Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От лёгких форм умственной отсталости

Дифференциация задержки психического развития

Эффективность коррекционно-воспитательной работы в специальной школе, повышение качества знания учащихся массовой школы, профилактика деликвентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних во многом зависит от своевременного выявления детей с отклонениями в психофизическом развитии, в том числе и детей с задержкой психического развития. Ввиду гетерогенности состава детей с ЗПР, относительной новизны этой категории как для клиницистов, так и для педагогов, а также «промежуточности» положения по интеллектуальному развитию, особую сложность составляет дифференциация детей с ЗПР от сходных с ней состояний.

 

 

УО ЗПР
1. В анамнезе выраженная патология /пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды/. Одно из ведущих мест среди причин занимают менинго-энцефалиты и внутриутробная патология. Патологический фактор часто отсутствует или имеет не резко выраженный характер. Среди причин превалирует ранняя дизентерия, диспепсия, дистрофия. А также причинами могут быть геморрагия плода, токсикоз беременности, природовые травмы и некоторые другие.
2. Нарушение сложных функций движения и речи наблюдается на всём протяжении развития. Нарушение сложных функций движения и речи почти полностью преодолевается в дошкольном возрасте.
3. Отклонение в физическом развитии выражается в диспластическом строении скелета и особенно черепа. Отклонения в физическом развитии характеризуется малым весом и ростом. Диспластичность в строении скелета отсутсвует.
4. Часто встречается остаточная неврологическая симптоматика. Лёгкая остаточная неврологическая симптоматика встречается редко.
5. При отсутствии грубых расстройств моторики отмечается недоразвитие наиболее сложных движений, преимущественно рук, и неумение выполнять движения по словесной инструкции. Движения однообразны, невыразительны, инертны. Недоступно выполнение движений в условно воображаемой ситуации. Моторика свободна, относительно хорошо координирована, движения целенаправленны, за исключением некоторой части детей, у которых движения медлительны, неуклюжи, встречается недоразвитие тонких двигательных актов руки. Не испытывают затруднений при выполнении движений по словесной инструкции в воображаемой ситуации.
6. В развитии речи словарный запас характеризуется бедностью, элементарностью и конкретностью. Часто встречаются дефекты произношения, свидетельствующие о наличии значительных нарушении анализа и синтеза артикуляционных движений. Эти дефекты недостаточно осознаются. Дефекты грамматического строя речи наблюдаются у всех. Характеризуется преобладание пассивного над активным. Словарный запас относительно богатый. Дефекты речи встречаются не у всех. В основном наблюдаются признаки физиологического косноязычия, т.е. дети младшего школьного возраста продолжают говорить с теми дефектами, которые встречаются у нормально развивающихся детей 4-5-летнего возраста. Коррекционная работа по устранению дефектов речи эффективна.
7. Проявляют несостоятельность в организации своей учебной и игровой деятельности. Несмотря на несостоятельность в организации учебной деятельности, проявляют организованность и инициативность в игровой деятельности при выполнении самостоятельного рисунка, при слушании сказок.
8. Испытывают большие затруднения при выполнении заданий как на словесно-логическое мышление, так и на наглядно-образное мышление. Равномерно снижен как словесно-логический, так и наглядно-образный компонент мышления. Мышление характеризуется низким уровнем развития словесно-логического и относительной сохранностью наглядно-действенного, наглядно-образного компонентов мышления. Испытывают затруднения в выполнении вербальных /словесных/ заданий и относительно легко выполняют задания на наглядно-образное мышление.
9. Не могут осмыслить предложенную сюжетную картинку, установить между рисунками причинно-следственные связи. Могут разложить в должной последовательности серию предложенных им картинок., а также понять смысл сюжетной картины, установить смысловые связи.
10. Трудности в овладении элементарной грамотой и счётом обусловлены стойким нарушением познавательной деятельности выраженным дефектом восприятия, речи, памяти, мышления, воображения. Трудности в овладении элементарной грамотой и счётом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Стойкого нарушения познавательной деятельности не наблюдается. Отмечается недостаточность интеллектуальной активности.
11. Помощь взрослого при выполнении интеллектуального задания почти всегда даёт определённый сдвиг, но не резко выраженный. Помощь очень эффективна. Малая доза помощи резко улучшает показатели выполнения интеллектуальных заданий.
12. При экспериментальном исследовании своих ошибок преимущественно не осознают, результатами выполнения мало интересуются. Преимущественно осознают свои ошибочные действия, исправляют самостоятельно.
13. Во взаимодействии двух сигнальных систем обнаруживаются грубые нарушения и часто речь не оказывает регулирующее организующее влияние на протекание высших нервных процессов. Во взаимодействии двух сигнальных систем грубых нарушений не обнаруживается и речь оказывает регулирующее организующее влияние на протекание высших нервных процессов.
14. Эмоция характеризуется недостаточной адекватностью к внешнему раздражителю, инертностью, малой дифференцированностью, выраженным недоразвитием высших чувств. Эмоциональные реакции адекватны к внешнему раздражителю, относительно дифференцированы, выраженное недоразвитие высших чувств не наблюдается.
15. Представление о цвете сформировано недостаточно. Различая основные цвета, испытывает несостоятельность в оттенках. Представление о цвете сформировано. Могут различать не только основные цвета, но и их оттенки.
16. Пересказ и понимание рассказов со скрытым смыслом типа «Галка и голуби», «Лев и лиса» недоступны. Пересказ и понимание рассказов со скрытым смыслом, басен вызывают определённые трудности, но при помощи педагога, психолога – доступны.
17. При сборе разрезных картинок в одно целое, состоящие из 2-3 частей, не испытывают трудностей. Картинки, состоящие из 4 частей, собираются после 2-3 дополнительных демонстраций и при оказании помощи со стороны психолога. При сборе разрезных картинок не испытывают больших затруднений. При усложнении /4-6 частей/ достаточно минимальная помощь для правильного выполнения задания.
18. В выполнении задания Сегена нуждаются в помощи. В помощи не нуждаются. Выполняют самостоятельно на уровне нормально развивающихся сверстников.
19. При сравнении понятий и предметов, где испытуемый должен выделить существенные признаки, выявить общие и различительные признаки, умственно отсталые испытывают большие затруднения, часто проявляют несостоятельность даже при оказании помощи. Опираются на несущественные признаки нарушений «Эти ботинки чёрные, а сапоги без шнурков». Особенно трудно и зачастую недоступно выполнение заданий на обобщение. Часто с обобщения на различие. При сравнении понятий обобщение доступно в отличие от умственно отсталых, но на более конкретном уровне в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. «Соскальзывание» со сходства на различия не характерно.
20. Понимание смысла метафор, пословиц, поговорок часто неправильное, дословное. При предъявлении незнакомых для ребёнка метафор, поговорок и пословиц интерпретация преимущественно ошибочная. Понимание смысла метафор, пословиц, поговорок на уровне нормальных сверстников. Интерпретация правильная в отличие от умственно отсталых, но на относительно конкретном уровне в сравнении с нормальными сверстниками.
21. При исследовании методикой КООСА требуется дополнительная демонстрация выполнения, значительно большее время. При этом допускают большое количество ошибок, пользуются только методом проб и ошибок. Подавляющее большинство, выполнив задание A, B, C, после оказания помощи проявляют несостоятельность, начиная с задания №1, Помощь малоэффективна. Достаточно хорошо понимают инструкцию. Редко нуждаются в повторении инструкции и демонстрации выполнения. Легко выполняют задания A, B, C, укладываясь во времени по 45'' на каждое задание. Могут выполнить задание 1, 2, 3. Помощь эффективна. Пользуются как методом проб и ошибок, так и методом стратегии.
22. При исследовании методикой А. Я. Ивановой «Классификация геометрических фигур» характеризуются инертностью при переходе от одного принципа классификации к другой, недостаточностью самоконтроля выполнения заданий, невозможностью самостоятельного переноса принципа выполнения на аналогичное задание. Хорошо понимают инструкцию, быстро выделяют принципы классификации, требуется больше организующая помощь, чем обучающая. Ошибки в классификации допускаются в основном из-за невнимательности и утомляемости. Могут самостоятельно перенести принцип выполнения на аналогичные задания при оказании небольшой помощи. Наблюдается самоконтроль выполнения заданий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Срок договора 4 года | Для курсовой работы по статистике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.