№
| УО
| ЗПР
|
1.
| В анамнезе выраженная патология /пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды/. Одно из ведущих мест среди причин занимают менинго-энцефалиты и внутриутробная патология.
| Патологический фактор часто отсутствует или имеет не резко выраженный характер. Среди причин превалирует ранняя дизентерия, диспепсия, дистрофия. А также причинами могут быть геморрагия плода, токсикоз беременности, природовые травмы и некоторые другие.
|
2.
| Нарушение сложных функций движения и речи наблюдается на всём протяжении развития.
| Нарушение сложных функций движения и речи почти полностью преодолевается в дошкольном возрасте.
|
3.
| Отклонение в физическом развитии выражается в диспластическом строении скелета и особенно черепа.
| Отклонения в физическом развитии характеризуется малым весом и ростом. Диспластичность в строении скелета отсутсвует.
|
4.
| Часто встречается остаточная неврологическая симптоматика.
| Лёгкая остаточная неврологическая симптоматика встречается редко.
|
5.
| При отсутствии грубых расстройств моторики отмечается недоразвитие наиболее сложных движений, преимущественно рук, и неумение выполнять движения по словесной инструкции. Движения однообразны, невыразительны, инертны. Недоступно выполнение движений в условно воображаемой ситуации.
| Моторика свободна, относительно хорошо координирована, движения целенаправленны, за исключением некоторой части детей, у которых движения медлительны, неуклюжи, встречается недоразвитие тонких двигательных актов руки. Не испытывают затруднений при выполнении движений по словесной инструкции в воображаемой ситуации.
|
6.
| В развитии речи словарный запас характеризуется бедностью, элементарностью и конкретностью. Часто встречаются дефекты произношения, свидетельствующие о наличии значительных нарушении анализа и синтеза артикуляционных движений. Эти дефекты недостаточно осознаются. Дефекты грамматического строя речи наблюдаются у всех.
| Характеризуется преобладание пассивного над активным. Словарный запас относительно богатый. Дефекты речи встречаются не у всех. В основном наблюдаются признаки физиологического косноязычия, т.е. дети младшего школьного возраста продолжают говорить с теми дефектами, которые встречаются у нормально развивающихся детей 4-5-летнего возраста. Коррекционная работа по устранению дефектов речи эффективна.
|
7.
| Проявляют несостоятельность в организации своей учебной и игровой деятельности.
| Несмотря на несостоятельность в организации учебной деятельности, проявляют организованность и инициативность в игровой деятельности при выполнении самостоятельного рисунка, при слушании сказок.
|
8.
| Испытывают большие затруднения при выполнении заданий как на словесно-логическое мышление, так и на наглядно-образное мышление. Равномерно снижен как словесно-логический, так и наглядно-образный компонент мышления.
| Мышление характеризуется низким уровнем развития словесно-логического и относительной сохранностью наглядно-действенного, наглядно-образного компонентов мышления. Испытывают затруднения в выполнении вербальных /словесных/ заданий и относительно легко выполняют задания на наглядно-образное мышление.
|
9.
| Не могут осмыслить предложенную сюжетную картинку, установить между рисунками причинно-следственные связи.
| Могут разложить в должной последовательности серию предложенных им картинок., а также понять смысл сюжетной картины, установить смысловые связи.
|
10.
| Трудности в овладении элементарной грамотой и счётом обусловлены стойким нарушением познавательной деятельности выраженным дефектом восприятия, речи, памяти, мышления, воображения.
| Трудности в овладении элементарной грамотой и счётом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Стойкого нарушения познавательной деятельности не наблюдается. Отмечается недостаточность интеллектуальной активности.
|
11.
| Помощь взрослого при выполнении интеллектуального задания почти всегда даёт определённый сдвиг, но не резко выраженный.
| Помощь очень эффективна. Малая доза помощи резко улучшает показатели выполнения интеллектуальных заданий.
|
12.
| При экспериментальном исследовании своих ошибок преимущественно не осознают, результатами выполнения мало интересуются.
| Преимущественно осознают свои ошибочные действия, исправляют самостоятельно.
|
13.
| Во взаимодействии двух сигнальных систем обнаруживаются грубые нарушения и часто речь не оказывает регулирующее организующее влияние на протекание высших нервных процессов.
| Во взаимодействии двух сигнальных систем грубых нарушений не обнаруживается и речь оказывает регулирующее организующее влияние на протекание высших нервных процессов.
|
14.
| Эмоция характеризуется недостаточной адекватностью к внешнему раздражителю, инертностью, малой дифференцированностью, выраженным недоразвитием высших чувств.
| Эмоциональные реакции адекватны к внешнему раздражителю, относительно дифференцированы, выраженное недоразвитие высших чувств не наблюдается.
|
15.
| Представление о цвете сформировано недостаточно. Различая основные цвета, испытывает несостоятельность в оттенках.
| Представление о цвете сформировано. Могут различать не только основные цвета, но и их оттенки.
|
16.
| Пересказ и понимание рассказов со скрытым смыслом типа «Галка и голуби», «Лев и лиса» недоступны.
| Пересказ и понимание рассказов со скрытым смыслом, басен вызывают определённые трудности, но при помощи педагога, психолога – доступны.
|
17.
| При сборе разрезных картинок в одно целое, состоящие из 2-3 частей, не испытывают трудностей. Картинки, состоящие из 4 частей, собираются после 2-3 дополнительных демонстраций и при оказании помощи со стороны психолога.
| При сборе разрезных картинок не испытывают больших затруднений. При усложнении /4-6 частей/ достаточно минимальная помощь для правильного выполнения задания.
|
18.
| В выполнении задания Сегена нуждаются в помощи.
| В помощи не нуждаются. Выполняют самостоятельно на уровне нормально развивающихся сверстников.
|
19.
| При сравнении понятий и предметов, где испытуемый должен выделить существенные признаки, выявить общие и различительные признаки, умственно отсталые испытывают большие затруднения, часто проявляют несостоятельность даже при оказании помощи. Опираются на несущественные признаки нарушений «Эти ботинки чёрные, а сапоги без шнурков». Особенно трудно и зачастую недоступно выполнение заданий на обобщение. Часто с обобщения на различие.
| При сравнении понятий обобщение доступно в отличие от умственно отсталых, но на более конкретном уровне в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. «Соскальзывание» со сходства на различия не характерно.
|
20.
| Понимание смысла метафор, пословиц, поговорок часто неправильное, дословное. При предъявлении незнакомых для ребёнка метафор, поговорок и пословиц интерпретация преимущественно ошибочная.
| Понимание смысла метафор, пословиц, поговорок на уровне нормальных сверстников. Интерпретация правильная в отличие от умственно отсталых, но на относительно конкретном уровне в сравнении с нормальными сверстниками.
|
21.
| При исследовании методикой КООСА требуется дополнительная демонстрация выполнения, значительно большее время. При этом допускают большое количество ошибок, пользуются только методом проб и ошибок. Подавляющее большинство, выполнив задание A, B, C, после оказания помощи проявляют несостоятельность, начиная с задания №1, Помощь малоэффективна.
| Достаточно хорошо понимают инструкцию. Редко нуждаются в повторении инструкции и демонстрации выполнения. Легко выполняют задания A, B, C, укладываясь во времени по 45'' на каждое задание. Могут выполнить задание 1, 2, 3. Помощь эффективна. Пользуются как методом проб и ошибок, так и методом стратегии.
|
22.
| При исследовании методикой А. Я. Ивановой «Классификация геометрических фигур» характеризуются инертностью при переходе от одного принципа классификации к другой, недостаточностью самоконтроля выполнения заданий, невозможностью самостоятельного переноса принципа выполнения на аналогичное задание.
| Хорошо понимают инструкцию, быстро выделяют принципы классификации, требуется больше организующая помощь, чем обучающая. Ошибки в классификации допускаются в основном из-за невнимательности и утомляемости. Могут самостоятельно перенести принцип выполнения на аналогичные задания при оказании небольшой помощи. Наблюдается самоконтроль выполнения заданий.
|