Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи рефлексивно-аналитического этапа в деятельности педагога




Тема 10. 7. Психолого-педагогические методики диагностики, проектирования, изучения и накопления передового опыта.

Вопросы для обсуждения.

1. Задачи рефлексивно-аналитического этапа в деятельности педагога.

2. Понятие «педагогического опыта», его разновидности: ошибочный, отстающий, передовой, массовый. Критерии передового педагогического опыта.

3. Новации и инновации в педагогической деятельности.

4. Методы изучения передового педагогического опыта. Освоение опыта. Примеры.

5. Разбор методик диагностики эффективности педагогической деятельности.

 

 

Литература:

1. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/ Под ред. Рожкова М.И.- М.: 1999, С186-217, 269-274.

2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания.- М.:2005, гл.2.-взять конкретные методики.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности/ Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2000.

 

Задание к занятию: см. СРС.

 

Рефлексивно-аналитический этап в деятельности педагога является итоговым этапом какого-то временного отрезка в работе с детьми, и- одновременно,- базой для нового временного этапа. На этом этапе соотносятся достигнутые результаты с поставленными целями, и- определяются цели новые.

 

Задачи этого важного этапа:

1. Выработка критериев и показателей совместной деятельности и общения- по ним будут сверять итоги работы.

2. Сбор аналитического материала.

3. Проведение анализа результатов и эффективности совместной деятельности и общения: а)по линии самоуправления,

б)в педколлективе, в)с родителями -с точки зрения поставленных задач, реализации планов и достижения поставленных целей.

4. Педагогическая рефлексия: сумел ли педагог осуществить всё задуманное, всегда ли действовал тактично и корректно, смог ли создать оптимальные условия для самореализации учащихся, и т.п.

5. Выделение нерешённых проблем, ошибок, недоработок, и – определение новых целей и задач.

 

Этот этап завершает учебный год, а его результаты становятся основой проектирования и детального планирования на год предстоящий.

 

2. Понятие «педагогического опыта», его разновидности: ошибочный, отстающий, передовой, массовый. Критерии передового педагогического опыта.

3. Новации и инновации в педагогической деятельности.

Педагогический опыт – это научная категория педагогики. С одной стороны, ею обозначают все то, что охватывает живую, развивающуюся деятельность педагогов. В таком виде педагогический опыт существует (онтологический смысл). С другой стороны, это понятие отражает знания о способах педагогической деятельности, о вариантах решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях. В виде знания опыт передается, осваивается, используется (гносеологический смысл).

Педагогический опыт неоднороден в целях, средствах их достижения, в результатах обучения, воспитания, развития учащихся. Принято различать следующие разновидности педагогического опыта:

· Ошибочный (с отрицательным образовательным эффектом);

· Отстающий (по целям, средствам и результатам) от требований образовательных стандартов и личности обучающихся;

· Массовый (типичный для данных условий), результат которого не превышает максимальный уровень требований образовательных стандартов;

· Передовой педагогический опыт.

 

Критерии передового педагогического опыта – это наиболее важные, научно обоснованные показатели, с помощью которых можно отличать передовой опыт от других видов педагогического опыта («критерий» в переводе с греческого – средство для суждения). Часто используется следующая совокупность критериев:

· результативность, более высокая, чем в массовом опыте;

· оптимальность (благотворное влияние на здоровье детей, отсутствие перегрузки, наличие условий для свободного развития, индивидуализация и дифференциация учебной работы);

· целенаправленность (наличие авторского замысла, идеи, проектирование высокого результата в цели опыта);

· актуальность (значимость опыта для решения практических задач обучения и воспитания);

· новизна, которая может быть разной (выделяют уровни новизны: усовершенствование, комбинации, дополнение, преобразование и развитие);

· системность (степень проникновения нового, прогрессивного внутрь педагогической системы, функционирование в опыте как отдельными элементами, так и всей системы в целом);

· достаточная длительность существования, устойчивость и воспроизводимость результатов опыта.

 

Передовой педагогический опыт – это, с одной стороны, лучшая часть педагогического опыта, строящаяся по определенным объективным критериям (например, перечисленным выше), а с другой, - это знание о наиболее продуктивных способах педагогической деятельности, о рациональных, оптимальных и устойчивых вариантах решения учебно-воспитательных задач; знание о том, как и в каких условиях получается высокий педагогический результат оптимальными педагогическими средствами.

 

«Новшество » - понимается как нечто новое для конкретных людей, деятельности, процессов. К педагогическим новшества относятся новые идеи, опыт, а также- средства, содержание, программа, методы, формы, технологии и пр., вносимые в педагогический процесс и в деятельность конкретного учителя(ей). При этом, новизна вносимого- относительна и субъективна (для этого коллектива, учителя и пр.).

Юсуфбекова Н.Р. считает, что педагогическое новшество – это такое содержание возможных изменений педагогической деятельности, которое ведёт к ранее не известному, ранее не встречающемуся состоянию, результату, развивает теорию и практику обучения и воспитания. Это содержание может касаться педагогической деятельности в целом или отдельных её составляющих.

Ангеловски К. считает, что понятие новшества часто употребляют синонимично понятию изменения. И если это изменение охватывает всю школьную систему, о нём говорят как о реформе. Однако не всякое изменение есть новшество. Новшество предполагает улучшение.

«Новациями» в сфере образования называют конкретные проекты

педагогических новшеств, то есть по сути,- ничто иное, как совокупность знаний о наиболее эффективных способах педагогической деятельности в конкретных условиях.

 

 

«Инновации». Это слово происходит от латинского: «in»- в, и «novus»- новый.,- нововведение, обновление, новизна, изменение.

Инновации связаны с педагогическим процессом, и обозначают новообразования, появляющиеся в практике обучения и воспитания в результате введения педагогических новшеств.

Инновация понимается также как целенаправленное изменение, процесс, который протекает во времени, и имеет свою структуру, этапы, стадии.

Ассоциация инновационных школ под педагогической инновацией понимает образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции,- концепцией процесса становления личности ребёнка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

Педагогическая инновация- это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. В этом смысле инновации имманентно (внутренне, объективно) присущи образованию, которое всегда стремится к самосовершенствованию.

Любая инновация, любое нововведение носят конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определённого этапа, нововведение может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой,- или,- отжить, устареть, стать тормозом в развитии.

Исследователи Щедровицкий П.Г., Загвязинский В.И. и др. считают, что иностранное слово «инноватика» неадекватно по смыслу русскому «нововведение». Они выделяют несколько смысловых значений категории «инновация»:

1. Инновация- это разработка нового содержания и новых методов обучения.

2. Это внедрение и распространение уже существующих педагогических систем.

3. Это разработка новых технологий управления школой, её развития.

4. Это иной статус школы: как экспериментальной площадки.

5. Это ситуация, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, имеющее системный характер и затрагивающее цели, содержание, методы, формы, а возможно, и способы финансирования.

При этом, главным показателем педагогических инноваций, - является наличие в них прогрессивного начала.

Коджаспировы в «Пед.словаре» выделяют 3 основных смысла педагогических инноваций:

1. Инновация- это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новшества, улучшающие её характеристики.

2. Это процесс освоения новшества (нового средства, метода. технологии, программы и пр.).

3. Это поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

 

Единой классификации педагогических инноваций нет. Разные исследователи выделяют разные виды (типы) инноваций:

1. По типу инновации: а) материально-технические, и б) социальные (в т.ч. педагогические). Последние- наиболее сложны, т.к. зависят от общественных отношений, культуры, личных особенностей новаторов.

2. По видам деятельности: *педагогические, *управленческие, *обеспечивающие.

3. По объекту изменений: *ресурсные, *технологические, *продуктивные.

4. По характеру вносимых изменений:

*радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах),

*комбинаторные (новые сочетания известных изменений),

*модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы).

5. По масштабу вносимых изменений:

*локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов),

*модульные (взаимосвязанные и взаимосогласованные группы нескольких локальных нововведений),

*системные (полная реконструкция системы как целого).

6. По источнику возникновения:

*внешние (возникающие за пределами образовательной системы),

*внутренние (разрабатываемые внутри образовательной системы).

7. По области применения: *инновации в содержании образования, *в технологии, *в организации, *в системе и управлении.

8. По способу возникновения и осуществления: *систематические, *плановые, *стихийные, спонтанные.

9. По широте и глубине осуществления: а) массовые, фундаментальные, стратегические, систематические; и- б) частичные, малые, локальные.

10.По основе, базе возникновения: *школьные, *клубные, *социальные и пр.

11. –и т.д.

 

«Новации» и «Инновации»- понятия, помогающие конкретизировать термин «передовой педагогический опыт», который, в соответствии с уровнями своей новизны, может быть разного уровня:

*рационализаторским (усовершенствование отдельных элементов, деталей),

*поисково-изобретательским (комбинации элементов и блоков, их соединение),

*эвристическим (дополнение и расширение к-л методики и пр.),

*новаторским (преобразование всей системы).

См. лекцию по инновациям.

 

4. Методы изучения передового педагогического опыта. Освоение опыта. Примеры.

Изучение педагогического опыта - процесс глубокого и всестороннего исследования практики обучения и воспитания, обладающий определенной логикой, последовательностью, средствами познания. Общая логика изучения опыта - это восхождение от непосредственного наблюдения внешних проявлений опыта (организационных форм обучения, эффективных методических приемов, элементов учебно-материального оснащения учебного процесса и т.п.) к выявлению его сущностных компонентов (цель, учебно-воспитательная задача, педагогические средства, последовательность и правила их использования, получаемые результаты), к объединению их в систему и установлению условий эффективности опыта, его адресной направленности и границ применимости. Изучение педагогического опыта включает следующие реальные действия: первичную оценку опыта, распознавание разновидностей опыта и выделение передового опыта (т.е. опыта, удовлетворяющего определенным критериям), исследования передового опыта и его обобщение, подготовку необходимых технологических и информационных материалов.

Методы изучения опыта:

· эмпирические (изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся, статистических отчетов; собеседования с учителями, руководителями образовательных учреждений; опросы учащихся; анкетирование родителей; наблюдение учебных и внеучебных занятий и др.);

· логические (сравнение результатов; анализ учебных и внеучебных занятий; сопоставление имеющейся документации с нормативной; обобщение накопленной информации и др.);

· теоретические (моделирование; системный анализ; выявление закономерностей; прогнозирование и др.).

Освоение передового опыта – это познавательно-практическая деятельность, цель которой получить ответы на следующие вопросы:

· Какова содержательно-целевая направленность опыта?

· Каковы его функциональные возможности, т.е. спектр учебно-воспитательных задач, решение которых достигается в опыте?

· Какими педагогическими средствами обеспечивается высокая результативность опыта?

· Каковы правила и последовательность использования присущих опыту педагогических средств?

· Как диагностируется образовательный эффект, получаемый в практике благодаря использованию опыта?

· Каковы условия эффективности опыта?

Освоение передового опыта включает ряд операций: *знакомство с информационным банком передового опыта (или библиографический поиск); *выбор педагогического опыта, соответствующего профессиональным интересам пользователя; *изучение сущностных характеристик опыта (по описанию; по другим материалам; путем непосредственного наблюдения или изучения видеозаписей); *составление плана введения опыта в практику работы и контроля эффективности этого процесса.

 

Примерная схема описания передового педагогического опыта:

1. Изучаемый объект (педагог, коллектив, объединение, система).

2. Наименование опыта (направление, тема работы).

3. Цель изучения опыта.

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в изменённых условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания, а также- имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса; деятельность педагогов, учащихся, её содержание и формы, характер взаимоотношений учащихся.

7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности, обученности), их надёжность и стабильность.

8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех; факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности педагога, его индивидуального стиля деятельности в создаваемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные, но в чём-то сходные условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях- корректированию опыта.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования.

 

Эффективность педагогического процесса понимается как соотнесение полученных результатов с ЦЕЛЯМИ, а также с прошлыми достижениями в собственной педагогической практике при оптимальных затратах.

Общий алгоритм изучения эффективности педагогического процесса:

- определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения эффективности педпроцесса;

- выбор методов и методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- проведение педагогического диагностирования;

- обработка и интерпретирование результатов;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения; определение целей и задач на будущее.

 

Под результатами процесса обычно понимают те изменения, которые происходят с участниками процесса и в отношениях между ними, а также то, насколько эти изменения соответствуют поставленным целям. Что же это за изменения?

1. Изменения учащихся, а точнее – изменения в развитии личности учащихся:

- их интересов, потребностей, увлечений, способностей (в т.ч.- познавательных, творческих, организаторских, коммуникативных, и пр.);

- ведущих мотивов их деятельности и поведения;

- их ценностных ориентаций, уровня воспитанности, направленности личности, статуса в коллективе и пр.

2. Изменения в развитии коллектива:

- изменение структуры коллектива, межличностных отношений в нём;

- развитие самоуправления, вовлечённость в него учащихся;

- эмоционально-нравственное единство, атмосфера, климат;

- уровень сплочённости и сформированности коллектива, и пр.

3. Изменения в отношениях классного руководителя:

- с учащимися (понимание, доверие, уважение, сотрудничество и пр.);

- с родителями;

- с другими педагогами, работающими в этом классе.

Зачем изучать эти изменения? – Для планирования работы, составления характеристик, проектирования совместной жизнедеятельности, внесения корректив в работу с учащимися.

Однако, педагог должен понимать, что источники вышеуказанных изменений не равнозначны. Например, изменения воспитанности ученика определяется многими факторами, а не только работой классного руководителя. А вот изменения в детском коллективе, в отношениях между педагогом и учащимися – в значительной степени зависят от классного руководителя, а значит именно они характеризуют эффективность его работы.

 

4. Изучение эффективности используемых педагогических средств и форм воспитательной работы.

5. Изучение удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов организацией воспитательного процесса.

6. Изучение изменений уровня педагогического мастерства, индивидуального стиля самого педагога, а также – психологической «цены» полученных результатов («сгорел на работе», или?).

 

Эффективен тот труд классного руководителя, в котором за определённый промежуток времени наблюдаются высокими:

А)- и результативные критерии (т.е.налицо позитивные изменения в уровне развития учащихся, их воспитанности, интересов, отношений, и пр.

Б)- и процессуальные критерии (т.е. какие средства воздействия использовал, как создавал атмосферу, способствующую результатам, каков стиль взаимоотношений, и др.ответы на вопрос «как?» строил воспитательный процесс.

В)- и дополнительные, сопутствующие критерии.

Но, парадокс заключается в том, что критерии и показатели эффективности работы классных руководителей не могут быть одинаковыми для всех (разные школы, дети, педагоги, цели и задачи...)

Поэтому, критерии и показатели эффективности должны разрабатываться и уточняться самими участниками педколлектива с привлечением ученического самоуправления.

Более того, каждый педагог самостоятельно для каждого конкретного коллектива (и ребёнка) определяет: *что диагностировать, *как диагностировать, *кого к этому привлекать, *что делать с результатами.

Всё вышесказанное означает, что:

Изучение результативности и эффективности собственной воспитательной деятельности должно вестись постоянно и регулярно классным руководителем.

 

СРС: подготовьте к обсуждению на занятии конкретные диагностические методики изучения эффективности педагогической деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

(примерная схема).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.