КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и организация работы с детьми 1 страница
В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995), в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида могут организовываться группы для детей со сложными дефектами (два и более дефекта). Этигруппы открываются по решению ПМПК при наличии в дошкольном учреждении детей со сложными нарушениями. Однако отсутствие нормативной базы не дает возможности говорить о четких критериях комплектования и организации работы в этих группах, речь может идти лишь о сложившейся практике воспитания и обучения детей со сложными нарушениями, данных экспериментальной работы со слабослышащими детьми со сложными недостатками (Л. А. Головчиц, 1993). Дифференциальная диагностика дошкольников со сложными нарушениями очень сложна. Своеобразие развития познавательной деятельности, трудности формирования речи у необученных глухих и слабослышащих дошкольников, нередко их педагогическая запущенность затрудняют точную диагностику, дифференциацию детей с задержкой психического развития и дошкольников с умственной отсталостью в степени дебильности. На этапе дошкольного обучения наиболее важным критерием дифференциальной диагностики является обучаемость ребенка. Поэтому психолого-медико-педагогические комиссии рекомендуют обучение в группах для детей со сложными нарушениями развития детям, которые испытывают значительными трудности в обучении в обычных группах для глухих или слабослышащих. Дети проходят всестороннее обследование на психолого-медико-педагогической комиссии и направляются в специальные группы, как правило, с диагнозом «задержка психического развития». Диагнозы детей уточняются в процессе обучения, более точные данные об уровне интеллектуального развития фиксируются к концу дошкольного периода, к моменту перехода ребенка в школу. Чаще всего в группах оказываются дети, имеющие сочетание снижения слуха с задержкой психического развития различного происхождения, расстройствами эмоционально-волевой сферы, локальными речевыми нарушениями, которые испытывали значительные трудности в обучении в обычных группах для глухих или для слабослышащих. Существует ряд противопоказаний для направления детей в специальные группы. К ним относятся тяжелые нарушения поведения, текущие психические заболевания, тяжелые степени умственной отсталости, тяжелые двигательные нарушения и др. В тех случаях, когда число детей со сложными нарушениями в развитии в дошкольном учреждении недостаточно для открытия группы, в составе обычных групп выделяются подгруппы для детей с трудностями в обучении, в которые, как правило, попадают дети с комплексными нарушениями развития. В группы для детей со сложными нарушениями направляются дети в возрасте четырех-пяти лет, они рассчитаны на трехлетний срок пребывания. Наполняемость групп — пять детей. Группы для детей со сложными нарушениями находятся под контролем ПМПК, важное значение имеют постоянное наблюдение за состоянием детей и рекомендации врача-психиатра, сурдолога. Целесообразно ежегодное прослеживание результативности обучения детей в данной группе. Помимо этого, в некоторых случаях в процессе уточнения диагнозов возникает необходимость в переводе детей в другие дошкольные учреждения (например, психоневрологические санатории или дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта). Для отдельных детей в случае их успешного обучения в данной группе оказывается возможным перевод в обычные группы для глухих или слабослышащих детей. Работа в группах для детей со сложными нарушениями развития направлена на решение следующих задач. 1. Длительное психолого-педагогическое изучение детей со сложной структурой нарушений развития в процессе коррекционного воспитания. Происходит уточнение характера и степени выраженности интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых нарушений. Предполагается многостороннее и тщательное обследование детей на этапе поступления детей в группу, а также изучение в процессе обучения. Данная задача предполагает участие в изучении детей врачей ПМПК, психолога, сурдопедагога и воспитателей группы. В процессе изучения детей у некоторых из них могут выявиться дополнительные нарушения (зрения, психические отклонения), требующие дополнительного медицинского изучения. В течение обучения необходимо вести тщательное изучение состояния слуха с использованием современных методов исследования, так как иногда в процессе обучения не подтверждается первичный диагноз о состоянии слуха ребенка. 2. Обеспечение психического развития ребенка со сложной структурой нарушений. Необходимо учитывать закономерности развития дошкольника в норме и обеспечивать психическое развитие детей со сложными недостатками в развитии через формирование разных видов детской деятельности: игры, рисования, конструирования, элементарного труда. Развитие этих видов деятельности способствует формированию познавательных возможностей детей, расширению представлений об окружающем мире, складыванию некоторых социальных представлений. 3. Коррекция отклонений в развитии. Вся система воспитания и обучения детей данной категории носит коррекционный характер. Выделяются и специальные задачи, обусловленные особенностями нарушений у детей со сложными недостатками в развитии. Важнейшими из них являются умственное развитие детей, формирование словесной речи как средства общения. Эти задачи решаются в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, а также на специальных занятиях, несущих основную коррекционную нагрузку. 4. Выявление возможностей каждого ребенка в ходе обучения в детском саду и определение наиболее благоприятного варианта школьного обучения. Учитывая значительную разнородность состава групп для детей со сложными дефектами, важно определить условия дальнейшего обучения каждого ребенка. Для некоторых глухих детей оказывается возможным обучение в подготовительном классе школы глухих, для других — в классе для детей с задержкой психического развития. Некоторым слабослышащим детям после пребывания в группе для детей со сложным дефектом может быть рекомендовано обучение в 1-м классе 2-го отделения школы для слабослышащих, другим — обучение в специальных классах. Организация воспитания и обучения детей со сложными нарушениями предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей со сложной структурой нарушений характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в режим дня, учебный план. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени на проведение гигиенических процедур, приема пищи, подготовки ко сну. Например, время проведения обеда в данных группах увеличивается на 10 мин. По сравнению с обычными группами в специальных группах при том же количестве фронтальных занятий их длительность сокращена. Например, в группах 1-го года обучения (возраст детей 4—5 лет) длительность фронтального занятия 15—20 мин, в группах 2-го года — 20—25 мин, в группах третьего года — не более 30 мин. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы чередовались занятия, требующие большей концентрации внимания, активной мыслительной и речевой деятельности, с занятиями с большим объемом двигательных нагрузок. По сравнению с обычными группами в группах для детей со сложными нарушениями развития должно быть предусмотрено иное соотношение форм проведения занятий. Ведущей формой организации коррекционной работы являются ежедневные индивидуальные занятия продолжительностью 20—25 мин. Для каждого ребенка необходимо составление индивидуальной программы работы с учетом состояния интеллекта, слуха, речи. На индивидуальных занятиях осуществляется работа по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, развитию слухового восприятия и обучению произношению. На каждом занятии проводится работа по двум направлениям, например развитие речи и формирование математических представлений, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Занятия по различным направлениям коррекционной работы чередуются. В содержание индивидуальных занятий включаются дидактические игры, направленные на развитие познавательной деятельности (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и др.), подобранные с учетом уровня развития сенсорного и интеллектуального развития. В группе для детей со сложными дефектами ежедневно проводятся фронтальные занятия, несмотря на то что для некоторых детей участие в них малоэффективно. На фронтальных занятиях важно приучать детей к участию в коллективной деятельности, пониманию требований педагога, умению соотносить свое поведение с действиями других детей. На эти занятия выносится материал, доступный всем или большинству детей. Важно предусмотреть не только смену видов деятельности (например, развитие речи, дидактическая игра, ознакомление с окружающим), но и проведение занятий в разных помещениях (в классе, в группе, в зале). Занятия сурдопедагога и воспитателя чередуются, однако в каждом занятии участвуют оба педагога.
§ 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы Воспитание и обучение детей со сложными нарушениями развития в специальных группах рассчитано на трехлетний срок, так как в них в основном направляются дети, воспитывающиеся в обычных группах в течение одного или двух лет. В настоящее время отсутствуют программы работы в группах для глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии. Сурдопедагоги и воспитатели осуществляют отбор и планирование материала по Программам воспитания и обучения глухих или слабослышащих дошкольников (1991). При отборе материала, выборе методов обучения важны следующие положения. 1. Учет исходного уровня развития при определении программы работы с каждым ребенком. В течение первого месяца пребывания ребенка в группе для детей со сложными дефектами проводится тщательное психолого-педагогическое изучение ребенка. Первоначально педагоги знакомятся с историей развития ребенка, анализируют данные медицинских заключений, аудиограммы. Тщательному анализу подвергается характеристика ребенка, составленная педагогами той группы, где раньше воспитывался ребенок.. Затем сурдопедагог, воспитатели и психолог составляют план всестороннего изучения ребенка со сложными нарушениями. В процессе пси холого-педагогического изучения необходимо выявить особенности эмоционально-волевой сферы, поведение ребенка, физическое и моторное развитие, навыки самообслуживания, сформированность игры, рисования, конструирования, состояние речи, слуха. Подробно исследуются познавательные возможности ребенка: восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зрительная и словесная память, выявляются способы выполнения задания, особенности произвольной деятельности. По результатам психолого-педагогического изучения детей составляются характеристики, в которых отражается исходный уровень развития ребенка к моменту поступления в специальную группу. 2. В связи с низким исходным уровнем развития детей необходима В соответствии с возможностями детей - определяются методы воспитания и обучения. При планировании работы важно использование наглядных и практических методов в сочетании со словесными как наиболее доступных для данной категории детей. Например, при обучении рисованию детей со сложным дефектом основными методами являются рисование по подражанию, по образцу, наиболее сложным оказывается обучение рисованию по представлению в связи с трудностями понимания словесных описаний. 3. Для лучшего усвоения материала детьми целесообразна тематическая взаимосвязь между разделами работы. При планировании работы по различным разделам важно сделать аналогичные темы предметом внимания в разных видах деятельности. Использование одних и тех же объектов при ознакомлении с окружающим, в игре, лепке, рисовании помогает детям лучше познакомиться с их свойствами, особенностями применения, а многократное 4. Для обеспечения развивающего и коррекционного эффекта обучения важное значение должно придаваться формированию детской деятельности. У некоторых детей со сложными нарушениями в развитии к началу обучения в специальной группе сформированы только предпосылки игровой, изобразительной деятельности. Работа по развитию предметно-игровой деятельности может стать основой для усвоения детьми предметных действий, их последовательности, усвоения некоторых правил и норм поведения в различных бытовых ситуациях. Ребенок, усвоивший последовательность действий в игре, сможет правильно воспроизвести их в своей деятельности (например, умыться, одеться). Важнейшее значение следует придавать демонстрации и обучению использованию предметов-заместителей, хотя бы в наиболее типичных ситуациях, так как овладение функцией предметов-заместителей способствует развитию понимания знаков как основы усвоения социального опыта. Одной из форм знаково-символической деятельности является также изобразительная деятельность, которая приобретает особое значение для развития детей данной категории. Для данной группы детей особо важное значение приобретает раздел «Дидактические игры», в который должны быть включены игры и занимательные упражнения на развитие познавательной деятельности детей. В первую очередь необходимо проведение игр, направленных на развитие внимания и восприятия цвета, формы, величины, целостности предметов, пространственных отношений. Большое значение имеет и развитие наглядного и образного мышления, памяти, воображения. Занятия по разделу «Дидактические игры» проводятся сурдопедагогом фронтально, а также включаются в индивидуальные занятия. 5.(Одним из наиболее сложных разделов воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями является развитие речи. Трудности в овладении речью обусловлены низким интеллектуальным уровнем, бедной словесной памятью, несформированностью основных видов деятельности. Задачи развития речи в группах для детей со сложным дефектом те же, что и в обычных группах для глухих и слабослышащих — сформировать речь как средство общения. В развитии речи детей данной группы необходимо усиление деятельностного подхода, т. е. установление тесной связи занятий по развитию речи с игрой, рисованием, ознакомлением с окружающим миром, При этом происходит овладение пониманием значения слов и фраз, их применением в связи с конкретной деятельностью ребенка. На занятиях по развитию речи внимание акцентируется на таких направлениях работы, как формирование речевой активности, уточнение значения слов и накопление словаря, обучение пониманию и использованию различных по коммуникативной направленности высказываний. Занятия организуются по тематическому принципу при значительном ограничении числа тем и регламентации речевого материала. Наряду с развитием слухо-зрительного восприятия и собственного говорения, т. е. устной речи, происходит и формирование письменной речи — чтения и письма детей печатными буквами. Первоначально формируются навыки целостного (глобального) чтения слов и коротких фраз. Для обучения глобальному чтению может использоваться такое вспомогательное средство, как пиктографическое чтение, являющееся промежуточным этапом между предметом и словом. Для обучения аналитическому чтению используется дактилология, которая имеет важное значение для развития речи детей данной группы: способствует запоминанию структуры слов, помогает в накоплении словаря и его усвоении, способствует правильному воспроизведению звуко-буквенного состава слова. В качестве методических приемов развития речи используются действия с предметами, дидактические игры, инсценирование, рисование и другие практические приемы. Большое значение уделяется навыкам отраженного говорения, сопряженно-отраженного воспроизведения речи в различных ситуациях общения, с использованием вспомогательных средств (пиктограмм, картинок, табличек). 6. В обучении детей с комплексными нарушениями более сложными оказываются связи между различными видами речевой деятельности. Так, на индивидуальных занятиях основное внимание уделяется формированию навыков слухо-зрительного восприятия слов и фраз, значение которых дети хорошо понимают. Работа по развитию слухового восприятия может не иметь должного эффекта, если ребенок не понимает значения предлагаемых на слух слов или не может различать их слухо-зрительно. В группах для детей со сложной структурой нарушений работа по развитию слухового восприятия направлена в основном на развитие неречевого слуха. Работа по развитию речевого слуха имеет более ограниченное значение; в основном как средство коррекции некоторых произносительных навыков. При формировании произношения важную роль* как и в обычных группах, играет фонетическая ритмика. Однако ее организация и проведение требуют от педагога большой подготовительной работы по развитию произвольного внимания, обучения детей подражанию действиям педагога и его речи. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. С чем связана необходимость создания специальных условий воспитания и обучения для глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии? 2. Охарактеризуйте уровень познавательного и речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями в развитии. 3. Во время педагогической практики в процессе посещения групп побеседуйте с сурдопедагогами. Выясните, есть ли в группе дети со сложными нарушениями в развитии, в чем заключаются характерные трудности в их обучении. 4. Посетите группу для детей со сложными нарушениями в развитии, ознакомьтесь с формами проведения занятий с детьми. 5. Посетите фронтальные и индивидуальные занятия в группе для детей со сложными нарушениями в развитии, проанализируйте их содержание и методы.
Литература Бертынь Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. — 1993. — № 4. Головчиц Л. А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. — 1993. — № 4. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом / Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. — М., 1980. Певзнер М. С, Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов для школ слабослышащих детей // Дефектология. — 1979. — № 3. Розанова Т. В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. — 1997. — № 4.
Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
§ 1. Понятие «готовность к школьному обучению» Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний, которые предъявляются детям не в занимательной форме, а в виде учебного материала. Эти особенности новых условий жизни и деятельности предъявляют новые требования к различным сторонам развития ребенка, его психическим качествам, особенностям личности. Поступление в школу связано с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, в психологическом плане характеризующемуся сменой ведущих видов деятельности: на смену сюжетно-ролевой игре приходит учение. Полноценность перехода к новому этапу психического развития связана не с физическим возрастом ребенка, знаменующим начало школьного обучения, а с тем, насколько полноценно прожит дошкольный период детства, исчерпаны его потенциальные возможности (А. В. Запорожец, 1972). С этой точки зрения готовность к переходу в школу может рассматриваться как результат воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в дошкольный период, обуславливающий необходимый уровень психического развития. В условиях детского сада для детей с нарушениями слуха подготовка к школе обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания во всех возрастных группах детского сада. Подготовка детей с нарушенным слухом к школе — комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательной работы в детском саду. Для понимания проблемы готовности глухого или слабослышащего ребенка к школьному обучению важное значение имеют учет подходов к этой проблеме в дошкольной педагогике и психологии, рассмотрение различных компонентов психологической готовности к школе (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, и др.). Вопросы формирования готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха освещены значительно меньше. Некоторые аспекты готовности глухих и слабослышащих детей к школьному обучению представлены в исследованиях Н. И. Беловой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Е. Г. Речицкой, Е. В. Пархалиной и др. Школьная готовность нередко рассматривается в контексте других проблем, чаще всего в связи с обсуждением проблем речевого развития глухих и слабослышащих детей (К. Г. Коровин, М. К. Шеремет и др.).
§ 2. Содержание подготовки детей к школе Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает более высокий темп деятельности и работоспособности ребенка в течение дня и учебной недели, более длительные по сравнению с детским садом периоды активной умственной деятельности. Физическая подготовка детей к школе обеспечивается за счет проведения работы по физическому воспитанию на специальных занятиях и вне их, организации прогулок, соблюдении режима двигательной активности, применении закаливающих процедур. Одним из факторов адаптации детей к школьному режиму является увеличение времени занятий в подготовительной группе, использование в занятиях некоторых структурных элементов, характерных для школьных уроков. Однако, как показывают наблюдения, некоторые педагоги подготовительных групп специальных дошкольных учреждений, стремясь интенсифицировать подготовку к школе в плане вооружения детей знаниями и умениями, нередко неправомерно увеличивают учебные нагрузки, сокращают двигательную активность детей, что приводит к гиподинамии, следствием которой являются нарушения осанки, а также усталость и быстрая утомляемость. Увеличение нагрузок должно идти под контролем, постепенно, без нарушения режима дня подготовительной группы, с учетом рекомендаций врача и инструктора по физическому воспитанию. Важное значение для адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированностъ культурно-гигиенических навыков. Условия специальных школ-интернатов, куда поступает большая часть воспитанников дошкольных учреждений для глухих и слабослышащих, довольно резко отличаются от условий детского сада, что предполагает сформированность навыков самообслуживания: умение следить за своим внешним видом, быть опрятным, быстро одеваться, раздеваться, аккуратно есть, поддерживать в порядке личные вещи. При этом важен достаточно высокий темп выполнения различных бытовых действий (есть, собирать личные вещи и др.). Различные навыки самообслуживания формируются в процессе трудового воспитания во всех возрастных группах. Уделяется внимание самостоятельности в выполнении детьми таких действий, как одевание, питание, пользование туалетом, поддержание в порядке личных вещей. Старших дошкольников учат поддерживать в порядке свое рабочее место, быстро собирать личные вещи, аккуратно и быстро есть, выполнять гигиенические процедуры. Для того чтобы повысить чувство ответственности за выполнение тех или иных бытовых дел, в старших группах используются дежурства по столовой, по группе. Ребенок-дежурный должен сам хорошо справляться с выполнением различных бытовых обязанностей и привлекать к этому других детей. Важную роль в формировании трудолюбия, развитии культурно-гигиенических навыков должны играть родители, осуществляющие воспитание ребенка в семье. Единство требований, предъявляемых к формированию трудовых умений и навыков в дошкольном учреждении и в семье, может быть залогом последующей адаптации ребенка с нарушенным слухом к требованиям школьного режима. Одним из наиболее важных компонентов психологической готовности к школе является формирование школьной мотивации, т. е. желания учиться, стать школьником, выполнять учебную деятельность. Такие свойства, как любознательность, желание познать окружающий мир, интеллектуальная активность, также являются важными показателями психологической готовности ребенка к школе. У дошкольника должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника», наличие которой предполагает сформированность системы мотивов, их соподчинение. Социальные мотивы учения связаны с потребностью ребенка занять новую социальную позицию, организовать общение с взрослыми и детьми на новом уровне. В случае преобладания социальных мотивов ребенка интересует выполнение роли ученика: следование требованиям учителя, желание заслужить его одобрение и похвалу. Наличие таких мотивов учения связано с новой социальной ситуацией общения, активным участником которой становится ребенок. Появление социальных мотивов учения связано с преобладанием к концу старшего дошкольного возраста внеситуативно-личностной формы общения, отличительной чертой которой является потребность во взаимопонимании и сопереживании. У детей складывается дифференцированное отношение к людям в зависимости от того, какую роль в общении с ними они выполняют. Этому способствует расширение представлений детей о жизни вокруг, отношениях людей, круге их обязанностей. Положение школьника выступает для ребенка как ступенька к взрослой жизни. Большое значение имеют познавательные мотивы, когда дети относятся к школе как к источнику приобретения новых знаний, Новые обязанности школьника не становятся значимыми для ребенка, основное — удовлетворение любознательности. Познавательные мотивы учения характерны для детей, которые хотят больше знать, научиться чему-то, испытывают потребность в овладении новыми умениями и знаниями. Для формирования «внутренней позиции школьника» важен сплав двух потребностей — познавательной и социальной, их сочетание позволит ребенку сознательно включиться в учебный процесс, будет способствовать формированию произвольного поведения (Л. И. Божович, 1968). Для детей с нарушениями слуха чаще всего на первом плане оказываются познавательные мотивы, что может быть объяснено непосредственной ориентировкой детей родителями и педагогами на школу как источник новых знаний. Наряду с желанием научиться хорошо читать, писать, решать задачи дети с нарушениями случи часто сообщают о стремлении научиться «хорошо говорить, чтобы другие люди понимали». Нередко среди мотивов учения в школе глухие и слабослышащие дети называют внешние или ситуативные: «Мама купила портфель, я пойду в школу», «Мне семь лет, поэтому я пойду в школу», «Моя сестра учится в школе, и я тоже хочу». Мотивационный план готовности к школьному обучению формируется в дошкольном учреждении в процессе всей коррекционно-воспитательной работы: на занятиях по всем разделам работы, в разных видах детской деятельности, в общении с детьми и взрослыми. Для формирования мотивационного плана готовности к школе важное значение имеет расширение представлений об окружающем мире, знакомство и формирование интереса к занятиям и взаимоотношениям людей в разных сферах жизни. Важно учить детей отражать свои представления в продуктивной деятельности и игре. Особое значение в работе со старшими дошкольниками необходимо направлять на развитие речевого общения как необходимого условия социального воспитания плохослышащих детей. Среди различных сфер жизни взрослых и детей выделяется учеба детей в школе, знакомство с обязанностями школьников, определение главного в учебе (общение с учителем, с детьми, выполнение заданий учителя), формирование положительного отношения и интереса к содержанию деятельности ученика, взаимоотношений с детьми и учителями. Этому способствуют экскурсии в школу, просмотр фильмов, диапозитивов, рассматривание картинок и других иллюстраций, чтение рассказов, связанных с темой поступления детей в школу. Особое значение имеет организация сюжетно-ролевых игр по данной тематике, в процессе которой дети выступают в роли учителей и школьников, в ходе освоения ролей воспроизводят различные отношения, уточняют содержание деятельности в школе, знакомятся с формами организации школьной жизни (урок, перемена, посещение столовой, библиотеки и др). Важно показывать детям социальную значимость учения в школе, а также фиксировать внимание на познавательной стороне предстоящей учебы в школе, иначе, как показала Н. Г. Морозова (1969), у младших глухих школьников долгое время преобладают чрезмерно узкие, ограниченные мотивы учения.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |