КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разные взгляды на первую половину «краткого» XX века 1 страница
Майкл Дэвид-Факс СЕМЬ ПОДХОДОВ К ФЕНОМЕНУ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ: По мнению американского составителя данной антологии, российских читателей могла бы заинтересовать более подробная информация об авторах опубликованных здесь исторических исследований, а также о том, как соотносятся эти работы с общим направлением их научной деятельности. Кроме того, поскольку антология «Американская русистика» является результатом плодотворного сотрудничества российских и американских ученых, возможно, российской аудитории было бы небезынтересно ознакомиться с некоторыми моими размышлениями о том, какая историографическая картина складывается из представленных в сборнике материалов. Эти размышления, как мне представляется, подкрепляют и развивают тезисы, содержащиеся в содержательном и глубоком предисловии моих многоуважаемых коллег П.С.Кабытова и О.Б.Леонтьевой. Неудивительно, что все особенности формирования американской русистики, столь поздно возникшей и столь интенсивно развивавшейся, воплотились в американской исторической литературе, посвященной советскому периоду, в большей степени, чем в других областях исторической науки. В самом деле, исследования по истории Советского Союза стали проводиться в США только с начала 50-х годов. В то время, однако, они зачастую были вотчиной не профессиональных историков (первоочередной задачей которых является серьезная и систематическая работа с первоисточниками), а политологов - так называемых «советологов» - и интересующихся политикой интеллектуалов [I]. Несмотря на такое положение дел, уже в 20-30-е годы отдельные ученые-историки смогли внести существенный вклад в изучение советской истории (хотя сегодня их труды в большинстве случаев забыты) [2]. Историки продолжали заниматься изучением советского периода и в 40-50-е годы; некоторые из появившихся тогда работ стали побудительным импульсом, вызвавшим впоследствии интенсивный пост объема исследований по истории Советского Союза. В частности, девятитомное исследование по истории раннего советского периода, принадлежавшее перу британского дипломата и историка Э.Г.Карра, заложило основы серьезного, основанного на работе с источниками, изучения политической и экономической истории СССР [З]. Изучение истории советского периода значительно активизировалось в 60-е годы, но лишь позже, в 70-80-е, оно стало полем действительно плодотворной деятельности многочисленной интернациональной когорты ученых-историков. Когда в 80-е годы я решил посвятить себя советской истории, многие влиятельные американские историки-русисты по-прежнему были убеждены, что в условиях отсутствия свободного доступа к архивным материалам советский период российской истории должен быть предметом изучения политологии, другими словами, что это еще не история, а скорее политика. Немало пионеров «советологии», продолжавших изучение политической истории Советского Союза в 70-80-е годы, например, автор биографии Сталина Роберт К. Таккер или биограф Бухарина Стивен Ф. Коэн не были профессиональными историками: они работали на факультетах политологии, избрав сферой своей научной специализации советский «регион». Таким образом, в то время как в самом СССР, по понятным причинам, изучение истории советского периода развивалось крайне слабо, центром притяжения интересов американских историков-русистов явно был период между 1855 г., началом эпохи реформ, и революциями 1917г.; именно этому временному отрезку были посвящены лучшие работы по истории России, появлявшиеся в США. И та схема чередования поколений историков - «отцов», «детей» и «внуков», -которую я предложил в своем предисловии к первому тому «Американской русистики», посвященному императорскому периоду истории России, еще более точно описывает эволюцию западной историографии советского периода. Именно в этой сфере в 40-50-е годы неожиданно заставило говорить о себе поколение «отцов», в 60 - 80-е годы произошла явная перегруппировка сил в пользу «сыновей», а 90-е годы характеризовались еще более значительными изменениями в связи с открытием архивов и дальнейшей реконцептуализацией исторически науки [4]. В конце 80-х и в 90-е годы, когда были открыты ранее недоступные Исследователям архивы - событие, полностью трансформировавшее процесс изучения советской истории, - круг интересов американской историографии России стал заметно меняться: внимание историков переместилось от XIX столетия к XX веку, с изучения царской России -к изучению России советской. Результатом этого стало появление существенно новой историографии по периоду с 1914 г. до 30-х гг. Именно этот период привлекает в настоящий момент преимущественное внимание исследователей, и именно в этой области достигнуты наибольшие успехи. Этому периоду - эпохе беспрецедентных социальных потрясений и беспрецедентного насилия, быстрого возникновения и формирования советской системы, эпохе перманентного кризиса и постоянных перемен - посвящен и данный том. Если Эрик Хобсбаум метко назвал период с первой мировой войны до краха коммунизма «кратким XX веком», то в нашем издании речь пойдет о первой половине этого «века» [5]. Следует отметить, что в настоящий момент в историографической сфере назревает еще одна перемена: англо-американская историческая наука начинает комплексное освоение новой тематики - послевоенной истории СССР, 40-60-х гг. [6] Однако в этой области исследований еще не появились какие-либо «классические» работы: решающий перелом явно близок, но пока рано его констатировать. Сейчас, когда я пишу эти строки, историография послевоенной советской истории гораздо более широко представлена в самой России. Работы, которые вошли в «золотой фонд» американской историографии советской истории, посвящены, как правило, изучению межвоенного периода; именно они, следовательно, должны представлять наибольший интерес для российского читателя. Отобранные для нашего издания научные исследования посвящены преимущественно сталинской эпохе и в той или иной степени ее предыстории - периоду с 1914 г. до конца 1930-х гг. Впрочем, в некоторых из представленных здесь работ, например в статье Юрия Слезкина, затрагиваются и более поздние времена. Исключение представляет работа Альфреда Рибера, посвященная вопросам внешней политики и охватывающая значительные временные интервалы как до, так и после 1917 года. Такой подход, однако, тоже отражает определенную тенденцию развития исторической литературы, зародившуюся лишь недавно, после распада Советского Союза в 1991 году. Здесь необходимо отметить еще одну немаловажную особенность современной историографической ситуации. По иронии судьбы, с концом «холодной войны», именно когда американская историография раннего советского периода вступила в стадию наиболее интенсивного развития, в более широких кругах американского общества история этого времени во многом потеряла свою политическую актуальность и, как следствие, перестала вызывать былой общественный резонанс. Можно сказать, что утрата политической актуальности стала платой за возможность развития нового научного направления. Впрочем, как мне кажется, наши читатели смогут прийти к выводу, что такое развитие событий имело свои положительные стороны. Каждое из исследований, отобранных для публикации в настоящем томе, представляет собой сочетание эмпирического и концептуального подходов; это либо работы, уже оказавшие ощутимое влияние на развитие англоязычной историографии, либо - если они были опубликованы недавно - потенциально способные оказать такое влияние. Кроме того, есть еще один аспект, сближающий представленные в данном издании тексты (и он, на наш взгляд, еще более важен, чем то, что хронологические рамки этого тома несравненно уже двух столетий, освещенных в томе по императорскому периоду). Именно этот аспект проступил, когда данные статьи были собраны на страницах одного издания, отчетливее и рельефнее, чем в каждой из них в отдельности: их внутренняя взаимосвязь с одним из основных вопросов, занимающих как советологов, так и профессиональных историков с самого начала изучения историиСССР. В упрощенном виде вопрос этот звучит так: каковы были движущие силы формирования советской системы? Конечно, такая постановка вопроса предполагает, что историкам уже известно, что представляла собой «советская система» как таковая, как она возникла и чем стала впоследствии. Было время, когда вопрос этот задавался в американской историографии под углом выяснения «первопричин», а также в рамках дихотомии «или-или». Одни ведущие специалисты по данному вопросу настаивали, что движущей силой в процессе возникновения советской системы была «политика»; другие считали ею «идеологию»; третьи настаивали, что главным фактором были «общественные силы» [7]. Как известно, ход ранней советской истории трактовали (особенно в 70-80-е годы, время наиболее политизированных дебатов) либо как «прямую линию», ведущую от Ленина к Сталину, либо как серию альтернатив, упущенных возможностей, либо как революцию «сверху» или же «снизу». И хотя, конечно же, представленные здесь работы сохранили явный отпечаток этих дискуссий, определявших развитие исторической науки и в различных формах продолжающихся по сей день, подобные бинарные оппозиции и однофакторные интерпретации истории в настоящее время в целом утратили свою силу. Включенные в Данный сборник статьи стали опытом преодоления тех упрощенных Подходов, которые были в центре внимания участников бурных дискуссий прошлого. Таким образом, статьи эти могут рассматриваться Как свидетельства «возмужания» американской историографии совет ской истории.Но, несмотря на это сходство, все предлагаемые здесь российскому читателю исследования посвящены различным сферам формирования ранней советской, а затем сталинской системы. Каждое из них предлагает свой подход к проблеме истоков советской системы: важнейшей исторической проблеме, которая, несомненно, и в будущем сохранит свое исключительное значение, и которая, в конечном итоге, не поддается решению именно из-за своей исключительной исторической важности. Питер Холквист, чья работа посвящена сопоставлению политического надзора над населением в России со сходной практикой в других европейских странах, работает в Корнельском университете. Темой его диссертации, которую он защитил в 1995 году, была история Донской области в революционный период. Большая часть его работ посвящена 1914-1921 годам - эпохе в истории России, которую он сравнивает со всемирным потопом [8]. Сфера научных интересов Холкви-ста включает историю революционного периода, различные аспекты зарождения эпохи новейшего времени («модернизма»), политику в области народонаселения, проблему государственного насилия [9]. Опубликованная в настоящем издании работа позволяет составить представление о нескольких сторонах исследовательской деятельности этого историка. Во-первых, Холквист прослеживает значение развернутой в 1914 году «тотальной войны» для формирования такой характерной для эпохи модернизма практики, как надзор за настроениями населения, - практики, которая ранее при изучении русской истории почти исключительно ассоциировалась с советским идеокра-тическим государством. Таким образом, в работе Холквиста 1914 год предстает не менее важной исторической вехой, чем год 1917: игнорировать роль первой мировой войны в становлении советской системы, уделяя основное внимание революции, после появления этой работы уже вряд ли логично. Во-вторых, ученый широко использует метод сопоставления исторического развития России и европейских стран; компаративный анализ составляет неотъемлемую часть его работы. Сравнительно-исторические исследования и прежде были представлены в американской историографии российской истории (одним из лучших примеров здесь являются исследования Марка Рае-ва по истории России XVIII и начала XIX столетий, всегда характеризовавшиеся компаративистским подходом) [10]. Но нужно отметить, что, как только речь заходит о XX столетии, историки-русисты настаивают на «своеобразии» или даже «уникальности» советского пути развития. Холквист, таким образом, стал одним из первых историков, решивших применить компаративный анализ с целью переосмысления некоторых аспектов русской и советской истории XX века. В данном случае Холквист прослеживает, как Россия совершенствовала практику надзора и изучения настроений населения одновременно с другими европейскими государствами, и как государства заимствовали друг у друга опыт в этой области, создавая некий международный континуум. Наконец, он выдвигает предположение, что в годы гражданской войны как красные, так и белые придавали равное значение оценке состояния «сознательности» населения и воздействию на эту «сознательность»; это утверждение представляет собой явное новшество в историографии «белого движения» [II]. По мнению Холквиста, все современные государства практикуют надзор за населением, но цели, которые они при этом преследуют, могут быть самыми различными. Именно здесь, согласно концепции ученого, в игру вступает идеология. Практика молодого большевистского государства в этом отношении ни в коей мере не была уникальной; уникальными были цели, которым служила эта практика. Крайне важно и то, что даже в мирное время, когда другие режимы отказывались от «чрезвычайных» или временных мер, внутренняя политика Советского Союза - режима, возникшего во время великой катастрофы, вызванной мировой войной, революцией и гражданской войной, - прочно несла в себе черты военного времени, сыгравшего столь важную роль при его зарождении. Война была позади; но для оправдания прежней политики можно было ссылаться на необходимость подготовки к новой войне или борьбы на «внутреннем фронте». Работа Альфреда Рибера посвящена внешней политике, но автор ищет корни советского феномена не в первой мировой войне и не в универсальной практике модернизма, а в существовании устойчивых структурных факторов, с которыми правителям России приходилось сталкиваться на протяжении нескольких веков. Таким образом, широкомасштабное исследование Рибера не только охватывает период ДО и после 1917 года, что, как уже отмечалось, является важной тенденцией развития современной историографии, но и связывает воедино историю внешней и внутренней политики. Такой подход свойствен лишь небольшому числу работ, но квалификация Рибера вполне позволяет ему успешно преодолевать хронологические и тематические барьеры. Рибер - профессор Центрально-Европейского университета в Будапеште, значительная часть его научной карьеры связана с Пенсильванским университетом. Первая монография ученого была посвящена исследованию отношений между Советским Союзом и Французской Коммунистической партией в 40-е годы; затем он обратился к изучению более раннего исторического периода. Тематика его многочисленных работ по историиXVIII и XIX веков впечатляюще разнообразна: она включает историю международных отношений, а также социальную, политическую и интеллектуальную историю [12]. В опубликованной здесь работе Рибер попытался предложить альтернативу трем «мифам» зарубежной мысли, трем попыткам объяснить внешний экспансионизм России и СССР: мифу о геополитическом стремлении России к портам южных морей; о российской политической системе как особой разновидности восточного деспотизма: и о неизбывном русском мессианизме, связанном с идеей «Москвы - третьего Рима». Эрудированно и, я бы сказал, элегантно ученый анализирует все эти три варианта историографических мифов и демонстрирует, что во всех трех случаях давно бытовавшие на Западе антирусские идеи были механически применены в отношении Советского Союза (конечно, нельзя забывать и то, что в создание мифов о «восточном деспотизме» и «третьем Риме» внесли свой вклад также влиятельные русские и советские мыслители). Все эти историографические мифы, как отмечает Рибер, носят детерминистский характер и монокаузальны по своей сути: в каждом случае для объяснения политики России и Советского Союза используется одна-единственная схема, которая, как подразумевается, остается справедливой на всем протяжении истории. Предпринятая Рибером критика эссенциалистских теорий преемственности исторического развития актуальна не только при изучении истории внешней политики; подобный подход можно использовать и для критики других бытующих в западной исторической науке теорий преемственности, например, выдвинутой Кена-ном концепции, согласно которой допетровские русские политические «обычаи» оставались основной политической моделью и на протяжении последующих столетий; или предложенной Пайпсом теории «патримониального государства» (кстати, Рибер считает ее одной из разновидностей концепции «восточного деспотизма») [13]. Отрицая «мифотворчество», Рибер предпочитает говорить об «устойчивых факторах», влиявших на формирование российской, а затем и советской внешней политики. Он называет четыре таких фактора: относительную экономическую отсталость; плохо защищенные. уязвимые границы; разнородность структуры российского общества, вобравшего в себя различные этнические культуры; и культурную мар-гинальность России. Следует заметить, что воздействие каждого из этих факторов можно проследить и во внешней, и во внутренней сферах жизни страны. Например, экономическая отсталость страны ведет к поиску и разработке периферийных природных ресурсов и к развитию торговли, но также заставляет прибегать к услугам иностранных специалистов и предпринимать усилия по устранению технического отставания. Уязвимость границ не только способствует внешней экспансии, но и ослабляет государственную власть и стимулирует центробежное движение населения, а в моменты кризиса создает угрозу децентрализации. Тот факт, что царская Россия и Советский Союз представляли собой многонациональные государства, а точнее империи, состоявшие из так и не абсорбированных полностью этнотерри-ториальных единиц, означает, что внутренние восстания и конфликты неизбежно подвергались интернационализации. Под «культурной маргинальностью» Рибер подразумевает не культурную неполноценность, а тот факт, что Россия находится на периферии великих очагов культуры: то, что в стране шли и продолжают идти дебаты о ее промежуточном положении на стыке восточной и западной культур, а также феномен параллельного взаимодействия России с совершенно разными международными системами. Этот последний фактор под пером Рибера также приобретает и внутренний, и внешний аспект: речь идет как о страстных спорах о месте России в мире, например, о развернувшихся на заре советского периода ожесточенных дебатах по поводу выбора наиболее подходящего момента для всемирной пролетарской революции, так и о той крайней подозрительности, с которой западная дипломатия относилась к России, а затем к СССР, в связи с нарушением последними «цивилизованных» норм международного поведения. Рибер выбирает в данном случае структурный подход, придавая наибольшее значение не поступкам людей, а поиску неких скрытых факторов. В конце концов может возникнуть вопрос: не подменил ли ученый грандиозные детерминистские схемы, выстроенные вокруг того или иного главенствующего фактора, более гибкой концепцией, где число таких факторов увеличилось до четырех? Но - и в этом отличие представленного здесь исследования от историографических мифов с их неизменными, заранее готовыми объяснениями - выделенные Рибером факторы могут рассматриваться не столько как движущие силы истории, сколько как способы понять ее. Более того, историк предполагает, что перечисленные им устойчивые факторы могут со временем претерпеть существенные изменения, хотя для этого и потребуются огромные усилия. Ведь даже советское государство с его тотальными амбициями не смогло их преодолеть. Кстати, в свете предложенной Рибером концепции опыт Советского Союза становится отражением традиционного российского «парадокса власти», порожденного вышеупомянутыми стойкими факторами с их противоречиями и дилеммами, и может быть истолкован как неудачная попытка устранить этот парадокс. Разумеется, вопрос о неспособности советской власти совладать с «российскими реалиями» поднимался в историографии неоднократно (открывшиеся российские архивы предоставили историкам многочисленные свидетельства слабости советской бюрократической сверхдержавы), но Альфред Рибер представил один из наиболее полных опытов анализа данной проблемы. Внимание Катерины Кларк, профессора Йельского университета и одного из самых известных западных специалистов в области истории русской культуры XX века, привлекла та значительная роль, которую играла сфера культуры в формировании советской системы. Кларк была одним из соавторов биографического исследования о Михаиле Бахтине, публикация которого вызвала невероятный интерес к наследию этого мыслителя в англоязычном научном мире. Ее работа о соцреалистическом романе изменила устоявшийся подход к изучению советской литературы, заставив исследователей выделить антропологические и культурологические аспекты проблемы и сосредоточить внимание на тех эстетически «беспомощных» произведениях социалистического реализма, которые, однако, были невероятно влиятельными в контексте сталинской культуры и способны многое поведать об этой культуре в целом (в наше время такой метод исследования стал нормой, но во время публикации книги Кларк он делал свои первые шаги) [14]. В настоящее время Кларк завершает работу над монографией «Москва - четвертый Рим», посвященной истории культуры этого города в советский период: эта книга должна стать смысловым продолжением ее труда «Петербург - тигель культурной революции». В публикуемой здесь главе из книги «Петербург» Кларк анализирует культурную жизнь середины 20-х годов - времени, которое она считает эпохой важнейшего культурного сдвига. Здесь отражен ряд главных тем ее книги, посвященной роли петербургской/ленинградской интеллигенции в формировании системы советской культуры - со времени, предшествовавшего первой мировой войне и до второй половины 30-х годов. Кларк, в отличие от большинства исследователей. не делает смысловым центром своей работы привычную дихотомию «власть - интеллигенция» и не считает эти силы полярно противоположными друг другу (подробнее об этом будет сказано ниже); она предпочитает прослеживать эволюцию сложной культурной системы. Метод исследователя - сопоставление хода развития различных искусств, искусствознания, интеллектуальной жизни, идеологии и проведение неожиданных параллелей между ними. Исходя из таких постулатов, Кларк выделяет несколько аспектов культурного сдвига середины 20-х годов: на место интернационалистской культуры авангарда, пережившей свой расцвет в первые годы революции, приходит более «русоцентристская» культура; иконоборчество уступает место иконотворчеству; усиливающееся влияние московских пролетарских и революционных культурных группировок, в целом выступающих за более традиционную, реалистическую эстетику, ведет к тому, что борьба за создание «истинно советской» культуры становитсявсе более нетерпимой и воинствующей. Здесь можно проследить ряд тем и подходов, характерных для исследовательской работы Катерины Кларк в целом. Во-первых, автор анализирует не только феномен властного вмешательства в культурную жизнь, но и борьбу между различными группировками интеллигенции, считая такую борьбу важнейшим фактором развития советской культуры (этим обусловлен и ее интерес к проблеме покровительства в культурной сфере и к проблеме безработицы - не только к непосредственному производству культурной продукции, но и к более прозаической стороне культурной жизни). Во-вторых, Кларк выделяет те ключевые пункты, где интересы интеллигенции и советской политической элиты до определенной степени совпадали (что, таким образом, помогает понять ход формирования системы советской культуры): например, и властная элита, и интеллигенция отрицали «легкие», наиболее популярные формы массовой культуры как «хлам» (параллельный анализ элитарной и массовой культуры, «высоких» и «низких» жанров типичен для Кларк). И, наконец, историк по-новому подходит к проблеме взаимосвязи между изменениями в культурной сфере и в сфере политики. По мнению Кларк, обе эти сферы как явно, так и скрыто воздействовали друг на друга, создавая своеобразную «экологию революции», но перемены в культурной сфере характеризовались своей собственной, особой динамикой. Многие из выводов Кларк носят в высшей степени полемический характер и выдвинуты в противовес традиционным теориям;но при этом ее заключения не похожи на стандартные аргументы западных «ревизионистов», направленные против «тоталитарной» школы. Например, одна из главных задач Кларк при изучении перемен в культурной жизни того времени - показать, что многочисленные черты так называемой «культуры сталинизма» фактически зародились уже в середине 20-х годов. Если Холквист считает, что ключевым аспектом становления советской системы была политическая практика модернизма, а Рибер подчеркивает значение устойчивых факторов рос сийской политики, то Кларк обращает наше внимание на ключевую роль интеллигенции и новой революционной культуры. Начиная с 70-х годов в центре научных дискуссий о советской истории всегда оказываются концепции профессора Чикагского университета Шейлы Фицпатрик. Ее многочисленные работы охватывают широкий спектр вопросов социальной, политической и культурной истории советского времени: от гражданской войны и до периода после второй мировой войны [15]. Помещенная в данном сборнике работа посвящена процессу формирования в 20-30-е годы своеобразной советской «сословной системы» и может рассматриваться как дополнение к опубликованной в первом томе «Американской русистики» работе Грегори Фриза о сословной парадигме в России [16]. В определенном смысле статья Фицпатрик обозначила точку наивысшего подъема того интереса к изучению социальной истории раннего советского периода, который в 70-80-е годы изменил и значительно обогатил историографию всей советской эпохи. С другой стороны, это исследование отступает от традиционных тем социальной истории того периода, отражая в первую очередь сферу научных интересов самой Фицпатрик, сформировавшуюся в ходе многолетней работы. На первый взгляд, представленная в ее работе концепция «советских сословий», возникших в результате целенаправленных усилий большевиков по «классовой стратификации» общества, и продолжительного существования института «государственной приписки» индивидов к классам опирается на значительный массив литературы, посвященной проблемам социальной структуры и класса - как на научные работы по социальной истории советского периода, так и на идеи и концепции молодого советского режима. Однако, в отличие от многих работавших в 70 - 80-е годы специалистов в области социальной истории - и от некоторых предыдущих собственных работ, Фицпатрик не ищет ключа к советской истории в деятельности «общественных сил». Скорее, она доказывает, что именно замыслы государства и государственная идеология - потребность в создании, «изобретении» классового общества в условиях социальной нестабильности - привели к образованию так называемых «мнимых классов», то есть статистической иллюзии существования классового общества. В финале своей статьи Фицпатрик все же обращается к концепции «общественных сил» (правда, в очень деликатной форме): она высказывает предположение, что сохранению института «сословности» в новых, послереволюционных условиях способствовали настроения и ожидания самого населения. И, тем не менее, скептицизм по отношению к любым марксистским и неомарксистским концепциям «объективных общественных сил» у Фицпатрик явно преобладает. Ряд тем, затронутых в работе Шейлы Фицпатрик, также указывает на давний интерес исследовательницы к той сфере, где смыкаются политические, социальные и культурные аспекты советской истории. Например, в контексте ее прежних работ характерно то внимание, которое Фицпатрик уделяет трудностям определения и регистрации социального происхождения и социального статуса на начальном этапе развития советского общества. Широко известна работа Фицпатрик о феномене «выдвижения» и о социальной мобильности как ключевом факторе формирования «сталинского поколения» советской политической элиты; в другом своем исследовании она обратила внимание на то, как большевистская теория классов превращалась в смысловой стержень дебатов о «пролетарской культуре» и «пролетарском государстве», по мере того как идеологические ожидания вступали в конфликт с социальными реалиями [17]. Она обращалась и к истории попыток различных социальных групп и индивидуумов избежать социального «клеймения» и уйти от связанных с ним «разоблачений». Подводя итог, можно сказать, что большая часть проделанной этим историком работы посвящена основным этапам советской социальной и культурной политики 20-30-х годов [18], и ее труды сотканы из разнообразных, сложно переплетающихся мотивов и тем. Характерно для творческого почерка Фицпатрик стремление исследователя показать, как рассмотренные ей события и явления воспринимались самими советскими людьми, их современниками. Вывод о том, что элементы дореволюционного общества - в данном случае «сословность» - сумели уцелеть даже в период революционных потрясений, вытекает из предложенного Фицпатрик понимания сталинизма как феномена, вобравшего в себя многочисленные устойчивые черты российских реалий предшествующих эпох: к примеру, такие, как «блат» и покровительство [19]. Именно поиск «корней» советской системы в прошлом России (хотя Фицпатрик редко прибегает к прямому сравнению послереволюционной и дореволюционной практики) отличает интерпретацию истории, предложенную Фицпатрик, от воззрений Холквиста, уделяющего первоочередное внимание этатистским методам управления в общеевропейском масштабе и их интенсификации в годы первой мировой войны, или от концепции Стивена Коткина, воспринимающего сталинизм как некую новую цивилизацию (см. ниже).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |