Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией




Основная цель коррекции сенсорной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Можно выделить следующие элементы перцептивного обследующего действия: восприятие целостного образа предмета; вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т.д.); определение пространственного положения предмета и взаимоотношение его частей относительно друг друга; повторное целостное восприятие предмета (Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева, 1994; 1999)..

Задачи работы по формированию, развитию, обогащению и коррекции восприятия:

1. Формировать сенсорные эталоны, как устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами и т.п. Развивать действия идентификации.

2. Обучать способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет и величину и выполнять всё более сложные глазомерные действия. Развивать действия отнесения предмета к эталону.

3. Развивать аналитическое внимание, умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Развивать моделирующие действия

Дляразвития сенсорной сферы используютсяразнообразные приемы. Приемы развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи включают в себя следующие направления: различение на слух неречевых шумов, определение направления шума, идентификация определенного шума с определенной ситуацией.

Из приемов развития зрительного восприятия используются такие, как быстрое (в доли секунды) опознание предмета или предметной картинки, синтез предметов из отдельных частей, зрительное соотнесение части и целого, опознание предмета в условиях зашумления, прослежи­вание глазом направления линии, мгновенное опознание буквы, конструирование букв из элементов, трансформация букв, группировка букв на основе сходства первого элемента.

Приемы развития тактильного восприятия у детей с нарушениями речи включают в себя узнавание предмета по контуру на ощупь, различе­ние на ощупь предметов на основе обнаружения дополнительных признаков, развитие «текстуарной» чувствительности.

Основные принципы психокоррекционной работы по развитию мнестической деятельности сформулированы исходя из ориентации на основные возрастные новообразования мнестической деятельности дошкольника; опоры на «зону ближайшего развития»; положения о единстве диагностики и коррекции.

В психокоррекционной работе по развитию мнестической деятельности у детей можно выделить следующие направления (Р.В. Овчарова, 2000):

I. Переход от конкретных мнемотехнических средств (запоминания одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.), формирование приемов логического запоминания.

II. Переход от механических способов запоминания и воспроизведения материала к логическим.

III. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

IV. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

V. Формирование основ логического мышления, в том числе логических операций (классификации, обобщения, дифференциации и т.д.).

VI. Формирование произвольного внимания и памяти.

Основные этапы развития мнестической деятельности:

1 этап. Для развития памяти ребенка необходимо, прежде всего, формировать и поддерживать его интерес к окружающему миру; постоянно обогащать его чувственный опыт; учить связывать непосредственно воспринимаемое с прошлым опытом. 2 этап. Создание условий для развития образной памяти и обогащение наглядных представлений; формирование способности к точному, детальному, конкретному и яркому запечатлению. 3 этап. На этом этапе происходит формирование высших форм запоминания –опосредованного и осмысленного. Важной задачей является формирование приемов произвольного, опосредованного и логического запоминания. Показателем успешности коррекционной работы может служить переход от непроизвольных форм запоминания к произвольным, усвоение приемов самоконтроля и осмысленного запоминания, формирование способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности.

Используются следующие приемы развития мнестических процессов у детей с нарушениями речи: доведение объема зрительной и слуховой памяти до нормы, обучение запоминанию в определенном линейном порядке. В ходе психокоррекционной работе по развитию мнестической деятельности широко используются дидактические игры, игровые приемы и упражнения.

В процессе развития наглядно-образного мышления дети учатся осуществлять мысленное преобразование предмета; проводится работа по развитию способности ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать; способности «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов; планировать свои действия в уме.

В ходе развития словесно – логического мышления у детей – логопатов решаются такие задачи, как формирование ряда логических операций сравнения, обобщения, классификации, систематизации [13].

Для формирования операции сравнения развивают следующие умения: умение выделять признаки на основе сопоставления предмета с другим предметом; умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов; умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные заданы или находимы.

Формирование обобщения предполагает овладение операцией классификации, т.е.умением относить конкретный объект к заданному классу и наоборот “конкретизировать” заданное общее понятие через единичные (действия отнесения); группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения); распределять объекты по классам (действие классификации).

Овладение систематизацией предполагает, что ребенок должен уметь выполнять элементарные действия сравнения, а также владеть навыком сериации. Для этого необходимо развивать умение находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду; развивать умение упорядочивать объекты ряда, расположенные случайным образом; находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков в матрице.

Формирование смыслового соотнесения предполагает смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов; соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом; смысловое соотнесение предметов и явлений, «представленных в виде слов».

Итак, для развития мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи используются следующие приемы (Е.А. Стребелева, 2001): для развития операции обобщения - группировка предметов по внешним единичным признакам, по совокупности признаков, по лексическим группам, формирование логического уровня обобщения; для развития операции сериации - расположение предметов в ряд на основе убывания или возрастания ведущего признака, соотнесение двух рядов предметов по ведущему признаку, для развития опе­рации сравнения - определение различия и сходства.

Формирование воображения направлено на решение следующих задач (Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева, 1994; 1999):

- Развивать способность использовать заместители предметов.

- Развивать способность осуществлять “опредмечивание” неопределенного предмета.

- Развивать способность создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.

- Развивать способность оперировать в уме образами простых многомерных объектов, пространственное воображение.

- Развивать способность подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.

Коррекционная работа по развитию воображения проводится в три этапа. Цель первого этапа – сплочение коллектива, ориентировка на работу в группе, установление доверительных отношений между детьми, создание положительных эмоций. Развитие невербального творческого воображения. Игры и игровые приемы направлены на формирование образного воображения, умение соотнести геометрическую фигуру с каким-либо предметом, на развитие умение действовать в воображаемой ситуации, активизацию репродуктивного воображения. Цель второго этапа – формирование невербального творческого воображения в условиях изобразительной деятельности (умение включать изображаемые объекты в сюжет, преодоление стереотипности изображений, повышение продуктивности деятельности). Игры направлены на развитие воображения, совершенствование межличностных отношений. Цель третьего этапа – развитие умения действовать в воображаемой проблемной ситуации; развитие выразительности движений, а также мимики, пантомимики; активизация репродуктивного воображения; снятие психоэмоционального напряжения. Этот этап включает в себя психогимнастические упражнения.

В коррекционной работе широко применяются следующие методические приемы: использование пантомимических средств формирования творческого воображения; использование игровых приемов (принятие на себя роли, использование предметов-заместителей, драматизации, инсценировки); использование изобразительной деятельности; беседы, элементы сказкотерапии.

Задачами развития внимания у детей с речевой патологией являются: развитие способности длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче; способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой, переходить с одного вида деятельности на другой; способности подчинять своё внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности; способности подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности [1, с. 3-18].

Для развития внимания используется ряд приемов: формирование контроля деятельности (пошаговый предваря­ющий, текущий и результирующий контроль), формирование мотивов деятельности, смена различных видов деятельности.

Таким образом, организация психокоррекционной работы в области коррекции познавательной сферы детей с речевой патологией предполагает прохождение определённых этапов и решения конкретных задач. В целом последовательность данной работы соответствует нормальному онтогенезу. Специфика заключается в более длительном прохождении каждого этапа, в учёте психологических особенностей, во взаимодействии специалистов, осуществляющих корекционно-развивающую работу с ребёнком.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.