Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ XV. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников 4 страница




Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют этого делать, третьи — не понимают зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения (ДОУ). Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том. числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОУ должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для развития ребенка (Т.И.Доронова, А.П.Жичкина, Е.В.Соловьева и др.). Следует отметить, что педагоги ДОУ не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера, поэтому не страшно, если родители воспитывают его неправильно. Нередко почти также думают и родители: «Ребенок мой, я знаю его лучше всех, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим».

Таким образом, две стороны очень, очень близкие к дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга, положительных результатов это не дает. Необходимо учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (ДОУ или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании возможности семьи значительно выше, нем возможности ДОУ. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей, подготовку детей к школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество, основанное на взаимодействии.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, которые профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве детского сада и семьи.

Рассмотрим, как определена работа с семьей в программе «Из детства в отрочество» под ред. Т.И.Дороновой, какие рекомендации дают авторы программы по взаимодействию ДОУ м семьей. Авторы отмечают, что в настоящее время мы имеем трагичную ситуацию в семейном воспитании. Исследования показали, что система общественного дошкольного воспитания никогда не достигнет успеха в области развития личности, т.к. до 8 лет родители для ребенка - главное, поэтому ДОУ нужно грамотно научиться взаимодействовать с родителями. Авторы отмечают, что за рубежом наука работала на изучение семьи. В нашей стране такие исследования малочисленны. Родители остаются наблюдателями и критиками ДОУ. 72% родителей не испытывают доверия к детскому саду как образовательному учреждению, а рассматривают его как сферу ухода и присмотра за ребенком, т.к. сотрудники не умеют разъяснять родителям, чем занимаются детские сады. Родитель не привык работать с ребенком, он ждет результатов от воспитателя.

Авторы программы предлагают некоторые пути разрешения проблемы - строить взаимоотношения с родителями по двум направлениям:

1- «Просветительское», которое авторы предлагают начать со знакомства с программой, по которой работает детский сад. Каждый родитель должен изучить эту программу, чтобы родители с интересом познакомились с программой, устраиваются нетрадиционные родительские собрания. В начале учебного года знакомство проходит в игровой форме, выставляются детские работы за прошлый год. В конце года подобный праздник проходит в полуигровой форме, награждаются родители, которые выполнили рекомендации, данные в начале года.

2- Направление работы с родителями, дети которых не посещают детский сад, но живут рядом. Организуются группы неполного дня на 2 часа.

В обоих направлениях взаимодействия с родителями должны строиться в форме доверительных контактов. Все предстоящие мероприятия оговариваются заранее.

Индивидуальная работа с родителями.

Весь сентябрь авторы предлагают потратить на изучение ребенка и его родителей. Заводится тетрадь, где родителям предлагается вписать свою Ф.И.О. в то время, когда ему удобно встретиться с педагогом для беседы, посвященной обсуждению возникающих проблем, результатов диагностики, совместному прогнозированию уровня развития ребенка.

Задачи, которые помогают реализовать преемственность:

1. Оказать помощь семье в виде педагогического просвещения (в программе «Из детства в отрочество»).

2. Повышать педагогической культуры, работа с молодой семьей.

3. Помогать семье во всестороннем развитии ребенка.

Формы сотрудничества ДОУ с семьей.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников.

Все формы работы с семьей можно разделить на традиционные и нетрадиционные.


 

Педагог ич еские ко н сультации - одна из традиционных форм, давно используется в практике. Нужно знать заранее уровень педагогической просвещенности родителей. О.Л. Зверева отмечает, что чаще встречаются три уровня: высокий, средний, низкий. Исходя из уровня, педагог, готовя консультацию для родителей с высоким и средним уровнем, выбирает групповую форму. Для низкого уровня - индивидуальную консультацию в форме советов, инструкций, вопросов к родителям, совместного анализа проблемы данной семьи.

Чтобы повысить эффективность консультаций, О.Л. Зверева рекомендует оценивать результативность консультаций и предлагает ряд специальных показателей, которые помогут педагогу вносить коррективы:

• изменение потребностей родителей в педагогических знаниях (появляется ли интерес, задают ли вопросы);

• самостоятельное стремление родителей, инициатива в получении консультаций;

• изменение отношения родителей к своему ребенку;

• появляющиеся у родителей умение оценивать свои педагогические способности;

• стремление родителей обсуждать с педагогами новинки педагогической литературы.

Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей: семейные посиделки, семейные вечера, семейные вернисажи, день семьи (2 раза в год), телефон доверия, клуб выходного дня, клуб «Хозяюшка», нетрадиционный праздник «Моя родословная» (для старших дошкольников), конверт откровений, где родители описывают свои проблемы, организация библиотеки для родителей, выпуск газеты, журнала, организация творческих мастерских, студий, клубов, секций для родителей и детей.

Психолог А.В.Петровский выделяет и предлагает такую форму, как «доверительный деловой контакт», который включает в себя 3 этапа:

1 этап - трансляция родителям положительного образа их ребенка. Для этого надо проявлять искренний интерес к родителям, уметь выслушать их, беседы по интересующим родителей вопросам;

2 этап - включает трансляцию родителям педагогических знаний (данные диагностики по их ребенку);

3 этап - тесного взаимодействия с родителями по воспитанию и развитию ребенка. (См. А.В.Петровский «Дети и тактика семейного воспитания» - М., 1981). Таким образом, под взаимодействием ДОУ с семьей понимается способ организации современной деятельности родителей и педагогов на основе общения. Результатом взаимодействия должны стать положительные, искренние, истинные взаимодействия, построенные на открытости ДОУ как системы. Пример открытости должен давать педагог. В книге «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство для детского развития»: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений (Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко) - М.,2001 представлены содержание, формы, методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.

В системе «Ребенок - детский сад» существует взаимодействие двух социальных институтов: дошкольных учреждений и семьи. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В Концепции дошкольного воспитания (1989) отмечается, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что! обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Авторы концепции подчеркивают, что современные дошкольные учреждения должны осваивать новые принципы и рекомендации взаимодействия с семьей.

1. Первая линия (принцип) - взаимодействия двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.

2. Вторая линия - доверчивого делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательская позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. Авторы Концепции подчеркивают, что осуществить преемственность в работе детского сада и семьи в полной мере возможно при осуществлении следующих рекомендаций: использование планового исследовательского подхода, т.е. современный педагог должен ориентироваться в новых понятиях, связанных с проблемами семьи -открытый детский сад. Методы изучения семьи, формы взаимодействия ДОУ и близких ребенка, совместные сферы деятельности ДОУ и семьи, попечительский совет.

В Концепции указывается, что детский сад должен осваивать нетрадиционные способы оказания помощи в социальной адаптации семей, т.е. осуществление поддержки, пропаганда преимущества полных семей, помощь в воссоздании семей. Детский сад должен оказывать помощь семьям, где дети инвалиды, открывать группы с удобным для семьи графиком работы, группы по оказанию специальных услуг семьям.

Вышеперечисленные услуги возможно оказывать, если ДОУ организовано по новому типу работы - стиль открытого детского сада, внесение идей педагогики содружества и сотрудничества.

В результате можно сделать вывод, что ребенок в системе «Детский сад-семья» является равноправным членом данной системы. Положение ребенка в этой системе определяется тем, что он требует постоянного внимания - он нуждается и в родительской любви и во внимании со стороны воспитателя. Формы взаимодействия ДОУ с семьей должны помогать в реализации задач данной системы и включают как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова сущностная характеристика семьи как социокультурного окружения?

2. В чем особенности воспитательного потенциала семьи?

3. В чем заключается объективное назначение взаимосвязи ДОУ с семьей?

4. Какие концептуальные основы положены в основу взаимодействия ДОУ И семьи?

5. Какие Вы знаете современные формы взаимодействия дошкольной' учреждения с семьей?

6. Как в Концепции дошкольного воспитания рассматривается взаимодействие ДОУ и семьи?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.