Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.
Гипербола
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Глаза громадные, как
прожекторы.
(В. Маяковский.)
Гротеск
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина
Ирония
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый
Откуда, умная, бредёшь ты,голова? (И. Крылов.)
Литота
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)
Метафора,
развёрнутая
метафора
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ
Со снопом волос твоих
овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
Метонимия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)На серебре, на золоте едал.Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Олицетворе-ние
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветрночной, О чём так сетуешь безумно?(Ф. Тютчев.)
Перифраз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
Царь зверей (вместо лев)
Синекдоха
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напалеоны.
Сравнение
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Эпитет
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
Отговорила рощазолотая Берёзовым весёлым языком.
А6. (стр.2) ФИГУРЫ РЕЧИ
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура
Значение термина
Пример
Анафора (или едино-начатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза
Стилистический приём контраста,
противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.
Градация
(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и дейтвия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возраста-ющей или убывающей значимости
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белыхяблонь дым.
Инверсия
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Лексический повтор
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Плеоназм
Повторение сходных слов и оборо-тов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Оксюморон
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение
Приёмы, использующиеся для уси-ления выразительности речи. Рито-рический вопрос задаётся не с це-лью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на чи-тателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.(Ф. Тютчев.)
Синтаксический
параллелизм
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
Гляжу на будущностьс боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...
Умолчание
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моейсудьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Эллипсис
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
Милый друг, и в этом тихомДоме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихомДоме Возле мирного огня. (А.Блок.)
А6 (стр.3) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины
Значение
Примеры
Антонимы,
контекстные
антонимы
Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Синонимы,
контекстные
синонимы
Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения
Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы
Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению
Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
Паронимы
Близкие по звучанию, но различные по значению слова
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное
Меч правосудия, море света
Диалектизмы
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий
Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
Профессиона -лизмы
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.
Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску
Бессмертие, стимул, превалировать...
Простореч-ная
лексика
Слова, разговорного употребления,
отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера
Болван, вертихвостка, вихлять
Неологизмы (новые слова)
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы
Будет буря — мы поспоримИ помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы)
Слова, вытесненные из современного языка
другими, обозначающими те же понятия
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро
А6 (стр.4) Экспрессивно – эмоциональная лексика
Разговорная.
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Миленький, зайчонок, умишко, детище
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление