КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая характеристика агрессивного ребенка
Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ АЛФАВИТ
[1] Автоматизированные речевые ряды — речевые действия, реализуемые без непосредственно участия сознания (например, порядковый счет). [2] Праксис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленный на организацию целостного двигательного акта. [3] Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти. Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998). Ребенок-дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной агрессии, а также в разрушительных действиях. Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения: Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы
«Фактор семьи» / выделяется как основной/ Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка: негативизм матери; терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии; эмоциональное отвержение ребенка родителями гиперсоциализированное воспитание авторитарное воспитание.
Социальные факторы: влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения); влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями. В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:
________________________________________ см. по: Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология. // В кн: Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании – Разд. 3, Гл.3.- М.: Сфера, 2000, с. 276-277 Психологические особенности агрессивных детей в зависимости от вариантов агрессивности:
_______________________________________ Таблица составлена по материалам: Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25
Диагностика агрессивности: Критерии выявления агрессивного ребенка: С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.
Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:
Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто». Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Анкета «Признаки агрессивности» (может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)
Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.
Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку. 15 – 20 баллов – высокая агрессивность 7 – 14 – средняя 1 – 6 – низкая
Диагностическая работа психолога: Методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова) Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст). Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Проведение исследования: Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются. Обработка результатов: Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Учитываются показатели, специфичные для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный); характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Беседа с ребенком после завершения рисунка: Варианты вопросов: кактус домашний или дикий? он сильно колется? Его можно потрогать? кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение? когда кактус подрастет, то как он изменится?
См. по: 1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59 2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |