КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нанотехнологии: от идеи к практическому применению
Всеобъемлющий характер применения нанотехнологий свидетельствует о том, что масштабные нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Это обусловлено беспрецедентным разнообразием развиваемых направлений работ в рамках нанотехнологических программ, сложностью их эффективной координации, большим объемом выделяемых финансовых средств, а также ожидаемыми глобальными последствиями осуществления этих работ. Основной проблемой является разрыв между высоким качеством осуществляемых исследований, созданных научно-технологических заделов в сфере нанотехнологий и критически низким уровнем инфраструктуры наноиндустрии в стране. Для развития наноиндустрии необходимо создать современные кадровую, приборно-инструментальную, технологическую и информационную базы, добиться эффективной координации работ в этой области, ликвидировать избыточные экономические, институциональные и правовые барьеры, препятствующие развитию рынка нанопродукции и наноуслуг. Основными инструментами государственной политики в сфере нанотехнологий должны стать: программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года; федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы»; иные федеральные целевые, региональные, отраслевые и ведомственные программы, предусматривающие финансирование разработок в сфере нанотехнологий и доведение их результатов до стадии промышленного производства. Должна быть сформирована инфраструктура национальной нанотехнологической сети, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровня их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции нанотехнологий. В состав национальной нанотехнологической сети войдут: национальный исследовательский центр нанотехнологий наносистем и наноматериалов на базе федерального государственной учреждения «Российский научный центр «Курчатовский институт» осуществляющий научную координацию деятельности по реализацш президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии»; российская корпорация нанотехнологий, решающая задачи организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий; организации, осуществляющие финансирование проектов развития нанотехнологий, включая венчурные фонды; научные, образовательные, проектные и промышленные центры и лаборатории, созданные на базе вузов, Российской академии наук I других научных организаций, предприятий и учреждений различны? форм собственности, осуществляющие исследования, разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции. Особое внимание должно быть уделено созданию необходимых условий для организации эффективной деятельности национальной нанотехнологической сети, включающих в себя: оснащение вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием, создание приборно-инструментальной базы передового уровня; создание национальной информационно-аналитической системы, обеспечивающей подготовку и принятие управленческих решений в сфере нанотехнологий; эффективность определения и согласования приоритетов и областей ответственности исполнительных органов; согласование направлений международного научно-технического сотрудничества, тематики НИОКР; формирование единого реестра заказов, единого перечня квалифицированных исполнителей и областей их компетенции; обмен достигнутыми результатами; формирование высокоскоростной вычислительной сети; совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью (создание нормативно-правовой базы патентно-лицензионной деятельности, оформление исключительных прав, обеспечение мне создания организационно-правовых механизмов трансферта нанотехнологий);
разработка национальной системы стандартов и сертификации в сфере нанотехнологий и наноматериалов, гармонизированной с международной системой; создание системы содействия продвижению продукции на внутренний и внешний рынок. Основными задачами, которые предстоит решить в рамках национальной нанотехнологической системы, являются: рост объема и результативности государственных и частных инвестиций в исследования, разработки и производственную деятельность, связанные с развитием и внедрением нанотехнологий; формирование территориальных научно-производственных кластеров, обеспечивающих создание, производство и продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции наноиндустрии, с использованием механизмов государственно-частного партнерства; разработка и внедрение эффективных механизмов коммерциализации результатов исследований и разработок в области наноиндустрии; информирование общества о возможностях, перспективах и рисках, связанных с применением нанотехнологий; создание системы оперативного мониторинга научно-технического, производственного и рыночного потенциала Российской Федерации в сфере нанотехнологий; изучение и анализ ближайших, среднесрочных и стратегических перспектив развития мирового рынка нанотехнологий, исследований и разработок, проводимых за рубежом; организация эффективного международного сотрудничества, реализация совместных с иностранными государствами и частными корпорациями, финансирующими проведение работ, проектов в области развития и внедрения нанотехнологий, привлечение иностранных специалистов высокой квалификации к научной, педагогической и производственной деятельности, осуществляемой в рамках национальной нанотехнологической сети. Формирование национальной нанотехнологической сети осуществляется в два этапа: первый этап - 2007 - 2010 годы; второй этап - 2011 - 2015 годы.
На первом этапе должны быть сформированы конкурентоспособный сектор исследований и разработок в области наноиндустрии и эффективная система коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий. На втором этапе должны быть созданы условия для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских организаций на мировой рынок высоких технологий.»
Администрация США в 2000 г объявила “Национальную нанотехнологическую инициативу” (National Nanotechnology Initiative). А в 2004 г администрация США поддержала “Национальную наномедицинскую инициативу” как часть National Nanotechnology Initiative. В СССР в данном направлении работы начались в 1962 году задолго до появления термина «нано» и в 1972 году завершилась созданием промышленного производства углеродного нанокомпозита. В 2007 году в России создан научный центр по наноматериалам при институте имени Курчатова, выделены необходимые финансовые средства для проведения исследований. Важность нанотехнологии для развития науки и экономики в целом, можно определить по серьезности мировых инвестиций в нано таких стран, как: США (около 3,7 млрд. долларов в 2005 – 2008 гг.), Япония (3 млрд. долларов), страны Европы (1,7 млрд. долларов в 2002 – 2006 гг., до 7,5 млрд. долларов в 2007 – 2013 гг.), Китая (240 млн. долларов в 2003 – 2007 гг., местные инвестиции составляют более 360 млн. долларов), Бразилии (более 25 млн. долларов в 2004 – 2007 гг.), Индии (23 млн. долларов в 2004 – 2009 гг.), Африки (6 млн. долларов в 2005 г), Аргентине (10 млн. долларов в 2006 – 2011 гг.), Чили и Мексика финансируют, возможно, скромные, но перспективные нанопрограммы. Нанонаука может выявить новые реальности в мировой науке текущего столетия: активная поддержка этих исследований со стороны правительств приведет к общему подъему уровня образования и профессионального уровня ученых и специалистов в развивающихся странах. В 2000 г. в США принята приоритетная долгосрочная комплексная программа, названная «Национальной нанотехнологической инициативой» и рассматриваемая как эффективный инструмент, способный обеспечить лидерство США в первой половине текущего столетия. К настоящему времени бюджетное финансирование этой программы увеличилось по сравнению с 2000 г. в 2,5 раза и достигло в 2003 г. 710,9 млн долл., а на четыре года, начиная с 2005 г., планируется выделить еще 3,7 млрд долл. Аналогичные программы приняты Европейским союзом, Японией, Китаем, Бразилией и рядом других стран. Этот сектор, вероятно, будет исключительно сферой развитых стран. Теперь стало ясно, что ряд и развивающихся стран приняли науку и технологию как практически важные составляющие своей стратегии экономического развития. Китай, например, выделяет в настоящее время приблизительно 1,1% от своего ВВП на науку и технологию. Бюджет Национального фонда поддержки естественных наук Китая взвился с 10 млн долларов в 1986 году до 300 млн долларов в 2003 году. Индия в настоящее время вкладывает около 1,2% от своего ВВП в науку и технологии, в основном в разработку и применение информационных технологий. Бразилия расходует 1,1% от ВВП на наукуи технологию и ежегодно «выпускает» ококло 7000 докторов философии в широкой области научных дисциплин.
Государственные расходы на развитие нанотехнологий в различных странах приведены на рис.1.
Рис. 1.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |