КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура гражданского общества
Политические партии и лоббистские (от англ. lobby —- кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные) I Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
Научные и культурные организации, спортивные общества Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы Независимые средства массовой информации Церковь Семья Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.
В4. Образец задания Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) экономическая самостоятельность граждан 2) господство одной идеологии 3) правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан 4) невмешательство государства в частную жизнь граждан 5) господство государства над обществом 6) реализация принципа федерализма Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 134.. Тема 12. Правовое государство Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран. Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Признаки (принципы) правового государства
Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой. Системная определенность признаков (принципов) правового государства
Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок. Предпосылки создания правового государства — Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие — экономическая независимость и самостоятельность индивида. — Режим демократии, суверенитет народа. — Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства. — Гражданское общество. — Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества. Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства. Пути формирования правового государства — Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого. — Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения. — Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка. — Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних. В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством. Образец задания А1. Выберите правильный ответ. Основным признаком правового государства является 1) верховенство закона 2) многопартийность 3) разделение властей 4) защита государственных интересов Ответ: 1. Тема 13. Человек в политической жизни. Политическое участие Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Содержание политической жизни — Наука в той мере, в к^кой политика слита со знаниями, опирается на них. — Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство). — Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти. — Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов. — Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов. ' — Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов. — Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления). — Деятельность по управлению (политика как искусство возможного). Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса. Политический статус личности Политическая роль личности — это место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (например, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ) — это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т. д.) ОСОБЕННОСТИ Статичность Динамичность Отсылает к той позиции, которую занимает его носитель в системе политических отношений Соотносится с поведением Политические роли бывают двух видов: стандартизованные и нестандартизованные.
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей. Типы политических ролей — Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней). — Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации). — Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа). — Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни). — Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов). В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства. Основные трактовки понятия «политическое лидерство» Постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу Особый вид предпринимательства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан Символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.
Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества. Особенности политического лидерства — Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц. — В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе. — Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер. В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции. Функции политического лидера
Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image — образ). Классификация типов политических лидеров1
1 Создана американским профессором Маргарет Дж. Херманн. Окончание табл.
Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры. Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие». Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие — это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организации, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Особенности политического участия индивида — Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур. — Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики. Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. Виды политического участия — Случайное (разовое) участие — личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом. — Участие «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности. — Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией. Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия. Критерии политического развития личности — Наличие системы политических ценностей, норм. — Стабильность политических мотивов. — Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям. — Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике. — Степень активности участия в политической жизни. — Способность включить других в политическую деятельность. — Уважение к другим взглядам и позициям. — Общий уровень политической культуры. Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики. Формы политического участия — Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей. — Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц. — Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти. — Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее. — Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу. Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти* В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах. Основные типы политической деятельности — Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систе^М>бязан\ ностей, налогов, податей и т. п. / I — Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. — Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы. Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях: — включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений; — удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития. Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия. Образец задания I A1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан? А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях. Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.
Раздел 6. Экономика
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |