КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности понимания и продуцирования речи детей с МИН И ТРН
Особенности общения и межличностных отношений детей с МИН И ТРН Изучение особенностей общения при заикании показывает, что заикающихся дошкольников удовлетворяет общение в малых группах, в то время как их нормально развивающиеся сверстники предпочитают более многочисленные объединения. Стремление к доминированию или отгороженности у заикающихся детей проявляется в два раза чаще. Общение заикающихся детей характеризуется как социально адекватное, однако, агрессивные тенденции проявляются в четыре раза чаще по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Отмечается также более низкая познавательная и социальная активность. Особенности речевого общения заикающихся дошкольников представлены М. А. Виноградовой (2002). Автор выделяет шесть типов ситуаций речевого общения: от легких до крайне трудных. Трудность ситуации определяется тем, достигнута или не достигнута коммуникативная цель. К легким ситуациям относятся, по мнению автора, спокойная беседа заикающегося ребенка с родителями дома; к трудным – ситуации демонстрации знаний. В трудных ситуациях речевого общения нарушаются правильный выбор и реализация функций и форм речи. Это выражается: в выборе несвойственной для данной ситуации функции речи; в замене необходимой функции речи на другую, более легкую и близкую по значению; в выражении функции не соответствующей для нее и данной ситуации формой речи; в использовании небольшого количества вариантов функций речи; в выборе неадекватных для данных функций, форм и речевой ситуации речевых средств. Е.Ю. Рау и Е.Н. Садовникова (2001) отмечают, что детей дошкольного возраста с заиканием по социометрическому статусу можно условно разделить на три группы: лидеры и предпочитаемые, адаптированные и адаптировано-отвергаемые. Отмечена взаимосвязь между тяжестью проявлений заикания и социометрическим статусом: лидеры и предпочитаемые являются наиболее благоприятными в плане внешних проявлений заикания. Авторы свидетельствуют, что нарушения общения отмечаются не только в группе сверстников, но и в семье. В наименьшей степени нарушения общения выражены у детей со статусом лидеров и предпочитаемых. При дефектах темпа речи (брадилалии и тахилалии) нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи (Г.А. Волкова, 2002). При брадилалии происходит её замедление, при тахилалии – ускорение. Патологическое преобладание процессов торможения или возбуждения негативно сказывается на всём протекании процесса речепорождения: при брадилалии речевые операции протекают вязко, медленно, тугоподвижно, при тахилалии - чрезмерно быстро, стремительно. Нарушения темпа речи сочетаются с дискоординацией в развитии мышления и речи, нарушено целеполагание, контроль, внутреннее программирование и структурирование высказывания. Сохранность координации слогов и слов при брадилалии сочетается с интра- и интервербальным замедлением, смазанностью и дискоординацией артикуляции, замедленностью и трудностями переключения восприятия. При тахилалии сохранность фонетического и синтаксического оформления высказывания совмещается с нарушением речевого внимания, встречаются ошибки в выборе слова, в порядке воспроизведения звуков и слогов. На фоне патологически ускоренной речи может наблюдаться неправильное формирование фразы (баттаризм) и необоснованные остановки, паузы, запинки (полтерн). С точки зрения психолингвистики и первом, и во втором случае нарушается регулирующая функция речевого внимания, темп мышления и речи не соответствуют друг другу, расстраиваются глубинные этапы речепорождения. В результате нарушения речевого контроля и этапа смыслоформулирования страдает логика построения высказывания, его синтаксическая и лексико-грамматическая структура. Восприятие речи также затруднено: теряется смысл воспринимаемого, с трудом устанавливаются адекватные причинно-следственные связи, затруднено сохранение значительной по объёму информации. Таким образом, дефекты темпа речи представляют собой серьёзные с психолингвистической точки зрения нарушения, при которых страдают все стороны речевой деятельности. При заикании наблюдается дискоординация речевых движений, что проявляется в судорожном состоянии мышц речевого аппарата. В целом структура психолингвистических нарушений при заикании зависит от механизмов их возникновения, которые в свою очередь неоднородны. По мнению Н.И. Жинкина при заикании нарушено моторное программирование высказывания, непрерывность в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов. Р.М. Боскис указывает на усиление заикания при повышении семантической и эмоциональной сложности выражаемого высказывания. Р.Е. Левина отмечает, что в основе затруднений при заикании лежат нарушения коммуникативной функции речи. При этом значительное влияние на речевую деятельность заикающихся оказывают их личностные особенности (замкнутость, подозрительность, неуверенность, тревожность и мнительность). По мнению И.Ю. Абелевой, у детей с заиканием сохранно коммуникативное намерение, программа высказывания и умение говорить. Нарушение возникает в момент готовности к речи, что обусловливает поломку всего произносительного механизма. В.И. Селивёрстов (1979, 2002) указывает на изменения структуры психической деятельности и её саморегуляции у лиц с заиканием. Данное замечание относится, прежде всего, к автоматизированным действиям, выполняемым на минимальном уровне осознания. Вероятно, целесообразно говорить о разных психолингвистических нарушениях в зависимости от механизма возникновения заикания, которые, в свою очередь, док конца не раскрыты и не объяснены. Иными словами, глубина нарушений речевого процесса у детей с заиканием вариативна. При этом могут наблюдаться как изолированные фонетические нарушения с недостатками темпо-ритмической и просодической стороны речи, так и отклонения во внутреннем программировании и структурировании высказывания. Одним из характерных признаков заикания является расстройство речевой саморегуляции и личностные особенности заикающихся, негативно влияющие на процессы производства и восприятия речи.
Вопросы и задания: § Назовите характерные особенности развития познавательной сферы при рассмотренных в данной главе нарушениях речи. § Назовите особенности эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с мелодико-интонационными и темпо-ритмическими нарушениями речи. § Опишите особенности порождения и восприятия речи при МИН и ТРН. § Укажите особенности личности и общения детей с заиканием. Литература. 1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. - М., 1993. 2. Виноградова М.А. Особенности речевого общения заикающихся дошкольников / Формирование речевого общения у заикающихся дошкольников.уч. – метод. пос. – СПб., 2002. - С.16-22 3.Волкова Г.А. Нарушение темпа речи.// Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.,1998. – с. 228-252. 4.Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. - Л., 1968. § Заикание у подростков. Книга для логопеда // Сост. М.И. Буянов. М.,1989. 6.Захарова Т.В., Поникарова В.Н. Дошкольная логопсихология (учебно-методическое пособие)// Материалы к курсу: «Психология детей с проблемами в развитии».-Череповец.-ч.2,2000. 7.Калягин В. А. Если ребенок заикается. - СПб.,2001. 8.Кочергина В.С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. - М.,1969. –С. с. 213-218; 221-226. 9. Поникарова В.Н., Проценко А.С. Особенности самооценки у 6-летних дошкольников с заиканием. / Сборник трудов молодых ученых ЧГУ. – Череповец – 1999 – вып.3. – С. 47-49. 10. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.,1994. – С. 27-57. 11.Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. – М., 1997. –Ч. I, II.
Глава VII
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |