КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свидетельство Мирона Приенского[20]Свидетельство Плутарха[19].
Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов. Фукидид в «Пелопоннесской войне» рассказывает, что спартанцы выбрали отличившихся особою храбростью илотов, и те, с венками на голове, словно готовясь получить свободу, посещали храм за храмом, но немного спустя все исчезли,- а было их более двух тысяч,- и ни тогда, ни впоследствии никто не мог сказать, как они погибли. Аристотель особо останавливается на том, что эфоры, принимая власть, первым делом объявляли войну илотам, дабы узаконить убийство последних. И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку. Даже гораздо позже, во время похода фиванцев в Лаконию, когда захваченным в плен илотам велели спеть что-нибудь из Терпандра, Алкмана или лаконца Спендонта, они отказались, потому что господам-де это не по душе. Итак, тот, кто говорит, что в Лакедемоне свободный до конца свободен, а раб до конца порабощен, совершенно верно определил сложившееся положение вещей.
Мирон Приенский – ионийский историк (III в.до н.э.). Фрагменты из его работ дошли до нас в сочинении «Пирующие софисты» греческого грамматика и софиста Афинея (II-III вв.н.э.).
О том, с какой дерзостью и высокомерием лакедемоняне вели себя по отношению к илотам, свидетельствует и Мирон из Приены во второй книге своих мессенских штудий: «А все, что они поручают илотам, связано с позором и унижением. Так, им полагается носить шляпы из собачьей кожи и одеваться в шкуры животных. Ежегодно илоты получают определенное число ударов, даже если они и не совершили никакого преступления. Это делается для того, чтобы илоты всегда помнили, что они – рабы. Кроме того, если кто-нибудь из них своим внешним видом начинает сильно отличаться от раба, то и он сам наказывается смертью, и на хозяина его накладывается штраф за то, что тот вовремя не пресек чрезмерного развития своего илота».
Вопросы к текстам: 1. Каково этническое происхождение спартанцев? Какие еще этнические группы населения проживали на территории Спарты? 2. О чем свидетельствует тот факт, что царь Клеомен был ахейцем? 3. Кем были спартанские илоты? Каковы были их занятия? 4. Чем илотия отличалась от классического рабства в других полисах Греции? В чем была разница между положением илотов и положением периэков? 5. В чем заключался смысл криптий? 6*. Определите, насколько периэков было больше, чем спартанцев.
[1] Плутарх. Ликург. Перевод С.П.Маркиша. [2] То есть 1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28. Такие числа греки называли совершенными. [3] Народное собрание в Спарте действительно называлось «апелла», но связь этого названия с именем бога Аполлона фантастична. [4] Текст испорчен. [5] Медимн = 51,84 л. [6] Котон – глиняный сосуд с одной ручкой и узким горлышком. [7] Ретра (греч.) – «договор» или «изречение оракула». [8] Ксенофонт. Лакедемонская полития, 13-15. Перевод М.Н.Ботвинника. [9] Зевс-Водитель – распространенное в Спарте прозвище Зевса. Спутники Зевса – видимо, Диоскуры. [10] «Носитель огня» (пирофор) – священная должность, связанная с восходящим к глубокой древности культом огня. В Греции обычай носить огонь впереди войска существовал только у спартанцев. [11] Аристотель. Политика, II, 6, 14-18. Перевод СА.Жебелева. [12] Плутарх. Ликург, 16-18. Перевод С.П.Маркиша. [13] Эфебы – юноши, достигшие совершеннолетия (16-18 лет). [14] Артемида Орфия (Прямостоящая) – богиня, покровительствующая охоте. Обряд кражи сыра с алтаря Артемиды, видимо, был инсценировкой какого-то древнего мифа. [15] Геродот. История, II, 172; V, 72; VIII, 73. Перевод Г.А.Стратановского. [16] Святилище Афины в Эрехтейоне. Клеомен царствовал в Спарте на рубеже VI и V вв.до н.э. [17] Страбон. География, VIII, 4. Перевод В.Г.Боруховича. [18] Гелос – город в Лаконике. Происхождение термина «илоты» скорее связано с греческим глаголом «αι̉ρέω» («брать в плен», «завоевывать»). [19] Плутарх. Ликург, 28. Перевод С.П.Маркиша. [20] Афиней. Пирующие софисты, XIV. Перевод Л.Г.Печатновой.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |