Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип оси




РАКУРС

БАЛАНС

УРАВНОВЕШЕННЫЕ ПЛАНЫ

Чувство равновесия имеет огромное значение в нашей повседневной жизни, и мы инстинктивно применяем его во всем, что делаем, даже в телепроизводстве. Его роль проще показать, чем рассказать, и уже через пару минут работы с камерой вы поймете, как это чувство влияет на композицию ваших кадров. Все, что вам нужно, – это небольшой предмет, например, ваза или стопка книг на пустом столе, вокруг которого больше нет ничего интересного. Снимите план так, чтобы этот объект был приподнят примерно на одну треть высоты экрана и находился точно посередине «картинки». Что вы можете сказать о такой схеме расположения? Вероятно, что данная композиция выглядит весьма ординарно, статично и довольно скучно. Наклоните камеру немного вниз. Теперь ваза окажется в верхней части кадра, и вам бросится в глаза пространство под ней. Верхняя часть «картинки» будет несколько перевешивать. Поднимите камеру вверх – так, чтобы ваза оказалась в самом низу кадра. Теперь бросаться в глаза будет пустое пространство над вазой, а перевешивать будет нижняя часть кадра. Таким образом, вы видите, как влияет на ощущение вертикального баланса «картинки» высота расположения объекта в кадре.

Это обстоятельство приобретает особенное значение при съемке человеческой фигуры. Если вы не оставите достаточно места («воздуха») между головой человека и верхней границей «картинки», возникает впечатление, будто рамка кадра на человека давит. Если же пространство окажется слишком большим, оно будет привлекать к себе чрезмерное внимание, зритель будет пытаться там что-то увидеть. Поэтому при съемке людей всегда следите за свободным пространством над их макушками. При съемке дальним планом оно будет довольно значительным, а по мере приближения камеры к объекту оно будет соответственно уменьшаться.

Можно воспользоваться приблизительным ориентиром – стараться, чтобы глаза снимаемого человека все время находились ниже верхней границы кадра примерно на одну треть высоты экрана.

Однако, как вы увидите, на размер свободного пространства над головой влияет также все, что находится в верхней части кадра.

Если у вас в кадре сразу несколько объектов, общее впечатление будет изменяться в зависимости от размеров и яркости каждого из них.

Очевидно, что крупный объект, расположенный далеко от камеры, на экране может выглядеть меньше, чем крохотный объект, придвинутый к камере вплотную. Важны именно относительные размеры в кадре.

Вы также можете уравновесить крупный объект у одной стороны рамки несколькими небольшими объектами, расположенными у противоположной ее стороны. Все зависит от относительных размеров, яркости и расстояния до центра кадра.

Таким образом, секрет удачного баланса изображения в кадре – в том, чтобы избегать монотонных и повторяющихся композиций, неизменно помещающих главный объект съемки в центр плана.

Стремиться надо к равновесию всех объектов, попавших в кадр, варьируя их композицию и учитывая их пропорции и относительную яркость.

Позиция камеры относительно объекта съемки довольно сильно влияет на то, каким этот объект увидят зрители, и какое впечатление он на них произведет. Чем меньше выглядит объект в кадре, тем незначительнее он кажется и тем труднее разглядеть его отдельные детали. При этом более заметным становится окружающий фон. В результате, внимание зрителя может полностью переключиться с самого объекта на его «окружение».

Кадры, снятые крупным планом, позволяют дополнительно выделить объект. Однако при этом необходимо позаботиться о том, чтобы этот объект на экране не оказался слишком крупным, иначе он будет производить подавляющее впечатление. Кадры, снятые крупным планом, часто утрачивают реальный масштаб и заставляют зрителей забывать о настоящих размерах и пропорциях увеличенного пространства.

Если смотреть на какой-нибудь объект сверху вниз, то он кажется не таким внушительным, как при взгляде на него снизу вверх. Даже небольшое смещение камеры вверх или вниз от уровня глаз способно изменить впечатление от объекта съемки, хотя в большинстве случаев при съемке под очень острым вертикальным углом эффект получается излишне драматичным, происходит переизбыток экспрессии.

Одним из простых способов почувствовать, что такое ракурс, является съемка «с нижней точки». Вы снимаете колонну демонстрантов камерой расположенной на стандартной высоте человеческого роста – это одна картинка. Поставьте камеру на асфальт и почувствуйте разницу: какое значение приобретает простирающееся на добрую треть кадра по вертикали полотно асфальта, в кадре начинают работать ноги, которые становятся большими, еще немного и они могут затоптать все и вся…

Ну, и для пущего эффекта, снимите то же самое с верхней точки (например, с балкона, крана и т.д., но не меняя для чистоты эксперимента угол в горизонтальной плоскости). Колонна демонстрантов может показаться вам просто очередью за билетами в кино…

Если вы недостаточно тщательно выберете «точки зрения» для камер, то легко можете нарушить представление зрителя о направлении движения и пространственных соотношений объектов в кадре.

Если зритель, увидев, какой-то персонаж с левой стороны экрана, в следующем кадре обнаруживает его справа, это сбивает. Чтобы этого не случилось, проведите между двумя объектами или вдоль направления движения объекта съемки воображаемую линию (ось). После этого тщательно следите, чтобы все камеры находились строго по одну сторону этой оси – при переключении с камеры на камеру эта ось не должна пересекаться.

Можно пересекать эту ось при непрерывной съемке с движения, можно вести съемку вдоль нее, можно поменять направление самой оси, изменив расположение людей в кадре, но если вы склеите планы, снятые камерами, находящимися по разные стороны от оси, у вас получится зеркальный, «перевернутый» переход или «переброска».

При съемке репортажа одной камерой старайтесь не забывать этого правила непосредственно на съемках, ну, а уж если сняли что-то, идущее вразрез, откажитесь от каких-то кадров при монтаже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.