Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Этнические общности




Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этни­ческих общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уров­нем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает не­сколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитыва­ется 200 народов. В составе Российской Федерации в настоя­щее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившая­ся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения

Наименование подхода (теории) Его сущность
Естественно-био­логический или расово-антропо-логический подход Признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной ра­сы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и на­родностей
Марксистская теория Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопре­деление вплоть до отделения, идею их пол­ного равноправия, пролетарский интерна­ционализм
Социокультур­ный подход Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры об­щества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными со­циальными институтами. Этническая об­щность — важный источник самодвижения и саморазвития
Пассионарная теория этноге­неза (происхож­дение, развитие этноса) Рассматривает этнос как природное, био­логическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обита­ния. История человечества — цепь много­численных этногенезов. Источник возник­новения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоак­тивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, ода­ренные, талантливые люди

Виды этнических общностей

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовс­кой).

1 Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992).

• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхожде­ния, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — исторически сложившаяся общность лю­дей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этничес­кого самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количест­венные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (при­нижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этни­ческих групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой соли­дарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она созда­вала необходимые условия для совместной деятельности лю­дей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутс­твовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других свя­зей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценнос­ти, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними со­циально-психологические характеристики сознания и пове­дения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-эт­нической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осозна­ние своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, истори­ческих судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поко­ления в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувс­твует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе ко­торой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

— необходимо сохранять свою особенность, неповтори­мость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

— необходимо психологически не отгораживаться от дру­гих наций и народов, не превращать государственные грани­цы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племе­ни, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин наци­ональность, который употребляется в русском языке как на­именование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классичес­кой нацию межэтническую, в которой на первый план выхо­дят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокуп­ностью (сообществом) граждан того или иного государс­тва. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не

0 «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Образец задания

1 B6. I Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „________" (1) и «этнос» сходны, поэтому их оп­ределения аналогичны. В последнее время все чаще использу­ется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос"

(что точнее). Существуют три типа этноса. Для_______(2)

главное основание объединения людей в одну_______(3) —

кровно-родственные связи и общее______________(4).

С возникновением государств появляются__________(5),

состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями терри­ториально-соседского типа. В период буржуазных обществен­но-экономических отношений формируются_______(6) —

этносоциальный организм, объединенный связями культур­ного, языкового, исторического, территориально-политичес­кого характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите вни­мание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) происхождение Е) народность

Б) племя Ж) национальность

B) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

Д) народ

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите

под каждым номером букву, соответствующую выбранному

вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

ответов.

           
           

Ответ: ДБВАЕГ.

Тема 14. Межнациональные отношения

Межнациональные отношения в силу их многоаспект-ности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

— отношения между разными национальностями внутри одного государства;

— отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений следующие:

— Мирное сотрудничество.

— Этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкнове­ние).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества

Наименование способа Его характеристика
Этническое смешивание Разные этнические группы стихийно сме­шиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межна­циональные браки. Таким путем сформиро­вались латиноамериканские народы: в одно це­лое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африкан­цев-рабов
Этническое поглощение (ассимиляция) Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Асс­ирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами раство­рялись в них. В насильственном сценарии бо­лее крупная нация запрещает другим исполь­зовать родной язык в публичной жизни, полу­чать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации

Самый цивилизованный путь объединения разных наро­дов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государствен­ными, например, в Бельгии — французский, датский и не­мецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальян­ский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное мень­шинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной нацио­нальности добровольно овладевают привычками и традиция­ми другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — показатель успешной адапта­ции (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для цен­ностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязан­ные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития наций

Межнациональная дифференциация

Процесс разъединения, разделения, противостоя­ния различных наций, эт­носов и народов в самых разных планах

• Самоизоляция в целом

• Протекционизм в экономике

• Национализм в различных фор­мах в политике и культуре

• Религиозный фа­натизм, экстре­мизм

Формы

Межнациональная интеграция

Процесс постепенного объ­единения различных этно­сов, народов и наций через сферы общественной жизни

• Экономические и поли­тические союзы (напри­мер, Европейский союз (ЕС))

• Транснациональные корпорации (ТНК)

• Международные культурные и народные центры

• Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стира­ются традиционные границы, и че­ловечество превращается в единую политическую систему

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этни­чески однородных государств. К таковым можно условно от­нести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общ­ность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот пока­затель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) на­циональное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 стра­нах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт — одна из форм отноше­ний между национальными общностями, характеризующа­яся состоянием взаимных претензий, открытым противо­стоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до воору­женных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения кон­тактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредото­чивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опа­сениями за судьбу группы, — не только за потерю культурно­го своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борю­щихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего от­ветственны за создание, «образа врага», представлений о сов­местимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, кон­фессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенс­тво, законность, права человека, рынок, демократия, отделе­ние церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных националь­ностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм — совокупность неправильных пред­ставлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной куль­туры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписыва­ние ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую клас­сификацию причин межнациональных конфликтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.