Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фанатики и сумасшедшие




 

 

Вопрос первый:

Ошо, какая разница между фанатиком и сумасшедшим?

 

Небольшая. И в то же время большая. Оба безумны, но их безумие абсолютно разного качества. Центры безумия различны. Сумасшедший безумен из головы, фанатик — из сердца.

Сумасшедший безумен из-за неудач. Его логика повреждена, он не может идти дальше с головой. Для логического ума наступает момент, когда распад неизбежен, потому что логика хороша до определенного предела, за которым она недейственна. Она больше не верна по отношению к реальности.

Жизнь нелогична. Она дикая. В жизни противоречия не противоречия, а дополнения. Жизнь не принимает деления на «или то — или это», жизнь принимает и то, и это. День становится ночью, ночь становится днем. Они встречаются и сливаются, их границы размыты. Все накладывается на все: вы совпадаете с вашими возлюбленными, они совпадают с вами. Ваш ребенок все еще часть вас, и он же уже независим — границы размыты.

Логика создает четкие границы. Для четкости она разделяет жизнь надвое, на дуальности. Четкость достигнута, но живость утрачена. Ценой живости логика достигает четкости.

Поэтому, если у вас средний ум, вы, возможно, никогда не сойдете с ума. Это значит, что вы безразличны, логичны, и многое из того, что нелогично, существует в вас параллельно. Но если вы действительно логичны, тогда единственный возможный результат — это безумие. Чем более вы логичны, тем более невыносимо будет для вас проявление всего нелогичного. Но жизнь нелогична, поэтому постепенно для вас станет невыносимой сама жизнь. Вы будете становиться все более и более закрытым. Вы отречетесь от жизни, но не отречетесь от логики. В конце концов вы сломаетесь. Это несостоятельность логики.

Почти все великие философы-логики сошли с ума. Если они не сошли с ума, значит, они не были великими философами. Ницше сошел с ума, Бертран Рассел нет. Он не был таким уж великим философом; он, в некотором отношении, был сама посредственность. Он жил, опираясь на здравый смысл, — он был здравомыслящий философ. Он не доходил до крайностей. Ницше дошел до самой крайности и, разумеется, столкнулся с бездной.

Безумие — это сбой в голове, а в жизни миллион ситуаций, когда вдруг голова оказывается бесполезной.

Я прочитал анекдот...

 

Женщина позвонила строителю своего нового дома, чтобы пожаловаться на вибрации, которые возникают каждый раз, когда в двух кварталах от того места проезжает трамвай.

«Это просто смешно! — сказал он. — Я заеду и проверю».

«Только подождите, пока проедет трамвай, — сказала женщина прибывшему на осмотр строителю. — Недавно от этой тряски я даже с кровати упала. Лягте — убедитесь сами».

Только строитель растянулся на кровати, как в комнату вошел муж.

«Что ты делаешь в постели моей жены!» — потребовал он объяснений.

Напуганный строитель дрожал как осиновый лист. «Вы, конечно, не поверите, но я жду трамвая», — ответил он.

 

Существует множество ситуаций, когда жизнь проявляется в своей тотальной нелогичности. И вдруг логический ум останавливается, он не может действовать. Если вы понаблюдаете за жизнью, вы обнаружите, что действуете алогично каждый день. И если вы будете слишком настаивать на логике, постепенно вас будет парализовать; постепенно вы будете отдаляться от жизни; постепенно вы начнете ощущать, как внутри вас поселяется безжизненность. Рано или поздно ситуация взорвется: деление на «или то — или это» потерпит неудачу.

Разделение как таковое фальшиво. В жизни ничто не разделено. Разделение существует исключительно в вашей голове; только в вашей голове существуют четкие границы. Это как если бы вы расчистили в лесу небольшую полянку, поставили забор, четко обозначающий границы, посеяли газон, посадили розы — все в идеальном порядке. Но за границами сада — лес, и он ждет. Если вы не будете заботиться о саде хотя бы несколько дней, лес проникнет в него. Если вы оставите сад без присмотра, спустя некоторое время сад исчезнет, и лес обоснуется там. Логика — порождение человека, как и английский парк. Английский парк — это не дзенский японский сад. Он имеет четкие границы.

Каждый день возникают трудности. За моим садом присматривает Мукта. Она мой садовник, и все время она что-то подстригает. А я все время говорю ей: «Не надо ничего стричь! Пусть будет как в лесу!» Но что она может сделать? Она в тайне от меня продолжает подстригать деревья и кусты, проектирует, контролирует: она просто не может позволить саду стать лесом. У него должны быть границы.

Логический ум похож на небольшой сад, рукотворный сад, а жизнь — это дикий лес. Рано или поздно вы столкнетесь с жизнью, и тогда ум зашатается и падет ниц. Дотянитесь своим умом до самых пределов логики, и безумие вам гарантировано.

 

Это случилось в аэропорту. Московиц встретил своего делового конкурента, Левинсона, и с тщательно разыгранной претензией на небрежность спросил: «И куда это вы собрались, Левинсон?»

Левинсон не менее небрежно ответил: «В Чикаго».

«О! — воскликнул Московиц и победоносно погрозил ему. — Я поймал тебя с поличным! Ты сказал мне про Чикаго, потому что хочешь, чтобы я думал, что ты летишь в Сент-Луис, но не далее как этим утром я беседовал с твоим партнером и случайно узнал, что ты собираешься в Чикаго, обманщик!»

 

Логический ум все время разрабатывает и раскручивает свои собственные теории, собственные идеи и пытается подстроить под них реальность. Реальность должна соответствовать твоим идеям — вот путь логического ума. Усилия направлены на то, чтобы сделать реальность тенью своей идеологии. Но это невозможно, вы пытаетесь совершить невозможное. Это невозможно, это не может случиться. Идеология должна следовать за реальностью, иначе в ситуации, когда вы должны придерживаться реальности, все устройство вашего ума пошатнется, все устройство вашего ума просто обрушится. Оно подобно карточному домику: легкий ветерок реальности — и дворец исчезает. Это и есть безумие.

Что такое безумие фанатика? Центр безумия фанатика — сердце, в то время как центр обычного сумасшествия — голова. Обычное сумасшествие случается из-за нарушения работы головы; безумие фанатика возникает в результате торжества в его сердце. Когда пропадает логика — это обычное безумие. Когда торжествует любовь — необычное безумие, безумие фанатика.

Любовь нелогична. Любовь иррациональна. Любовь есть жизнь. Любви понятны ее любые противоречия. Любовь способна понять даже собственную противоположность — ненависть. Вы когда-нибудь замечали? Вы начинаете ненавидеть того человека, которого любите. Но любовь больше. Она настолько велика, что даже ненависти позволено сыграть свою партию. На самом деле, когда вы любите по-настоящему, даже ненависть не является раздражителем — напротив, она придает яркости и остроты. Она делает отношения более яркими, как радуга. Даже ненависть — не противоположность для любящего сердца: оно может ненавидеть и продолжать любить. Любовь настолько велика, что даже ненависти позволено сказать свое слово. Любовники становятся близкими врагами, они продолжают бороться.

Если вы спросите психоаналитиков, психиатров и психологов, то они ответят: если пара закончила бороться, значит, закончилась любовь. Если пара больше не хочет сражаться, если они стали совершенно безразличны друг другу, то любовь закончилась. Если вы продолжаете бороться со своим мужем или женой, подружкой или бойфрендом, это говорит только о том, что в ваших отношениях все еще течет жизнь. Это все еще живые провода — все еще накалены. Когда любви больше нет и все мертво, то борьбы нет. А как иначе! За что бороться? Это бессмысленно. Вы погружаетесь в своего рода холодность, в безразличие.

Любовь подобна дикой жизни, поэтому Иисус и говорит, что Бог есть любовь. Что он имеет в виду? Он имеет в виду, что, если вы любите, вам откроются многие вещи, которые являются качествами Бога, божественного. Он принимает противоположности: даже Дьяволу позволено сказать свое слово. Не возникает проблем с противоположным: враг — тоже друг, и глубоко внутри вы тесно связаны; смерть не противоречит жизни, но является ее частью, а жизнь — частью смерти.

Целое значительно больше, чем все противоположности. И оно не совокупность противоположностей, оно больше совокупности. Это высшая математика сердца. Влюбленный человек будет выглядеть сумасшедшим. Он будет казаться вам сумасшедшим, потому что вы действуете из головы, а он действует из сердца. Эти языки тотально различны.

Например, Иисуса распяли. Враги ждали, что он проклянет их, и слегка боялись. Друзья ждали от него совершения чуда — что все враги падут замертво. Но что сделал он? Он совершил самый безумный поступок: он молил Бога простить этих людей, потому что они не ведали, что творят.

Это безумство любви. Совершенно неожиданно, что, когда тебя убивают, ты молишь о прощении этих людей, потому что они не ведают, что творят. Они совершенно неосознанны, они лунатики. Что бы они ни делали, они не несут ответственности, потому что как можно возлагать ответственность на кого-то, кто спит? «Они не осознают, прости их». Это и было чудом, свершившимся в тот день, но никто не заметил его — это было сущее безумие.

Язык любви абсолютно чужероден для головы. Сердце и голова находятся на самых удаленных полюсах реальности. Нет большей дистанции между иными двумя точками, чем между головой и сердцем, разумом и любовью, логикой и жизнью.

Если человек безумен от любви, его безумие не является болезнью. На самом деле он единственный здоровый человек. Он единственный цельный человек; он единственный святой человек, потому что благодаря своему сердцу он вновь соединился с жизнью. Он больше не борется, конфликтов больше нет. Он сдался, он отпустил. Он доверяет жизни. У него есть вера, и он знает, что ничего плохого не случится. Он не боится. Даже в смерть он пойдет со смехом и песнями, в экстазе, потому что даже в смерти его ждет Бог, смерть тоже становится дверью.

Естественно, для логического ума этот человек сумасшедший. И он в известном смысле безумен, потому что любое его действие выходит за пределы здравого смысла. Но мне он не кажется сумасшедшим. Спросите Иисуса — для него он тоже не сумасшедший. Спросите Будду: для него он не сумасшедший; в действительности, он единственный нормальный человек, потому что он больше не думает, он живет. Он больше не разделен, он тотален. В нем больше нет двойственности, он единство.

Таково значение слова йога — то, что соединяет. Таково же значение и слова религия — то, что делает вас одним целым, снова собирает вас в одно, religere; вы больше не расщеплены.

В ином случае обычно вы не одна личность, вы много личностей. Вы толпа. Вы не знаете, что делает ваша левая рука и что собирается делать. Утром вы не знаете, что будете делать вечером. Вы говорите одно, но хотели сказать другое и продолжаете говорить что-то не то. Вы не единство, а толпа. Множество личностей внутри вас вращается в колесе, и каждая из них, оказываясь на вершине, становится правителем. И правитель обещает то, что выполнить не в состоянии, потому что тогда, когда наступит время выполнять свои обещания, он уже не будет правителем.

Ты влюбляешься в женщину и говоришь: «Я буду любить тебя вечно». Подожди! Что ты говоришь? Когда ты говоришь это, одна из твоих личностей оказывается на троне и заявляет: «Я буду любить тебя вечно!» Но уже через полчаса ты начинаешь жалеть о сказанном. А через несколько дней ты полностью забываешь о том, что говорил.

Но женщина это не забывает, она будет помнить. Она снова и снова будет напоминать тебе о том, что ты обещал ей любить ее вечно. Что случилось с твоей любовью? Ты будешь чувствовать вину, ты будешь чувствовать бессилие и беспомощность, потому что ничего не можешь сделать. Теперь ты знаешь, что не стоило говорить о будущем, но в тот момент ты не смог устоять перед самим собой. В тот момент все выглядело так, будто ты будешь любить ее вечно. В тот момент это было правдой, но часть ума, которая утверждала это, больше не император. Теперь на ее месте другие умы: другая часть ума сидит на троне и любит другую женщину, выбирает другую. Что бы ты ни обещал, ты не собираешься выполнять.

Человек понимания ничего и никогда не обещает, потому что осознает свою беспомощность. Он скажет: «Я бы хотел любить тебя вечно, но кто знает? Завтра я могу быть совершенно другим человеком». Он будет чувствовать смирение, он не будет самоуверенным. Только дураки бывают самоуверенными. Люди понимания сомневаются, потому что знают: у них внутри целая толпа, каждый из них не один.

Поэтому во всех древних писаниях говорится: если вас посетила хорошая идея, воплощайте ее незамедлительно, потому что в следующее мгновение, возможно, вы и слышать о ней не захотите. А если это плохая идея, отложите ее ненадолго. Если в вас поднимается что-то хорошее, не упускайте момент, действуйте! Если вы чувствуете, что это хорошо, вы можете сделать это и завтра, но сделайте это прямо сейчас, не откладывайте.

Но обычный ум делает все наоборот: все хорошее, что поднимается в тебе, ты откладываешь на завтра — и оно никогда не произойдет, а все плохое ты незамедлительно воплощаешь в жизнь. Если ты злишься, ты злишься прямо сейчас, ты не откладываешь это. Но если ты чувствуешь сострадание, ты говоришь себе: «Зачем торопиться? Завтра!» Но завтра никогда не наступает. Завтра не существует.

Обычно один человек — это толпа. Поэтому лучше не использовать слово ум в единственном числе. Мы не должны говорить: у тебя есть ум. Это неправильно. У редкого человека есть ум. У тебя есть умы. Ты полипсихичен.

Сердце — это прекрасная вещь — сердце всегда одно. Оно не знает двойственности. В нем нет толпы, это целостность. И чем ближе ты к сердцу, тем явственнее поднимается «один» и сходит на нет «много». Сердцу не нужны обещания — даже не обещая, оно выполняет их.

Ум продолжает давать обещания, но никогда не выполняет их. По сути, он обещает только для того, чтобы создать иллюзию, потому что знает, что не собирается ничего выполнять. Можно, по крайней мере, создать иллюзию, обещая: «Я буду любить тебя всегда, вечно». Сердце никогда не скажет ничего подобного, но сделает. А если ты можешь сделать это, какой смысл в разговорах? В этом нет смысла.

Влюбленный человек безумен, безумен с точки зрения логического ума, но он не болен. На Западе в сумасшедших домах очень много здоровых людей. Если бы они оказались на Востоке, возможно, им бы даже поклонялись. На Западе пока не существует понимания того, что человек может быть безумен с ориентацией на голову, а может — с ориентацией на сердце. Человек с безумным сердцем не сумасшедший, это божий человек. Либо безумство его настолько необычно, что следует ему поклоняться, почитать его, благоговеть перед ним. Он не нуждается в лечении, он не нуждается в психиатрической больнице, он не нуждается в шоковой терапии. Но обычно доходит до крайностей.

На Востоке случалось, что многим безумцам поклонялись — тем, кто был болен из головы. Они были просто помешанными, но им поклонялись так же, как поклоняются безумцам из сердца: достаточно трудно обычному человеку провести различия — они слишком похожи.

А на Западе происходит противоположное: люди, которые в прошлом были бы святыми... Только представьте, если бы Иисус родился в сегодняшней Америке, где бы он оказался? Или Святой Франциск Ассизский — где был бы он? В каком-нибудь сумасшедшем доме. Евреи обошлись с Иисусом очень даже хорошо: они убили его, зато не упекли в психиатрическую лечебницу. Это гораздо более уважительно.

Но сейчас, в современном мире, если бы он возродился где-нибудь в Америке, он бы тут же оказался в сумасшедшем доме, или на кушетке у какого-нибудь последователя Фрейда, или подвергся электрошоковой терапии, напичканный лекарствами, потому что психоаналитики признали бы его неврастеником, его личность — невротической; он стал бы сумасшедшим. Конечно, все его речи казались безумными. Он говорил: «Я есть сын Божий». Абсурд! Сын Бога? О чем это он? Да у него мания величия! Он не в себе, он грезит. Он рассказывает о царстве Божьем — чепуха, волшебные сказки, которые хороши для детских книг, но незрелы. Он выбрал лучшее время для своего прихода.

Святой Франциск Ассизский точно оказался бы в сумасшедшем доме: он разговаривал с деревьями, спрашивал у миндального дерева: «Как ты, сестра?» Если бы он оказался сейчас здесь, его бы схватили: «Что ты делаешь? Разговариваешь с миндальным деревом?» А он говорил ему: «Сестра, спой мне о Боге». И это еще не все: он слышал песни, которые пела ему сестра — миндальное дерево! Сумасшедший! Его надо лечить! Он разговаривает с реками и рыбами и утверждает, что рыбы отвечают ему. Он разговаривает с камнями и скалами: разве нужны еще доказательства, что он безумен?

Да, он безумен, но разве вы не хотели бы быть таким безумным, как Франциск Ассизский? Только подумайте: уметь слышать песни миндальных деревьев; иметь сердце, которое видит в деревьях братьев и сестер; сердце, умеющее говорить с камнями и скалами; сердце, которое во всем видит Бога, повсюду, в каждой форме, — это должно быть сердце величайшей любви. Только совершенная любовь открывает перед вами эти тайны.

Но, с точки зрения логического ума, все это, безусловно, абсурд. Но для меня и для каждого, кто познал, как смотреть на жизнь из сердца, это единственно важные вещи. Стань безумным, если можешь. Стань безумным от всего сердца.

И последнее, что касается данного вопроса: если голова выйдет из строя, не переживайте. Используйте эту возможность деструктурированного состояния. В этот момент пусть вас не волнует, что вы сходите с ума. В этот момент проскользните в сердце.

Когда-нибудь в будущем, когда психология станет действительно зрелой наукой, мы научимся помогать безумцам из головы перемещаться в сердце, потому что такая возможность появляется именно в этот момент. Разрыв может стать прорывом. Старая система разрушена, теперь он больше не в когтях разума, он на мгновение свободен. Современная психология пытается вернуть человека к старой системе. Все усилия современной науки основываются на возвращении: как снова сделать человека нормальным. Настоящая психология будет стремиться к иному. Настоящая психология использует эту возможность — старый ум исчез, возник промежуток — и приведет человека к другому уму — из сердца. Она приведет его к другому центру его существа.

Когда вы ведете машину, то переключаете передачи. Каждый раз при переключении передачи возникает момент, когда машина движется на нейтральной передаче, ей приходится двигаться на нейтральной передаче. Нейтральная передача — это отсутствие передачи. От одной передачи к другой — один миг, когда передачи нет. Так же и с вами: когда один ум вышел из строя, вы оказываетесь в нейтральном состоянии. Вы снова как будто только что родились. Воспользуйтесь этой возможностью и уведите энергию от старой, прогнившей структуры, которая разваливается. Оставьте руины, двигайтесь в сердце. Забудьте о разуме, пусть любовь станет вашим центром, вашей целью. Каждый разрыв может стать прорывом. И каждая неудача головы может стать торжеством сердца.

Неудача головы может обернуться торжеством сердца.

 

Вопрос второй:

Ошо, однажды во время даршана я слышал, как ты сказал одному из посетителей, что он мог бы стать хорошим саньясином. Что значит быть хорошим саньясином?

 

Во-первых, кто такой саньясин?

Саньясин — это тот, кто пришел к осознанию тщетности так называемой мирской жизни. Саньясин — это тот, кто понял одну вещь: нужно срочно что-то делать со своей сущностью. А если он продолжит дрейфовать по старым дорогам, то упустит возможность самой жизни. Саньясин приходит к осознанию того, что до сих пор он жил неправильно, двигался в ложном направлении, был слишком озабочен вещами и не озабочен собой, был более чем озабочен всемирной известностью и властью, но совершенно не интересовался, кто он сам. Саньясин — это тот, кто поворачивается к себе самому, паравритти. Саньясин — это чудо: энергия возвращается к вам.

Обычно энергия устремляется от вас в сторону вещей и целей, имеющих значение в обществе. Энергия уходит от вас, вот почему вы чувствуете себя пустыми. Энергия уходит и никогда не возвращается, а вы продолжаете транжирить ее. Постепенно вы становитесь растраченным, разочарованным: ничто не возвращается. Постепенно вы все больше и больше ощущаете пустоту внутри. Энергия каждый день покидает вас. Затем приходит смерть. Смерть не что иное, как ваше истощение, растрата. Величайшее чудо жизни — осознание этого, поворот энергии к дому. Это разворот. Этот разворот, паравритти, и есть саньяса.

Это не значит, что вы должны оставить мир. Живите в нем, незачем покидать его или уходить куда-то еще. Живите в миру, но тотально иным образом: живите здесь, но оставайтесь центрированным в себе, чтобы энергия продолжала возвращаться к вам.

Вы больше не исходящий, вы стали входящим. Вы станете запасом энергии, резервуаром, а энергия — наслаждением, чистым наслаждением. Энергия переполняет вас, и вы полны восторга, и вы можете делиться и можете отдавать в любви. В этом разница. Если вы обратите свою энергию в жадность, она никогда не вернется. Если вложите свою энергию в любовь, она вернется тысячекратно. Если обратите свою энергию в злобу, она никогда не вернется. Вы останетесь пустым, истощенным, растраченным; но стоит обратить ее в сострадание, и она вернется, тысячекратно преумноженная.

Сейчас я расскажу, что такое хороший саньясин. Хороший саньясин тот, кто сумел понять фундаментальный закон жизни: когда ты отдаешь с любовью, она возвращается тысячекратно. Отдаешь в злобе — уйдет навсегда; отдаешь в жадности — уйдет навсегда. Делись, и никогда не убудет, наоборот — ты обогатишься.

Когда я говорю «хороший саньясин», я не имею в виду морального или аморального саньясина: мое слово хороший никак не связано с нравственностью. Оно связано с тем, что Будда называет ais dhammo sanantano, что Будда называет «вечный закон жизни».

Хороший человек — это понимающий человек. Хороший человек — бдительный, осознанный, вот, собственно, и все. Для меня осознанность — единственная ценность, все остальное бессмысленно. Для меня осознанность — единственная ценность, и когда я говорю «хороший саньясин», я имею в виду осознанного саньясина. Когда вы осознанны, вы ведете себя согласно закону, фундаментальному закону. Когда вы неосознанны, вы продолжаете разрушать себя, живете на грани суицида.

Если вы ведете себя согласно фундаментальному закону, вы невероятно обогатитесь. Ваша жизнь с каждым мгновением будет становиться все богаче и богаче. Вы станете королем. Во внешнем мире вы можете остаться бродягой, но внутри вы станете королем, вершиной внутреннего богатства. Царствие Божие, о котором говорит Иисус, находится внутри вас. Вы станете королем королевства, которое находится внутри вас. Но нужна бо$льшая осознанность.

Не поймите меня неправильно. Когда я говорю «хороший саньясин», я не вкладываю в это слово никакого морального смысла. Я использую его в его основном значении, потому что нравственность — побочный продукт осознанности, а безнравственность — тень неосознанности. Меня не занимают тени и побочные продукты; меня интересует фундаментальное, основополагающее.

Будь осознанным, и будешь хорошим; будь неосознанным, и будешь плохим.

Я слышал небольшой анекдот...

 

Старый фермер смотрел, как его сын, Люк, поджигал фитиль масляной лампы, собираясь куда-то на ночь.

«Зачем тебе фонарь?» — спросил он.

Сын как ни в чем не бывало ответил: «Я иду на свидание, пап. Не волнуйся, я верну деньги за масло».

«Черт возьми! — воскликнул отец. — Когда я встречался с девушками, я никогда не брал с собой фонарь!»

«Оно и видно, — ответил сын. — Посмотри, что из этого вышло!»

 

Если вы не возьмете с собой лампу осознанности, вы создадите вокруг себя ад. Зажигайте свою лампу, куда бы вы ни направлялись. Свидание или не свидание — это неважно. Куда бы вы ни шли, что бы вы ни делали — всегда делайте это в лучах внутреннего света, осознанно.

И не беспокойтесь по поводу морали, понятий, что хорошо, а что плохо. Хорошее всегда следует за вашим внутренним светом, как тень. Позаботьтесь о внутреннем свете.

В этом состоит смысл медитации — стать более бдительным. Живите той же жизнью, только измените свою бдительность, сделайте ее более глубокой. Ешьте ту же еду, ходите старыми тропами, живите в том же доме, оставайтесь с теми же женщиной и детьми, но будьте тотально другими внутри. Будьте осознанными! Ходите по старым тропам, но осознанно. Если вы становитесь осознанными, неожиданно старая тропа уже не та же, что и раньше, потому что вы больше не те. Когда вы становитесь осознанными, та же самая еда обретает совершенно иные качества, потому что вы не те. Та же женщина стала другой, потому что другим стали и вы. Все изменяется вместе с вашими внутренними изменениями.

Если кто-то меняет себя изнутри, внешнее меняется тотально. Мое понимание мира таково: когда вы живете в глубокой внутренней тьме, тогда возникает мир. Но стоит тебе зажечь свой внутренний светильник, как мир исчезает, остается только божественное. Мир и божественное — это не две разные вещи, но два восприятия одной и той же энергии. Если вы неосознанны, энергия предстает перед вами в виде мира, сансары; если вы бдительны, та же энергия проявляется как божественное. Все зависит от вашей внутренней осознанности или неосознанности. Это единственное изменение, единственная трансформация, единственная революция, которую следует совершить.

 

Вопрос третий:

Ошо, меня тошнит от трусости.

 

Должно быть, это желание не стать трусом. Само это желание создает проблему. Если ты трус, то ты трус. Прими это. Что ты можешь с этим сделать? Что бы ты ни делал, ты создашь только больше проблем, больше сложностей.

И вообще, кто не трус? Когда жизнь подвергается постоянному риску, как можно не быть трусом? Это невозможно! Когда в любой момент ты можешь умереть, навсегда расстаться с жизнью, как возможно перед лицом такой опасности быть храбрым? Ты можешь притворяться, стараться показать себя смельчаком, но глубоко внутри ты останешься трусом. Это естественно. Посмотри на крошечное человеческое существо — оно так ничтожно, а существование настолько безбрежно. Мы даже не капли в этом океане, противостоящие ему. Как возможно не быть трусом?

Попробуйте это понять. Примите, это естественно. Не ставьте цель побороть его, потому что сама эта цель — порождение вашей трусости. Вам это не поможет. В лучшем случае, вы можете притвориться, что вы не трус. Вы можете впасть в другую крайность, чтобы доказать миру и себе, что вы не трус.

Именно этим занимаются ваши генералы, ваши большие начальники: они пытаются доказать всему миру, что они не трусы. И из-за этих попыток сильно страдает весь мир. Пожалуйста, не совершай подобной глупости. Просто прими. Ты беспомощен. Человек вынужден принять это. Как только ты принимаешь и начинаешь осознавать это, постепенно страх исчезает. Не то чтобы ты стал смелым — нет, — но однажды ты обнаружишь, что через принятие трусость исчезает.

Борьбы нет, она исчезает. Сопротивления нет: ты принимаешь, и оно исчезает. Не то чтобы ты стал смелым, ты стал более понимающим. Смелость не должна становиться целью.

Но вас учат этому с самого детства. «Будь смелым!» — и вы продолжаете стараться быть смелыми. Это причиняет много беспокойства и создает напряжение. Внутри тебя все дрожит от страха, но снаружи ты как каменная статуя. Ты расколот. Это порождает множество страданий.

Цели, которые ставили перед вами с самого детства, глупы, они не имеют ничего общего с реальностью. Это все равно что сказать маленькому листочку на дереве: «Когда поднимется сильный ветер, не вздумай колыхаться, не дрожи, не трепещи. Так поступают только трусы». Но что может этот крохотный листок? Когда налетает сильный ветер, он весь дрожит, все дерево дрожит. Но деревья не так глупы, они не станут слушать вас, они будут делать свое дело.

Вы видели, как дерутся собаки? Они не набрасываются друг на друга сразу. Сначала они сходятся в притворной схватке. Начинают лаять одна на другую. Это просто игра, чтобы проверить, оценить, кто сильнее. Они не собираются тут же набрасываться друг на друга — это глупо. Так поступают только люди. Сначала они будут лаять друг на друга, напрыгивать, покажут себя во всей полноте. Одна как бы говорит: «Смотри, я какая!» — а другая отвечает: «А я вот такая!» И все становится ясно само собой. Один из псов чувствует, что он слабее, поджимает хвост и уходит восвояси: «Все, хватит. Какой смысл драться? Я слабее, ты сильнее, побеждает сильнейший! Вопрос исчерпан». Это не значит, что он трусливый, он мудрый. Это не трусость.

Человек останется, даже если будет чувствовать, что он слабее. И чем сильнее вы чувствуете свою слабость, тем страшнее вам покидать поле боя. Люди назовут тебя трусом — ты должен драться, ты будешь избит и пострадаешь совершенно напрасно.

Это лишено смысла. Это простой расчет. И более сильная собака не пойдет и не будет хвастаться перед другими псами своей победой. Вопрос закрыт. Собака и так знает, что она сильнее, зачем хвастаться? Она не распространяется о своей победе. Бой окончен, можно о нем забыть.

Но у человека все это приняло неправильную форму, потому что перед вами ставили неправильные цели. Каждого ребенка следует учить оставаться честным по отношению к жизни. Если страшно — бойтесь. Зачем скрывать это? Зачем притворяться, что вам не страшно? Если хочется заплакать — плачьте. Зачем бояться слез? Но нас учили не плакать, особенно мужчин. Мать с пеленок говорит своему сыну: «Не будь плаксой. Не плачь, плачут только девчонки». И мальчик становится черствым. Смотрите. Мужчины не могут плакать. Они упустили одно из самых прекрасных явлений в жизни. Природа не делала различий между мужчиной и женщиной. У мужчины столько же слезных желез, сколько и у женщины, сегодня это доказано, разницы нет. Слезы необходимы. Они очищают. Но как тут заплакать? Что скажут люди? Они удивятся: «Ты — и плачешь? Твоя жена умерла, а ты плачешь? Будь мужчиной. Будь смелым, переживи это. Не плачь».

Вы понимаете? Если вы перестаете плакать, со временем исказится и ваша улыбка, потому что все взаимосвязано. Если вы перестаете плакать, вы перестаете смеяться. Если вы не позволяете слезам естественно струиться, вы и улыбке не позволите естественно растянуться на вашем лице. Все станет неестественным, натянутым. Все станет принужденным, вы даже двигаться будете нездоровым образом, вы не будете непринужденным даже с самим собой. Вот что случилось, и теперь вы несчастны.

Жизнь состоит из течений. Если вы трус, будьте трусом. Будьте искренне трусом. И я скажу вам: нет никого, кто бы не был трусом. И хорошо, что люди не такие, иначе даже в состоянии полной беспомощности они оставались бы невероятными эгоистами. Если бы они не были трусами, они бы стали мертвыми, словно камень, они не были бы живыми — только эго, застывшее эго.

Не беспокойтесь — примите. Если это есть, то есть, это жизненный факт. Попробуйте понять. Никого не слушайте, вы все еще подвержены воздействию.

Я прочитал анекдот...

 

Это случилось в зоопарке. Миссис Джонс преследовала своего щуплого муженька, расталкивая толпу, размахивая зонтом и выкрикивая всевозможные угрозы в его адрес. Напуганный мистер Джонс, заметив, что замок на клетке со львом закрыт неплотно, открыл его, влетел в клетку, захлопнул дверь, подтолкнул изумленного льва к решетке и с опаской выглядывал из-за его плеча.

Разъяренная жена, угрожая зонтом, истошно завопила: «А ну вылезай оттуда, несчастный трус!»

 

Этот человек — трус?

Но любой муж — трус в глазах своей жены. В глазах других вы всегда оказываетесь трусом. Не слишком доверяйте мнению других. Если чувствуете себя трусом, закройте глаза, помедитируйте над этим. Девяносто девять процентов вашей трусости — это мнения других: например, жены, размахивающей зонтом. «Вылезай оттуда, несчастный трус!» Девяносто девять процентов — это мнения других, отбросьте их. Один процент реален, примите его, и не надо ставить перед собой никаких антагонистичных целей. Примите, и вы увидите, как трусость перестает быть трусостью. Отвергните, и она станет трусостью. Само слово трусость — приговор. Примите, и оно станет покорностью, беспомощностью.

Вот так. Мы должны быть смиренными: мы не целое. Мы части необозримого целого, крошечные частички, микроскопические частички, маленькие листочки на большом дереве.

Иногда даже хорошо подрожать, в этом нет ничего зазорного. Это помогает вам стряхнуть с себя пыль. Вы вновь обретаете свежесть.

Вся суть в том, чтобы принять жизнь такой, какая она есть. И не пытайтесь изменить ее. Не пытайтесь превратить свое насилие в ненасилие. Не пытайтесь из трусости сделать смелость. Не пытайтесь превратить секс в обет безбрачия. Не создавайте противоположностей. Наоборот, попробуйте осознать факт насилия. И постепенно вы будете становиться ненасильственным; осознайте свою трусость — и постепенно она исчезнет. Осознайте смысл секса, и тогда вы обнаружите в нем совершенно иное качество, выходящее за его пределы. Всегда идите навстречу факту и никогда — против него.

 

Вопрос четвертый:

Ошо, мой отец одержим генеалогией. Есть ли что-нибудь в этом увлечении?

 

Должно быть, есть, иначе почему твой отец так этим захвачен? Возможно, он выбрал неверный путь, но что-то в этом должно быть. Даже тогда, когда люди сбиваются с пути, они сбиваются по определенной причине, хотя могут этого и не осознавать.

Позвольте мне рассказать вам анекдот.

 

Юный Вилли восьми лет от роду однажды утром подошел к своему отцу и спросил: «Папа, откуда я взялся?»

У отца засосало под ложечкой, потому как он понял, что оказался в трудном положении. Он принадлежал к современному, продвинутому поколению родителей и понимал, что подобные вопросы требуют максимально полного и честного ответа. Он выбрал тихий уголок и в течение следующих тридцати минут аккуратно посвящал Вилли в то, что мягко называют «фактами жизни», стараясь быть максимально точным.

Вилли слушал отца, жадно впитывая каждое слово, и тот, закончив свой рассказ, спросил: «Ну что, Вилли, я ответил на твой вопрос?»

«Нет, — сказал Вилли, — не ответил. Джонни Браун взялся из Цинциннати, а я откуда?»

 

Если твой отец интересуется генеалогией, он, должно быть, неправильно понял смысл изысканий. Это вопрос, естественный для каждого: откуда мы пришли? Откуда, из какого источника? А если вы погружаетесь в генеалогию, вы рискуете ни к чему не прийти. Главный вопрос имеет религиозную основу, он не имеет ничего общего с генеалогией. Главный вопрос звучит так: кто праотец или прамать? Главный вопрос следующий: где начало всех начал?

Иначе это бессмысленно. У меня есть отец, у моего отца был отец, и так можно продолжать до бесконечности, и продолжать изыскания, и выстроить гигантское генеалогическое древо своей семьи, но это бессмысленно, потому что вопрос остается: кто был первым?

Погружаясь в генеалогию, вы не сможете прийти к началу. Всегда будет оставаться нерешенным вопрос: «От кого?» Я могу продвинуться на сотни поколений, на тысячи поколений назад, но вопрос останется — откуда? Откуда, из какого источника зародилась жизнь?

Твой отец упустил. Он ошибочно истолковал религиозное изыскание. Он решил, что это вопрос генеалогии. Это не так.

Вопрос «откуда я произошел?» стоит всегда, ибо, пока я этого не знаю, я не могу знать, кто есть я.

Есть два пути познать это. Вы можете спросить: «Откуда я пришел?» Это путь христианства, мусульманства и иудаизма. Если вы знаете, откуда пришли, где первоисточник, что такое Бог, то вы узнаете, кто вы.

Индийские религии идут другим путем решения этого вопроса, более подходящим и научным. Индуизм, джайнизм и буддизм заявляют, что трудно узнать, откуда вы пришли. Существует большая вероятность, что вы потеряетесь в дебрях размышлений и философских доктрин. Правильный вопрос — кто я? Если вы узнаете это, вы узнаете, откуда пришли. Они призывают забыть о Боге. Их не волнует, кто создал этот мир; их волнует, кто они есть.

В определенном смысле, это более научный подход, потому что понимание качества своего существа автоматически дает мне ключ к пониманию целого. Я должен понять себя, потому что источник все еще должен в некоторой степени существовать во мне. Дерево продолжает существовать в семечке — если сможете понять семечко, сможете понять и дерево. Внутри плода существует все дерево.

Если мы сможем понять себя... Это самый подходящий из возможных подходов, потому что ближе всего я именно к себе, чем к чему-либо еще. Закройте глаза и загляните внутрь себя. Остается одна проблема: как отбросить мысли. И тогда вдруг вы начинаете погружаться в свое существо. Именно оттуда ведет дверь к целому, к источнику.

Когда вернешься домой, скажи отцу, что генеалогия не поможет. Должно быть, в нем родился некий религиозный поиск, который он неправильно понял. Как только он осознает это, его поиск встанет на верный путь.

Так происходит на Западе, потому что религия перестала быть признаваемым поиском, теперь она отвергаемый поиск, поэтому люди продолжают религиозный поиск окольными путями. Вы не можете прямо признать, что ищете Бога; люди сочтут вас безумцем! «Это глупо. О чем это ты? Ты несовременный. Бог умер, разве ты не слышал? Что-что ты делаешь?» Желание найти свои истоки неизбежно возникает, но вы не можете признать его религиозную основу, потому что современный ум отвергает все религиозное. Вам приходится идти окольными путями — и вы начинаете интересоваться генеалогией.

Религия — вот правильный поиск. И не имеет значения, принимает его общество или отвергает. Человек есть животное религиозное и всегда будет таким. Религия — это нечто естественное. Вопрос «откуда я пришел?» актуален; вопрос «кто я?» всегда будет актуальным. Но современный ум создал атмосферу атеизма, поэтому вы не можете прямо задавать такие вопросы. Если спросите, вас засмеют. Если будете говорить об этом, люди заскучают. Если начнете искать, люди решат, что вы сходите с ума. Религия больше не одобряемый поиск.

Скажи об этом отцу. Конечно, генеалогия останется навязчивой идеей, потому что это ложный поиск. Но как только его сознание переключится на религиозное измерение, он освободится от одержимости. И тогда станет возможным нечто действительно важное, нечто неизмеримой важности. Он хочет знать, кто настоящий отец, кто породил существование, кто все еще лелеет, оберегает существование?

 

Последний вопрос. Слушайте внимательно, это очень важно.

Ошо, как тебе удается каждый раз находить подходящий анекдот в нужный момент?

 

Позволь ответить тебе анекдотом.

 

Проезжая через небольшой городок, король повсюду замечал свидетельства поразительного стрелкового мастерства. На деревьях, зданиях и заборах находились многочисленные мишени, каждая с дыркой от пули в самом центре. Он не верил своим глазам. Это была идеальная меткость, граничащая с чудом. Король сам был превосходным стрелком и повидал немало мастеров этого дела, но ничего подобного не встречал. Он потребовал встречи с искусным стрелком. Оказалось, что тот сумасшедший.

«Это потрясающе! Как же ты это делаешь? — спросил он безумца. — Я и сам меткий стрелок, но и сравнивать нечего с твоим мастерством. Поделись со мной!»

«Проще пареной репы! — ответил сумасшедший и гортанно захохотал. — Я сперва стреляю, а потом рисую круги!»

 

Уловил? Я сначала выбираю анекдоты, а потом рисую круги. Я как тот сумасшедший.

Есть люди, которые подбирают анекдоты, чтобы проиллюстрировать теоретические выкладки. Я же подбираю теоретические выкладки, чтобы проиллюстрировать анекдоты.

 

Достаточно на сегодня.

 

 

Глава 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.