![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие познавательной сферыВосприятие. Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее: ♦ восприятие превращается в особую познавательную деятельность; ♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих; ♦ воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов); ♦ совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий. Внимание. В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте: ♦ значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания; ♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; ♦ внимание становится опосредованным; ♦ внимание связано с интересами ребенка к деятельности; ♦ появляются элементы послепроизвольного внимания. Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших дошкольников память непроизвольная (3-4 года). Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания (механическая память). Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, если это вызывает у него эмоциональный отклик. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании (смысловая память). В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Но она пока носит эпизодический характер, при включении в деятельность – игру, поручения, занятия. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией. Она включается в процесс формирования личности. 3-4 года – годы первых детских воспоминаний. Воображение. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: ♦ замысел в форме наглядной модели; ♦ образ воображаемого объекта; ♦ образ действия с объектом. Мышление. Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Но дети могут и правильно рассуждать
Т.е. в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать. Т.о. он решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. Это возраст «почемучек». На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. С развитием речи идет усвоение понятий (на житейском пока уровне). К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Речь. В дошкольном детстве завершается процесс развития речи. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Ø Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития: в начале дошкольного возраста – узнает неправильно произнесенные слова, но может не все звуки произносить правильно, т.к. сохраняется предшествующие способы воспроизведения звуков; в конце дошк. периода – слышит и говорит правильно. Ø Интенсивно растет словарный запас ребенка 1,5 года – 100 слов, 3 года – 1000-1500 слов, 6 лет – 2500-3000 слов. Ø Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются, тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В 3-5 лет ребенок активно владеет речью. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ø К конце дошкольного возраста ребенок переходит к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. У детей есть способность к словообразованию – словотворчеству (См. К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Ребенок овладевает всеми формами устной речи: сообщения (монологи, диалогическая речь, эгоцентрическая речь (планирование и регуляция действий). Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |