Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания и обучения 3 страница




Однако наиболее часто группа детей разделяется на подгруппы в связи с разным уровнем психического развития детей и их обу­чаемостью. В частности, это может произойти при наличии в груп­пе трех-четырех детей со сложной структурой нарушений развития. Такие дети, как правило испытывают значительные трудности в обучении наравне с другими детьми, темп усвоения программного материала ими ниже, результаты обучения значительно отличают­ся от тех, на которые ориентирует программа.

Разделение группы на две подгруппы происходит после проведе­ния тщательного психолого-педагогического изучения детей сурдо­педагогом, воспитателями, психологом, анализа результативности обучения ребенка в группе. При выделении подгруппы детей с труд­ностями в обучении сурдопедагогу и воспитателям необходимо планировать занятия с каждой подгруппой детей, так как темпы обучения детей и качество усвоения материала в данной подгруппе будут значительно отличаться от результатов обучения в другой подгруппе. Выделение подгрупп не должно быть жестким: при ус­ловии достижения определенных результатов ребенок может быть переведен в другую подгруппу. Не следует обозначать подгруппы как «сильную» и «слабую», лучше называть их «первая» и «вторая» подгруппы.

В случае выделения двух подгрупп занятия с ними проводятся параллельно: одна подгруппа детей находится на занятии воспита­теля, другая занимается с сурдопедагогом, затем они меняются под­группами.

При организации занятий по подгруппам необходимо соблюдать те же требования к организации, которые существуют применитель­но к фронтальным занятиям.

Индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия по разви­тию слухового восприятия и обучению произношению проводятся во всех возрастных группах. На этих занятиях осуществляются фор­мирование и коррекция произношения детей, развитие речевого слуха. Индивидуальные занятия имеют продолжительность 20 мин. Половина занятия посвящается развитию слухового восприятия, а половина — обучению произношению. Однако деление это носит условный характер, потому что в процессе развития слухового вос­приятия идет работа по коррекции произношения, а в процессе ра­боты над произношением отдельные компоненты могут быть выде­лены на слух. Например, при работе над словесным ударением слова могут быть предъявлены на слух для определения ребенком места ударения в слове. Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся каждый день при наполняемости группы шесть детей; при условии большей наполняемости сурдопедагог составляет рас­писание индивидуальных занятий.

При планировании и организации индивидуальных занятий ве­дущими критериями отбора программного материала оказываются состояние слуха и речи ребенка, его индивидуальные особенности. Индивидуальные занятия проводятся с использованием звукоуси­ливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слу­ховых аппаратов. На них также могут использоваться и другие тех­нические средства: компьютерные программы «Видимая речь» и др. Как и на фронтальных и подгрупповых занятиях, педагог заранее планирует занятие, подготавливает дидактический материал, пото­му что интересные и разнообразные методические приемы способ­ствуют лучшему овладению программным материалом.

В группах для детей со сложной структурой нарушений развития задачи индивидуальных занятий другие: на них проводится работа по различным разделам программы — развитию речи, формиро­ванию элементарных математических представлений, а также по обучению произношению и развитию слухового восприятия. Это связано с тем, что результативность групповых или подгрупповых занятий для некоторых детей со сложным дефектом невысока. Ин­дивидуальные занятия являются основной формой обучения. В таких случаях сурдопедагог планирует предъявление ребенку того материала, который не усвоен им на фронтальных занятиях.

Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива

§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности

Успех в воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом в значительной степени зависит от профессиональной ком­петенции и личностных качеств сурдопедагога. Специалист-сурдо­педагог должен понимать свое профессиональное назначение как оказание разносторонней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, следствием которой может быть вы­сокий уровень их реабилитации и интеграции в среду нормально слышащих людей. Наряду с профессиональными знаниями важное значение имеют личностные качества сурдопедагога, которые опре­деляют стиль отношений с детьми, родителями, другими сотрудни­ками дошкольного учреждения, формируют его авторитет. Среди качеств личности сурдопедагога к важнейшим можно отнести лю­бовь к детям и желание помочь им, чувство сострадания к родите­лям больного ребенка, желание и умение не только оказать им про­фессиональную помощь, но и поддержать их, проявить гуманность и добросердечие. Важными качествами личности сурдопедагога явля­ются глубокий интерес к своей профессии, наличие познавательных педагогических интересов.

Сурдопедагог должен обладать высоким уровнем профессиональ­ной подготовки, что предполагает как хорошее владение профессио­нальными знаниями, так и высокий уровень общего гуманитарного образования. В силу своей профессиональной подготовки (высшее дефектологическое образование по специальности «сурдопедагоги­ка» или «коррекционная дошкольная педагогика») сурдопедагог воз­главляет небольшой педагогический коллектив группы, куда поми­мо него входят два или три воспитателя, музыкальный руководитель. От личностных качеств и профессиональной компетенции сурдопе­дагога в значительной степени зависит отношение всех членов кол­лектива к детям, понимание задач и направленности развивающей и коррекционной работы, взаимосвязь с родителями.

Сурдопедагог в полной мере отвечает за уровень коррекционно-воспитательной работы в группе, с которой он, как правило, работа­ет несколько лет. Основная работа осуществляется им в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий по трем разде­лам программы: развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению, формированию элементарных математи­ческих представлений. Он также осуществляет развивающую и коррекционную работу с детьми в их свободной деятельности, при про­ведении режимных моментов.

Для осуществления профессиональной деятельности сурдопеда­гог должен знать:

—анатомо-физиологические основы нарушений слуха, методы их профилактики;

—аудиологические основы реабилитационной работы и слухо­протезирования;

—детскую и специальную психологию (сурдопсихологию);

—дошкольную и специальную педагогику (сурдопедагогику);

—методы психолого-педагогического изучения детей с наруше­ниями слуха;

—методики общеразвивающей и коррекционной работы с деть­ми, имеющими различную степень снижения слуха, а также комби­нированные нарушения;

—приемы консультирования родителей детей с нарушениями слуха;

—современные достижения в области отечественной и зарубеж­ной сурдопедагогики.

Сурдопедагогу необходимо уметь организовать психолого-педаго­гическое изучение ребенка с нарушенным слухом: провести провер­ку состояния его слуха; речи; выявить уровень развития познаватель­ной деятельности, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы, характерологические особенности. Особое значение имеет владение методами и приемами развивающей и коррекционной ра­боты. Первостепенное значение приобретает знание сурдопедагогом специальных методик формирования речи, развития слухового вос­приятия, обучения произношению, умение использовать их в рабо­те с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важ­но уметь грамотно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными слуховыми аппа­ратами, а также техническими средствами обучения, в том числе и компьютерными программами, направленными как на обогащение общего и речевого развития детей, так и на специальную работу над произношением («Видимая речь» и др.).

Успех в решении этих задач предполагает широкую ориентиров­ку сурдопедагога в современной литературе по сурдопедагогике, сурдопсихологии, дошкольной педагогике. Знания в области дости­жений медицинских наук (аудиологии, сурдологии и др.), техничес­ких достижений (сурдотехника) позволят поддерживать связь в работе с врачами, техниками, грамотно вести работу с родителями, правильно ориентировать их в современных методах лечения, слу­хопротезирования, обучения детей.

Необходимый компонент профессиональной подготовленности сурдопедагога — знание различных программ воспитания и обуче­ния детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Сурдопедагог должен быть осведомлен в современных концепци­ях дошкольного образования, знать основные программы воспита­ния детей в массовых детских садах, при необходимости уметь ис­пользовать развивающие технологии в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

Сурдопедагогу необходимо знать систему школьного обучения, содержание и формы организации обучения в школе для неслыша-щих и в школе для слабослышащих и позднооглохших детей, прояв­лять осведомленность в программах обучения для начальной школы каждой из указанных категорий детей.

Для деятельности сурдопедагога важно систематически знако­миться с учебно-методической литературой по вопросам воспита­ния и обучения глухих и слабослышащих детей разного возраста, новинками детской литературы, которые могут использоваться в работе с детьми в дошкольном учреждении и дома.

Сурдопедагог должен хорошо понимать социальное положение лиц с нарушениями слуха разного возраста, знать законодательные документы, направленные на социальную поддержку детей-инвали­дов, уметь правильно раскрыть их суть; знать важнейшие междуна­родные организации, обеспечивающие поддержку и социальную защиту глухих и слабослышащих детей.

 

 

§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива

Для успешного решения задач воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников важно обеспечить единство в ра­боте педагогического коллектива группы, включающего сурдопе­дагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении: педагога-психолога, музыкального ру­ководителя, инструктора по физическому воспитанию. Эти специа­листы осуществляют разностороннее воспитание детей, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Значительная нагрузка в осуществлении воспитательной и коррек­ционной работы в группе связана с деятельностью сурдопедагога. Не менее значима работа воспитателей, которые организуют различные режимные процессы, проводят групповые занятия в утреннее и послеобеденное время по физическому воспитанию, игре, труду, изобразительной деятельности и конструированию, ознакомлению с окружающим миром, участвуют в музыкальных занятиях. Дея­тельность воспитателей направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития, является важной составной частью воспитательно-образовательной и коррек­ционной работы

I к'смотря на важность профессиональной деятельности каждо­го специалиста, педагогический эффект может быть достигнут в результате координации их усилий, так как объектом их общего внимания являются деш~

Прежде всего важно обеспечить взаимосвязь в работе сурдопеда­гога и воспитателей, так как эти сотрудники ежедневно проводят раз­ностороннюю работу с детьми данной групив^ Это взаимодействие реализуется в таких сторонах их деятельности, как организация изу­чения детей группы, тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, перспективное и ежедневное плани­ровапие, взаимопосещения и анализ занятий, проведение комплексных занятий, организация досуга и развлечений детей, работа с родите­лями. К осуществлению работы по этим направлениям также привле­каются музыкальный руководитель, психолог.

Рассмотрим основные направления совместной работы сурдо­педагога и воспитателей. Уже на этапе комплектования группы, до прихода детей в детский сад, сурдопедагог и воспитатели продумы­вают и осуществляют оснащение педагогического процесса дидакти­ческими средствами, создают условия, необходимые для воспитания и обучения детей. С этой целью продумывается рациональное раз­мещение оборудования в классе, оснащение игровых уголков, в за­висимости от возраста детей размещение спортивного, трудового инвентаря. Особое значение придается специальным средствам, необходимым для коррекционной работы:, определяется место ус­тановки стационарной звукоусиливающей аппаратуры, проверяется ее исправность, определяются технические средства для проведе­ния индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению (тренажеры и другие технические средства). Педагоги группы совместно продумывают размещение наборных полотен для табличек и картинок, подбирают демонст­рационный и раздаточный материал,™ различным разделам ра­боты.

Совместное психолого-педагогическое изучение детей предпола­гает участие в его проведении воспитателей, сурдопедагога, психо­лога. Целью первичного обследования является изучение особен­ностей физического и моторного развития детей, уровня развития познавательной деятельности, сформированное™ разных видов детской деятельности, проверка состояния слуха, речи, особеннос­тей личностного развития. Каждый из членов педагогического кол­лектива принимает участие в обследовании ребенка. Сурдопедагог координирует деятельность других специалистов, согласует с ними формы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка (см. главу «Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении»)Гх„

Совместное планирование работы. Взаимодействие в работе сур­допедагога и воспитателей особенно полно проявляется в анализе программ и осуществлении ежедневного и перспективного плани­рования. Прежде веешхшределяются основные задачи воспитания и обучения детей данной возрастной группы и конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику заня­тий, вариативность методов и приемов работы. Обеспечение сквоз­ной тематики по ряду разделов помогает обеспечить усвоение ма­териала в разных видах деятельности, обеспечить связь наглядных и практических методов со словесными. Воспитатель и сурдопеда­гог могут установить тематическую связь между разделами: «Игра», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи». Например, тема «Игрушки» в младшей группе предполагает знакомство со свойствами и назначением иг­рушек в процессе ознакомления с окружающим, организацию ди­дактических игр и обыгрывание игрушек на занятиях по игре, уточ­нение свойств, частей игрушек в ходе рисования. На занятиях по развитию речи происходит уточнение значения и структуры слов, обозначающих игрушки; формируются умения воспринимать их слухо-зрительно, глобально различать на табличках, понимать раз­личные конструкции с этими словами и использовать их в общении. Воспитатель использует преимущественно наглядные (демонстра­цию предметов, наблюдения за объектами природы, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов и др.) и практические (рисование, лепка, конструирование, обыгрывание игрушек, дидактические игры) методы в сочетании со словесными. Сурдопедагог применяет боль­ше словесные методы (ответы на вопросы, чтение, письмо, состав­ление рассказов, заучивание стихов), которые также сочетаются с наглядными и практическими. В одних случаях сурдопедагог в пла­нировании материала по развитию речи предполагает предваритель­ное проведение занятий воспитателем с целью накопления нагляд­ных представлений («Животные», «Овощи-фрукты», «Растения», «Времена года»), в других — он планирует тематику занятий, кото­рая предполагает продолжение в работе воспитателя. Например, на занятиях по развитию речи сурдопедагогом может быть запланиро­вана работа над чтением и пониманием сказки. В процессе этой работы дети читают сказку, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Уместно продолжение работы над сказкой в виде иллю­стрирования фрагментов и создания книжки-самоделки на заняти­ях по рисованию, драматизации сказки на занятиях по игре, органи­зации спектакля по данной сказке для малышей. Как видим, единый тематический и речевой материал усваивается детьми в разных ви­дах деятельности, что формирует мотивацию и интерес к данной те­матике, позволяет обеспечить лучшее усвоение программного мате­риала. Однако преемственность в планировании не означает диктата со стороны сурдопедагога, его желания подчинить решению обуча­ющих задач всю систему планирования.

Важным аспектом работы воспитателей и сурдопедагога являет­ся создание слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требова­ний к речи детей. Сурдопедагог и воспитатели обсуждают единые требования к использованию разных форм речи, осуществляют кон­троль за устной речью детей. Это требует хорошего знания воспита­телями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог должен учить воспитателей формам контроля за произ­ношением, давать консультации по работе со звукоусиливающей ап­паратурой.

Очень важно всем педагогам группы совместно подобрать рече­вой материал, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации занятий. Это в основном слова и фразы раз­говорно-обиходного характера: приветствия, извинения, благодар­ность и др. В зависимости от возраста детей и состояния их речи определяется речевой материал, который употребляется в течение квартала в разных видах деятельности. Например, для детей млад­шей группы это слова: «привет», «пока», «спасибо», «хочешь?» «не плачь», «не толкай», «помоги», «надень», «сними» и др. В подгото­вительной группе речевой материал усложняется: «здравствуйте», «до свидания», «извините», «соскучился», «обиделся...». Постоян­ное использование этих слов во взаимодействии взрослых и детей может способствовать включению их в словарь детей_

В ежедневной работе связь сурдопедагога и воспитателей заклю­чается в обсуждении результатов проведения занятий и организа­ции свободной деятельности, взаимопосещениях, проведении ком­плексных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где так­же могут быть объединены усилия всех педагогов.

Одной из форм совместной деятельности сурдопедагога, воспита­телей и музыкального руководителя является организация празд­ников и развлечений. Это и проведение дней рождения детей в груп­пе, организация театрализованных игр, приглашение детей другой группы на постановку сказки. Среди праздников и развлечений большое значение придается проведению утренников, которые тре­буют длительной совместной подготовительной работы музыкаль­ного руководителя, воспитателей и сурдопедагога. Дефектолог и воспитатели принимают участие в разработке сценария, который предлагает музыкальный руководитель, обсуждают его содержа­ние с точки зрения возможностей участия в нем каждого ребен­ка. Сурдопедагог подбирает речевой материал с учетом речевых возможностей детей: загадки, шарады, стихи, заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Воспита­тель готовит подвижные игры, шутки, фокусы, помогает детям разучить танцы и песенки. Совместное участие всех педагогов груп­пы делает праздник для детей и родителей особенно запоминаю­щимся.

Сурдопедагог и воспитатели осуществляют работу с родителями, которую надо вести систематически и целенаправленно. Педагоги группы сообща должны создать у родителей настрой на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Прежде всего необходимо узнать состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение к ребен­ку, желание родителей участвовать в воспитательной и образователь­ной работе. Важно выяснить наличие в семье лиц с нарушениями слуха, способы общения с ребенком, представления взрослых о воз­можностях ребенка и его дальнейшем развитии. Необходимо устано­вить, как соотносится режим ребенка дома с режимом детского сада, дать родителям необходимые рекомендации.

В дошкольных учреждениях используются различные формы работы с родителями: родительские собрания, круглые столы, кон­сультации, открытые занятия, выставки детских работ, праздники, уголки для родителей и т. д. В их организации принимают участие и учитель-дефектолог, и воспитатели. Они совместно обсуждают план работы с родителями, намечают участие каждого педагога в разных мероприятиях. Целесообразно планировать проведение роди­тельских собраний, на которых сурдопедагог познакомит с основны­ми направлениями коррекционно-образовательной работы с детьми данной группы, а воспитатели сообщат о содержании воспитатель­ной работы. Все педагоги определяют общий уровень требований к ребенку, который должен быть в семье. Во время консультаций и организации круглых столов педагог дает рекомендации по орга­низации развития речи и слухового восприятия, а воспитатели — по организации режима дня, формировании навыков самообслужи­вания, обучении детей играм, рисованию. Воспитатели организуют выставки детских работ, обязательно комментируют успехи детей в лепке, рисовании, формируют у родителей уважительное отноше­ние к деятельности ребенка.

Совместно сурдопедагог и воспитатели оформляют уголки для родителей, в которых представлены материалы по воспитанию и обучению детей, интересные статьи на актуальные темы из журна­лов и газет, новинки литературы по дошкольной и специальной педагогике.

Как правило, на выходные и праздничные дни родители получа­ют задания по развитию речи детей, активизации навыков общения. Важно, чтобы эти задания не были ориентированы на повторение материала в форме занятий, а были направлены на обогащение об­щего развития ребенка. Воспитатель, как и сурдопедагог, может дать интересное задание, связанное с наблюдениями за животны­ми, явлениями окружающего мира, попросить детей подготовить рисунок или лепную поделку по определенной теме, подобрать игрушки для игры по интересной ребенку теме. Сурдопедагог и воспитатели должны вызывать доверие у родителей, быть их дру­зьями и советчиками в деле воспитания детей.

 

 

Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении

§ 1. Организация психолого-педагогического изучения

С целью получения данных о развитии детей, необходимых для планирования и организации коррекционно-педагогической работы, при поступлении в дошкольное учреждение проводится их психоло­го-педагогическое изучение. В его проведении участвуют сурдопе­дагог, воспитатели, психолог дошкольного учреждения, которые по­лучают информацию о ребенке в процессе наблюдений за ним и в ходе специального индивидуального обследования. Изучение детей проводится в первые две недели после поступления ребенка в дет­ский сад, но при условии, что ребенок адаптирован к его условиям, а его поведение естественно и свободно. При необходимости, особенно при изучении детей раннего возраста, дошкольников с комбиниро­ванными нарушениями сроки проведения обследования могут быть увеличены. Психолого-педагогическое обследование включает в себя:

— информацию о раннем развитии ребенка;

— характеристику поведения, эмоционально-волевой сферы, черт характера;

— выявление особенностей физического и моторного развития;

— характеристику развития разных видов детской деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементов трудовой;

—знакомство с уровнем познавательного развития;

—проверку состояния слуха;

—проверку состояния речи.

Часть информации о ребенке собирает воспитатель в процессе наблюдений и специально организованных игр. Другую часть по­лучает сурдопедагог в беседе с родителями, при изучении докумен­тации, проведении наблюдений и индивидуального обследования.

Первоначально сурдопедагог, воспитатели и психолог знакомятся с заключением и рекомендациями ПМПК, данными о состоянии слуха, речи, интеллекта, внимательно анализируют аудиограммы и другие документы.

Важным компонентом изучения вновь поступившего в детский сад ребенка является сбор информации о его раннем развитии. Сур­допедагогу необходимо специально выделить время для подробной беседы с матерью, выяснив все особенности индивидуального раз­вития ребенка. Иногда информация о раннем развитии воспитан­ника собирается в процессе письменного анкетирования, которое должно быть дополнено беседой с родителями. Сурдопедагогу важ­но получить следующую информацию:

—данные о родителях (возраст, род занятий, наличие нарушений слуха), о других детях в семье;

—данные о беременности матери, заболеваниях в ходе беремен­ности; родах; росте, весе ребенка при рождении;

—перенесенные ребенком заболевания и методы их лечения (ис­пользование ототоксических антибиотиков и др.);

—данные о физическом и моторном развитии ребенка: когда на­чал держать головку, стоять, сидеть, ходить;

—данные о речевом развитии: когда начал лепетать, появились ли слова и в какие сроки; что произносит в настоящее время;

— предполагаемые причины и сроки снижения слуха;

—реакция на звуки (бытовые звуки, радио, телевизор, громкая речь);

—способы общения ребенка с членами семьи, с другими детьми, в новой обстановке (естественные жесты, указания на предметы и предметные действия, звукосочетания, лепетные или усеченные сло­ва, короткая фраза);

—любимый вид деятельности; игровые интересы ребенка: люби­мые игры, игрушки;

—условия воспитания ребенка до поступления в детский сад (дома, в массовом дошкольном учреждении);

— наличие и использование индивидуальных слуховых аппаратов;

— организация занятий с ребенком в семье, участие сурдопедагов в консультировании родителей.

 

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

Сурдопедагог тщательно анализирует полученные данные, соот­носит их с заключением психолого-медико-педагогической комис­сии. Затем он проводит обследование, которое включает в себя не-скодько направлений.

/Прежде всего педагог знакомится с внешним видом ребенка. Это важно, так как некоторые особенности внешнего вида свидетель­ствуют о наличии определенных заболеваний и отклонений или их

происхождении (например, своеобразная внешность при наличии некоторых генетических заболеваний). Педагог выявляет соответствие физического развития возрасту, потому что значительное отставание или, наоборот, значительное опережение в росте, весе может свиде­тельствовать о наличии отклонений в деятельности организма и в дальнейшем потребовать консультаций врачей. Необходимо зафик­сировать наличие других особенностей внешнего вида, например амимичное выражение лица, маскообразную улыбку и другие осо­бенности внешнего вида у ребенка.

Внимание сурдопедагога должно быть акцентировано на состо­янии общей и мелкой моторики: координации движений, опреде­лении ведущей руки, темпе и согласованности движений рук. На­блюдения за состоянием крупной и мелкой моторики проводятся в течение всего обследования, предъявляются также и специаль­ные игры и упражнения, в ходе которых ребенок выполняет ряд упражнений по подражанию взрослому. Состояние мелкой мо­торики также выявляется в процессе проведения различных игр («Бирюльки», «Пирамидки», «Шарики», «Колечки» и др.), уп­ражнений на перекладывание мелких предметов, опускание их в сосуд с высоким горлышком, обыгрывание предметов различной величины и формы.

Сурдопедагог обследует уровень развития познавательной де­ятельности ребенка: восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения. Состояние познавательной деятельности в значитель­ной степени определяет обучаемость ребенка, эффективность педа­гогического воздействия. Если в дошкольном учреждении работа­ет педагогог-психолог, ему принадлежит ведущая роль в изучении умственного развития дошкольника, и он координирует свою дея­тельность с сурдопедагогом.

Детям в возрасте трех-пяти лет дают задания, в которых выяв­ляется уровень развития восприятия, мышления, воображения, памяти. Для исследования восприятия цвета, формы, величины предлагаются дидактические игрушки типа «Башни», «Цветные шары» «Матрешка», «Пирамидка», «Коробка форм», «Заниматель­ная коробочка» и др. Выявляется также наличие у ребенка целост­ного образа предметов, пространственные представления. С этой целью ребенку предлагается складывание разрезных картинок с изображением знакомых ребенку предметов. В зависимости от воз­раста даются картинки из различного количества частей с простой или сложной конфигурацией разреза. Для выяснения простран­ственных представлений ребенку может быть предложено констру­ирование по подражанию или по образцу (для детей старше четы­рех лет), конструирование из палочек.

С целью проверки уровня наглядно-действенного мышления могут быть организованы игровые ситуации, в которых детям не­обходимо достать кукле шар, «случайно» заброшенный мишкой на шкаф, или мяч, закатившийся под шкаф, используя стул или пал­ку, которую педагог предусмотрительно расположил в поле зрения ребенка.

Для детей старше трех лет с целью изучения наглядно-образно­го мышления может быть предложена невербальная классификация по образцу, например животные и мебель, одежда и фрукты.

С целью исследования образной памяти детям этого возраста предлагаются игры «Чего не стало?», «Кто убежал?». Для изучения воображения можно предложить детям старше четырех лет дори­совать фигуры, провести игру «На что похоже?» (сравнение геомет­рических эталонов с изображениями предметов).

Детям старшего дошкольного возраста для исследования восприя­тия цвета и формы предлагаются задания на соотнесение изображений геометрических фигур разного цвета, складывание шестисоставной матрешки. Для изучения наглядно-действенного и наглядно-образ­ного мышления может быть использована методика «Треугольни­ки» (Н. В. Яшкова), серии наглядных задач Д. Равена, доски Сегена. У детей этого возраста выявляются некоторые показатели словесно-логического мышления: понимание значений слов разной меры обобщенности (назвать группу слов обобщающим словом или, наоборот, подобрать конкретные названия к обобщающему слову). Детям предлагается также определить последовательность событий, причинно-следственные связи (серии картинок).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.