинаково с 4 мес.    
19. Перед ребенком раскладывают разного цвета шарики Он стремится к более ярким с 6 мес.    
20. Ребенка окружает сложная ситуация Он настойчиво выявляет свои желания, требования с 9 мес.    
Восприятие С узнаванием 21. Мать берет ребенка на руки и укладывает его у груди Он ищет грудь. Ребенок сам легко принимает удобное положение для сосания с конца 1 мес.    
22. Ребенка прикладывают к груди чужой женщины Он узнает, отклоняется с конца 1 мес.    
23. Ребенку готовится его обычная еда, варится кашка, наливается в бутылочку Готовится к принятию пищи с начала 2 мес.    
24. Ребенок кормится грудью, бутылочкой, с ложечки Он охотнее ест тем способом, который для него легче с 5 мес.    
С воспроизведением 25. В кашу для ребенка кладется измененная порция сахара (меньше или больше) Он узнает и не ест кашу с 5 мес.    
26. Ребенку дают соску не тем концом Он поворачивает ее как нужно с 4-5 мес.    
27. Ребенку дают пищу с ложечки Может есть с ложки (пьет или ест, а не сосет ложечку) со 2 мес.    
Цветовое 28. Ребенок слышит мычание коровы, лай собак, крик петуха Воспроизводит соответствующие звуки с 5 мес.    
29. Ребенку дают чашку с молоком, тарелочку каши с ложечкой Ребенок сам владеет чашкой, ложкой, правильно ест с 8 мес.    
30. Ребенку дают штанишки или шапочку Ребенок более или менее правильно использует эти предметы (пытается надеть шапочку на голову, а штанишки на ножки) с 8 мес.    
31. Перед ребенком несколько раз разбирают вставленные одна в другую деревянные матрешки Он сам более или менее правильно вкладывает их одна в другую с 9 мес.    
32. Ребенку дают карандаш, бумагу Ребенок понимает их назначение и более или менее правильно пытается использовать После 1 года    
33. Ребенок видит поезд с паровозом Подражает паровозику 1,5 г.    
34. Перед ребенком кладутся цветные шарики Он может выбрать одинаковые по цвету с 8 мес.    
Запоминание Зрительное 35. Ребенок видит мать Признаки узнавания (радость на лице, беспокойное движение) с 3 мес.    
36. Ребенок видит соску, игрушку Признаки узнавания (радость, протягивание ручек) с конца 4 мес.    
37. Ребенок видит новый предмет – большого размера, интенсивной окраски Ребенок пугается (плачет, отстраняется) с конца 4 мес.    
38. Ребенок часто видит несколько раскрашенных картинок, нарисованных лошадок и собак Запоминает книжку, где нарисована та или другая картинка с 8 мес.      
39. Ребенок видит, где спрятан тот или другой предмет Ребенок помнит и находит с 9 мес.    
40. Ребенку показывают несколько цветных шариков и предлагают отложить тот или другой цвет Ребенок исполняет с 11 мес.    
Элементов речи 41. Ребенку говорят несколько фраз из его обыденной жизни «пора спать, надо кушать» Ребенок помнит эти слова и понимает их значение, выполняя действия соответственно смыслу фразы с 7 мес.    
42. Ребенка просят указать свои органы: где нос, губы и т.д. Он правильно указывает с 9 мес.    
Чисел 43. Предлагают пересчитать пальцы, предметы числом до 5-ти Ребенок правильно исполняет с 2 лет    
Осмысление по способу наглядных несообразностей 44. Ребенку показывают что-либо несуразное: приставной длинный нос, корову верх ногами, шапку одевают на ноги, кушают ложечкой не с того конца, хлеб прикладывают не ко рту, а к уху ребенок понимает несуразность и выражает это удивлением, смехом, нетерпением и желанием исправить несуразность с 9 мес.    
Мышление Комбинаторная способность и понятливость 45. Ребенку дают складывать строительные кубики, составлять картинки из кубиков, горку колец складывать по размерам ребенок исполняет задание с 10-12 мес.    

 

Дополнительные пояснения к субтестам:

К субтесту 1. Производить стук или пускать свет, когда ребенок спокоен и лежит распеленутым.

К субтесту 2. В кроватке лежит ребенок, перед ним на веревочке поперек кроватки на расстоянии от глаз на 25-50 см вешают несколько предметов. Положительным результат считается, если ребенок коснется предмета не случайно, а активно по своей воле.

К субтесту 3. Ребенка держат так, чтобы он вблизи видел только играющих детей или игру в мяч.

К субтесту 4. В комнате должно быть тихо, ребенок должен быть сытым, выспавшимся. Мать должна стоять и говорить непосредственно перед ним.

К субтесту 5. Игрушки вешают в кроватке или кладут перед сидящим ребенком, игрушек должно быть не более 4-х, все разных цветов, очертаний и величин. Результаты теста положительны, если ребенок рассматривает игрушки не менее одной минуты.

К субтесту 6. Зажигают на одну минуту то красную, то белую лампочку и наблюдают, как ребенок реагирует (появление движений, крика, мимики удивления, радости и т.д).

К субтесту 7. Вешают 4 предмета разной величины, цвета и формы и наблюдают, какой он берет чаще. Затем перевешивают предметы в другом порядке, и если он опять берет тот же предмет или, по крайней мере, ищет его, то результаты теста считаются положительными.

К субтесту 8. С промежутком в 3-4 минуты производят колотушкой или хлопками в ладони определенный звук и наблюдают, какое впечатление это произвело на ребенка; через 3-4 минуты играют на музыкальном инструменте (детском) и опять наблюдают за впечатлением. Оба впечатления сравниваются и делается вывод.

К субтесту 9. Мать, надевая на себя что-нибудь новое, старается привлечь внимание ребенка, не делая при этом никаких указаний пальцами.

К субтесту 10. Рассказывают сказку «Сорока-ворона» или поют «Жил-был серенький козлик» и, когда подходят к тому месту, где ребенок должен проявить реакцию, замедляют рассказ или песню. Если ребенок дал необходимую реакцию, результаты теста считается положительными, если не дал, то повторяют 3-4 раза, и если ребенок не узнает этого места, то результат отрицательный.

К субтесту 11. Ребенку дают спокойно сосать грудь, сразу после этого вблизи ребенка издают звук или зажигают свет и смотрят, как ребенок реагирует. Звук и свет следует повторить один за другим через полминуты или одну минуту.

К субтесту 12. Ребенку дают кубики, и когда он сосредоточится на них, отвлекают едой или чем-нибудь другим.

К субтесту 13. Ребенку показывают один предмет, он за ним следит, затем одновременно 2-3 предмета, он попеременно следит за всеми.

К субтесту 20. Ребенок находится в привычной для себя обстановке, среди разговаривающих и действующих взрослых и детей, наблюдают, насколько сознательно ребенок реагирует на все окружающее.

К субтесту 21. Кормящая мать берет ребенка на руки и ждет, какие движения сделает ребенок головкой или всем туловищем, примащиваясь к сосанию.

К субтесту 22. Ребенка, привычного к груди матери, берет на руки чужая женщина, держит его перед собой, затем прикладывает к груди и наблюдает, как ребенок берет грудь — охотно, неохотно, отказываясь и т. д.

К субтесту 24. Повторно, через промежутки в 1 -2 дня, меняют способ вскармливания ребенка, привыкшего к груди: кормят ложечкой или с рожка, а искусственно вскармливаемого — искусственно же, но другим способом (вместо рожка с ложеч­ки и наоборот). За ребенком наблюдают, учится ли он есть новым способом и как скоро.

К тесту 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34 и 35. Результаты этих тестов считаются положительными, если ребенок делает попытку правильно выполнить тесты, хотя бы это ему и не вполне удавалось.

К тесту 36,37,38,39,40,41,42,43,44,46 и 51. Результаты этих тестов считаются положительными, если ребенок делает хотя бы намеки на правильное выполнение.

К субтестам 14-19, 23 и 45. Техника ясна.

По результатам исследования составляется профиль, отражающий психическое развитие ребенка. Приступая к графическому изображению профиля, нужно цветным карандашом обвести горизонтальную линию возраста данного ребенка и считать ее ориентиром данного возраста. Найденные путем исследования результаты отмечаются на этой же картограмме путем точек. Например, исследуя 6-месячного ребенка, нужно цветным карандашом обвести горизонтальную линию против 6-месячного возраста. Если, например, «простое внимание» найдено у него по тесту совпадающим с 3-месячным, то ставится точка против 3-го месяца в столбце «простое внимание». Если «внимание с выбором» совпадает с 6-месячным, то ставится точка в графе «внимания с выбором» на горизонтальной линии 6-ти месяцев и т. д. Если, например, «внимание с отвлечением» совсем не получилось у исследуемого, то проводят линию от точки «внимание с выбором» 6-месячного вниз к нулю. Соединением всех точек получается кривая исследуемого ребенка с отклонениями или совпадениями ее с нормой.

 

Месяцы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 … 45

Параметры

 

Рис. 1. Кривая профиля психического развития ребенка

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Однородные дифференциальные уравнения I порядка | Определение потребляемой мощности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.