КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игры детей 3 страница
Сани. Выше отмечалось, что географический фактор во многом определил доминирование водных средств передвижения в Древней Руси, как впрочем, и предпочтение зимнего транспорта летнему. Использование зимних средств передвижения было повсеместным, но максимально интенсивные, конечно, в северных районах. Летописные свидетельства не оставляют сомнений в том, что зимний путь был удобнее и предпочтительнее; в северных болотистых районах им пользовались практически круглогодично. Этим в значительной степени объясняется не только многочисленность конструктивных деталей саней (они обнаружены в самых ранних напластованиях) в коллекциях древнерусских городов, но и находки развалов саней, что дало возможность их реконструкции. При этом, если иконографический материал XVI в. давал схематически обобщенный облик древнерусских саней, то археологический материал не только определил исконность использования саней (детали их обнаружены в самых ранних напластованиях), но и предоставил возможность выявить различные их типы. Конструктивными деталями санного транспорта являются полозья, копылы, грядки (нащепы), вязы (вязо-вья), оглобли. Типологическое единство деталей не исключает их видового разнообразия, которое в сумме и определяет тип саней. Полоз - длинный дубовый брус с загнутым передком и высокой головкой. Размеры полозьев колебались в широких пределах. Найдены как массивные длинные экземпляры, так и маленькие облегченные. Максимальная длина полоза достигала 330-340 см, минимальная составляла 75 см. Сечение бруса полоза имело разные формы - от трапеции и полукруга до более сложных фигур (табл. 84, 3-5). Какие-либо хронологические особенности в конструкции полозьев не замечены: полозья Х в. не отличаются от полозьев XIV в. Можно выделить четыре группы полозьев по их длине и форме: длиной 330-340 см, около 250 см, около 190 см и 75-90 см. На верхней грани полоза расположены пазы для копылов. В зависимости от типа саней и, следовательно, числа копылов в полозе имелось от трех до двенадцати глухих и сквозных пазов. Для того чтобы копыл в сквозном пазу не проскакивал, в нем делали опорную полочку. В верхней части головки полоза с одного бока всегда располагался небольшой выем для верхнего вяза. Головкам всегда придавали ту или иную художественно завершенную форму (табл. 84, 2). Копылы - наиболее часто находимая деталь саней. Конструктивно копылы можно разделить на два типа -с сучком-вязом (табл. 84, б, 7, 10) и без сучка (табл. 84, 8, 9, 11). Копылы второго типа аналогичны современным. Но в основном в санях использовали копылы первого типа, с сучком-вязом, как более надежные и целесообразные. По размерам и пропорциям копылы разделяют на три группы. Первая группа - это маленькие копылы: высота такого копыла, т.е. расстояние от низа полоза до грядки, колеблется от 10 до 13 см; верхняя часть копыла, образующая кузов санок, - 10-15 см. Вторая группа - это большие, довольно массивные копылы: их высота колеблется между 22-30 см; размеры верхней части копыла - стоек кузова - варьируются в пределах 20-30 см. Третья группа - это также большие мощные копылы такой же высоты, как и копылы второй группы (от 25 до 30 см), но с высокой стойкой, достигающей 60 см и более (табл. 84). Довольно часто внешнюю сторону копыла украшали резьбой. Наиболее излюбленным мотивом резьбы была плетенка (табл. 84, 9, 10). Грядки (нащепы) — верхний горизонтальный брус прямоугольного или овального сечения. Такой брус надевали сквозным пазом на копыл, и он образовывал верхнюю платформу саней. Грядки неоднократно найдены вместе с полозьями, надетыми на копылы. В Новгородской коллекции имеются художественно оформленные экземпляры (табл. 84, /, 2). Вязы (вязовья) - толстые прутья, которыми соединяли копылы между собой. Кроме того, для крепления к другому полозу от копыла отходил сучок-вяз. Диаметр каждого прута достигал 1,5-2,5 см. В тех местах, где вязы охватывают копыл, в них делали вырезы (табл. 84, 14). Вязы найдены как на санях вместе с копылами и полозьями, так и отдельно. Концы вяза, после того как им охватывали два параллельно идущих копыла, связывали лозой, веревкой или сыромятным ремнем. Длина вяза, т.е."расстояние от копыла до копыла (иначе говоря, ход саней), колебалась в пределах 72—74 см. Оглобли - это круглая жердь длиной от 250 до 290 см, диаметром от 7 до 9 см. Нижним концом оглоблю надевали на первый копыл. Такая система крепления существовала без изменения в течение всех веков. Следует заметить, что так же оглобли крепили к саням на севере России и в Прибалтике еще в XIX в. (табл. 84, 13). Технический анализ полозьев, копылов, вязов и других деталей позволяет выделить основные типы саней, известных с древнейших времен. Можно определенно говорить о пяти типах: сани грузовые универсальные, сани легковые пассажирские, сани легковые с высокой грядкой (беговые), сани-возок и, наконец, сани ручные и детские (салазки). Большинство найденных полозьев и копылов относится к грузовым универсальным саням. Длина саней колебалась между 250 и 340 см. Высота платформы была в среднем около 25 см, достигая иногда 30 см. В нижней части сани напоминали современные дровни. Напомним, что в Х1Х-ХХ вв. дровни имели длину от 210 до 250 см и ширину 70-80 см. У большинства саней (судя по копылам) был небольшой кузов, вернее, высота боковых стенок платформы - 20-30 см. Кузов древнерусских саней отличался от кузова саней Х1Х-ХХ вв. (розвальни, пошевни). Как известно, кузов современных саней надстраивается на платформу, при этом он всегда шире хода саней. Кузов древнерусских саней по ширине равнялся их ходу, и боковые стенки крепились к верхним планкам копылов. Кузов представлял собой удлиненный прямоугольный ящик с высокой задней стенкой (табл. 85,/5). Облегченные пассажирские сани были короче: длина их колебалась от 190 до 250 см. Конструкция копылов -всегда более легкая. О легковых санях с высокой грядкой мы можем говорить на основании находок специальных полозьев, у которых копыл входил в паз под углом с наклоном внутрь саней (табл. 85, 13). Полозья этих саней как бы раздвигались. Кроме того, найдено более десяти облегченных копылов с очень высокой полкой для грядки. Высота копыла до грядки достигала 40см. Определителями саней-возка с большим крытым кузовом являются копылы с высокой верхней планкой. Более 50 таких копылов найдено в слоях Х в. и выше. Верхняя их часть служила конструктивной основой закрытого кузова (таб. 85, 14). Салазки для перевозки легкой поклажи конструктивно ничем не отличаются от больших саней, лишь имеют меньшие размеры. Средняя длина таких саней колебалась в пределах 80-100 см, ширина достигала 45 см, а высота - 12-15 см (85, 12). Волокуша. Кроме саней, использовали волокуши (табл. 85, 75). Из известных нам нескольких видов северных волокуш XIX в. в древности пользовались волокушами-оглоблями, причем только для перевозки леса, бревен и теса. Аналогичная волокуша и сейчас иногда служит для вывоза бревен из леса. Каждая оглобля волокуши изготовлена из копани. Длина оглобли 280-300 см, комель имел высоту 50 см. На концы, как на копылы, надевали толстый насад - брус с пазами диаметром 16-20 см. На насад клали конец бревна или тесин и прикрепляли веревками (табл. 85, 16). Конская упряжь. Из предметов конской упряжи найдены хомуты и дуги. Современный хомут состоит из двух деревянных клешней, хомутины и оголовка из войлока и кожи, кожаных гужей и супони. Среди разных находок из дерева и других материалов удалось выделить лишь деревянные клешни с сохранившимися гужами и супонью. Как известно, во всем мире до средневековья коня запрягали в мягкое ярмо, которое надевали ему на шею. Ярмо давило на грудь коня, затрудняло дыхание, поэтому лошадь не могла перевозить значительный груз. Это тормозило развитие конного транспорта и использование лошади в хозяйстве. В VII в. на Востоке был изобретен жесткий хомут, который переносил упор тяги и давление с груди лошади на плечи. Новая уряжь позволила в несколько раз увеличить нагрузку, т.е. значительно повысить коэффициент полезного действия коня. Считается, что это изобретение достигло Европы в начале XI в. и было в первую очередь достоянием франков и норманнов. Основой жесткого хомута являются две деревянные клешни; хомутина и оголовок образуют мягкую часть хомута. Конструкция клешней показана на рисунках (табл. 85, 1-4). Поражают однообразие и стандартность формы и размеров клешней: длина по прямой 53 см с отклонением не более 2 см; внутренний прогиб дуги у большинства находок б см; сечение самой широкой части около отверстий для гужей 5х7 см; расстояние между гужевыми отверстиями 6-7 см. Некоторое разнообразие заметно только в завершении верхней части. У одних экземпляров клешня оканчивалась простым образом, у других имела изгиб. Иногда наружная поверхность, не закрываемая оголовком, украшалась резьбой. Так, затейливая плетенка обнаружена на клешне из слоя конца XIV в. На протяжении десяти веков форма хомута оставалась одинаковой. Новая конструкция конской упряжи была известна на Руси уже во второй половине Х в. Это изобретение дало большой хозяйственный эффект в земледелии. Восточный жесткий хомут несколько отличался от европейского: у него нижняя часть клешней, где он связан с супонью, опущена значительно ниже, примерно наполовину всей высоты хомута. Укорочение хомута, т.е. его конструктивное развитие, произошло в Восточной Европе в 1Х-Х вв. и уже позже достигло Западной Европы. Как широко применялась в конской упряжке дуга, судить трудно, так как археологический материал не дает достаточных сведений. Определить на раскопе дугу можно лишь в том случае, если она найдена целой, а не в виде фрагментов круглого деревянного согнутого стержня. Целые дуги на раскопе представлены только единичными экземплярами. Размеры дуги следующие: высота - 55-65 см, расстояние между концами - 62-65 см, диаметр круглого сечения вверху - 5 см, а у концов -4,5 см, глубина выема для оглобли - 1 см. Сечение дуги около концов круглое, а вверху в средней части профилировано в округлый ромб. Система крепления оглобель у древнерусских саней позволяла запрягать лошадь и без дуги, так как распор оглобель, необходимый для затягивания хомутом гужей, можно было создавать головками передка саней. Но запрячь коня в соху или волокушу можно только с дугой. Если детали саней широко и повсеместно представлены в археологических коллекциях, то находки деталей колесного транспорта единичны. В южных районах, где состояние дорог позволяло традиционно использовать колесный транспорт, сохранность органики в археологических напластованиях практически исключает наличие деревянных деталей. На севере саней было гораздо больше, чем колесных повозок. Впрочем, нельзя сомневаться в повсеместном использовании древнерусских телег. Судя по миниатюрам внешний облик русских повозок практически не менялся: они четырехколесные, колеса то сплошные, то со спицами. Телеги использовались как для транспортировки грузов, так и для перевозки женщин и детей. Иконографическое постоянство облика телег подтверждается типологическим единством конструктивных деталей, происходящих из различных хронологических напластований, техническим совершенством ранних находок. Так колеса, обнаруженные в Новгороде в слоях XI в. (табл. 85,5, 6), имели совершенную конструктивную форму и абсолютно не отличаются от лучших образцов деревянных колес XIX в. Основными элементами телеги являются колесная платформа и кузов. Конструкция колесной платформы составлялась из колес и тележной рамы. В настоящее время коллекция древнерусских колес представлена тремя находками из Новгорода, единичными экземплярами из Берестья, Киева и Минска. Конструктивное единство всех находок определяется единством составляющих частей колеса: ступицы, спиц и обода. Различия формы ступицы и размеров деталей не существенны. Сплошные тележные колеса в археологических коллекциях отсутствуют. Ступица - основная часть колеса - представляет собой большой (длиною 40-^6 см) деревянный цилиндр с отверстием (диаметром 6-9 см) для оси, просверленным вдоль корпуса. В центральной части ступицы (где ее диаметр 17,5-19 см), по наружной ее стороне, выдолблены отверстия - гнезда для крепления спиц. Концы цилиндра-ступицы скошены к краям. Спицы - дубовые планки длиною 36-46 см. В сечении они прямоугольные. Размеры сечения 4 х 2 см с небольшими отклонениями от стандарта. Концы спиц обработаны в форме шипа для закрепления в гнездах ступицы и обода. Обработка верхнего (под обод) конца спицы однообразна: шип всегда прямоугольной формы с сечением 2 х 2 см и длиною до 5,5 см. В обод колеса спицы упирались двумя плечиками, а шип дополнительно расклинивался. Нижний (под ступицу) конец спиц обрабатывался под форму замка (способ крепления спиц). По конфигурации нижнего шипа вся коллекция спиц может быть разделена на две группы: двухплечные и одноплечные. Первая группа спиц применялась для простейшего варианта замка, наглядно демонстрируемого находкой колеса из Берестья. В этом случае форма нижнего шипа не отличалась от верхнего. Прямоугольным шипом спицы вставлялись в сквозное (до канала для оси) отверстие-гнездо, выдолбленное в ступице, и упирались в нее двумя плечиками (табл. 85, 7). Более рациональная конструкция замка у новгородского колеса середины XI в. из Ильинского раскопа (табл. 85,5). Здесь девять гнезд размером 5,6 х 2 см выдолблены не на всю толщину цилиндра ступицы, а на длину шипа одноплечной спицы (4 см). Внутренний канал гнезда книзу расширен до 2,5 см, что соответствует хвостовому утолщению на нижнем шипе спицы. Расширения в гнездах сделаны в разные стороны через одно отверстие. Этот способ крепления спиц в ступице колеса отличается повышенной упругостью конструкции. Технологическим совершенством отличается способ крепления спиц новгородского колеса XI в. из коллекции Троицкого раскопа (табл. 85, 6). Здесь нижний шип одноплечной спицы имел усложненную форму с Г-об-разным завершением. Соответственно конфигурации шипа в ступице выдолблено десять гнезд-каналов. Новгородские варианты конструкции замка колес наиболее рациональны, так как не допускают возможного выпадения (складывания) спиц по ходу колеса при слабом ободе. Обод колеса — это гнутый либо составной брус. Гнезда для спиц соответствуют размерам и форме верхнего шипа. Внешняя поверхность обода слегка выпуклая. Следы железной обивки обода не отмечены. Тележные оси представлены в археологических коллекциях Старой Рязани, Берестья и Витебска. Все находки однотипны и отличаются только размерами (табл. 85, 8). Это дубовые брусья длиною от 145 до 170 см. В центральной части имеется квадратное утолщение (подушка). Размеры "подушки" колебались в зависимости от длины оси телеги, длина -от 52 до 62 см, высота - 7-9 см и толщина 6 см. По обе стороны "подушки" располагались полуоси для колес. Длина полуосей соответствовала длине ступицы (от 44 до 55 см), а их толщина (4,5-5,0 см) позволяла свободно насаживать колесо. Положение колеса на тележной оси фиксировалось чеками, заклинивавшимися в отверстиях на концах полуосей. Все "подушки" имеют специальные вырезы в верхней плоскости, сдвинутые к краям квадратного утолщения. Деревянные брусья, укреплявшиеся в вырезах "подушки" вместе с тележными осями составляли раму колесной платформы. Этнографически известны различные варианты конструирования колесной платформы: поворот - при помощи раздвоенного бруса и прямоугольника - с использованием двух параллельных брусьев (табл. 85, 9). Первый способ требует изготовления специальной передней тележной оси с гнездом для бруса в центральной части "подушки" и шкворневого отверстия для крепления рамы колесной платформы. Подобная конструкция определяет характер вырезов в "подушке" задней оси: они должны быть скошенными по направлению концов бруса — "вилки". У всех известных нам четырех экземпляров тележных осей вырезы "подушки" прямоугольные, что свидетельствует о применении второго варианта конструкции колесной платформы. При этом передняя и задняя оси аналогичны по конфигурации двум вырезам в "подушке", они без шкворневого отверстия в передней оси. Продольные тележные брусья закладывались в вырезы "подушки", а передние концы их стесывались с внешнего края для крепления с оглоблей. Отсутствие в археологических коллекциях достоверных деталей кузова телеги делает его реконструкцию гипотетичной. Миниатюры летописных сводов рисуют нам кузов русской телеги с расширяющимися кверху бортами, скрепленными в двух (на линии тележных осей) или трех (дополнительно в центре) местах брусчатым основанием. Размеры "подушек" тележных осей (не более 62 см) дополнительно свидетельствуют против прямоугольных очертаний кузовов телег: иначе трудно представить перевозку в них людей, да и грузоподъемность кузова в этом случае уменьшается. Расширяющейся форме кузова телеги с плоским дном подходят плоскодонные корабельные кокоры - шпангоуты (табл. 82, 4), а их размеры соответствуют размерам кузова. Поэтому не видим особых препятствий их использованию для конструкции кузова телеги. Нагельные отверстия кокор могут быть следами крепления дощатой заборки боковых стен кузова. Представляется также вполне возможной съемная конструкция передней и задней стенок кузова телеги. Возможно, что некоторые задники саней и спинки кресел в действительности являются элементами конструкции кузова телеги, по крайней мере, их размеры соответствуют размерам и форме кузова. Дощатые стенки кузова делают излишними применение грядок. Если же интерпретация находки из Берестья верна, то мы должны предположить применение прямоугольных кузовов из оплетенных ивняком стенок. Выступающие концы основания такого кузова должны были забираться грядкой, что придавало бы прочность конструкции. Подобные кузова известны только по изображениям на западных миниатюрах. В русском материале подобные кузова нам не известны. Обе конструктивные части телеги - колесная платформа и кузов - требовали жесткого крепления. Предполагаем, что это достигалось при помощи брусчатой рамы, скрепленной как с колесной платформой, так и с ребрами (кокорами) кузова (табл. 85, //). Предполагаемая конструкция телеги рассчитана с учетом элементов колесной платформы, однако не исключаем других возможных ее вариантов. Археологическая коллекция древнерусских лыж представляет интерес не только как свидетельство их широкого бытования, но и для характеристики конструктивных находок русских мастеров. Специальное подробное исследование этого вопроса приводит к выводу, что лыжи современного скоростного типа появились раньше всего на Руси. Кроме Скандинавии и России, нигде в Европе скользящих лыж вплоть до XIX в. не было. Однако в Скандинавии скоростной вариант до начала XVII в. был неизвестен. Скандинавские лыжники пользовались архаичными лыжами. Они были непарными, разной длины: левая лыжа -длинная гладкая скользящая, а правая - короткая, обычно обитая мехом для отталкивания. В новгородской коллекции представлены два типа лыж: архаичный вариант и скоростной. Архаичная лыжа обнаружена в слоях XI в. (табл. 86, 4). Она сравнительно тихоходная, короткая (160 см) и широкая (14 см). Нижняя поверхность лыжи гладкая с двумя продольными желобками по краям. Массивная колодка для крепления ноги располагалась в середине лыжи. В бортах колодки проделано поперечное отверстие для ремней шириной 2 см. Скоростные лыжи современного типа - длинные и узкие, гладкие снизу - представлены несколькими экземплярами. Они происходят из напластований ХШ-ХГ/ вв. (табл. 86, 1-3). Поражает строгая продуманность кривизны всех линий средневековых лыж' они длинные (до 2 м), средняя их ширина - 8 см, передний конец приподнят, изогнут и заострен, толщина лыж в большей части плоскости - всего 1 см, зато место для установки ноги, сдвинутое к носку, массивнее, толщина здесь - 3 см; система крепления аналогична образцу лыжи XI в. Нижняя скользящая поверхность лыж гладкая с продольным желобком, идущим посредине. Русские лыжники уже с ХШ в. использовали лыжи одинаковой длины (обе скользящие), чем достигалась быстрота передвижения. Шведский дипломат начала XVII в. Пальм, удивленный русским изобретением, по достоинству оценил его, указав на возможности лыжников при проведении военных операций В русских войсках отряды лыжников по летописям известны с середины XV в. (ПСРЛ. Т. XII. С. 61, 62). Однако говорить о первоочередном изобретении скользящих лыж в военных целях вряд ли правомерно: в быту подобные лыжи появились уже в ХШ в. Кроме лыж, к группе индивидуальных средств передвижения относятся коньки. Они широко представлены в древнерусских археологических коллекциях. Коньки везде однотипны (табл. 86, 5, 5): костяные, с приподнятым носком и полированной нижней поверхностью. Система крепления примитивная: в заднике и носке конька высверливались по два отверстия для ремней. Отверстия сквозные (табл. 86, 5) либо соединенные внутренним каналом (табл. 86, 6). Второй вариант крепления предотвращал быструю изнашиваемость ремней и не мешал скольжению. Верхняя площадка конька специально уплощалась для большей устойчивости ноги. Таково было состояние средств сообщения в Древней Руси. Преобладающее значение водных путей и слабое развитие сухопутных дорог - явление, характерное для средневековья; в этом отношении Западная Европа не отличалась от Восточной. Глава 9 Амулеты С конца Х в. христианство стало официальной религией Древней Руси, однако пережитки язычества в сознании, обрядах и обычаях народа сохранялись в течение многих веков. Одним из доказательств этого является языческая символика народных, преимущественно женских украшений Х-ХГУ вв. На восточнославянском археологическом материале удалось выявить амулеты трех групп: амулеты, связанные с космогоническими верованиями, с заклинатель-ной магией и культом животных. Подвески первой группы можно разделить на две подгруппы: 1) амулеты, связанные с культом Перуна; 2) амулеты с солярными и лунарными символами. Подвески, соотносимые с культом Перуна, широко распространены. У многих народов мира с такими явлениями природы, как гроза и молния, связано почитание "громовых стрел", к которым относили белемниты, каменные стрелы и топоры. В одном из владимирских курганов, а также в погребении, раскопанном А.С. Уваровым на Сарском городище в Ярославской области, найдены белемниты, положенные покойному в качестве амулета. Известны также древние изделия из кремня, носившиеся как подвески и также имевшие значение амулетов. Примером может служить кремневая стрелка, тупой конец которой заключен в серебряную зерненую оправу с петлей, найденная в б. Каневском уезде Киевской губернии (табл. 92,30). При раскопках Белоозера обнаружена аналогичная стрелка в биллоновой оправе (табл. 92, 34). Еще в конце XIX в. белорусские крестьяне приписывали этим предметам магические свойства. По свидетельству Прокопия (VI в.), главный бог у славян - творец молний. Славянское имя этого божества Перун. Культ Перуна — бога грозы и дождя, засвидетельствован почти у всех славян; особенно ярко его следы сохранились в язычестве восточных славян. У скандинавов богом грозы и молний был Тор. С культом Тора связаны железные подвески - молоточки, широко известные по находкам в Скандинавии, Финляндии, Прибалтике. В конце IX—Х вв. скандинавскими дружинами такие подвески были занесены в Ярославское Поволжье; есть они и в Гнездовских курганах. В Древней Руси известны аналогии этим "молоточкам Тора" — миниатюрные железные, бронзовые иногда свинцовые топорики-подвески. Некоторые из них орнаментированы концентрическими кружками и зигзагообразными линиями, в которых исследователи видят символы солнца и молнии. Наиболее ранняя находка происходит из погребения 110 на усадьбе Десятинной церкви в Киеве. Это погребение мальчика, которое по разнообразию, богатству инвентаря и способу захоронения в срубе относится к числу дружинных. Погребение совершено до постройки церкви (989 г.); по вещам и дирхемам-подвескам чеканки 911-912 гг. оно может быть отнесено к середине Х в. Миниатюрный топорик - железный (табл. 92,42). Местоположение амулета в погребении неизвестно. Следующие находки таких топориков также связаны с мужскими погребениями Х-Х1 вв. Здесь эти миниатюрные подвески, являясь символами боевого оружия, занимали традиционное для последнего место - сбоку или в ногах покойного. Так, в кургане 1985 г. у д. Городище Владимирской губернии топорик-подвеска с остатками деревянной рукояти (табл. 92, 40) лежал у правой бедренной кости скелета. На груди покойного был бра-ктеат саманидского дирхема. При раскопках Н.А. Макарова на северном берегу Белого озера (р. Кема) в 1981, 1982 и 1984 гг. топорики-амулеты обнаружены в четырех славянских погребениях XI в. (мальчиков и юноши 17-19 лет). Подвески лежали у бедренных костей или в ногах, всегда в единственном числе. В Х1-ХП вв. топорики-амулеты встречались и в женских погребениях (Успенская А.В., 1967. С. 119). Они найдены вместе с другими амулетами и определенного места в погребении не занимали. В женском погребении марийского могильника ХП-ХШ вв. топорик находился вместе с бусами, в ожерелье. Найдены также подвески-топорики на селищах (Грехов ручей — под Угличем, у сел. Яблоново и Липлява Полтавской области), но чаще они встречались на городищах: Старая Рязань, Княжая гора, Вышгород, Торговицкое городище в Посулье, городище на р. Менке -предшественнике Минска. Можно предполагать, что производство этих подвесок началось в Х в. в Киеве, где найдено еще два экземпляра топориков, в том числе уникальный топорик из свинца, орнаментированный кружками, зигзагами и параллельными линиями. Топорик воспроизводит один из древнейших типов древнерусских топоров с массивным широким лезвием и выемкой с внутренней стороны. В XI в. производство таких топориков-оберегов стало серийным; появились стандартные формы в виде широколезвийных секир, отливавшихся из бронзы (табл. 92, 37, 38, 40, 41). Подвески-топорики найдены в слоях XI в. в Новгороде, Дрогичине, Суздале. На территории Древней Руси известно 26 находок (рис. 22). Единичные экземпляры найдены в Сарке-ле, Белярске; в Латвии, Литве, Польше, Финляндии, Швеции, Дании. В эпоху первых киевских князей культ Перуна приобрел дружинный воинский характер. Олег, Игорь и Святослав с дружиной при заключении договоров с греками клялись Перуном - богом своим. Перед идолом Перуна дружина приносила клятву на обнаженных мечах. Именно к воинскому аспекту культа Перуна относятся подвески-амулеты в виде мечей. Наиболее ранняя подвеска найдена в дружинном погребении по обряду трупосож-жения в ладье (X в.) в кургане 47 лесной группы Гнездо-ва. Подвеска железная с серебряным ушком (табл. 92, 32}. Остальные известные подвески - бронзовые. Они стандартны; отверстие для подвешивания расположено в центре клинка. По архаичной форме рукояти А.В. Успенская датировала бронзовые мечи-амулеты концом Х-Х1 вв. (Успенская А.В., 1967. С. 119). Однако при раскопках детинцев Суздаля (Седов В.В., 1969. С. 74) и Се-ренска (Никольская Т.Н., 1981. Рис. 8, 9, 4), Минского займища (Загорульский Э.М, 1963. С. 83) и Киева (Боровский Я Е., 1982. С. 88) подвески-мечи обнаружены в культурных слоях ХП в. Вероятно, этим же временем следует датировать две подвески с городища Сахновка (табл. 92, 31, 35) и одну, найденную на городище Девичгора. Топография находок позволяет предположить, что и в XII в. подвески-мечи являлись амулетами воинов-дружинников (рис. 22). Подвески, связанные с солярным культом, имеют форму круга, креста, креста в круге, колеса и т.п. Все эти изображения у многих народов мира с древнейших времен являлись символами солнца. Круг отождествлялся с формой солнечного диска. Поэтому круглые (без орнамента) подвески уже сами по себе могут рассматриваться как солярные символы. Такие подвески носили обычно в ожерелье по нескольку штук. Иногда ими украшалась нижняя часть одежды. Особенно часто эти подвески встречаются в курганных погребениях вятичей и смоленских кривичей, но они попадаются и в северозападных и северо-восточных районах Древней Руси. Известны сотни таких подвесок. Дата их - Х1-ХШ вв. Часто круглые подвески несли орнамент в виде креста. Крест - древнейший символ огня земного и огня небесного - солнца. Сочетанием креста и круга в различных композициях образуются основные солярные символы. В Х1-ХП вв. известны выпуклые круглые подвески с рисунком креста, выполненным ложной зернью (табл. 92, 29). Такие подвески были распространены главным образом у вятичей и смоленских кривичей. На прорезных подвесках из славянских курганов встречаются различные изображения креста: простого (табл. 92, 20, 23), косого (табл. 92, 18) с перекладинами (табл. 92, 17, 19); креста, заключенного в двойной круг (табл. 92,27). Последние подвески имели широчайший ареал. В XII-ХШ вв. они известны на всех землях, где к этому времени расселились восточные славяне. На некоторых подвесках встречается усложненный рисунок креста с несколькими лучами - колеса. Колесо - солнечный символ. Им с древнейших времен выражалась идея перемещения солнца по небосводу (табл. 92, 21). Изображенное на подвесках "сегнерово колесо" с загнутыми в одну сторону спицами (табл. 92, /б) также связано с образом катящегося солнечного колеса. К солнечным символам относятся и изображения многолучевой розетки (табл, 92, 24) и спиралей (табл. 92,70). Подвески-крестики, распространенные в курганах Древней Руси, часто лишь формально относились к христианскому культу. Захоронение под курганной насыпью уже само по себе противоречило христианской догме. В таких погребениях крестики часто находят по нескольку штук в ожерелье (табл. 92, 5), где они выполняли декоративную и охранительную функцию. Нередко крестики носили на одной цепочке с другими амулетами (коньками, зубами зверя, ложечками и др.), свидетельства чему найдены в курганах радимичей XI в. Еще в XII в. влияние христианства в сельских местностях европейского Севера было весьма ограниченным. Так, у бело-зерской веси XII в. в женском погребении у д. Зворыки-но Вологодской области было найдено ожерелье из крестиков, образков, лунниц и крестопрорезных подвесок. В женском погребении у д. Погостище той же области круглые образки с петлями были прикреплены сзади к головному убору.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |