КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критика Белинского 40-х годов
Назовем основные статьи этого периода критики Белинского. Это годовые обзоры с 1841 по 1848 г., а также "Речь о критике" (1842), одиннадцать статей пушкинского цикла (1843-1846), отзывы о "Мертвых душах" Гоголя, статьи и суждения о "натуральной школе", письмо к Гоголю 1847 года. В 40-е гг. завершается формирование критико-эстетических принципов Белинского. В философской области критик исходит из примата бытия над сознанием. Если в годы " примирения" он готов был утверждать, что искусство как непосредственное созерцание идеи выше жизни, то в статьях о Пушкине Белинский говорит: "Жизнь выше искусства - одного из ее проявлений". Материалистическое представление критика о человеке развивается в рамках его антропологической концепции, приобретающей, однако, у критика глубокую гуманистическую направленность. По своей общественной позиции Белинский в этот период - революционный демократ, признающий право на революционное насилие. В области эстетической его взгляды освобождаются от априорности, абстрактности и объективизма, оплодотворяясь диалектикой и конкретным историзмом. Эти основы критики Белинского 40-х гг. обусловили ее наибольшую адекватность как потребностям русского общества, так и Равной тенденции русской литературы к критическому реализму, заявившей себя прежде всего в поэме Гоголя "Мертвые души" и в "натуральной школе". Рассмотрение литературно-эстетической позиции Белинского этого периода целесообразно поэтому начать с его оценок именно этих литературных явлений - на фоне суждений о них критики романтической (Н.Полевой) и абстрактно-эстетической (С.Шевырев, К.Аксаков). Выход в свет в мае 1842 г. первого тома "Мертвых душ" вызвал полемику не менее ожесточенную, чем постановка шестью года' ми ранее "Ревизора". Обвинения литературные порой прямо переходили в политические. Утверждая, что «романы Поль-де-Кока — более нравственны, чем "Мертвые души" Гоголя», О.Сенковский, например, упрекал писателя в том, что в новом произведении он "систематически унижает русских людей". По мнению романтика Н.Полевого, объективно сомкнувшегося в эти годы с охранительной журналистикой, "Мертвые души" "составляют грубую карикатуру, держатся на небывалых и несбыточных подробностях... лица в них все до одного небывалые преувеличения, отвратительные мерзавцы или пошлые дураки". Обвиняя автора в незнании природы человеческой, а поэму в бедности содержания. Полевой исключал "Мертвые души" из мира искусства, мира изящного. В отличие от Полевого критик "Москвитянина" профессор С.Шевырев отдавал должное поэме Гоголя и даже защищал ее от грубых нападок. Но с какой позиции? "Одно из первых условий всякого изящного произведения, - писал критик, - есть воспроизведение полной блаженной гармонии во всем внутреннем существе нашем, которая несвойственна обыкновенному состоянию жизни". Это гармонирующее воздействие достижимо, считает Шевырев, лишь в том случае, если произведение охватывает жизнь "во всей ее полноте и широком объеме", не ограничиваясь одной "отрицательной" ее стороною. В сущности, Шевырев излагает здесь уже знакомую нам и по Надеждину, и по Белинскому периода "примирения" с действительностью теорию созерцательного искусства, воспроизводящего явления жизни в свете гармонического целого. Отсюда и весьма прозрачный совет Гоголю: "Если в первом томе его поэмы комический юмор возобладал, и мы видим русскую жизнь и русского человека по большей части отрицательною их стороною, то отсюда никак не следует, чтобы фантазия Гоголя не могла вознестись до полного объема всех сторон русской жизни. Он сам обещает нам далее представить все несметное богатство русского духа, и мы уверены заранее, что он славно сдержит свое слово". Далее Шевырев дает прямые рекомендации, каким образом этого можно добиться: "Велик талант Гоголя в создании характеров, но мы искренне выскажем и тот недостаток, который замечаем в отношении к полноте их изображения... Комический юмор, под условием коего поэт созерцает все эти лица, и комизм самого события, куда они замешаны, препятствует тому, чтобы они предстали всеми своими сторонами и раскрыли всю полноту жизни в своих действиях. Мы догадываемся, что кроме свойств, в них теперь видимых, должны быть еще другие добрые черты, которые раскрылись бы при иных обстоятельствах: так, например, Манилов, при всей своей пустой мечтательности, должен быть весьма добрым человеком, милостливым и кротким господином с своими людьми и честным в житейском отношении; Коробочка с виду крохоборка и погружена в одни материальные интересы своего хозяйства, но она непременно будет набожна и милостлива к нищим; в Ноздреве и Собакевиче труднее приискать что-нибудь доброе, но все-таки должны же быть и в них какие-нибудь движения более человеческие". Получается, что Гоголь достиг бы высшей цели искусства, откажись он от своего комического дарования и критического восприятия современной России. "Комический юмор автора, - итожит свой эстетический разбор "Мертвых душ" Шевырев, - мешает иногда ему обхватывать жизнь во всей ее полноте... По большей части мы видим... одну отрицательную, смешную сторону, пол-обхвата, а не весь обхват русского мира". Перейдем к мнению К.С.Аксакова (1817-1860). Участник кружка Станкевича, в ту пору друг и единомышленник Белинского, Аксаков, сблизившийся в конце 30-х гг. с А.С.Хомяковым, братьями Киреевскими, Ю.Ф.Самариным, вскоре становится одним из идеологов русского славянофильства. С начала 40-х г. пути прежних друзей резко разошлись, Белинский и Аксаков превратились в идейных противников. Несовместимым оказалось и их отношение к "Мертвым душам". Аксаков издал в Москве брошюру «Несколько слов о поэме Гоголя "Похождения Чичикова, или Мертвые души"» (1842), с которой солидаризовались А.Хомяков и Ю.Самарин. В ней критик трактовал гоголевскую поэму как возрождение того эпического восприятия жизни, которое выразилось в гомеровском эпосе. В "Мертвых душах", писал Аксаков, - "тот же глубоко проникающий эпический взор, то же всеобъемлющее эпическое созерцание". Со времен Гомера эпос все мелел и мельчал и, наконец, дошел до крайней степени своего унижения в лице современного французского романа и повести. "Мертвые души" явились, чтобы возродить его. Отсюда, по мнению Аксакова, то умиротворяющее, эпически спокойное и объективное восприятие русской жизни, которое отличает гоголевскую поэму. Вернемся к Белинскому. Увидев в поэме Гоголя блестящее подтверждение своим высоким ранним оценкам писателя, Белинский уже в первой рецензии на "Мертвые души" называет их "творением чисто русским, национальным, выхваченным из тайника народной жизни, столько же истинным, сколько и патриотическим, беспощадно сдергивающим покров с действительности и дышащим страстною, нервистою, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни* творением необъятно художественным по концепции и выполнению, по характерам действующих лиц и подробностям русского быта - и в то же время... социальным, общественным и историческим". Здесь же как "величайший успех и шаг вперед" со стороны автора было расценено то обстоятельство, что в "Мертвых душах" "вез де ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его (Гоголя) субъективность" - та "всеобъемлющая и гуманная субъективность, которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем, симпатичною душою и духовно-личною самостию, - та субъективность, которая не допускает его с апатическим равнодушием был чуждым миру, им рисуемому...". Итак, трактовка гоголевской поэмы у Белинского оказалась прямо противоположной шевыревской и аксаковской, в которых субъективность "Мертвых душ" либо порицалась, либо вообще не признавалась. Кто же был прав? Это выявила полемика Белинского с Аксаковым, начатая резко критическим отзывом на брошюру последнего ("Отечественные записки", 1842, № 8), на который Аксаков ответил раздраженным "объяснением" ("Москвитянин", 1842, № 9). Последовавшая затем статья Белинского «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души"» («Отечественные записки», 1842, № 11) положила конец спору. Главным аргументом Белинского стала мысль об антиисторичности уподобления "Мертвых душ" древнему эпосу, рожденному совершенно иной эпохой и удовлетворяющему отличным от нынешних эстетическим потребностям. "Древнеэллинский эпос, - говорит Белинский, - мог существовать только для древних эллинов, как выражение их жизни, их содержания, в их форме. Для мира же нового его нечего было и воскрешать, ибо у мира нового есть своя жизнь, свое содержание и своя форма, следовательно, и свой эпос. И этот эпос явился преимущественно в романе, которого главное отличие от древнеэллинского эпоса... составляет проза жизни, вошедшая в его сознание и чуждая древнеэллинскому эпосу". Статья "Объяснение на объяснение..." явилась, таким образом, развернутым манифестом конкретно-исторического подхода к художественному произведению. Мысль Белинского о том, что "Мертвые души" - произведение не только не созерцательно-бесстрастное, но в высшей степени "выстраданное" отвечала общественно-эстетической позиции автора поэмы, его пониманию назначения художника в мире. Прав был Белинский и в том, что огромным значением "Мертвых душ" "для русской общественности" Гоголь обязан заинтересованному отношению к действительности ничуть не меньше, чем удивительной силе непосредственного творчества (в смысле способности воспроизводить каждый предмет во всей полноте его жизни, со всеми его тончайшими особенностями)". Как показала уже полемика вокруг "Мертвых душ", Белинский полностью отказывается в 40-е гг. от своих прежних тезисов о созерцательности и бессознательности творческого акта, как и о несовместимости художественности с моральными, нравственными и социальными интересами и целями. Критик рассуждает теперь так. Движение истории происходит не фатально, но через борьбу старого с новым и отрицание старого новым. И если эта борьба - явление действительности, то и художник не вправе оставаться в стороне от нее, игнорировать ее, так как это исказило бы правду самой жизни. Но чтобы верно понять, на чьей стороне правда, надо быть отзывчивым и чутким к "идеям и нравственным вопросам, которыми кипит современность", то есть обладать и современным мировоззрением. В статьях Белинского о "Мертвых душах" был заложен идейно-эстетический фундамент целой литературной школы, получившей с 1846 г. название "натуральной". Ее идейно-творческие принципы разработаны критиком в следующих статьях: "Русская литература в 1842 году", вступление к сборнику "Физиология Петербурга" (1845), "Русская литература в 1845 году", в рецензии на "Петербургский сборник" (1846), а также в «Ответе "Москвитянину"» (1847) и в годовых обзорах русской литературы за 1846 и 1847 гг. "Натуральная школа", согласно. Белинскому, - закономерный результат всего предшествующего развития русской литературы, во-первых, и "ответ на современные потребности русского общества", во-вторых. В последнем годовом обзоре (1848) критик таким образом характеризует основной пафос всей русской литературы: "Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась как нововведение, началась подражательностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно стремилась к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественной, натуральною. Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы". Основными вехами на этом пути были: сатирическое течение в литературе XVIII в. (Кантемир, Капнист, Фонвизин), творчество Крылова, "Горе от ума" Грибоедова, затем Пушкин, Лермонтов и, наконец, Гоголь. "Существенная заслуга" "натуральной школы" состоит в том, что она обратилась к "так называемой толпе", "исключительно избрала ее своим героем, изучает ее с глубоким вниманием и знакомит се с нею же самою". "Это значит, - продолжал Белинский, - повершить окончательно стремление нашей литературы, желавшей сделаться вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною; это значило сделать ее выражением и зеркалом русского общества, одушевить ее живым национальным интересом". Понятие «литература - "зеркало общества"» отсылает нас к "Литературным мечтаниям" как программной статье первого периода в критике Белинского. Однако тогда, в 1834 г., критик сделал вывод, что в этом значении "у нас нет литературы", так как не было и общества как выразителя интересов всего народа. Впоследствии категоричность этого утверждения сменялась у Белинского более конкретными формулировками - в прямой зависимости от успехов русской "поэзии действительности". Так, с выходом в свет гоголевских повестей, "Ревизора", а также "Героя нашего времени" критик пишет: "У нас нет литературы в точном значении этого слова, как выражения духа и жизни народной, но у нас есть уже начало литературы" ("Русская литература в 1840 году", 1841). Спустя два года, в первой статье пушкинского цикла он говорит: "Несмотря на бедность нашей литературы, в ней есть жизненное движение и органическое развитие, следственно, у нас есть история". Наконец, во "Взгляде на русскую литературу 1847 года" Белинский в прямой связи с влиянием на русскую литературу Пушкина, Лермонтова и в особенности "огромным" Гоголя заявляет: "она нашла уже свою настоящую дорогу и больше не ищет ее, но с каждым годом более и более твердым шагом продолжает идти по ней". По мысли критика, именно писатели "натуральной школы", обратившиеся в своем творчестве к "живым национальным интересам", впервые и явили в своем лице русское общество как выразителя "внутренней жизни народа". В своих подцензурных статьях Белинский лишь частично мог объяснить, что он имел в виду под "живым национальным интересом" России. С достаточной ясностью он сделал это в письмах к В.П.Боткину, К.Д.Кавелину, а также в знаменитом зальцбруннском письме 1847 г. к Гоголю. Это "уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть". Конкретно-исторически объяснив происхождение "натуральной школы", Белинский с тех же позиций отводит нападки на нее как социально-политических, так и эстетических ее противников. Первые "обвиняют писателей натуральной школы за то, что они любят изображать людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков, дворников, извозчиков, описывают углы (имеется в виду очерк Н.А.Некрасова "Петербургские углы", вошедший в "Физиологию Петербурга", 1845), убежища городской нищеты...". Но разве, отвечает Белинский, представитель "низших классов", мужик - не человек? Разве его "душа, ум, сердце, страсти, склонности" менее интересны и достойны внимания, чем в образованном человеке? Кроме того, гуманизация, демократизация и социализация литературы - результат общих тенденций современной эпохи. "В наше время, - подчеркивает в последнем годовом обзоре критик, - искусство и литература больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов, потому что в наше время эти вопросы стали общее, доступнее всем, яснее, сделались для всех интересом первой степени, стали во главе всех других вопросов". Несостоятельно, по Белинскому, и неприятие "натуральной школы" "с эстетической точки зрения во имя чистого искусства, которое само себе цель и вне себя не признает никаких целей". Дело в том, что само это понимание искусства рождено конкретными условиями, следовательно, вовсе не абсолютно: "Мысль эта чисто немецкого происхождения: она могла родиться только у народа созерцательного... и никак не могла бы явиться у народа практического, общественность которого... представляет широкое поле для живой деятельности". Поддержка и пропаганда Белинским 40-х годов "социальной беллетристики", то есть литературы, открытой современной общественной проблематике, коллизиям и конфликтам и одухотворенной гуманистическими целями, не была подменой эстетических задач утилитарными и дидактическими, как полагал позднее в своих отзывах о критике А.В.Дружинин. И в последний период своей деятельности Белинский, как показывают его отзывы об очерках Я.Буткова, В.Даля, романе А.Герцена "Кто виноват?" и другие, нимало не забывал о специфике искусства, требованиях художественности и не собирался жертвовать ими. "Без всякого сомнения, — заявляет он в последнем годовом обзоре, - искусство прежде всего должно быть искусством, а потом уже оно может быть выражением духа и направления общества в известную эпоху. Какими бы прекрасными мыслями ни было наполнено стихотворение, как бы ни сильно отзывалось оно современными вопросами, но если в нем нет поэзии, - в нем не может быть ни прекрасных мыслей и никаких вопросов, и все, что можно заметить в нем, - это разве прекрасное намерение, дурно выполненное. Когда в романе или повести нет образов и лиц, нет характеров, нет ничего типического, - как бы верно и тщательно ни было списано с натуры все, что в нем рассказывается, читатель не найдет тут никакой натуральности..." Иное дело, что и специфику искусства и нормы художественности Белинский понимает теперь не отвлеченно и догматически, но исторически — как подвижные, меняющиеся вместе с эпохой и развитием искусства, литературы. Изжила себя и не соответствует литературной реальности "мысль о каком-то чистом искусстве, живущем в своей собственной сфере, не имеющей ничего общего с другими сторонами жизни". Ошибочно, в свете опыта таких крупнейших художников и одновременно глубоко социальных поэтов, как Гоголь, Г.Гейне, Ч.Диккенс, представление о художественности, якобы чуждой нравственно-этическим симпатиям и антипатиям писателя» его субъективному отношению к изображаемой действительности. Более того, "отнимать у искусства право служить общественным интересам - значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит - лишать его самой живой силы, т.е. мысли..." "Когда, - писал Чернышевский в "Очерках гоголевского периода...", - явились Гоголь, Лермонтов и писатели... натуральной школы, возвышать или унижать предшествующих писателей было уже поздно: надобно было только показать ход постепенного развития русской литературы, в существовании которой до того времени сомневались, и определить отношения между различными ее периодами... И это было исполнено Белинским". Действительно, "натуральная школа" как высшее проявление самобытности и народности в русской литературе позволила Белинскому в истинном свете увидеть и все предшествующее развитие последней - создать ее историко-литературную концепцию. Различая в истории русской литературы периоды ломоносовский, карамзинский, пушкинский, гоголевский и, наконец, "натуральной школы", Белинский теперь имеет в виду не только присущее каждому из них значительное своеобразие и отталкивание от предыдущего, но и ту степень наследования предшествующих достижений, которая определялась пафосом всего литературного процесса: "все более и более тесным сближением с жизнью, с действительностью". * * *
Речь пойдет об отношении, которое сложилось между критикой Белинского и тем в значительной степени новым по сравнению с пушкинско-гоголевским периодом русского реализма литературно-творческие сознанием, предшественником которого в 40-е гг. стал Ф.М.Достоевский. Оно ярко продемонстрировало как сильные, перспективные стороны литературно-эстетических требований Белинского, так и тот их "предел", который объективно обнажается в любой критической системе при столкновении ее с материалом, принадлежащим фактически иной эстетический эпохе. Огромные возможности критики Белинского, проявившиеся и в связи с произведениями Достоевского, хорошо видны на фоне суждений о том же писателе К.С.Аксакова. "Для истинного художника, - писал Аксаков в статье о "Петербургском сборнике" (1846), где был опубликован роман Достоевского "Бедные люди", - необходима полная преданность искусству... полное беспристрастие; только при отсутствии всякой задачи может он решить великую задачу искусства". И к новому автору Аксаков подходит, таким образом, с позиций, ранее отразившихся в его брошюре о "Мертвых душах" Гоголя: задача художника - в созерцательно-бесстрастном воссоздании жизни в ее полном объеме, результатом которого становится "глубокая, примиряющая красота художественного создания". "После художественного произведения, - пишет критик, - у вас не остается тяжелого... впечатления; если, например, бедный человек изображен в нем, - в вас не пробуждается даже сострадание: оно пробудится при встрече с бедным человеком в жизни; но это впечатление частное; художник... не возбуждая в вас никакого частного движения... производит на вас общее впечатление..." От Аксакова не укрылся патетически-страстный (субъективный) тон "Бедных людей", их гуманистический пафос признания личности и уважения ее в самом социально маленьком человеке. Но именно этот тон и этот пафос и лишают, по мнению Аксакова, новое произведение художественности. "В одном журнале,— пишет он, - было замечено, что в его (Достоевского) повести есть филантропическая тенденция; мы согласны с этим; это тенденция высокая и прекрасная, но это-то и мешает произведению быть изящным. Картины бедности являются... не очищенные, не перенесенные в общую сферу. Впечатление повести тяжелое и частное..." "Достоевский, - заключает Аксаков, - не явил в своей повести... художественного таланта". Так абстрактно-эстетическая критика вновь продемонстрировала свою неадекватность развитию и видоизменению литературы. В отличие от Аксакова Белинский при первом же знакомстве с "Бедными людьми" угадал в их авторе "талант необыкновенный и самобытный", "в высокой степени творческий" и предсказал ему великое будущее. "Главную силу... оригинальность" Достоевского Белинский проницательно усматривает в "глубоком понимании и художественном воспроизведении трагической стороны жизни". Не менее точным и верным было указание Белинского на качественное отличие Достоевского (при всем частном сходстве) от Гоголя и писателей "натуральной школы". Автор "Бедных людей" и "Двойника" "сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а потому и успехом своего таланта". Это полностью соответствовало творческому самосознанию Достоевского, так характеризовавшему свое отношение (в письме к брату Михаилу 1847 г.) к литературно-эстетическим принципам русской литературы 40-х гг.: "Я завел процесс со всею нашею литературой, журналистами и критиками". Наконец, именно Белинский же уловил то принципиальное новшество в изображении Достоевского "маленького человека", которое заключалось в переносе акцента с внешних причин его нравственно-психологического состояния самочувствия (бедности, социальной приниженности и т.п.) на мотивы внутренние, личностные. Он понял, что Макар Девушкин - это нечто совсем иное, чем Акакий Башмачкин. "Многие могут подумать, - писал Белинский, - что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка так думать". Итак, в сравнении с отвлеченно-эстетическим подходом Аксакова критика Белинского выявила в целом свою адекватность и в значительной степени новому миропониманию, воплощенному в первом романе Достоевского. Иной оказалась, однако, позиция критика с выходом в свет таких произведений писателя, как "Двойник", "Господин Прохарчин", "Хозяйка" (1846-1847), свидетельствующих об углублении новаторской идейно-художественной концепции человека У Достоевского. Несмотря на похвалы повести "Двойник", содержащиеся в статье о "Петербургском сборнике", в целом ни одно из этих произведений Белинским принято не было. Уже в обзоре "Взгляд на Русскую литературу 1846 года" (1846) критик находит в "Двойнике", наряду с "огромной силой творчества" и "бездной" художественного Мастерства, и "страшное неумение владеть и распоряжаться экономически избытком собственных сил", а о рассказе "Господин Прохарчин" говорит, что он привел всех почитателей таланта Достоевского "в неприятное изумление". С другой стороны, и Достоевский, объясняя свое довольно скорое расхождение ("размолвку") с Белинским скажет: "Она произошла из-за идей о литературе и о направлении литературы". Дело, разумеется, не сводилось к отрицательному восприятию Белинским фантастического колорита, возобладавшего в "Двойнике", а также "Хозяйке". Если Достоевский ставил себе в заслугу открытие в лице героя "Двойника" нового и при этом "величайшего социальною типа", то Белинский счел Голядкина фигурой исключительной, случайной, то есть отказал ей в типичности. "В искусстве, - писал он, - не должно быть ничего темного и непонятного; его произведения тем и выше так называемых "истинных происшествий", что поэт освещает пламенником своей фантазии все сердечные изгибы и своих героев, все тайные причины их действий, снимает с... события все случайное, представляя нашим глазам одно необходимое как неизбежный результат достаточной причины". Голядкин представляется Белинскому явлением не социально- психологическим, но патологическим. На деле повесть "Двойник" демонстрировала не отказ от причинно-следственной мотивации характеров, но иное, по сравнению с Гоголем и "натуральной школой", их и понимание. Из преимущественно внешних (социальных, сословных, материальных, иерархических и т.п.) они у Достоевского становились по преимуществу внутренними - личностными, духовно-психологическими, Эту принципиальную грань дарования и миропонимания Достоевского не без проницательности подметил в своей статье "Нечто о русской литературе в 1846 году" (1847) Валерьян Майков (1823-1847). В отличие от Белинского Майков ищет тайну таланта Достоевского не в том, что сближает его с пушкинско-гоголевским реализмом, но в том, что их разделяет. "...Гоголь, - пишет он, - поэт по преимуществу социальной, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума". Белинский, согласно рассказу П.В.Анненкова, увидел в "Бедных людях" "первую попытку у нас социального романа". Майков же пишет о том же произведении: «Даже в "Бедных людях" интерес, возбуждаемый анализом выведенных на сцену личностей, несравненно сильнее впечатления, которое производит на читателя яркое изображение окружающей их сферы. И чем больше времени проходит по прочтении этого романа, тем больше открываешь в нем черт поразительно глубокого психологического романа". "Огромностью психологического интереса", прежде всего присущего Достоевскому, объясняет Майков и тот фантастический, "мистический отблеск, который свойствен вообще изображениям глубоко анализированной действительности". Итак, в оценке Достоевского, как некогда молодого Гоголя, вновь восторжествовали такие принципы конкретно-эстетической порции Белинского, как историзм, безукоризненный эстетический вкус и чуткость к новому художественному явлению. Вместе с тем пафос произведений Достоевского, а также его новаторская концепция человека не были в должной мере поняты Белинским. Значит ли это, что Белинский к концу 40-х гг. просто "устарел"? Нет, не значит. Надо помнить, что критические принципы "неистового Виссариона" были следствием не только субъективных, но и глубоко объективных предпосылок. Важнейшая из них - пушкинско-гоголевский период русской поэзии действительности, формировавший критико-эстетические понятия Белинского и позволивший ему благодаря этому явиться и лучшим, гениальнейшим его, этого периода, истолкователем. Новое время, новое эстетическое сознание и мышление, предтечей которого в русской литературе явился автор "Бедных людей" и "Двойника", нуждалось в соответствующих им интерпретаторах. В этом-то объективное преимущество, которое отличает майковскую оценку Достоевского от суждений о нем Белинского.
Вопросы для самостоятельной работы студентов 1. Определите особенности философской критики; охарактеризуйте ее основных представителей. 2. Эстетические работы и литературно-критические статьи Н.И.Надеждина. 3. Ранняя литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. Рассмотрите «Литературные мечтания», статьи, посвященные творчеству Н.В.Гоголя и др. 4. Литературно-критический смысл «примирительного» периоды в творческой деятельности В.Г.Белинского, его важнейшие статьи 30-х гг. 5. Критика В.Г.Белинского 40-х гг. 6. В.Г.Белинский о А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове, Н.В.Гоголе, Ф.М.Достоевском. 7. Определите особенности философской критики; охарактеризуйте ее основных представителей. 8. Эстетические работы и литературно-критические статьи Н.И.Надеждина. 9. Ранняя литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. Рассмотрите «Литературные мечтания», статьи, посвященные творчеству Н.В.Гоголя и др. 10. Литературно-критический смысл «примирительного» периоды в творческой деятельности В.Г.Белинского, его важнейшие статьи 30-х гг. 11. Критика В.Г.Белинского 40-х гг. 12. В.Г.Белинский о А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове, Н.В.Гоголе, Ф.М.Достоевском.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |