Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Наука




Наука — форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим ос­новным признакам и характеристикам.

Наука

Социальный инсти­тут со своей струк­турой и функциями • Отрасль духовного производства • Особая система знаний (в форме научных представ­лений, понятий, теорий), приве­денная в целост­ную систему на основе определен­ных принципов
Особая система об­щественных орга­низаций, учрежде­ний, вырабатываю­щих, хранящих, распространяющих и внедряющих зна­ния (НИИ, вузы, академические инс­титуты, Академия наук РФ и др.) Система науч­ных ис­следова­ний Опытно-конст-рукторские изыска­ния    
    Основная продукция  
    Понятия, законы, теории  
       

Наука подразделяется на множество отраслей знания, ко­торые различаются между собой тем, какую сторону действи­тельности, форму материи они изучают.

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания — Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логи­ка, гносеология, диалектика — Технические науки и математика
«Удаленность» от практики — Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует не­посредственная ориентация на примене­ние результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем
     

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет про­тивоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей раз­вития научного знания.

Наименование модели Ее содержание
1. Постепенное раз­витие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательно­му изучению работ своих предшест­венников
2. Развитие науки че­рез научные револю­ции Периодически любая наука должна пере­живать коренную смену господствую­щих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «эта­пу кризиса и смены парадигм»1
3. Развитие науки че­рез приближение к познавательным стандартам естество­знания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и кри­терии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4. Развитие через ин­теграцию научного знания Строить систему знания на основе извле­чения ее элементов из различных науч­ных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический пе­риод и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на по­вестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общест­ва, наука испытывает на себе определенное воздействие по­следней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Наука

Общество

Потребности развития общества Материально-техническая база общества

Внутренние законы науки

• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)

• Чередование относительно спокойных пери­одов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)

• Сочетание процессов дифференциации и ин­теграции

• Углубление и расширение процессов матема­тизации и компьютеризации

Функции современной науки

Наименование функции Ее содержание
Культурно-миро­воззренческая Помогает человеку не только объяснить из­вестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления — часть общего образования, культуры
Познавательно-объяснительная Осуществляет познание и объяснение уст­ройства мира и законов его развития
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последст­вий изменения окружающего мира, рас­крывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомен­дации по их преодолению

Образец задания

Запишите слово, пропущенное в схеме.

НАУКА

Фундаментальная

Ответ: Прикладная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.