Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и организация работы с детьми 2 страница




Формирующаяся в младшем школьном возрасте учебная деятельность тесно связана с произвольностью поведения, предпосылки которой закладываются в дошкольном возрасте при правильной организации воспитания и обучения детей. Произвольность поведения предполагает его контролируемость, достаточный уровень усидчивости, умение длительно сосредотачиваться на одном заня­тии и доводить его до конца, определенные волевые усилия. С про­извольностью поведения связано умение последовательно выпол­нять указания и инструкции взрослого, учитывать систему условий поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными дей­ствиями.

В качестве основных предпосылок овладения учебной деятель­ностью Д. Б. Элькониным (1988) были указаны следующие парамет­ры, предполагающие достаточно высокий уровень произвольности:

— умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

—умение ориентироваться на заданную систему требований;

—умение слушать говорящего и точно выполнять задания;

— умение самостоятельно выполнить задание по зрительно вос­принимаемому образцу.

На протяжении дошкольного возраста у детей с нарушенным слу­хом должны быть сформированы механизмы произвольного поведе­ния, что обеспечивает становление некоторых предпосылок учебной деятельности к концу дошкольного периода. Задачи формирования поведения, сотрудничества с другими детьми, умения доводить дело до конца, понимать инструкции взрослого и следовать им занимают важное место во всей системе коррекционно-педагогической работе. Особенно важное значение для формирования произвольности приобретает обучение разным видам практической деятельности и игры. В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся воспринимать задания воспитателя, анализировать образцы рисования, лепки, выполнять рисунки или лепные поделки в соот­ветствии с требованиями педагога. С первых лет обучения в специ­альном детском саду важно учить детей понимать задание и ориен­тироваться в нем. Для глухих и слабослышащих дошкольников это представляет значительную сложность, особенно при отсутствии образца. Особое значение приобретает понимание словесных инст­рукций, данных в устной, письменной или устно-дактильной фор­ме. Непонимание отдельных слов или словосочетаний приводит к неполной или неточной ориентировке в условиях задания, что вле­чет его неправильное выполнение. Условия практической деятель­ности предполагают формирование умения выполнять задание до конца, действуя самостоятельно, соблюдая требования педагога. При выполнении заданий педагоги поддерживают детей; следят, чтобы ребенок не прекращал Или не прерывал деятельность, дово­дил рисунок или лепку до конца. Важное значение приобретает ов­ладение нормами поведения и общения с другими детьми в процес­се детской деятельности.

Своеобразие речевого развития дошкольников с нарушениями слуха значительно затрудняет общение и связанное с ним овладение партнерскими отношениями, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе. Поэтому во всех видах детской дея­тельности внимание уделяется формированию навыков совместной деятельности при выполнении различных заданий. Младших дош­кольников надо учить поочередному участию в задании, организо­вывать простые игры, в которых дети выполняют собственные дей­ствия, чередуя их с действиями других. Особое значение в работе со старшими дошкольниками следует придавать организации кол­лективных видов деятельности, в которых каждый ребенок выпол­няет часть общей работы: например, при подготовке аппликации один ребенок вырезает нарисованные деревья, другой — дома, тре­тий — наклеивает, четвертый — готовит подписи и т. д. Условия кол­лективных видов изобразительной, конструктивной, трудовой де­ятельности предполагают формирование ряда умений, которые в дальнейшем обеспечат появление предпосылок учебной деятельно­сти. Это и умение коллективно обсуждать план действий, например, как проводить уборку в группе и украшать помещение перед Новым годом, как распределять обязанности, при этом не всегда совпадаю­щие с желаниями детей, что требует от них преодоления непосред­ственных желаний. От ребенка требуется выполнение порученного задания в соответствии с общим темпом работы, контролирование своих действий, адекватная реакция на оценку работы педагогом, в том числе и на замечания или указания на ошибки. В процессе коллективной деятельности у детей формируется и ряд личностных качеств: активность, самостоятельность, ответственность за поручен­ное дело. Важное значение для формирования произвольности и контроля за своей работой приобретает умение отчитаться о своей де­ятельности. Участие в коллективно разделенном труде постепенно подводит воспитанников подготовительных групп к умению плани­ровать свои действия хотя бы в самой элементарной форме, намечать их последовательность. В процессе выполнения таких заданий не только формируется нравственно-волевая готовность и произволь­ное поведение, но и происходит складывание интеллектуальной го­товности, предполагающей развитие основных познавательных про­цессов и интеллектуальных умений.

Для формирования сотрудничества детей между собой, партнер­ских отношений, умения участвовать в общей работе, формирова­ния темпа деятельности в подготовительных группах могут иметь место такие формы организации, как выполнение заданий подгруп­пами, группами из двух-трех детей, работа с маленьким учителем, организация дежурств.

Различные виды деятельности имеют важное значение для фор­мирования произвольных и волевых процессов, однако важнейшим средством формирования произвольности поведения является сюжетно-ролевая игра, которую Д. Б. Эльконин считал «школой про­извольного поведения». Сюжетно-ролевая игра, будучи ведущей формой деятельности в дошкольный период, решает ряд задач в развитии ребенка, в том числе и обеспечивающих подготовку к школьному обучению. В игре формируются и нравственно-воле­вые предпосылки готовности к школьному обучению. Они связа­ны с принятием игровых задач и необходимостью их реализации в процессе разворачивания сюжета. Способствуя формированию ме­ханизмов волевого управления поведением, подчинения его систе­ме правил, игра создает предпосылки для последующего включения ребенка в обязательную, общественно значимую деятельность. Об­разное мышление, формирующееся в игре и других видах деятель­ности, представляет и самостоятельную ценность, а также подводит ребенка к усвоению логических, систематизированных знаний.

Процесс становления личности ребенка связан в значительной степени с игрой. Важная сторона этого процесса — зарождение во­левой регуляции поведения и соподчинение мотивов. В игре ребе­нок вынужден подчинять свои действия определенным требовани­ям, связанным с общим игровым замыслом или правилами игры; регулировать свое поведение в зависимости от отношения своей роли к другим персонажам и складывающихся в зависимости от этого взаимоотношений. К концу дошкольного периода дети начинают придавать все большее значение играм с правилами, точно регламен­тирующими ход игры. Складывающееся в игре «подчинение ситуа­тивных побуждений более значимым создает почву для возникнове­ния постоянной иерархии мотивов, дающей возможность говорить об определенной направленности личности ребенка» (А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, 1980).

Таким образом, формирование разных видов детской деятельно­сти, и прежде всего игры в ее развитом виде, оказывает определяю­щее значение для становления произвольности, волевого управления поведением, проявления некоторых личностных качеств, важных для формирования школьной готовности. Нравственно-волевые пред­посылки школьной готовности также формируются под влиянием содержания занятий и используемых приемов обучения. Наряду с игровыми приемами в подготовительной группе значительно боль­ше используются словесные: чтение, беседы, рассказы, объяснения, предполагающие сообщение информации в прямом виде. Изменя­ется стиль педагогического общения с детьми. Он напоминает свое­образную игру в школу, в которой распределены роли учеников и учителя. От детей требуется умение выполнить задание до конца, наладить отношения с другими детьми, определить степень своего участия в работе. Для этого необходимы развитие произвольности действий и сформированность коммуникативных умений, связанных с определенным уровнем речевого развития. Оценка деятельности детей педагогами уже не только связана со старанием ребенка, но и учитывает качество выполнения задания, сравнение с деятельностью других детей.

Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной де­ятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми инте­ресами, не способствуют успешному учению в школе, даже несмот­ря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.

К школьному обучению ребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровень сформированности позна­вательных процессов. Важное значение имеет сформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможность анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свой­ства и особенности. Важно также наличие временных и простран­ственных представлений, знание их словесных обозначений. Пред­ставления о времени, о сроках и темпе выполнения заданий — одно из условий организации деятельности детей на уроке. Особенно вы­сокие требования предъявляются к уровню мышления ребенка, го­товящегося к школе. У него должны быть сформированы достаточно высокий уровень наглядно-образного мышления и элементы логи­ческого, а также образная и смысловая память, произвольное вни­мание. Ребенок должен понимать взаимосвязь различных природ­ных и социальных явлений, устанавливать их причины и следствия, видеть сходное и различное, объяснять причины явлений, делать выводы. Необходимо формирование познавательных процессов в единстве с развитием речи глухих и слабослышащих дошкольни­ков. Решение различных мыслительных задач обеспечивается на уровне наглядно-образного и логического мышления при условии овладения речевыми средствами.

В системе психолого-педагогической готовности к школе внима­ние уделяется овладению некоторыми математическими знаниями и навыками: счету, умению решать арифметические задачи. Развитие математических представлений тесно связано с умственным разви­тием ребенка. К концу дошкольного периода дети с нарушениями слуха овладевают количественным счетом в пределах двадцати, учатся решать примеры и задачи в пределах десяти. Математиче­ские знания и умения детей являются основой изучения математи­ки в школе. Однако усвоенные знания окажутся полезными, если они опираются на понимание математических отношений, усвоение состава числа, и бесполезными, если они усвоены механически.

Развитие познавательных процессов обеспечивается всей педаго­гической работой при формировании разных видов деятельности на занятиях и в свободном общении детей и взрослых. Вместе с тем спонтанное, неконтролируемое развитие познавательных процессов не может обеспечить тот эффект, который достигается при плано­мерном развитии восприятия, внимания, мышления, памяти, вооб­ражения.

Планирование задач познавательного развития детей в каждом виде деятельности, подбор игр и упражнений и создание дидакти­ческих пособий, отбор речевого материала и усвоение его в связи с развитием познавательной деятельности — необходимые условия, обеспечивающие его эффективность. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием, трудом, разнообразными играми огромное зна­чение приобретают занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, где умственное разви­тие детей протекает особенно интенсивно. В старшем дошкольном возрасте очень важны создание воображаемых ситуаций в играх и на занятиях, постановка перед детьми проблемных задач, требую­щих решения в наглядном или образном плане с последующими словесными объяснениями. Особое значение приобретает умение устанавливать причинно-следственную зависимость, находить раз­личные варианты объяснений, уметь мотивировать свое мнение. Безусловно, овладение речевыми средствами имеет огромное значе­ние. Однако нельзя судить о развитии познавательной деятельности глухого или слабослышащего дошкольника по умению объяснить, подтвердить свое решение только с помощью речи. Необходимо уме­ние использовать и другие средства: практические действия, есте­ственные жесты, указания на предметы, рисование и др.

Важными средствами развития познавательной деятельности де­тей и формирования интеллектуальных умений является их прак­тическая и игровая деятельность, в процессе которой старших дош­кольников ставят перед необходимостью осознания поставленной цели, планирования последовательности ее достижения, подбора необходимых атрибутов и инструментов, контроля и координиро­вания своей работы по ходу ее выполнения, оценки результата с точки зрения поставленной задачи. Реализация этих компонентов деятельности формирует общие интеллектуальные умения ребенка - понимание цели задачи, умение элементарно планировать свою деятельность и условия ее выполнения, контроль за действиями, оценку выполненной работы, без сформированности которых обучение в школе вызовет трудности у ребенка.

Ребенку с нарушенным слухом, поступающему в школу, необходим запас представлений и знаний о различных явлениях окружа­ющего мира: о предметах и их назначении; природе; жизни людей, сферах их занятости, характере их взаимоотношений, нормах пове­дения. Важно качество этих представлений и знаний, их правиль­ность, обобщенность. Складывающиеся в дошкольном возрасте пред­ставления, отражающие разные области действительности, помогут ребенку подойти в школе к изучению разных предметов. Познание различных сторон действительности происходит в ходе широкого ознакомления с окружающим миром, при развитии трудовых уме­ний, возможностей отражения и уточнения усвоенного опыта через игру, рисование, конструирование. Систематизация знаний о разных сторонах действительности, их углубление, как правило, требуют проведения специальных занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике. В подготовительных группах, где особенно большое значение придается систематизации и обоб­щению знаний детей, важное место занимает информация о различ­ных общественных и социальных явлениях, о взаимоотношениях людей, отношениях детей и взрослых, что очень ценно для разви­тия познавательной активности детей, формирования мотивации учения в школе.

Подготовка глухого или слабослышащего дошкольника к обуче­нию в школе связана с формированием речи и общения, что состав­ляет одну из наиболее специфических черт в системе школьной готовности детей данной категории. Речевая готовность к школе — итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреж­дении. Наиболее важным аспектом речевого развития плохослышащего ребенка в плане готовности к школьному обучению следует счи­тать сформированность навыков общения со взрослыми и детьми. При овладении различными типами коммуникативных высказываний важнее всего учить детей вступать в общение со знакомыми и но­выми для них людьми: отвечать на вопросы в связи с разными бы­товыми, практическими ситуациями, задавать вопросы, уметь вы­ражать свои просьбы, желания и т. д. Однако недостаточно овладеть только навыками разговорно-обиходной речи. Для общения важно понимание норм речевого этикета и взаимоотношения общающихся партнеров. Поэтому в быту, в играх, на различных тематических занятиях детям нужно демонстрировать нормы речевого этикета: как следует что-то попросить; как обратиться к незнакомым и зна­комым людям; извиниться, поблагодарить и т. д. Эти речевые уме­ния формируются в соответствии с программой по развитию речи. Однако следует активизировать их во всех видах детской деятель­ности. Согласовывая эту работу с родителями, нужно подчерки­вать значимость ее в семье, в ситуациях, выходящих за пределы дошкольного учреждения и дома: в транспорте, на улице, в мага­зине.

Возможности устной коммуникации глухих и слабослышащих детей требуют формирования навыков слухо-зрительного воспри­ятия речи, поэтому этот вид речевой деятельности должен занимать большое место в работе по развитию речи, в том числе на индиви­дуальных занятиях по произношению. Для полноценного участия в общении речь ребенка со сниженным слухом должна быть доста­точно разборчивой, понятной для окружающих. Эта задача реализу­ется прежде всего на индивидуальных занятиях, материалом которых в первую очередь должны быть фразы и слова, обслуживающие по­требности коммуникации.

Еще одним важным аспектом речевой подготовленности дошколь­ника с нарушенным слухом к школе является развитие навыков связ­ного высказывания, так как обучение в первом классе потребует от ребенка умения рассказать о своей деятельности, последовательно выразить впечатления от увиденного в театре, на празднике. Поэто­му в старшей и подготовительной группе внимание уделяется уме­нию строить связные высказывания по различной тематике в виде рассказа, описания.

Для детей с нарушениями слуха в силу особенностей речевого развития важное значение придается овладению чтением. К момен­ту перехода в школу глухие и слабослышащие дети должны уметь читать и понимать небольшие тексты по знакомой тематике, что предусмотрено программами по развитию речи. Чтение в дошколь­ном возрасте рассматривается как средство развития речи, условие формирования словаря и навыков связной речи. Важно не только овладение техникой чтения, но и осознанное восприятие текста, умение осмыслить и передать содержание в ответах на вопросы, от­разить в рисунке, демонстрации действий. Формальное овладение техникой чтения, особенно устно-дактильного, без понимания содер­жания читаемого, вредно, так как формирует привычку неосмыслен­ного чтения.

Таким образом, готовность к школьному обучению детей с нару­шениями слуха не может быть обеспечена только в результате фор­мирования некоторых навыков и умений, тренировки в выполнении ряда заданий при усилении работы в подготовительных группах. Она формируется только в результате реализации всей системы коррек-ционно-педагогической работы в дошкольном учреждении.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что включается в понятие «готовность к школьному обучению»?

2.Во время посещения подготовительных групп детского сада для глухих или для слабослышащих в беседах с детьми выясните наличие интереса и мо­тивы обучения в школе. Какие мотивы преобладают: познавательные, соци­альные, внешние ситуативные?

3.Раскройте понятие «коммуникативная и речевая готовность» к школьно­му обучению детей с нарушениями слуха.

4.Назовите основные условия формирования готовности детей с наруше­ниями слуха к школьному обучению в условиях дошкольного учреждения.

Литература

Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М, 1985.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М, 1993.

Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специаль­ных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1990.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.

Пархалина Е. В., Речщкая Е. Г. Изучение готовности детей с нарушениями слуха к поступлению в школу // Учитель-дефектолог: Современные пробле­мы подготовки и совершенствования работы // Межвузовский сборник науч­ных трудов МШИ им. В. И. Ленина. — 1990.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.

Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения

 

 

Глава 1. Умственное развитие

§ 1. Задании содержание умственного развития

В процессе воспитания и обучения дошкольников с наруше­ниями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важ­ность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л. С. Выгот­ский особо акцентировал внимание на умственном развитии в про­цессе обучения: «...правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких про­цессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможны­ми» (Л. С. Выготский, 1991).

Умственное развитие включает в себя формирование познаватель­ных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обо­гащение знаний о природе и обществе развитие познавательных ин­тересов, развитие речи как средства познания.

В качестве одной из задач умственного развития детей с нару­шениями слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности, к ко­торым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обоб­щение, классификация. Решение этой задачи связано также с разви­тием умений принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать ре­зультаты. Для старших дошкольников с нарушениями слуха особое значение приобретает развитие способностей к самостоятельному познанию.

Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения опреде­ленного объема знаний об окружающих предметах, природе, о че­ловеке и его жизни в обществе. Овладение ими позволяет ребенку участвовать в повседневной жизни, строить свои взаимоотношения со взрослыми и детьми. Накопление знаний, определенный уровень их обобщения и систематизации являются одним из условий школь­ной готовности ребенка, обеспечивают базу, необходимую для усво­ения ряда школьных предметов.

Умственное развитие ребенка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, т. е. стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях Познавательные стремления способствуют лучшему усвоению нового материала, а у старших дошкольников обеспечивают устойчивый интерес к учению в школе.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов ум­ственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое опериро­вание представлениями и знаниями.

В ряде психологических исследований подчеркивается значи­мость систематической работы по умственному развитию детей с нарушениями слуха, так как отсутствие рано начатой специальной работы приводит к отставанию в сроках и темпах развития пси­хических процессов и их своеобразию у глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста (А. А. Катаева, Т. В. Роза­нова, Ж. И. Шиф и др.).

 

§ 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности

Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышле­ния, внимания, памяти, воображения являются элементом проведе­ния разнообразных занятий и организации детской деятельности.

Познание окружающей действительности дошкольником обеспе­чивается процессами ощущения и восприятия, от развития которых зависят полнота и точность формирующихся представлений. Разви­тие восприятия связано с накоплением различных чувственных образов — зрительных, двигательных, вкусовых, осязательных, слу­ховых. Формирование способов чувственного познания, совершен­ствования ощущений и восприятий лежит в основе сенсорного вос­питания. Эти процессы наиболее интенсивно складываются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому сенсорному воспитанию детей как основе умственного воспитания уделяется значительное внимание. В процессе сенсорного развития внимание детей привлекают к раз личным признакам и свойствам предметов (например, их величине, цвет, форма, качество материала). Выделение различных свойств и качеств тесно связано с овладением способами обследования (перцептивными действиями) и накоплением представлений о сенсорных признаках. Формирование обобщенных представлений о внешних свойствах, качествах и отношениях предметов, ориентирование в пространстве и во времени позволяет подвести детей к овладению эталонами, т. е. общепринятыми мерками — системой геометричес­ких форм, цветов, эталонов величины, времени, материалов, запа­хов и др. Результатом последовательной работы по сенсорному раз­витию детей является возможность применять усвоенные знания и способы обследования предметов в собственной деятельности, при познании различных явлений окружающей действительности.

Развитие ощущений и восприятия у детей с нарушениями слуха требует учета своеобразия формирования этих процессов, обуслов­ленного нарушением слухового восприятия и недостаточным уча­стием речи в познании предметов окружающего мира. Поэтому в качестве средств познания свойств окружающих предметов необхо­димо активизировать зрительное восприятие и другие виды ощу­щений, важные для формирования представлений о свойствах пред­метов, позволяющие моделировать целостный образ предмета.

У детей с нарушениями слуха следует формировать зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Информативными для таких детей оказываются вибрационные ощущения, близкие по своему про­исхождению к слуховым. Целесообразно учить детей с недостатка­ми слуха воспринимать разные по интенсивности, по местонахож­дению, по принадлежности вибрационные ощущения, связанные с познанием свойств необходимых и интересующих детей предметов, например музыкальных инструментов.

Большое значение для полноты представлений о предметах име­ют осязательные ощущения, позволяющие дополнить ряд зритель­но воспринимаемых свойств: формы, величины, массы, качества ма­териала и др. Использование осязательных ощущений позволяет создать целостный образ предмета, так как зрительное восприятие предметов глухими и слабослышащими детьми может быть фраг­ментарным.

Особое значение имеет не только правильное определение содер­жания работы, но и выбор методов в развитии восприятия. Эта ра­бота проводится в виде различных дидактических игр на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности, при формиро­вании элементарных математических представлений. Сенсорное развитие детей интенсивно осуществляется на занятиях по разде­лу «Дидактические игры». В качестве методов в зависимости от возраста детей и этапа обучения используются совместные дей­ствия взрослого и ребенка, действия ребенка по подражанию взрос­лому, действия по образцу, по словесной инструкции. В процессе использования этих приемов речевое общение с ребенком дополняется естественными жестами, указаниями на предметы. При выполнении заданий по подражанию, а особенно широко — по образцу, детей обучают и способам выполнения заданий. Малышей побуждают действовать путем проб, что позволяет подвести их к ориентировке на свойства предмета, пониманию принципа выполнения заданий, например учет величины при складывании матрешки или пирамидки. Такие действия, как прикладывание, накладывание, об­ведение по контуру, примеривание, формируют способы восприятия и познания свойств предметов. В процессе их развития важно учи­тывать некоторые особенности детей с нарушениями слуха в усво­ении общественного опыта: бессмысленное подражание действиям взрослого у детей раннего возраста, повышенную ориентировку на реакцию взрослого у детей младшего дошкольного возраста. Поэто­му нужен учет последовательности в выполнении заданий: подража­ние сменяется попытками самостоятельного выполнения аналогич­ных действий.

В зависимости от возраста детей формирование способов воспри­ятия связано с числом объектов, которыми оперирует ребенок, так как оно непосредственно влияет на результат. В работе с детьми преддошкольного возраста число предметов ограничивается двумя-тремя-четырьмя, а затем постепенно увеличивается. Например, обу­чая детей работе с парными картинками, педагог предъявляет три-четыре пары картинок. У детей младшего дошкольного возраста их можно использовать до восьми.

Развитие восприятия тесно связано с формированием речи, так как накопление чувственного опыта создает основу для усвоения значений слов и обобщения наглядно воспринимаемых признаков, что способствует возникновению представлений, необходимых для развития образных форм мышления. Важно правильно понимать последовательность формирования словесных обобщений. Перво­начально, в процессе обучения подражанию действиям взрослого, используется инструкция «Делай так», ориентирующая ребенка на выполнение аналогичных действий и выбор предметов или изобра­жений, одинаковых по определенным свойствам (форме, величине и др.). Выполнение задания подкрепляется одобрением педагога («Верно. Тут круг и тут круг»). По мере выделения свойства или признака, накопления наглядных образов вводится слово, обобща­ющее эти свойства, например названия цветов, форм, величины и др. В процессе последующей работы значение слова расширяется. Важно вести эту работу в двух направлениях: с одной стороны — обобщать наглядные признаки и свойства в слове, с другой — учить видеть за словом наглядно воспринимаемые свойства. Это способ­ствует прочности и точности представлений, потому что они, не закрепленные в слове, у детей с нарушениями слуха остаются рас­плывчатыми, неполными. Нередко педагоги стремятся ввести сло­ва прежде, чем ребенок научится выделять свойства по подража­нию, по образцу, и слова, лишенные чувственного опыта, могут оказаться «пустыми», не имеющими для ребенка конкретного зна­чения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.