Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посмотри внимательно на эти предметы и скажи, какой из них здесь ты считаешь лишним?




Дополнительные вопросы: Хорошо ли ты подумал? Почему тебе кажется, что именно этот предмет является лишним?

Примечания:

При непонимании ребёнком инструкции психологу следует повторить её ещё раз, можно произвести показ на другом варианте карточек (не идентичном предъявляемому). Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необхо­димо углубленное исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов:

за каждый правильный ответ ребёнку даётся один балл, за неправильный - 0 баллов -

высокий - 8-10 баллов (для детей 6-7 лет), 7-8 баллов (для детей 5-6 лет);

средний - 5-7 баллов (6-7 лет), 4-6 баллов (5-6 лет);

низкий - 1-4 балла (6-7 лет), 1-3 балла (6-7 лет).

Внимание

если ребёнок набирает меньше 5 баллов, то можно предположить наличие интеллектуального дефекта, что предполагает углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии, а также кон­сультации со специалистами, дополнительные занятия.

Кроме того, при выставлении окончательной оценки анализируется характер ответов - исключе­ние по внешним признакам (ближе к низкому уровню), по функциональным признакам (ближе к среднему уровню), по понятийным признакам (концептуальное обобщение - высокий уровень).

б) вербальный вариант

Описание:

Ребёнку предлагаются 12 наборов слов, сгруппированные по 4, одно из которых является лишним в группе по понятийному признаку. При проведении диагностики каждую группу из 4 слов предлагают отдельно, последовательно предъявляя все 12. Очередная группа слов предъявляется после ответа ребёнка (независимо от его правильности). Экспериментатор одобрительно относится к любому ответу ребёнка, просит его объяснить, почему именно это слово в данной группе он считает лишним. Если ребёнок после допустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляет ответ, то ответ засчитывается, как верный.

Инструкция:

Послушай внимательно эти слова. Одно из них является лишним, не подходящим к другим сло­вам. Подумай и скажи, какое из них ты считаешь лишним? (Зачитывается очередная группа из 4 слов)

Дополнительные вопросы: Хорошо ли ты подумал? Почему тебе кажется, что именно это слово является лишним?

Примечания:

При непонимании ребёнком инструкции психологу следует повторить её ещё раз, можно произвести пробу на другом наборе слов (не идентичном предъявляемому). Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необходимо уг­лублённое исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов:

за каждый правильный ответ ребёнку даётся один балл, за неправильный - 0 баллов -

высокий - 8-10 баллов (для детей 6-7 лет), 7-8 баллов (для детей 5-6 лет);

средний - 5-7 баллов (6-7 лет), 4-6 баллов (5-6 лет);

низкий - 1-4 балла (6-7 лет), 1-3 балла (6-7 лет).

Внимание.

если ребёнок набирает меньше 5 баллов, то можно предположить наличие интеллектуального дефекта, что предполагает углублённое исследование познавательной сферы с целью исключе­ния варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии, а также кон­сультации со специалистами, дополнительные занятия.

Кроме того, при выставлении окончательной оценки анализируется характер ответов - исключе­ние по внешним признакам (ближе к низкому уровню), по функциональным признакам (ближе к среднему уровню), по понятийным признакам (концептуальное обобщение - высокий уровень).


Наборы слов для проведения вербального варианта теста:

1. Стол, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сию, сметана.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый.

6. Берёза, сосна, дерево, дуб.

7. Самолёт, телега, человек, корабль.

8. Василий, Фёдор, Семён, Иванов.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр.

 

10. Токарь, учитель, врач, книга.

11. Глубокий, высокий, светлыи, низкий.

12. Часы, барометр, секундомер, аэроплан.

13. Яблоко, морковь, капуста, перец.

14. Ручка, бумага, карандаш, фломастер.

15. Корова, коза, лось, лошадь.

16. Термометр, врач, учитель, медсестра.

17. Тюльпан, лилия, фасоль, фиалка.

18. Кукла, скакалка, песок, мяч.

19. Стол, ковёр, кресло, диван.

20. Тополь, берёза, орешник, осина.

21. Курица, петух, орёл, индюк.

22. Круг, треугольник, указка, квадрат. 23. Саша, Витя, Петров, Коля.

24. Весёлый, быстрый, вкусный, осторожный.

25. Шляпа, кепка, шапка, шарф.

26.Курица, петух, яйца, индюк.

27.Сапоги, туфли, носки, ботинки.
28. Воробей, ворона, бабочка, дятел.

29. Стул, шкаф, дверь, стол.

30. Ящерица, щука, окунь, селёдка.


6. Тест «Классификация» - невербальный и вербальный варианты (тест Гольдштейн-Сахарова, *Учебно-методические материалы для психологов системы образования - сост. Баранова М.Л., Ростов-на-Дону, РО ИЛК и ПРО, 1996, *Семаго Н.Я., Семаго ММ. - Основы диагностической и коррекционной работы психолога, М., Аркти, 2000)

а) невербальный вариант

Описание:

Ребёнку предлагается 20 карточек с изображением предметов, относящихся к разным классам понятий (одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д.), количество картинок в каждой группе должно быть одинаково. Принимается любой вариант выполнения (без оценки). Если ребёнок после допустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляется, то результат засчитывается, как вер­ный.

Инструкция:

На этих картинках нарисованы разные предметы. Тебе нужно разложить эти карточки на несколько групп, как посчитаешь нужным - подходящие к подходящим.

Дополнительные вопросы: Ты хорошо подумал? Как ты назвал бы каждую группу? Ничего не нужно исправить?

Примечания:

эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не разложит все картинки, экспериментато­ру необходимо доброжелательно относиться к любым вариантам выполнения задания ребёнком, создавая атмосферу принятия и сотрудничества. При непонимании ребёнком инструкции необходимо разъяснить задание ещё раз, возможен показ на других (не идентичных) картинках. Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инст­рукции необходимо углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения ва­рианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов:

высокий - выполнение без ошибок, быстро, с дополнительными верными комментариями; средний - 2-3 ошибки преимущественно в начале работы, использование дозированной помощи взрослого;

низкий - невыполнение, ошибок больше 3, медленный темп, непонимание инструкции при нео­днократном повторении.

Внимание:

При допущении ребёнком более 5 ошибок или хаотичном раскладывании взрослый может вне­сти вербализацию картинок - «озвучить» их (на не идентичном наборе карточек). При невыполнении с показом, дополнительным инструктированием, неиспользовании помощи взрослого в условиях отсутствия негативного отношения ребёнка к ситуации обследования - не­обходимо углублённое исследование, консультации специалистов.

б) вербальный вариант

Оценивается вербализация ребёнком результатов выполнения предыдущего задания, насколько он исправляет допущенные ошибки при проговаривании своего варианта расклада. Кроме того, при выставлении окончательной оценки анализируется характер ответов - класси­фикация по внешним признакам (ближе к низкому уровню), по функциональным признакам (ближе к среднему уровню), по понятийным признакам (концептуальное обобщение - высокий уровень), насколько ребёнок разграничивает родственные понятия - животные и птицы, живот­ные домашние и дикие, нет ли «слияния», нарушений дифференциации понятий.



 

 


 










 

 
е"_______.-•'  

 


7. Тест «Простые аналогии» - невербальный и вербальный варианты (*Семаго Н.Я., Семаго М.М. - Основы диагностической и коррекционной работы психолога, М., Аркти, 2000)

а) невербальный вариант

Описание:

Ребёнку предлагается 3 карточки с изображением предметов, сгруппированных по определён­ному признаку (табл.4). Ребёнку необходимо по аналогии подобрать пару к предложенной кар­тинке (образец подбора даётся с левой стороны). Принимается любой вариант ответа ребёнка (без оценки). Если ребёнок после допустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляется, то результат засчитывается, как верный.

Инструкция:

На этих карточках нарисованы разные картинки. Тебе нужно найти пару к верхней картинке ряда, опираясь на образец слева. Посмотри, как подобрана пара картинок. Подумай, какую картинку надо подобрать к верхней, чтобы твоя пара картинок была подобрана так же, как на образ­це. Дополнительные вопросы: Ты хорошо подумал?

Примечания:

эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не подберёт все картинки, экспериментато­ру необходимо доброжелательно относиться к любым вариантам выполнения задания ребёнком, создавая атмосферу принятия и сотрудничества. Мри непонимании ребёнком инструкции необходимо разъяснить задание ещё раз, возможен показ на других (не идентичных) картинках. Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инст­рукции необходимо углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения ва­рианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов:

высокий - выполнение без ошибок, быстро, с дополнительными верными комментариями; средний - 1-2 ошибки преимущественно в начале работы, использование дозированной помощи взрослого;

низкий - невыполнение, ошибок больше 2, медленный темп, непонимание инструкции при нео­днократном повторении, осуществление переноса понятия на следующее задания («влипание»).

Внимание:

При допушении ребёнком более 3 ошибок или хаотичном выборе взрослый может внести верба­лизацию картинок - «озвучить» их (на не идентичном наборе карточек).

При невыполнении с показом, допонительным инструктированием, неиспользовании помощи взрослого в условиях отсутствия негативного отношения ребёнка к ситуации обследования - необходимо углублённое исследование, консультации специалистов.

При окончательном оценивании учитывается самостоятельность ребёнка при выполнении зада­ния, количество предоставленной и использованной помощи.

б) вербальный вариант

Описание:

Ребёнку предлагаются слова, сгруппированные по определённому признаку (табл. 5). Ребёнку необходимо по аналогии подобрать пару к предложенному слову (образец подбора даётся с ле­вой стороны). Принимается любой вариант ответа ребёнка (без оценки). Если ребёнок после до­пустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляется, то результат засчитывается, как верный.


Инструкция:

Я сейчас буду читать тебе разные слова. Тебе нужно найти пару к одному слову, опираясь на об­разец. Послушай, как подобрана пара слов. Подумай, какое слово надо подобрать, чтобы твоя пара слов была подобрана так же, как в образце. Дополнительные вопросы: Ты хорошо подумал?

Примечания:

эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не подберёт все слова, экспериментатору необходимо доброжелательно относиться к любым вариантам выполнения задания ребёнком, создавая атмосферу принятия и сотрудничества. При непонимании ребёнком инструкции необходимо разъяснить задание ещё раз, возможен тренировочный разбор на других (не идентич­ных) словах. Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необходимо углублённое исследование познавательной сферы с целью ис­ключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов:

высокий - выполнение без ошибок, быстро, с дополнительными верными комментариями; средний - 2-3 ошибки преимущественно в начале работы, использование дозированной помощи взрослого;

низкий - невыполнение, ошибок больше 3, медленный темп, непонимание инструкции при нео­днократном повторении, осуществление переноса понятия наследующее задания («влипание»).

Внимание:

При невыполнении с показом, дополнительным инструктированием, неиспользовании помощи взрослого в условиях отсутствия негативного отношения ребёнка к ситуации обследования - не­обходимо углублённое исследование, консультации специалистов.

При окончательном оценивании учитывается самостоятельность ребёнка при выполнении зада­ния, количество предоставленной и использованной помощи.




 


 


               
   
 
 
   
 
 
   



 


 


           
 
 
   
 
   



 



 



 


8- Тест «Звуковые прятки» (*Н.ИГ Уткина - Диагностическая программа готовности к школе, М., Академия, 1999)

Описание:

Примечания:

Взрослый рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим. Затем ребёнку предлагается «поиграть в прятки» со звуками. Условия следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего взрослый называет различные слова, а ребёнок должен сказать, есть в этих словах загаданный звук или нет. Предлагается искать звуки «О», «А», «Ш» и «С». Слова произносить чётко, выделяя каждый звук, а гласные даже тянуть. Надо предложить ребёнку повторить предложенное слово и послушать его. Можно повторить слово несколько раз.

На бланке фиксируются правильные и неправильные ответы, анализируется способ выполнения задания. Бывают дети, на все слова подряд отвечающие, что такой звук в них есть (или нет). Следует повторить инструкцию ребёнку, двухкратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необходимо углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) оп­ределения сё этиологии.

Предлагаемы е слова:

«О» - кошка, стул, почта, карандаш, сок;

«А» - палка, сук, лампа, ведро, сталь;

«Ш» - шалаш, тетрадь, штаны, камень, шелест;

«С» - свисток, пенал, светофор, луна, сеть.

Оценка результатов:

высокий уровень - ни одной ошибки;

средний - одна ошибка;

низкий - больше одной ошибки.

я


9. Тест «Расскажи по картинке» (*Немов Р.С. - Психодиагностика, М, Владос, 1998, *Семаго Н.Я., Семаго М.М. - Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дош­кольного и младшего школьного возрастов, М., Аркти, 1999).

Описание:

ребенку предлагается серия последовательных картинок, после того, как он рассмотрел и разло­жил картинки, ему предлагается рассказать о том, что он видел на них. На рассказ отводится время - по 2 минуты на каждую картинку серии. Психолог отмечает в протоколе наличие и час­тоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций. Также оценивается понимание сюжетной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для всего сюжета

схема протоколирования результатов:

Фрагменты речи Частота употребления

Существительные

Глаголы

Прилагательные в обычной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Наречия

Местоимения

Союзы

Предлоги

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов:

10 баллов - в речи ребёнка встречаются все 10 фрагментов речи, высокий уровень

связности и понимания, творчество в рассказывании

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи, высокий уровень связности

6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи, средний уровень связности, «перескакивание

сюжета», негрубое нарушение последовательности

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи, средний уровень связности, «перескакивание

сюжета», негрубое нарушение последовательности
2-3 балла - 2-3 фрагмента, низкий уровень связности, нарушение

последовательности
0-1 балл - не более одного фрагмента речи, низкий уровень связности,

непонимание последовательности

На основании оценок определяются условные уровни:

высокий - 8-10 баллов;

средний - 4-7 баллов;

низкий - менее 4 баллов.



 


 


       
   
 
 



 


10. Тесты развития воображения: «Круги» (*Марцинковская Т.Д. - Диагностика психического развития детей, М, Linka-Press, I998) - исследует и образную, и вербальную креативность.

Описание:

ребенку предлагается лист бумаги с нанесенными на него кружочками (табл. 6) и простой карандаш. Время работы не должно превышать 15 минут. После окончания работы ребёнка просят дать название рассказу и передать его содержание. При рассказе ребёнок пользуется своими ри­сунками как опорой для рассказывания. Если какой-то кружок пропущен, то взрослый указывает ребенку на это обстоятельство и дать ему возможность исправить его по ходу дела. Если ребёнок не может справиться с заданием полностью (нет ни рассказа, ни рисунков) или частично (есть либо рассказ, либо рисунки, или рисунки и рассказ не совпадают между собой), взрослый ему помогает либо может даже прервать тест.

Инструкция:

Посмотри на эти кружочки. Тебе надо дорисовать кружочки так, чтобы получилась какая-то картинка. Картинки эти должны быть связаны между собой и служить иллюстрацией какого-то рассказа, сюжет которого разворачивается в той же последовательности, в которой расположе­ны картинки па бумаге.

Анализ результатов:

1) оценивается характер рисунка - при отказе рисовать, воспроизведении тождественного кон­
тура рядом с основным - 0 баллов;

дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное

использование контура (яблоко, солнышко и т.п.) - 1 балл;

дорисовывание из дополнительных элементов, соединённых с основным контуром (мордочка

животного, цветок, человечек)- 2 балла;

основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла;

рисунок содержит определённый сюжет, выражает какое-либо действие - 4 балла;

рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая

подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов.

При этом: добавляется 1 балл - если рисунок содержит предметы в необычном ракурсе, удалось

объединить несколько предлагаемых элементов в целое;

снимается 1 балл - если изображения стереотипны (мишка, зайка, лисичка, кошка и т.д.).

При этом: обращается внимание на способность использовать и задействовать все элементы листа, быстроту, самостоятельность и оригинальность выполнения задания - 1-2 балла.

2) обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность ответов:

беглость - ребёнок даёт не один, а несколько вариантов ответов, дорисовывания кружочков - от

0 до 3 баллов;

гибкость - количество использованных категорий в содержании рисунков (например, только люди, или люди и животные, и разнообразные предметы) - отказ от задания - 0 баллов; при ис­пользовании нескольких категорий - до 3 баллов;

оригинальность - звери, пища, транспорт - 1 балл; игрушки, человек - 2 балла; герои сказок, одежда, птицы, растения - 3 балла; мебель, рыбы - 4 балла; насекомые, техника - 5 баллов; пред­меты туалета, светильники, музыкальные инструменты - 6 баллов.

3) оценивается содержание рассказа,
отказ от работы - 0 баллов;

рассказ о содержании только отдельных рисунков - 1 балл;

при наличии нескольких не связанных друг с другом эпизодов, каждый из которых объединяет


несколько рисунков - 2 балла;

использование заимствованного сюжета для увязывания рисунков во всех кружочках (извест­ный рассказ, сказка)- 3 балла;

оригинальный сюжет, объединяющий все рисунки - 4 балла

Баллы, набранные при подсчёте образной и вербальной креативности, не суммируют, а сравни­вают между собой.

По итогам оценивания определяются условные уровни развития креативности по вышеприве­денным показателям: 1) образной - высокий - 5-6 баллов; средний - 3-4 балла; низкий - 0-2 балла. 2) вербальной -высокий - 7-9 баллов; средний - 4-6 баллов; низкий - 0-3 балла.

Вербальная и образная креативность помечается условным знаком в соответствующей графе карточки.


11. Тест «Дорожки» - (*Астапов В.М. - Определение готовности детей к обучению в школе, М., 1991).

Описание:

ребёнку предлагается «проехать по дорожке», соединив на рисунке линией изображения машин

и дома.

Инструкция:

Ты - водитель. Тебе нужно проехать к этому домику. Я покажу тебе, как можно «проехать» на ма­шинке до домика, не съезжая с дорожки. Линию нужно проводить, не отрывая карандаша от бумаги. Карандаш должен всё время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолёт. Двигайся аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги.

Оценка результатов:

результат оценивается как «высокий», если отсутствуют выходы за пределы дорожки, карандаш

не отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии, описанные ниже;

результат оценивается как «низкий», если имеется 3 и более выхода за пределы дорожки; если

даже они отсутствуют, то результат оценивается как «низкий», если наблюдаются следующие

ярко выраженные нарушения линии:

а) неровная, «дрожащая» линия;

б) очень слабая, почти невидимая линия;

в) с очень сильным нажимом, рвущим бумагу;

г) с многократными наведениями по одному и тому же месту.

В промежуточных случаях результат оценивается как «средний». Фиксируется также (Л или П) то, какой рукой выполнялось задание ребёнком.



 




 


12. Тест простых поручений - разработан и адаптирован психологами центра "Доверие" (Школьный психолог - № 5,2000), диагностирует уровень развития саморегуляции, организа­ции деятельности.

Описание:

Проводится групповым способом, детям предъявляется бланк с заданиями (табл. 6) Временные затраты на выполнение геста - 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается.

Инструкция:

Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача - выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успели выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, ак­куратно исправьте её. Как только я скажу "стоп", закончите выполнение задания. Примечание: в дошкольных группах проводится небольшая мотивирующая беседа о том, как можно потренироваться «быть настоящим школьником».

Текст поручений:

1. В первом квадрате напишите первую букву слова "Сергей" и последнюю букву слова "урок".

2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак "плюс" и поставьте рядом с треугольником
цифру "один".

3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове "картина" и подчеркните все глас­
ные.

4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол
квадрата.

5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.

6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две
вертикальные линии (показать рукой направление).

7. В седьмом квадрате поставьте крест в маленьком треугольнике и соедините между собой вер­
хушки треугольников.

8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове "салют" и зачеркните гласные
буквы в слове "дождь".

Обработка результатов:.

За каждое правильно выполненное поручение присуждается один балл. При выполнении части

поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

Шкала возрастных норм (nepевод в 5 дальную шкалу):

сырая оценка балл уровень

0-1 1 низкий

2 2 низкий

3-4 3 средний

5-7 4 высокий

1-t 5 высокий



 


14. Методика определения мотивов учения - М.Р.Гинзбург (*Битянова М.Р. - Адаптация ре­бёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка, М., Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998)

Описание.

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов - детям предлагается неболь­шой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной пози­ции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция:

Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рас­сказе фигурируют девочки) разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не за­ставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схемати­ческим рисунком, который характеризует внешний мотив - рис. 1).

Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уро­ки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка с рис.2, характеризующим учебный мотив).

Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (Карточка с рис.3 - игровой мотив).

Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (Рис.4 - позиционный мотив). Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (Рис.5 - соц иальный мотив). Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (Рис.6 - мотив полу­чения отметки). После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.

1) Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

3) С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему?

Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам. Эксперимента­тор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.

Оценка результатов:

высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах

средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов, мотивы 4, 5, 6 - в другом суще­ственном выборе

низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах или есть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.

ответ (не менее трех признаков) - 2 балла, до трех признаков - 1 балл;

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл;

№ 22 - за правильный ответ - 2 балла.

По результатам беседы определяется условный уровень готовности ребёнка к школе:

высокий - в сумме 24-29 баллов; средний - 20-24; низкий - 15-20 и менее баллов.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.