КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игры детей 4 страница
Разнообразны и многочисленны подвески-лунницы, в которых отразилось поклонение луне. Древнейшие -широкорогие, штампованно-филигранные, датируются Х-Х1 вв. Они выполнены из серебра и найдены как в погребениях, так и в кладах (табл. 92, 9,75). Находки их связаны с крупными городскими центрами, их окрестностями и речными магистралями. Подражаниями этим дорогим изделиям, распространенным главным образом среди феодальной знати, явились лунницы из бронзы или биллона с имитацией филиграни. Такие украшения были доступны женщинам всех слоев населения Древней Руси. Они встречены повсеместно и датируются концом Х — началом XI в. - первой половиной XII в. В Х1-ХП вв. входят в моду узкорогие лунницы (табл. 92, 2), отличавшиеся разнообразием орнамента и размеров. Интересны также подвески-лунницы с крестом (табл. 92, 4). Особый тип представляют круглые прорезные подвески, в центре которых помещены изображения лунницы и креста (табл. 92, 22). Такие подвески были особенно распространены на вятической земле в ХП-ХШ вв. Эти типы лунниц представляют собой единый солярно-лунарный символ. В языческих представлениях солнце как женское начало, а месяц как мужское являются космической брачной парой и покровителями супружества. Солнце и луна благоприятствовали жизни, здоровью и благополучию человека; отсюда охранительное значение их символов на подвесках -оберегах. Подвески, отражавшие космогонические представления славян, по своему происхождению связаны с аграрной магией. Славяне-земледельцы придавали важнейшее значение стихийным силам природы (солнцу, грозе, дождю). Поэтому и в декоративно-прикладном искусстве славян символы небесных сил сохраняли свое магическое значение и после принятия христианства. Амулеты заклинательной магии имеют вид миниатюрных предметов быта: ложек, ковшей, ключей, гребней, ножен, игольников. Часто в погребениях они встречаются вместе или в сочетании с другими амулетами: зооморфными подвесками, клыками животных и др. Обычно их прикрепляли к цепочкам, служившим нагрудным, плечевым или поясным украшением. Найдены они только в женских погребениях. Состав наборов из бытовых амулетов и способы ношения различны. В славянских землях, на территории Смоленской, Брянской, Калужской областей, бытовали короткие цепочки, иногда присоединенные к арочной подвеске с петлями. К нижним концам этих цепочек и крепили подвески-амулеты (табл. 93, 12-14). Такие арочные "цепедержатели" носили обычно на груди. В северных областях и в При-ладожье. помимо ложечек и ключей, в набор подвесок-амулетов входили также бронзовые копоушки, игольники. Часто эти амулеты подвешивали к длинным нагрудным цепочкам, которые крепились к одежде парными пряжками. Изготовляли эти подвески из бронзы. Наборы бытовых амулетов характерны для сельского населения Древней Руси. Наиболее распространены подвески-ложечки. Они являлись символом благосостояния, сытости. В погребениях они найдены не только в наборе с другими амулетами, но и отдельно. Отдельные экземпляры ложечек найдены на поселениях (рис. 22), например, в Новгороде найдены четыре ложечки в слоях с конца Х - до середины XII в. В Киеве, Серенске, Новогрудке, Лукомле, Ярополче, Старой Рязани - ложечки-амулеты обнаружены в слоях Х1-ХП вв. Различаются ложечки продолговатые (табл. 93, 13) и круглые (табл. 93, 20, 23, 26); последние более распространены. Рукоятки ложечек иногда орнаментированы плетенкой, кружочками и имеют отверстие для подвешивания (табл. 93, 23, 20). Уникальна привеска-ложка из женского погребения у д. Кветунь Брянской области, рукоять которой выполнена в виде человеческой фигуры в плаще (табл. 93, 30). Известно 69 пунктов находок ложечек-амулетов (рис. 22). Самые восточные - в Кем-ском некрополе на северном берегу Белого озера. Здесь в трех женских погребениях найдены три такие ложечки вместе с монетами второй половины XI в. Все амулеты-ложечки были подвешены к поясу. Подвески в виде ковшичков (табл. 93, 21, 22, 24—25, 27) также являлись символами благосостояния. Они найдены в восьми женских погребениях Смоленской, Московской, Калининской областей и в одном Гомельской области. Дата - Х1-ХП вв. Подвески-ключи - символы богатства и его охраны. Единичные находки их обнаружены в курганах Калининской, Московской, Смоленской областей (табл. 93, 12, 13) в наборе подвесок-амулетов. Отдельные экземпляры происходят из поселений (Серенск, Торопец) (рис. 22). В Приладожье и Обонежье ключи - характерная принадлежность женских погребений веси Х1-ХП вв. Они встречаются по 3-5 штук в погребении. По форме они отличны от славянских и близки к прибалтийским образцам (табл. 94, 8). Известен 31 экземпляр. Еще две самые восточные находки сделаны на северном берегу Белого озера и в Корбальском могильнике на р. Ваге в низовьях р. Кемы. Подвески-ножны встречены в наборах с другими амулетами в курганных погребениях Калужской, Московской, Смоленской областей (рис. 22). Они миниатюрные, плоские, отлиты из бронзы в односторонних формах, датируются Х1-ХП вв. (табл. 93, 13, 14, 19) (рис. 22). В XII в. в курганах Калужской, Новгородской и Ленинградской областей появляются немногочисленные игольники в виде ножен (табл. 92, 39). Они полые, круглые в сечении; отлиты в двусторонних литейных формах. Принадлежат к типу вертикальных игольников со щитком. Такие игольники встречены и в женских погребениях ХП-ХШ вв. Костромской области. В Новгороде игольники-ножны (4 штуки) найдены в слоях первой половины XII - начала XIV в. Щитки их украшены орнаментом в виде завитков и косой решетки. Их отливали из бронзы и оловянисто-свин-цового сплава. В Серенске найдена каменная форма для отливки игольника с аналогичным новгородскому узором в виде косой решетки. Амулеты-игольники вырезали также из кости и рога (табл. 92, 36). Находки из Старой Русы имеют вид двойных ножен (рис. 92, 35). Игольник с гладким щитком найден при раскопках Браслава в горизонте Х1-ХП вв. Как элемент финно-угорской культуры в Приладожье и Костромском Поволжье ХП-ХШ вв. известны игольники горизонтальные с привесками-бубенчиками, служившими "для отпугивания зла". В наборах амулетов как единичные находки представлены также подвески в виде миниатюрного серпа и пилки. Амулеты, связанные с культом животных, отражают воззрения, возникшие в первобытном обществе, - прежде всего, представления о родстве определенных групп людей (рода) с почитаемым животным (тотемом). Предметом культа служили прежде всего животные, охота на которых являлась источником существования человека. У народов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Прикамья это культ медведя. У лопарей, вепсов, карел еще в XIX в. сохранялись пережитки культа лося (оленя). Культ водоплавающей птицы был известен у всех финно-угорских народов Севера Восточной Европы и Поволжья. Следы тотемизма исследователи находят у народов всех континентов. По представлению первобытного человека, тотем обеспечивал продолжение рода, защищал обращавшихся к нему за помощью, передавал им свою силу, мудрость. Так возникла традиция носить при себе часть тотема (шкуру, когти, зубы). Впоследствии магические свойства оберега были перенесены на изображение животного (выполненное в камне, роге, металле). Культ животных сохранялся в классовых обществах и находил отражение в развитых религиях. У славян следы тотемизма сохранились главным образом в фольклоре. Образы животных, когда-то тотемных предков, населяли мир славянских сказок. Это конь, собака, бык, медведь, волк, гусь, ворон, сокол, орел, лягушка, щука. В сказках нашла отражение и идея происхождения героя от тотема (родителями сказочных богатырей являются собака, бык, медведь). Животные сказок обычно помощники человека, проводники, вещуны. Многие поверья и магические обряды славян, сохранявшиеся и в XIX в., были связаны с петухом и курицей. С распадом первобытнообщинного строя тотемистические представления угасали. Однако вера в охранительную силу части тела того или иного животного или его изображения не утрачивалась. Почитаемые животные занимали важное место в представлениях древнего человека о Вселенной. Так, народы Севера считали священных медведя, лося (оленя) обитателями неба. Мифы карелов и коми называют утку прародительницей мира. Культы быка и коня возникли позже, в эпоху производящего хозяйства. С развитием пашенного земледелия культ коня занял важнейшее место в аграрной магии, вытеснив промысловые культы (оленя, лося, медведя). Конь - символ солнца, плодородия, благополучия, был связан как с небом, так и с водой. По легенде удмуртов, крылатые солнечные кони обитали в реке. На последней стадии славянского язычества силы природы и стихий представлялись уже в виде человекоподобных существ. Однако ряд божеств имел очевидную связь с тотемическими культурами. Так, языческий бог Велес (скотий бог), вероятно, отражал тотемистический культ быка (тура). Сменивший Велеса христианский к святой Власий (покровитель животных) на иконах всегда изображался с быком. Конь был одним из символов Перуна - божества грома, молнии и дождя. Сменивший Перуна Илья-пророк также сохранил связь с конем. Его чаще всего изображали на колеснице, запряженной конями. С расширением границ древнерусского государства славяне входили в контакты с балто- и финноязычными народами, у которых охота и скотоводство кое-где превалировали над земледелием. Язычество здесь являлось реальностью, а пережитки тотемистических представлений ощущались очень сильно. Так, у приладожской веси в Х-Х1 вв. существовал культ водоплавающей птицы, бобра, лося (оленя). У волго-окских племен, мери и муромы, преобладал культ коня, сопровождавшийся жертвоприношениями коней и их ритуальными захоронениями. Близкое соприкосновение с этими народами и их ассимиляция способствовали живучести языческих верований и в славянской среде. Обереги, отражающие культ животных, можно разделить на три разнообразные подгруппы. Это амулеты из зубов, когтей и костей зверей и птиц; амулеты с зооморфными изображениями; некоторые бытовые предметы с зооморфными изображениями. По законам первобытной магии часть тела животного заменяла целого зверя (птицу) и обладала такой же охранительной силой. Поэтому клочки шерсти зверей, зубы, когти, которые было удобно носить при себе, служили человеку оберегом-амулетом. Они сохраняли магическое значение и в позднем средневековье. Так, в погребениях ХУ-ХУ1 вв. Латвии находили когти и зубы медведя. Подвески, сделанные из зубов или костей животных, имели в Древней Руси широчайшее распространение. Как в женских, так и в мужских погребениях на поселениях Киевской земли часто встречались клыки кабана. Наиболее многочисленны подвески из просверленных клыков медведя (табл. 93, 31). У славян, как и у их восточных соседей - финнов Поволжья, были чрезвычайно распространены амулеты из когтей медведя. В погребениях радимичей неоднократно находили когти медведя. В кургане с трупосожжением на Суздалыцине когти медведя были положены в горшок вместе с ножом. Когти медведя - характерная находка женских погребений веси в курганах Юго-Восточного Приладожья Х-Х1 вв. В русском народном календаре XIX в. сохранились следы медвежьего культа. Так, 24 марта считалось праздником пробуждения медведя. Известны также подвески из клыков волка, лисицы, собаки, куницы. Женщины носили их в ожерелье или на цепочках, прикрепленных к одежде на плече, вместе с другими амулетами и бубенчиками (табл. 93, 17). В одном из радимических курганов XI в. подвески в виде двух волчьих клыков, двух костяных уточек и девяти бубенчиков лежали между голенями скелета. Очевидно, они были подвешены к поясу. Часто встречаются также подвески из таранных косточек бобра (табл. 93, 19), культового животного финно-угорских народов Севера. Амулеты из просверленных таранных косточек бобра найдены на Белоозере, Старой Ладоге, в курганах Ярославского Поволжья в Х-Х1 вв. В двух женских погребениях Тимирязевского могильника под Ярославлем были найдены ожерелья из косточек бобра. Такие же подвески найдены и в более южных областях, например во Вщиже. С культом бобра связаны находки глиняных изображений его лап в курганах Ярославского и Владимирского Поволжья конца 1Х-Х1 вв. Вероятно, культ бобра был воспринят и славянским населением Верхнего Поволжья, хоронившим своих покойников в одних могильниках с финским населением (Фехнер М. В., 1963. С. 87, 88. Рис. 50-53). Амулетами-оберегами служили и когти птиц. Амулеты с зооморфными изображениями делали из бронзы или сплавов меди с оловом или серебром, а также из свинцово-оловянных сплавов. Амулеты из железа и серебра крайне редки. Изготовлялись они литьем, штамповкой, плетением (филигрань), а также путем сочетания филиграни с отливкой. Есть находки редких амулетов из рога. Амулеты представляют собой реалистические или стилизованные изображения различных птиц или животных: коня, оленя, зайца, бобра, собаки, рыбы, змеи. Это "коньковые подвески", подвески "всадница на коне" и "конь на змее", а также подвески в виде головы быка, когтя медведя, челюсти зверя. Большинство амулетов служило подвесками и имело петлю. Некоторые снабжены шумящими привесками, которые, очевидно, должны были звоном отпугивать злые силы. Зооморфные подвески носили исключительно женщины. Положение их в погребении строго традиционно: на груди (реже - плече) или ниже пояса. Это, несомненно, связано с функциональным назначением подвесок-оберегов: защищать грудь и лоно женщины и сообщать ей плодородие. В мужских погребениях зооморфные подвески очень редки и всегда положены отдельно от покойника - в берестяном туеске или кошеле, возможно, как дар вдовы. Значительное распространение зооморфных подвесок в среде северных и северо-восточных славян (словен новгородских, тверских владимирских и костромских кривичей) обусловлено контактами с пограничными финно-угорскими народами. От них славяне заимствовали основные типы зооморфных украшений. Исключением является область радимичей, где возник местный тип подвесок с головой быка. Не связан с финно-угорским миром и другой тип подвесок - пластинчатый конек (собачка?) с загнутым вверх хвостом. Он, по-видимому, имеет смоленско-полоцкое происхождение. Подвески-амулеты, изображавшие птиц, разнообразны. Широко распространены бронзовые полые подвески, изготовлявшиеся литьем по восковой модели. Древнейшие полые подвески изображали уточку без лапок, с планкой поперек туловища. Они известны в У1-УШ вв. в среднем течении Оки, нижнем течении Мокши и Суры, а также в Волго-Камском и Волго-Вятском междуречье - у мери, мордвы, марийцев, удмуртов. На спинке уточки отверстие, через которое пропускался ремешок. Туловище гладкое или покрыто жгутовым орнаментом, имитировавшим крылья. Уточки были племенным украшением и различались как внешне, так и по способу ношения. В Х в. у орнаментированных уточек Поветлужья появляются две поперечные петли, на которых подвешивают привески в виде гусиных лапок. С территории марийцев такие подвески распространились в Приладожье, где в Х-Х1 вв. стали этническим украшением (рис. 23). Здесь у подвесок петли трансформировались в продольные; появились звенья, на которые навешивали привески-лапки (табл. 94, 77, 19). У славян такие уточки впервые встречены в Новгороде, в слое Х в. (табл. 95, 16). Дальнейшая эволюция орнаментированных уточек происходила в ХП-Х1У вв. на территории Костромского Поволжья. Орнамент на тулове подвесок принял форму волны (табл. 95, 26) или спиралей. Первый может рассматриваться как идеограмма воды; второй символизирует непрерывность бега солнца по небу (рис. 24). Число петель увеличивается до пяти-семи (табл. 95, 18). Наиболее поздние подвески (ХШ-Х1\0 приобретают фантастический облик "птички-барашки"; головки их украшены двойными колечками (рогами?) (табл. 95, 2, карта 4). Такие подвески (около 70) найдены в Костромском Поволжье и могут считаться местными типами. Они бытовали также на территории Ярославской и Ивановской областей, откуда проникали в Вологодскую, Архангельскую области, в Приладожье, Прикамье. В южные славянские области они не попадали. Подвески эти отражали языческое мировоззрение финских племен и сохраняли значение амулетов. Обычно их находят в курганах с финскими чертами погребального обряда; но их носило как смешанное, так и славянское население. Славяне, проникая в Костромское Поволжье, активно ассимилировали коренное мерянское население и продвигавшуюся с запада весь и перенимали их культуру. Птички-подвески были и плоскими, и прорезными. Древнейший тип плоских подвесок, изображающий уточку с гладкой головкой, плоским широким клювом и выпуклой грудью, возник в Приладожье, во второй половине - конце Х в. (табл. 95, 7). В конце Х в. такие подвески появились в Новгороде (рис. 23). В Х1-ХП вв. они получили широкое распространение в Новгородской и Псковской землях и Верхнем Поволжье. Здесь было налажено и местное их производство (табл. 95, 3, 5). Эти подвески миниатюрнее приладожских. В это же время появляются несколько вариантов первоначального типа: птички с хололком на голове, напоминающим петушиный гребешок; подвески, похожие на нахохлившегося утенка (табл. 95, 2, 8) (Рябинин Е.А., 1981. С. 12-20. Табл. 1-П). В Х1-ХП вв. возникает новый вариант плоских птичек-подвесок с большой прорезью на груди, окружающей спиралеобразный завиток туловища. Он сильно отличается от древнейшего. Часть подвесок напоминает курицу. Такие подвески найдены в славянских курганах Смоленской, Московской, Ленинградской областей (табл. 95, 7, 9). Другие приобретают черты фантастического существа с птичьим туловом, но звериной головой, с рогами (или кольцом на голове), с узким загнутым вверх хвостом (табл. 95, 3). Эти подвески датируются ХП в. и найдены преимущественно в Новгородской и Псковской землях; в бассейне Волги встречены единицы (рис. 25). При раскопках древнего славянского города Ярополча на Клязьме обнаружен местный вариант таких подвесок (табл. 95,77), также относящихся к XII в. Еще один вариант подвески отличает массивная голова, напоминающая конскую, с мощной шеей, на которой насечками показаны грива и широкий вздернутый трапециевидный хвост (табл. 95, 6). Эти подвески характерны для костромских курганов. В Ярославской и Московской областях найдены единичные экземпляры. Дата их -ХП-ХШ вв. Особый вариант плоских прорезных подвесок составляют подвески с шумящими привесками. Тулово их покрыто сквозными отверстиями. Характерно, что значительная часть подвесок изображает уже не водоплавающую птицу, а петуха с одной или двумя головами (табл. 95, 13, 15). Такие подвески производили в Костромском Поволжье и найдены также в русских городах, расположенных по течению Оки и Клязьмы (Старая Рязань, Владимир, Суздаль, Ярополч - ХП-ХШ вв.). Отсюда подвески доходили до Волжской Болгарии, Перми Вычегодской. В трансформации облика подвески нельзя не видеть возросшего влияния славян. Ведь у местного финского населения куроводство было мало развито, а в северо-западных областях (у оятских вепсов) даже в XIX в. и вовсе неизвестно. Интересны подвески в виде двухголовых фантастических птиц. Такие подвески производили, видимо, на территории Калининского Поволжья (табл. 95, 14), где их найдено три. Еще одна подвеска обнаружена в славянском кургане у с. Битюгово Московской области. Пятая подвеска найдена в кладе, зарытом близ местечка Чернобыль бывшей Киевской губернии. В составе клада была и полая подвеска-птичка с шумящими привесками. Г.Ф. Корзухина предположила, что клад принадлежал лицу, бежавшему с севера - с Верхней Волги или При-ильменья. Время зарытия клада - конец ХП - 40-е годы ХШ в. {Корзухина Г.Ф, 1954. С. 44). К этому же типу принадлежат подвески, изображающие птичку (уточку?) с гладкой или украшенной хохолком головкой, петлей для подвешивания на спинке и двумя-тремя петлями для шумящих привесок внизу. В зависимости от того, отливались ли подвески в двухсторонних или односторонних формах, туловище их с обеих или только с одной стороны покрыто рельефным орнаментом в виде вертикальных, наклонных или косорешетчатых полосок или жгутов. Подвески появляются в комплексах конца ХП в., но наибольшее распространение получают в ХШ в., и даже в XIV в. Такие подвески характерны для Костромского и Кинешемского Поволжья, где существовало их производство (табл. 95, 23, 24). Известно около 80 экземпляров. По Волжскому пути они проникали в область мари, в Волжскую Болгарию, а также в Прикамье. Известны они и на территории Вологодской области, в Приладожье, а в Новгородско-Псковские и южнорусские земли почти не попадали. Всего в трех экземплярах известны амулеты-подвески в виде птиц с распростертыми крыльями (табл. 92, 77, 13). Одна происходит из владимирских, вторая из костромских, третья из подмосковных курганов (Рябинин Е.А., 1981, католог, № 402-404). Дата подвесок -Х1-ХШ вв. Немногочисленны в Древней Руси и подвески-уточки из рога. У них плоское основание, удлиненная изогнутая шея, на туловище сквозное отверстие для подвешивания. В женских погребениях радимичей встречено по четыре-пять фигурок уточек, лежавших между ног погребенных (с. Влазовичи). Очевидно, подвески были прикреплены к поясу. В одном случае вместе с уточками лежали зуб и коготь медведя. В других славянских курганах бассейна Днепра уточки встречались в одном экземпляре, в наборе амулетов, изображавших предметы быта. Датируются эти подвески Х1-Х11 вв. В славянской среде подвески-уточки из рога не имели большого распространения. Чаще они встречаются в это время у поволжских финно-угров, в Прикамье, в Эстонии. Древнейшие бронзовые подвески, изображающие коня, возникли в Верхнем Прикамье в ананьинскую эпоху. В конце VI-VII вв. подвески-коньки появляются в Волго-Вят-ском и Волго-Камском междуречьях. Здесь производились полые, плоские, объемные, наборные или подражающие филигранным подвески. Преемниками последних явились наборные коньки с шумящими привесками У1-УП вв. бассейна Оки. В 1Х-Х вв. такие коньки распространяются в бассейне Мокши и Цны. Они являлись племенным украшением мордвы. В Х-Х1 вв. коньки, изготовленные в той же технике, но особого облика, известны в Муромском течении Оки и в междуречье Клязьмы и Волги. Будучи этническим украшением муромы и мери, они различались как между собой, так и способом ношения. Женщины муромы носили их преимущественно на груди или у пояса; у мери они были чаще плечевым украшением (табл. 96, 14-18). Шумящими привесками к этим конькам служили иногда изображения утиных лапок. Туловище коня украшали тройные спирали (солярный знак). То и другое указывало на связь коня с солнцем и водной стихией, вероятно, как и двухголовость некоторых экземпляров (табл. 96, 7, 76). Подвески эти, являясь племенным украшением поволжских финно-угров, исчезли в конце XI в., когда меря и часть мордовских племен (в том числе мурома) были ассимилированы славянами. Смешиваясь с поволжско-финским и прибалтийско-финским населением, славяне усваивали некоторые элементы их культуры и мировоззрения. Так, в XII—ХШ вв. на территориях с финским населением, освоенных славянами, произошла как бы вспышка язычества, выразившаяся в необычном расцвете зооморфных украшений, в частности подвесок-амулетов, изображающих коня. Эти украшения связаны уже не с племенными, а территориальными общностями. К подвескам северо-западного происхождения относятся плоские литые прорезные четырехгранные коньки: первый вариант подвесок этого типа представляет собой конька с открытой пастью, "уздечкой" под головой (табл. 96, 7) и закрученным на спину хвостом (табл. 96, б). На концах ног конька - отверстия для шумящих привесок. Подвески этого варианта были распространены главным образом на северо-западных территориях Древней Руси и лишь отдельные их экземпляры попадали в Костромское и Марийское Поволжье. Большую популярность они имели в Латвии, где с конца ХП по ХГУ'в. существовало их производство. Второй вариант подвесок представлял конька с закрытой пастью, без "уздечки", с насечками на шее, имитирующими гриву. Отверстия на концах ног конька заполнены металлом (табл. 96, б, 7). В отличие от первого варианта коньки второго варианта на северо-западе и в Приладожье представлены единичными экземплярами, а изготовляли их, вероятно, в Поволжье. Оба варианта подвесок этого типа на Руси датируются ХП-ХШ вв. Особый вариант представляют пластинчатые подвески, которые большинство исследователей относят к конькам. Подвеска изображает животное с двумя согнутыми как бы в беге ногами, торчащими ушами и длинным узким и загнутым на спину хвостом. Туловище обычно покрыто кружковым орнаментом, иногда насечками (табл. 93, 7). Большинство подвесок стандартно. Исключение составляют несколько подвесок из области веси. Эти коньки имеют крупную голову, увенчанную кругом - вероятно, сказалось влияние местных амулетов Х-Х1 вв. оленя (лося). Отмечая явно "неконскую" форму ушей и передних ног животного, Б.А. Рыбаков полагает, что подвески изображали рысь. Б.В. Сапунов предлагает видеть в них гепарда или пардуса. Однако еще А.А. Спицын называл эти подвески собачками и, кажется, был прав. Наибольшее распространение подвесок падает на XI - первую половину XII в. Однако они встречаются как с монетами Х в., так и в единичных случаях с вещами XIII в. По данным Е.А. Рябинина, такие подвески найдены на обширной территории, ограниченной низовьями Западной Двины, восточным побережьем Чудского озера, Приладожьем, Костромским Поволжьем. Наибольшая концентрация подвесок наблюдается в области смоленско-полоцких кривичей, а также в районе р. Даугавы (Латвия). Известно более 160 экземпляров таких подвесок; на востоке они доходят до р. Ваги (рис. 24). Все подвески найдены только в женских могилах. Обычно они встречаются с другими амулетами: ложечками, бубенчиками, гребешками, клыками зверя и др. (табл. 93, 14). Чаще всего эти подвески носили на специальных цепочках на груди, левом плече, реже — у пояса. В.В. Седов предполагает, что появление подобных подвесок у смоленских и полоцких кривичей, ассимилировавших древних балтов, может быть связано с древним балтским культом коня. В конце XII в. появляются полые коньки-подвески с шумящими привесками, замыкающие собой эволюцию подвесок-коньков Древней Руси. Они бытуют до конца XIV в. Коллекция этих подвесок насчитывает 260 экземпляров. Две находки есть в Финляндии. Внешне коньки представляют собой как бы гибрид конька с уткой. Они имеют на туловище волнообразный орнамент, характерный для птичьих подвесок. На конскую сущность изображения указывают массивная высокая шея и грива (сканая или в виде кружочков). Коньки (одно- или двухголовые) по форме головы (цилиндрической, сплющенной по горизонтали или вертикали, с закрытой или открытой пастью) различаются между собой (табл. 96, 2—5, 9, 10, 15). Распространены они на огромной территории - от Латвии и Эстонии до области Коми р. Печоры. Южнее Брянска и Калужской области они неизвестны. Подвески изготавливали в Новгороде, где их найдено 50 штук и, вероятно, в других центрах Древней Руси. Ареалы отдельных типов подвесок различны. Так, подвески, наиболее многочисленные в Новгороде и на северо-западе (табл. 96, 3), неизвестны в Приладожье, Вологодской и Костромской областях. Находки подвесок в погребениях коррелируются с финно-угорскими чертами погребального обряда и инвентаря (рис. 25). Сложный образ подвесок раскрывается на угро-финской языческой мифологии (солнечный и водяной кони). Изготовлявшие их городские ремесленники (в том числе славяне) уже не помнили изначальной семантики образа, но были, очевидно, уверены в его благожелательности. Неметаллические изображения коня в Древней Руси очень редки. Можно упомянуть две подвески, встреченные в наборе с другими амулетами в женских погребениях из курганов у с. Кветунь (Брянская область) и с. Кол-чино (Калужская область). От подвесок-уточек из рога их отличает массивная голова с торчащими ушами и наличие гривы, датируются они Х1-Х11 вв. Известны и двухголовые стилизованные подвески-коньки. Они найдены в погребении у д. Боровикове Костромской области и в могильнике веси у д. Погостище Вологодской области. Дата обоих погребений - XII в. (табл. 94, 5). Лось (олень) на подвесках изображен в виде четвероногого животного с массивной нижней челюстью и коротким загнутым вверх хвостом. Голова увенчана кругом; туловище покрыто солярными орнаментами (табл. 94, 14). Подвески стандартны, их известно 16 экземпляров. Происходят из Приладожья, большинство сосредоточено в бассейне р. Ояти (рис. 23). Здесь они найдены в женских погребениях с трупосожжениями Х -начала XI в. Вполне вероятно, 'что они изображают животное, считавшееся тотемным предком приладожской веси, населявшей данный район. Лось (олень) был почитаемым животным вепсов и северных русских. Мотив оленя сохранился в легендах, в вышивке на головных уборах, свадебных полотенцах XIX в. в северных губерниях России, в обрядовом печенье. Подвески, изображающие зайца (табл. 93, 6) и собаку (табл. 93, 9), найдены по одному экземпляру в курганах Ленинградской области. Дата их - Х1-ХП вв. Уникально изделие в виде бронзового стержня с петлями на концах, на котором изображена фигурка зайца (табл. 93, 3). Оно найдено в кургане у д. Алеховщина на р. Ояти (Приладожье). Дата - конец XI - начало XII в. Назначение этой вещи остается неясным. Две подвески-бобры (табл. 94, 3, 4) выполнены из рога. Реалистически -переданы характерные черты зверя с круглой головой и широким хвостом. Небольшими выступами внизу показаны лапки. По центру тулова -сквозное отверстие, рассчитанное на ношение подвески в горизонтальном положении. Найдены они на поселении Х в. Крутик близ д. Городище Кирилловского р-на Вологодской области Подвески-рыбки происходят из курганов Новгородской, Ленинградской и Брянской областей. Они входили в набор других бронзовых амулетов. Так, подвеска из Брянской области была прикреплена к арочной привеске вместе с ключом, ножами и коньком и лежала у правого плеча женского скелета (табл. 93, 14), Дата комплекса - XII в.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |