Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры детей 4 страница




Разнообразны и многочисленны подвески-лунницы, в которых отразилось поклонение луне. Древнейшие -широкорогие, штампованно-филигранные, датируются Х-Х1 вв. Они выполнены из серебра и найдены как в погребениях, так и в кладах (табл. 92, 9,75). Находки их связаны с крупными городскими центрами, их окрест­ностями и речными магистралями. Подражаниями этим дорогим изделиям, распространенным главным обра­зом среди феодальной знати, явились лунницы из брон­зы или биллона с имитацией филиграни. Такие украше­ния были доступны женщинам всех слоев населения Древней Руси. Они встречены повсеместно и датируют­ся концом Х — началом XI в. - первой половиной XII в. В Х1-ХП вв. входят в моду узкорогие лунницы (табл. 92, 2), отличавшиеся разнообразием орнамента и размеров. Интересны также подвески-лунницы с крестом (табл. 92, 4). Особый тип представляют круглые прорезные подвески, в центре которых помещены изображения лунницы и креста (табл. 92, 22). Такие подвески были особенно распространены на вятической земле в ХП-ХШ вв. Эти типы лунниц представляют собой еди­ный солярно-лунарный символ. В языческих представ­лениях солнце как женское начало, а месяц как муж­ское являются космической брачной парой и покрови­телями супружества. Солнце и луна благоприятствова­ли жизни, здоровью и благополучию человека; отсюда охранительное значение их символов на подвесках -оберегах.

Подвески, отражавшие космогонические представ­ления славян, по своему происхождению связаны с аг­рарной магией. Славяне-земледельцы придавали важ­нейшее значение стихийным силам природы (солнцу, грозе, дождю). Поэтому и в декоративно-прикладном искусстве славян символы небесных сил сохраняли свое магическое значение и после принятия христиан­ства.

Амулеты заклинательной магии имеют вид миниа­тюрных предметов быта: ложек, ковшей, ключей, греб­ней, ножен, игольников. Часто в погребениях они встре­чаются вместе или в сочетании с другими амулетами: зооморфными подвесками, клыками животных и др. Обычно их прикрепляли к цепочкам, служившим на­грудным, плечевым или поясным украшением. Найдены они только в женских погребениях. Состав наборов из бытовых амулетов и способы ношения различны. В сла­вянских землях, на территории Смоленской, Брянской, Калужской областей, бытовали короткие цепочки, ино­гда присоединенные к арочной подвеске с петлями. К нижним концам этих цепочек и крепили подвески-аму­леты (табл. 93, 12-14). Такие арочные "цепедержатели" носили обычно на груди. В северных областях и в При-ладожье. помимо ложечек и ключей, в набор подвесок-амулетов входили также бронзовые копоушки, игольни­ки. Часто эти амулеты подвешивали к длинным нагруд­ным цепочкам, которые крепились к одежде парными пряжками. Изготовляли эти подвески из бронзы. Набо­ры бытовых амулетов характерны для сельского насе­ления Древней Руси.

Наиболее распространены подвески-ложечки. Они являлись символом благосостояния, сытости. В погребе­ниях они найдены не только в наборе с другими амуле­тами, но и отдельно. Отдельные экземпляры ложечек найдены на поселениях (рис. 22), например, в Новгороде найдены четыре ложечки в слоях с конца Х - до середи­ны XII в. В Киеве, Серенске, Новогрудке, Лукомле, Ярополче, Старой Рязани - ложечки-амулеты обнаружены в слоях Х1-ХП вв. Различаются ложечки продолговатые (табл. 93, 13) и круглые (табл. 93, 20, 23, 26); последние более распро­странены. Рукоятки ложечек иногда орнаментированы плетенкой, кружочками и имеют отверстие для подве­шивания (табл. 93, 23, 20). Уникальна привеска-ложка из женского погребения у д. Кветунь Брянской области, рукоять которой выполнена в виде человеческой фигу­ры в плаще (табл. 93, 30). Известно 69 пунктов находок ложечек-амулетов (рис. 22). Самые восточные - в Кем-ском некрополе на северном берегу Белого озера. Здесь в трех женских погребениях найдены три такие ложеч­ки вместе с монетами второй половины XI в. Все амулеты-ложечки были подвешены к поясу.

Подвески в виде ковшичков (табл. 93, 21, 22, 24—25, 27) также являлись символами благосостояния. Они найдены в восьми женских погребениях Смоленской, Московской, Калининской областей и в одном Гомельской области. Дата - Х1-ХП вв.

Подвески-ключи - символы богатства и его охраны. Единичные находки их обнаружены в курганах Кали­нинской, Московской, Смоленской областей (табл. 93, 12, 13) в наборе подвесок-амулетов. Отдельные экземп­ляры происходят из поселений (Серенск, Торопец) (рис. 22). В Приладожье и Обонежье ключи - характер­ная принадлежность женских погребений веси Х1-ХП вв. Они встречаются по 3-5 штук в погребении. По фор­ме они отличны от славянских и близки к прибалтий­ским образцам (табл. 94, 8). Известен 31 экземпляр. Еще две самые восточные находки сделаны на северном бе­регу Белого озера и в Корбальском могильнике на р. Ваге в низовьях р. Кемы.

Подвески-ножны встречены в наборах с другими аму­летами в курганных погребениях Калужской, Москов­ской, Смоленской областей (рис. 22). Они миниатюр­ные, плоские, отлиты из бронзы в односторонних фор­мах, датируются Х1-ХП вв. (табл. 93, 13, 14, 19) (рис. 22).

В XII в. в курганах Калужской, Новгородской и Ле­нинградской областей появляются немногочисленные игольники в виде ножен (табл. 92, 39). Они полые, круг­лые в сечении; отлиты в двусторонних литейных фор­мах. Принадлежат к типу вертикальных игольников со щитком. Такие игольники встречены и в женских погребениях ХП-ХШ вв. Костромской области. В Новгороде игольники-ножны (4 штуки) найдены в слоях первой полови­ны XII - начала XIV в. Щитки их украшены орнаментом в виде завитков и косой решетки. Их отливали из бронзы и оловянисто-свин-цового сплава. В Серенске найдена каменная форма для отливки игольника с аналогичным новгородскому узо­ром в виде косой решетки.

Амулеты-игольники вырезали также из кости и рога (табл. 92, 36). Находки из Старой Русы имеют вид двой­ных ножен (рис. 92, 35). Игольник с гладким щитком найден при раскопках Браслава в горизонте Х1-ХП вв. Как элемент финно-угорской культуры в Приладожье и Костромском По­волжье ХП-ХШ вв. известны игольники горизонталь­ные с привесками-бубенчиками, служившими "для отпу­гивания зла".

В наборах амулетов как единичные находки предста­влены также подвески в виде миниатюрного серпа и пилки.

Амулеты, связанные с культом животных, отражают воззрения, возникшие в первобытном обществе, - преж­де всего, представления о родстве определенных групп людей (рода) с почитаемым животным (тотемом). Пред­метом культа служили прежде всего животные, охота на которых являлась источником существования человека. У народов Восточной Сибири, Дальнего Востока и При­камья это культ медведя. У лопарей, вепсов, карел еще в XIX в. сохранялись пережитки культа лося (оленя). Культ водоплавающей птицы был известен у всех фин­но-угорских народов Севера Восточной Европы и Поволжья. Следы тотемизма исследователи находят у на­родов всех континентов.

По представлению первобытного человека, тотем обеспечивал продолжение рода, защищал обращав­шихся к нему за помощью, передавал им свою силу, мудрость. Так возникла традиция носить при себе часть тотема (шкуру, когти, зубы). Впоследствии маги­ческие свойства оберега были перенесены на изобра­жение животного (выполненное в камне, роге, метал­ле).

Культ животных сохранялся в классовых обществах и находил отражение в развитых религиях. У славян сле­ды тотемизма сохранились главным образом в фолькло­ре. Образы животных, когда-то тотемных предков, на­селяли мир славянских сказок. Это конь, собака, бык, медведь, волк, гусь, ворон, сокол, орел, лягушка, щука. В сказках нашла отра­жение и идея происхождения героя от тотема (родителя­ми сказочных богатырей являются собака, бык, мед­ведь). Животные сказок обычно помощники человека, проводники, вещуны. Многие поверья и магические об­ряды славян, сохранявшиеся и в XIX в., были связаны с петухом и курицей.

С распадом первобытнообщинного строя тотемисти­ческие представления угасали. Однако вера в охрани­тельную силу части тела того или иного животного или его изображения не утрачивалась.

Почитаемые животные занимали важное место в представлениях древнего человека о Вселенной. Так, на­роды Севера считали священных медведя, лося (оленя) обитателями неба. Мифы карелов и коми называют ут­ку прародительницей мира. Культы быка и коня возни­кли позже, в эпоху производящего хозяйства. С развити­ем пашенного земледелия культ коня занял важнейшее место в аграрной магии, вытеснив промысловые культы (оленя, лося, медведя). Конь - символ солнца, плодоро­дия, благополучия, был связан как с небом, так и с во­дой. По легенде удмуртов, крылатые солнечные кони обитали в реке. На последней стадии славянского язы­чества силы природы и стихий представлялись уже в ви­де человекоподобных существ. Однако ряд божеств имел очевидную связь с тотемическими культурами. Так, языческий бог Велес (скотий бог), вероятно, отра­жал тотемистический культ быка (тура). Сменивший Велеса христианский к святой Власий (покровитель жи­вотных) на иконах всегда изображался с быком. Конь был одним из символов Перуна - божества грома, мол­нии и дождя. Сменивший Перуна Илья-пророк также со­хранил связь с конем. Его чаще всего изображали на ко­леснице, запряженной конями.

С расширением границ древнерусского государства славяне входили в контакты с балто- и финноязычными народами, у которых охота и скотоводство кое-где пре­валировали над земледелием. Язычество здесь являлось реальностью, а пережитки тотемистических представ­лений ощущались очень сильно. Так, у приладожской веси в Х-Х1 вв. существовал культ водоплавающей пти­цы, бобра, лося (оленя). У волго-окских племен, мери и муромы, преобладал культ коня, сопровождавшийся жертвоприношениями коней и их ритуальными захоро­нениями. Близкое соприкосновение с этими народами и их ассимиляция способствовали живучести языческих верований и в славянской среде.

Обереги, отражающие культ животных, можно раз­делить на три разнообразные подгруппы. Это амулеты из зубов, когтей и костей зверей и птиц; амулеты с зоо­морфными изображениями; некоторые бытовые пред­меты с зооморфными изображениями.

По законам первобытной магии часть тела животного заменяла целого зверя (птицу) и обладала такой же охранительной силой. Поэтому клочки шерсти зверей, зубы, когти, которые было удобно носить при себе, служили человеку оберегом-амулетом. Они сохраняли магическое значение и в позднем средневековье. Так, в погребениях ХУ-ХУ1 вв. Латвии находили когти и зубы медведя. Подвески, сделанные из зубов или костей животных, имели в Древней Руси широчайшее распространение. Как в женских, так и в мужских погребениях на поселениях Киевской земли часто встречались клыки кабана. Наиболее многочисленны подвески из просверленных клыков медведя (табл. 93, 31). У славян, как и у их восточных соседей - финнов Поволжья, были чрезвычайно распространены амулеты из когтей медведя. В погребениях радимичей неоднократно находили когти медведя. В кургане с трупосожжением на Суздалыцине когти медведя были положены в горшок вместе с ножом. Когти медведя - характерная находка женских погребений веси в курганах Юго-Восточного Приладожья Х-Х1 вв.

В русском народном календаре XIX в. сохранились следы медвежьего культа. Так, 24 марта считалось праздником пробуждения медведя.

Известны также подвески из клыков волка, лисицы, собаки, куницы. Женщины носили их в ожерелье или на цепочках, прикрепленных к одежде на плече, вместе с другими амулетами и бубенчиками (табл. 93, 17). В одном из радимических курганов XI в. подвески в виде двух волчьих клыков, двух костяных уточек и девяти бубенчиков лежали между голенями скелета. Очевидно, они были подвешены к поясу.

Часто встречаются также подвески из таранных косточек бобра (табл. 93, 19), культового животного фин­но-угорских народов Севера. Амулеты из просверлен­ных таранных косточек бобра найдены на Белоозере, Старой Ладоге, в курганах Ярославского Поволжья в Х-Х1 вв. В двух женских погребениях Тимирязевского могильника под Ярославлем были найдены ожерелья из косточек бобра. Такие же подвески найдены и в более южных областях, например во Вщиже.

С культом бобра связаны находки глиняных изобра­жений его лап в курганах Ярославского и Владимирско­го Поволжья конца 1Х-Х1 вв. Вероятно, культ бобра был воспринят и славянским населением Верхнего По­волжья, хоронившим своих покойников в одних могиль­никах с финским населением (Фехнер М. В., 1963. С. 87, 88. Рис. 50-53). Амулетами-оберегами служили и когти птиц.

Амулеты с зооморфными изображениями делали из бронзы или сплавов меди с оловом или серебром, а так­же из свинцово-оловянных сплавов. Амулеты из железа и серебра крайне редки. Изготовлялись они литьем, штамповкой, плетением (филигрань), а также путем со­четания филиграни с отливкой. Есть находки редких амулетов из рога.

Амулеты представляют собой реалистические или стилизованные изображения различных птиц или жи­вотных: коня, оленя, зайца, бобра, собаки, рыбы, змеи. Это "коньковые подвески", подвески "всадница на коне" и "конь на змее", а также подвески в виде головы быка, когтя медведя, челюсти зверя. Большинство амулетов служило подвесками и имело петлю. Некоторые снаб­жены шумящими привесками, которые, очевидно, долж­ны были звоном отпугивать злые силы.

Зооморфные подвески носили исключительно жен­щины. Положение их в погребении строго традиционно: на груди (реже - плече) или ниже пояса. Это, несомнен­но, связано с функциональным назначением подвесок-оберегов: защищать грудь и лоно женщины и сообщать ей плодородие. В мужских погребениях зооморфные подвески очень редки и всегда положены отдельно от покойника - в берестяном туеске или кошеле, возмож­но, как дар вдовы.

Значительное распространение зооморфных подве­сок в среде северных и северо-восточных славян (словен новгородских, тверских владимирских и костромских кривичей) обусловлено контактами с пограничными финно-угорскими народами. От них славяне заимствова­ли основные типы зооморфных украшений. Исключе­нием является область радимичей, где возник местный тип подвесок с головой быка. Не связан с финно-угор­ским миром и другой тип подвесок - пластинчатый ко­нек (собачка?) с загнутым вверх хвостом. Он, по-види­мому, имеет смоленско-полоцкое происхождение.

Подвески-амулеты, изображавшие птиц, разнообраз­ны. Широко распространены бронзовые полые подвес­ки, изготовлявшиеся литьем по восковой модели. Древ­нейшие полые подвески изображали уточку без лапок, с планкой поперек туловища. Они известны в У1-УШ вв. в среднем течении Оки, нижнем течении Мокши и Су­ры, а также в Волго-Камском и Волго-Вятском между­речье - у мери, мордвы, марийцев, удмуртов. На спинке уточки отверстие, через которое пропускался ремешок. Туловище гладкое или покрыто жгутовым орнаментом, имитировавшим крылья. Уточки были племенным ук­рашением и различались как внешне, так и по способу ношения.

В Х в. у орнаментированных уточек Поветлужья появляются две поперечные петли, на которых подвешива­ют привески в виде гусиных лапок. С территории марийцев такие подвески распространились в Приладожье, где в Х-Х1 вв. стали этническим украшением (рис. 23). Здесь у подвесок петли трансформировались в продольные; появились звенья, на которые навешивали привески-лапки (табл. 94, 77, 19). У славян такие уточки впервые встречены в Новгороде, в слое Х в. (табл. 95, 16). Дальнейшая эволюция орнаментированных уточек происходила в ХП-Х1У вв. на территории Костромского Повол­жья. Орнамент на тулове подвесок принял форму волны (табл. 95, 26) или спиралей. Первый может рассматри­ваться как идеограмма воды; второй символизирует не­прерывность бега солнца по небу (рис. 24). Число петель увеличивается до пяти-семи (табл. 95, 18). Наиболее поздние подвески (ХШ-Х1\0 приобретают фантастиче­ский облик "птички-барашки"; головки их украшены двойными колечками (рогами?) (табл. 95, 2, карта 4). Та­кие подвески (около 70) найдены в Костромском Повол­жье и могут считаться местными типами. Они бытовали также на территории Ярославской и Ивановской облас­тей, откуда проникали в Вологодскую, Архангельскую области, в Приладожье, Прикамье. В южные славянские области они не попадали. Подвески эти отражали языче­ское мировоззрение финских племен и сохраняли значе­ние амулетов. Обычно их находят в курганах с финскими чертами погребального обряда; но их носило как сме­шанное, так и славянское население. Славяне, проникая в Костромское Поволжье, активно ассимилировали ко­ренное мерянское население и продвигавшуюся с запада весь и перенимали их культуру.

Птички-подвески были и плоскими, и прорезными. Древнейший тип плоских подвесок, изображающий уточку с гладкой головкой, плоским широким клювом и выпуклой грудью, возник в Приладожье, во второй по­ловине - конце Х в. (табл. 95, 7). В конце Х в. такие под­вески появились в Новгороде (рис. 23). В Х1-ХП вв. они получили широкое распространение в Новгородской и Псковской землях и Верхнем Поволжье. Здесь было на­лажено и местное их производство (табл. 95, 3, 5). Эти подвески миниатюрнее приладожских. В это же время появляются несколько вариантов первоначального ти­па: птички с хололком на голове, напоминающим пету­шиный гребешок; подвески, похожие на нахохлившего­ся утенка (табл. 95, 2, 8) (Рябинин Е.А., 1981. С. 12-20. Табл. 1-П).

В Х1-ХП вв. возникает новый вариант плоских пти­чек-подвесок с большой прорезью на груди, окружаю­щей спиралеобразный завиток туловища. Он сильно от­личается от древнейшего. Часть подвесок напоминает курицу. Такие подвески найдены в славянских курганах Смоленской, Московской, Ленинградской областей (табл. 95, 7, 9). Другие приобретают черты фантастиче­ского существа с птичьим туловом, но звериной голо­вой, с рогами (или кольцом на голове), с узким загнутым вверх хвостом (табл. 95, 3). Эти подвески датируются ХП в. и найдены преимущественно в Новгородской и Псковской землях; в бассейне Волги встречены едини­цы (рис. 25). При раскопках древнего славянского горо­да Ярополча на Клязьме обнаружен местный вариант таких подвесок (табл. 95,77), также относящихся к XII в. Еще один вариант подвески отличает массивная голова, напоминающая конскую, с мощной шеей, на которой на­сечками показаны грива и широкий вздернутый трапе­циевидный хвост (табл. 95, 6). Эти подвески характерны для костромских курганов. В Ярославской и Москов­ской областях найдены единичные экземпляры. Дата их -ХП-ХШ вв.

Особый вариант плоских прорезных подвесок состав­ляют подвески с шумящими привесками. Тулово их по­крыто сквозными отверстиями. Характерно, что значи­тельная часть подвесок изображает уже не водоплаваю­щую птицу, а петуха с одной или двумя головами (табл. 95, 13, 15). Такие подвески производили в Кост­ромском Поволжье и найдены также в русских городах, расположенных по течению Оки и Клязьмы (Старая Ря­зань, Владимир, Суздаль, Ярополч - ХП-ХШ вв.). Отсю­да подвески доходили до Волжской Болгарии, Перми Вычегодской. В трансформации облика подвески нель­зя не видеть возросшего влияния славян. Ведь у местно­го финского населения куроводство было мало развито, а в северо-западных областях (у оятских вепсов) даже в XIX в. и вовсе неизвестно.

Интересны подвески в виде двухголовых фантастиче­ских птиц. Такие подвески производили, видимо, на тер­ритории Калининского Поволжья (табл. 95, 14), где их найдено три. Еще одна подвеска обнаружена в славян­ском кургане у с. Битюгово Московской области. Пятая подвеска найдена в кладе, зарытом близ местечка Чер­нобыль бывшей Киевской губернии. В составе клада была и полая подвеска-птичка с шумящими привесками. Г.Ф. Корзухина предположила, что клад принадлежал лицу, бежавшему с севера - с Верхней Волги или При-ильменья. Время зарытия клада - конец ХП - 40-е годы ХШ в. {Корзухина Г.Ф, 1954. С. 44). К этому же типу принадлежат подвески, изображающие птичку (уточ­ку?) с гладкой или украшенной хохолком головкой, пет­лей для подвешивания на спинке и двумя-тремя петлями для шумящих привесок внизу. В зависимости от того, от­ливались ли подвески в двухсторонних или односторон­них формах, туловище их с обеих или только с одной стороны покрыто рельефным орнаментом в виде верти­кальных, наклонных или косорешетчатых полосок или жгутов. Подвески появляются в комплексах конца ХП в., но наибольшее распространение получают в ХШ в., и даже в XIV в. Такие подвески характерны для Костромского и Кинешемского Поволжья, где сущест­вовало их производство (табл. 95, 23, 24). Известно око­ло 80 экземпляров. По Волжскому пути они проникали в область мари, в Волжскую Болгарию, а также в При­камье. Известны они и на территории Вологодской об­ласти, в Приладожье, а в Новгородско-Псковские и южнорусские земли почти не попадали.

Всего в трех экземплярах известны амулеты-подвес­ки в виде птиц с распростертыми крыльями (табл. 92, 77, 13). Одна происходит из владимирских, вторая из кост­ромских, третья из подмосковных курганов (Ряби­нин Е.А., 1981, католог, № 402-404). Дата подвесок -Х1-ХШ вв.

Немногочисленны в Древней Руси и подвески-уточки из рога. У них плоское основание, удлиненная изогнутая шея, на туловище сквозное отверстие для подвешива­ния. В женских погребениях радимичей встречено по че­тыре-пять фигурок уточек, лежавших между ног погре­бенных (с. Влазовичи). Очевидно, подвески были при­креплены к поясу. В одном случае вместе с уточками лежали зуб и коготь медведя. В других славянских курга­нах бассейна Днепра уточки встречались в одном экзем­пляре, в наборе амулетов, изображавших предметы бы­та. Датируются эти подвески Х1-Х11 вв. В славянской среде подвески-уточки из рога не имели большого рас­пространения. Чаще они встречаются в это время у по­волжских финно-угров, в Прикамье, в Эстонии. Древ­нейшие бронзовые подвески, изображающие коня, воз­никли в Верхнем Прикамье в ананьинскую эпоху. В кон­це VI-VII вв. подвески-коньки появляются в Волго-Вят-ском и Волго-Камском междуречьях. Здесь производи­лись полые, плоские, объемные, наборные или подра­жающие филигранным подвески. Преемниками послед­них явились наборные коньки с шумящими привесками У1-УП вв. бассейна Оки. В 1Х-Х вв. такие коньки рас­пространяются в бассейне Мокши и Цны. Они являлись племенным украшением мордвы. В Х-Х1 вв. коньки, изготовленные в той же технике, но особого облика, известны в Муромском те­чении Оки и в междуречье Клязьмы и Волги. Будучи эт­ническим украшением муромы и мери, они различались как между собой, так и способом ношения. Женщины муромы носили их преимущественно на груди или у по­яса; у мери они были чаще плечевым украшением (табл. 96, 14-18). Шумящими привесками к этим конь­кам служили иногда изображения утиных лапок. Туло­вище коня украшали тройные спирали (солярный знак). То и другое указывало на связь коня с солнцем и водной стихией, вероятно, как и двухголовость некоторых эк­земпляров (табл. 96, 7, 76). Подвески эти, являясь пле­менным украшением поволжских финно-угров, исчезли в конце XI в., когда меря и часть мордовских племен (в том числе мурома) были ассимилированы славянами.

Смешиваясь с поволжско-финским и прибалтийско-финским населением, славяне усваивали некоторые эле­менты их культуры и мировоззрения. Так, в XII—ХШ вв. на территориях с финским населением, освоенных сла­вянами, произошла как бы вспышка язычества, выра­зившаяся в необычном расцвете зооморфных украше­ний, в частности подвесок-амулетов, изображающих ко­ня. Эти украшения связаны уже не с племенными, а тер­риториальными общностями. К подвескам северо-за­падного происхождения относятся плоские литые про­резные четырехгранные коньки: первый вариант подве­сок этого типа представляет собой конька с открытой пастью, "уздечкой" под головой (табл. 96, 7) и закручен­ным на спину хвостом (табл. 96, б). На концах ног конь­ка - отверстия для шумящих привесок. Подвески этого варианта были распространены главным образом на се­веро-западных территориях Древней Руси и лишь от­дельные их экземпляры попадали в Костромское и Ма­рийское Поволжье. Большую популярность они имели в Латвии, где с конца ХП по ХГУ'в. существовало их про­изводство. Второй вариант подвесок представлял конь­ка с закрытой пастью, без "уздечки", с насечками на шее, имитирующими гриву. Отверстия на концах ног конька заполнены металлом (табл. 96, б, 7). В отличие от первого варианта коньки второго варианта на северо-западе и в Приладожье представлены единичными эк­земплярами, а изготовляли их, вероятно, в Поволжье. Оба варианта подвесок этого типа на Руси датируются ХП-ХШ вв.

Особый вариант представляют пластинчатые подвес­ки, которые большинство исследователей относят к конькам. Подвеска изображает животное с двумя согну­тыми как бы в беге ногами, торчащими ушами и длин­ным узким и загнутым на спину хвостом. Туловище обычно покрыто кружковым орнаментом, иногда на­сечками (табл. 93, 7). Большинство подвесок стандарт­но. Исключение составляют несколько подвесок из об­ласти веси. Эти коньки имеют крупную голову, увенчан­ную кругом - вероятно, сказалось влияние местных аму­летов Х-Х1 вв. оленя (лося). Отмечая явно "неконскую" форму ушей и передних ног животного, Б.А. Рыбаков полагает, что подвески изображали рысь. Б.В. Сапунов предлагает ви­деть в них гепарда или пардуса. Однако еще А.А. Спицын называл эти под­вески собачками и, кажется, был прав. Наибольшее рас­пространение подвесок падает на XI - первую половину XII в. Однако они встречаются как с монетами Х в., так и в единичных случаях с вещами XIII в. По данным Е.А. Рябинина, такие подвески найдены на обширной территории, ограниченной низовьями Западной Двины, восточным побережьем Чудского озера, Приладожьем, Костромским Поволжьем. Наибольшая концентрация подвесок наблюдается в области смоленско-полоцких кривичей, а также в районе р. Даугавы (Латвия). Извест­но более 160 экземпляров таких подвесок; на востоке они доходят до р. Ваги (рис. 24).

Все подвески найдены только в женских могилах. Обычно они встречаются с другими амулетами: ложеч­ками, бубенчиками, гребешками, клыками зверя и др. (табл. 93, 14). Чаще всего эти подвески носили на специ­альных цепочках на груди, левом плече, реже — у пояса. В.В. Седов предполагает, что появление подобных под­весок у смоленских и полоцких кривичей, ассимилиро­вавших древних балтов, может быть связано с древним балтским культом коня.

В конце XII в. появляются полые коньки-подвески с шумящими привесками, замыкающие собой эволюцию подвесок-коньков Древней Руси. Они бытуют до конца XIV в. Коллекция этих подвесок насчитывает 260 эк­земпляров. Две находки есть в Финляндии. Внешне коньки представляют собой как бы гибрид конька с ут­кой. Они имеют на туловище волнообразный орна­мент, характерный для птичьих подвесок. На конскую сущность изображения указывают массивная высокая шея и грива (сканая или в виде кружочков). Коньки (одно- или двухголовые) по форме головы (цилиндри­ческой, сплющенной по горизонтали или вертикали, с закрытой или открытой пастью) различаются между собой (табл. 96, 2—5, 9, 10, 15). Распространены они на огромной территории - от Латвии и Эстонии до облас­ти Коми р. Печоры. Южнее Брянска и Калужской области они неизвестны.

Подвески изготавливали в Новгороде, где их найдено 50 штук и, вероятно, в других центрах Древней Руси. Ареалы отдельных типов подве­сок различны. Так, подвески, наиболее многочисленные в Новгороде и на северо-западе (табл. 96, 3), неизвестны в Приладожье, Вологодской и Костромской областях. Находки подвесок в погребениях коррелируются с фин­но-угорскими чертами погребального обряда и инвента­ря (рис. 25). Сложный образ подвесок раскрывается на угро-финской языческой мифологии (солнечный и водя­ной кони). Изготовлявшие их городские ремесленники (в том числе славяне) уже не помнили изначальной се­мантики образа, но были, очевидно, уверены в его бла­гожелательности.

Неметаллические изображения коня в Древней Руси очень редки. Можно упомянуть две подвески, встречен­ные в наборе с другими амулетами в женских погребени­ях из курганов у с. Кветунь (Брянская область) и с. Кол-чино (Калужская область). От подвесок-уточек из рога их отличает массивная голова с торчащими ушами и на­личие гривы, датируются они Х1-Х11 вв. Известны и двухголовые стилизованные подвески-коньки. Они най­дены в погребении у д. Боровикове Костромской облас­ти и в могильнике веси у д. Погостище Вологодской об­ласти. Дата обоих погребений - XII в. (табл. 94, 5).

Лось (олень) на подвесках изображен в виде четверо­ногого животного с массивной нижней челюстью и ко­ротким загнутым вверх хвостом. Голова увенчана кру­гом; туловище покрыто солярными орнаментами (табл. 94, 14). Подвески стандартны, их известно 16 эк­земпляров. Происходят из Приладожья, большинство сосредоточено в бассейне р. Ояти (рис. 23). Здесь они найдены в женских погребениях с трупосожжениями Х -начала XI в. Вполне вероятно, 'что они изображают жи­вотное, считавшееся тотемным предком приладожской веси, населявшей данный район. Лось (олень) был почи­таемым животным вепсов и северных русских. Мотив оленя сохранился в легендах, в вышивке на головных уборах, свадебных полотенцах XIX в. в северных губер­ниях России, в обрядовом печенье.

Подвески, изображающие зайца (табл. 93, 6) и собаку (табл. 93, 9), найдены по одному экземпляру в курганах Ленинградской области. Дата их - Х1-ХП вв. Уникально изделие в виде бронзового стержня с петлями на концах, на котором изображена фигурка зайца (табл. 93, 3). Оно найдено в кургане у д. Алеховщина на р. Ояти (Прила­дожье). Дата - конец XI - начало XII в. Назначение этой вещи остается неясным.

Две подвески-бобры (табл. 94, 3, 4) выполнены из ро­га. Реалистически -переданы характерные черты зверя с круглой головой и широким хвостом. Небольшими вы­ступами внизу показаны лапки. По центру тулова -сквозное отверстие, рассчитанное на ношение подвески в горизонтальном положении. Найдены они на поселе­нии Х в. Крутик близ д. Городище Кирилловского р-на Вологодской области

Подвески-рыбки происходят из курганов Новгород­ской, Ленинградской и Брянской областей. Они входили в набор других бронзовых амулетов. Так, подвеска из Брянской области была прикреплена к арочной привес­ке вместе с ключом, ножами и коньком и лежала у пра­вого плеча женского скелета (табл. 93, 14), Дата комп­лекса - XII в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.