Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 11. Основные угрозы национальным интересам в сфере экономики. 1 страница




Вопрос 10. Цели и задачи реформирования жд транспотра.

Основные положения структурного реформирования системы ж/д транспорта в РФ были определены Указами Президента от 16 мая 1996 №732 и от 26 апреля 1997 №426, Концепцией структурной реформы федерального ж/д, утвержденной постановлением Правительства РФ о т 18 мая 2001 №384. Эти нормативные документы определяют следующие ЦЕЛИ структурной реформы на ж/д:

- повышение устойчивости работы ж.д тр-та, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического развития;

- формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

- снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов ж.д тр-ом;

- удовлетворение растущего спроса на услуги ж.д тр-та.

Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить реализацию на первом этапе структурной реформы на ж.д тр-те след. Задач и принципов:

- разделение функций гос. Управления и организации хоз. Деятельности на ж.д тр-те с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

- сохранение единой гос. Сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;

- совершенстваование тарифной политики с передачей правительственной комиссии функций по тарифному регулированию на ж.д тр-те;

- дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

Недопущение слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;

- обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального ж.д тр-та независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;

- выделение из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения непроизводственных издержек;

- обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, т.ч. на основе введения раздельного финансового учета;

- осуществление др. мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы ж.д тр-та;

Повышение материальной заинтересованности работников ж.д тр-та и обеспечение им соц. Гарантий.

 

В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы[1] имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». Однако в вышеупомянутом документе экономические угрозы сформулированы в принципиальном виде. В данной работе сделана попытка конкретизировать их и придать количественное выражение в виде неких пороговых значений[2] экономической безопасности. В аппарате Совета безопасности были предварительно определены около 30-ти таких пороговых значений. Надо прямо сказать, что в соответствии с этими пороговыми значениями в большинстве сфер экономики положение «закритическое».

1.Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.

2. Дезинтеграция экономики и спад производства.

В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной конъюнктурой рынка).

3. Потеря экономической независимости.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.

4. Низкий уровень инвестиций.

В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных угроз экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Действительно, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, в дальнейшем, возможно, смогут воздействовать на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты.

Сегодня «глубокую озабоченность вызывает» то, что на рынок государственных ценных бумаг были допущены нерезиденты. Выяснилось, что около трети активов этого рынка оказалось в руках западных банкиров и предпринимателей. При наших, сравнительно небольших золотовалютных запасах ЦБ, консолидированные действия нерезидентов по изъятию своих капиталов с российского рынка ценных бумаг могут вызвать глубочайший кризис финансовой системы и крах большого числа банков.

5. Потеря контроля на цветной металлургией.

Существует реальная угроза утраты национального контроля над цветной металлургией, приборостроением, химической промышленностью, электроэнергетикой. В условиях острого бюджетного кризиса администрация субъектов федерации, стремясь закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы передать иностранным компаниям последнее – участки недр с месторождениями ценных природных ресурсов.

Низкая экономическая активность

Необходимо остановится на еще одном способе утраты национальной безопасности России. Дело в том, что низкая экономическая активность не только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые параметры благосостояния. Она исключает обеспечение минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения из районов Севера и Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в базовых отраслях: на транспорте, в энергетике, химической промышленности. При сохранении сложившихся тенденций «разреживаемое» экономическое пространство России будет неизбежно заполняться иностранным капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается в нарастающем давлении на органы власти различных сил, лоббирующих интересы зарубежных компаний. Последние стремятся захватить наиболее ценные и богатые ископаемыми участки земли, усилить свой контроль над информационным пространством и транспортными коммуникациями России.

Долларизация экономики

Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере. Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая часть внешней торговли России - до 2/3 - связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.

Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.

Внешний государственный долг

Еще одним важным показателем экономической зависимости страны является уровень государственного долга (в особенности внешнего). Огромный внутренний долг связан с политикой правительства РФ. В соответствии с этой политикой перманентно нарастающее сокращение доходной части бюджета долгое время компенсировалось наращиванием государственного долга по линии лавинообразной эмиссии государственных обязательств (ГКО и ОФЗ) под сверхвысокий процент, многократно превышающий норму прибыли в производственной сфере экономики.

Потеря продовольственной независимости

Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондовооруженность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности. Из всех бед, навалившихся на экономику России, самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны.

Общеизвестно, что рынок продовольствия малоэластичен. Уменьшение на нем предложения отечественных продуктов питания привело к возрастанию импорта продовольственных товаров (как в впрочем и в большинстве отраслей промышленности). Насытить рынок продуктами питания из-за глубокого кризиса сельского хозяйства не удастся еще длительное время.

11. Обнищание населения.

По данным Госкомстата, реальные денежные доходы населения за 1992-1998 годы снизились примерно на 43 процента, в частности, реальная зарплата – на 52 процента, пенсии на 45 процентов. 21 процент населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. По этому показателю бедность в России увеличилась по сравнению 1990 годом в 15 раз[6].

5. Физическое и духовное здоровье нации.

В бедственном положении оказались системы образования, культуры и здравоохранения вследствие резкого сокращения бюджетных ассигнований. Снизилось качество обучения в государственных общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Наметилась тенденция к уменьшению числа студентов на тысячу населения. Наблюдается нечто вроде культурной революции наоборот. Число театров и музеев возросло, но посещать их стали примерно вдвое меньше. Тираж книг и брошюр упал почти втрое, газет - в пять, журналов - более чем в пятнадцать раз. Сказываются приспособление населения к режиму выживания, коммерциализация культуры, размывание культурных ценностей в общественном сознании.

6. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица

Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.

7. Криминализация.

Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

8. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 субъектов Федерации – доноров федерального бюджета из 89. На эти регионы приходится около 40% оставшегося промышленного производства. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму составляет - 5 раз (при пороговом значении 1.5) Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем – к распаду России на множество отдельных государств.

9. Ликвидация оборонной промышленности.

Уместно привести выдержки из доклада Лиги содействия оборонным предприятиям. «Практически в России не осталось серийного производства сложных образцов вооружения и военной техники, а есть дорогостоящие производства единичных образцов вооружения и военной техники, при этом потеряны сотни технологий, создававшиеся десятки лет. Доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках продолжает снижаться. Если в 1995 году она составляла 30%, то к 2000 году – 10%, а к 2005 будет составлять – 5-7%. Армии НАТО и США имеют современного вооружения 60-70% от общего количества вооружения и военной техники в вооруженных силах.» Фактически оборонная промышленность по большей части видов вооружений сегодня не в состоянии не только обеспечивать вооруженные силы современной техникой, но и поддерживать в работающем состоянии уже созданный оборонный потенциал.

 

Вопрос 13. Роль ж/д транспорта в обеспечении экономической безопасности.

На транспорте процессы производства и потребления транспортной продукции не разделены, как в промышленности, а происходят одновременно, т.к. потребляется сам процесс, а не продукт, который может быть отделен от него. Отнесение транспорта к отраслям (сферам) материального производства обусловливает его роль и то особое место, которое он занимает в системе общественного воспроизводства. И именно поэтому экономическая безопасность государства непосредственно связана с возможностями транспорта обеспечивать устойчивое функционирование экономики в условиях расширенного воспроизводства.

Ж/д транспорт России является одной из ведущих составных частей транспортной инфраструктуры национальной экономики, имеющей определяющее значение для обеспечения хозяйственных связей и платежеспособного спроса граждан на перевозки. В условиях реформирования экономики, расширения самостоятельности регионов, формирования новых хозяйственных связей устойчивая работа ж/д транспорта рассматривается в качестве одного из главных факторов стабилизации социально-экономического положения в стране и обеспечения ее экономической безопасности.

Доля железных дорого по грузообороту составляет 88%. С учетом того, что цены на продукцию других отраслей народного хозяйства стали свободными, ж/д тарифы превратились в важнейший макроэкономический регулятор в руках государства.

Из общего объема пассажирооборота доля ж/д транспорта оценивается в 42%. Обеспечивая такие масштабы пассажирских перевозок при регламентированном уровне тарифов с убыточностью до 50-60% ж/д транспорт фактически выполняет роль одного из стабилизаторов социального положения в стране.

Основной спецификой транспортного комплекса России является ведущая роль магистральных железных дорог в обслуживании реального сектора экономики. Это определяет роль и значение ж/д транспорта в обеспечении экономической безопасности страны. В условиях действия неблагоприятных макроэкономических факторов и усиления конкуренции на сузившемся рынке грузовых перевозок ж/д транспорт обеспечил устойчивое удовлетворение спроса на перевозки и способствовал подъему экономики в 1999-2002гг.,в т.ч. за счет льготных условий по стимулированию материального производства.

С позиций экономической безопасности важна оценка взаимовлияния и взаимозависимости ж/д транспорта и отраслей, пользующихся его услугами.

Выводы:

Ж/д транспорт осуществляет основной объем перевозок в ряде системообразующих, стратегически важных отраслей, среди которых угольная отрасль, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, добыча и переработка черных металлов и производства минеральных строительных материалов. Эти отрасли обеспечивают устойчивое функционирование народнохозяйственного комплекса и непосредственно влияют на национальную экономическую безопасность.

Ряд отраслей занимает в объеме перевозок ж/д транспорта незначительную величину (пищевая промышленность), но для этих отраслей он выступает в качестве основного перевозчика. В этом случае транспорт существенно влияет на обеспечение функционально-отраслевых составляющих национальной экономической безопасности, например продовольственной.

С позиции экономической безопасности безусловный интерес представляет сравнительный уровень затрат на перевозки различными видами транспорта. Так, средняя фондоемкость единицы приведенной работы на ж/д транспорте почти в 1,5 раза меньше, чем на автомобильном.

По уровню экономичности грузовых перевозок ж/д транспорт уступает только морскому

Ж/д транспорт обеспечивает устойчивое развитие материального производства, повышение эффективности использования ресурсов, сокращение за счет транспортной составляющей удельных затрат в стоимости продукции, рост подвижности населения и решение других социальных задач. В тоже время неразвитость транспортного сообщения приводит к существенным потерям в народном хозяйстве.

Реализация роли транспорта, в т.ч ж/д, в области национальной безопасности предполагает также повышение его мобилизационной готовности к работе в любых условиях.

 

Вопрос 16. Теневая экономика.

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. Впервые «теневая» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американс­кую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «теневая» экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и об­щегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследо­вания, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению «теневой» деятельности под­ключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвя­щенных изучению всех аспектов «теневой» экономической деятель­ности, был американский ученый П. Гутманн. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «теневую» деятельность нельзя.

Термин «теневая экономика» произошел от английских слов «underground economy». «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика – это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа. Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Чем неотвратимее и серьёзнее наказания за ведение теневой экономической деятельности, тем, при прочих равных, меньше её объём. При этом увеличение неотвратимости наказания сильнее снижает объём теневой экономики, чем повышение строгости наказания, особенно при низкой вероятности его понести.

 

Вопрос 18.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода

Классификация инвестиций

Существуют разные классификации инвестиций.

По объекту инвестирования выделяют:

· Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

1. в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции.

2. Капитальный ремонт основных фондов.

3. Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.

 

· Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

1. ценные бумаги, в том числе через ПИФы

2. предоставленные кредиты

3. лизинг (для лизингодателя)

· Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

1. валюты

2. драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов)

3. ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.)

По основным целям инвестирования:

Прямые инвестиции (Прямые инвестиции — вложение денежных средств (инвестиции) с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.

В соответствии с принятой международной классификацией иностранных инвестиций, к прямым инвестициям относятся инвестиции, в результате которых инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10%.[1] Приобретение доли в капитале предприятия не менее этой величины даёт возможность непосредственно участвовать в управлении предприятием, в частности иметь своего представителя в совете директоров.

Прямые инвестиции позволяют непосредственно влиять на проинвестированный бизнес. В современном мире прослеживается тенденция к увеличению объёма прямых инвестиций.)

 

Портфельные инвестиции (Портфельные инвестиции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

· Реальные инвестиции

· Нефинансовые инвестиции

· Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим.)

По срокам вложения:

· краткосрочные (до одного года)

· среднесрочные (1-3 года)

· долгосрочные (свыше 3-5 лет)


По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

· частные

· государственные

· иностранные

· смешанные

Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямых инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.

Инвестиционные проекты делятся на:

· производственные

· научно-технические

· коммерческие

· финансовые

· экономические

· социально-экономические

В коммерческой практике принято выделять:

а) инвестиции в финансовые активы (реальные, или капиталообразующие, или производственные инвестиции) — инвестиции в производственные здания и сооружения, любые виды машин и оборудования сроком службы более одного года;

б) инвестиции в денежные активы (портфельные инвестиции) — права на получение денежных сумм от других юридических или физических лиц;

в) инвестиции в нематериальные активы — расходы, не связанные с материальным воплощением, но имеющие экономическую ценность. Могут быть материализованы в случае ликвидации предприятия, а также при слиянии и поглощении.

 

Вопрос 19.Период времени между началом осуществления проекта и его ликвидацией принято называть инвестиционным циклом.

Инвестиционный цикл принято делить на фазы, каждая из которых имеет свои цели и задачи:

пред инвестиционную от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта;

инвестиционную включающую проектирование, заключение до говора или контракта, подряда на строительные работы и т.п.;

операционную (производственную) стадию хозяйственной деятельности предприятия (объекта);

ликвидационную когда происходит ликвидация последствий реализации ИП.

Пред инвестиционная фаза включает несколько стадий:

а) определение инвестиционных возможностей;

б) анализ с помощью специальных методов альтернативных вариантов проектов и выбор проекта;

в) заключение по проекту;

г) принятие решения об инвестировании.

Инвестиционная фаза заключается в принятии стратегических плановых решений, которые должны позволить инвесторам определить объемы и сроки инвестирования, а также составить наиболее оптимальный план финансирования проекта. В рамках этой фазы осуществляется заключение контрактов и договоров подряда, проводятся капитальные вложения, строительство объектов, пусконаладочные работы и др.

Операционная (производственная) фаза инвестиционного проекта заключается в текущей деятельности по проекту: закупка сырья, производство и сбыт продукции, проведение маркетинговых мероприятий и т.п. На этой стадии проводятся непосредственно производственные операции, связанные с взаиморасчетами с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, посредниками), формирующие денежные потоки, анализ которых позволяет оценивать экономическую эффективность данного инвестиционного проекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.