Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фиванская космогония




Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств. До
выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог Мин, бог Амон
("Невидимый", "Незримый" - т.е., очевидно, "Сокровенный", "Непостижимый разумом"), и бог
войны Монту; супругой Монту в Фивах считалась богиня Раттауи, в Гермонте (егип. Иуни),
втором культовом центре Монту, - богиня Тененёт и отождествлявшаяся с нею Иунит.

В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится
божеством плодородия, влаги, размножения скота и сексуальной потенции человека.

Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI
династии и связывается с объединением Севера и Юга в единое государство под эгидой
этого города. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту; фараоны XI
династии берут имена в честь Монту: Ментухотеп ("Монту доволен"). Монту становится
главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и тесно переплетается с
солнечным культом: Монту выступает как одна из ипостасей Ра, именуется "Живая душа Ра",
"Бык гор Восхода и Запада", иногда олицетворяет могущество Солнца; с этого времени
появляются изображения Монту, иконография которых сходна с иконографией Ра - в виде
человека с головой сокола. Появление <; этого же времени изображений Мина, держащего в
одной руке свой фаллос (символ' акта самосовокупления бога-творца; сравн. с
самооплодотворением Атума в гелиопольской космогонии), а в другой руке тройную плеть
(символ владычества над миром), свидетельствует о слиянии к началу Среднего царства
образов Мина и Атума и почитании Мина, как бога-творца.

В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона; фараоны
XII династии берут имена уже в его честь: Аменемхет ("Амон во главе"). Очевидно, новые
властители были вынуждены считаться с космогонической доктриной Гермополя, которой с
Первого Переходного периода продолжала принадлежать одна из главенствующих ролей в
общегосударственной религии - фиванское жречество заменяет культ Монту культом Амона,
т.е. бога с таким же именем, как и у одного из богов гермопольской Восьмёрки. В этот же
период происходит отождествление Амона и Мина. Культ Амона быстро сравнивается по
значимости с древним традиционным культом бога Солнца Ра, и вплоть до Нового царства
культы Ра и Амона сосуществуют параллельно; в Новом царстве происходит их слияние (см.
далее).

В XVII в.. до н. э. Египет завоёвывают гиксосы (егип. "хикхасет"). Это слово иногда переводят
"цари-пастухи" - захватчиками были кочевые скотоводческие племена, - однако более
точным представляется перевод "чужие цари" "цари-иноземцы". (Греки истолковали слово
"гиксосы" буквально, как название народа.) Гиксосы основали XV династию, короновав
одного из своих военачальников, и царствовали в течение Второго Переходного периода на
Севере - одновременно с фиванской династией, царствовавшей на Юге; столицей гиксосов
был город Аварис (греч.; егип. Хауара, позднее ПерРамсес, Джане).

Второе возвышение Фив и возвращение им статуса столицы происходит в начале XVIII
династии в связи с тем, что борьбу против гиксосов, закончившуюся их изгнанием,
возглавили фиванские правители - (братья?) Секененра, Камее и Яхмес (Амасис) 1,
царствовавшие последовательно примерно с 1580 по 1557 г. до н. э.

В Новом царстве быстро происходит слияние культов Амона и Ра, возникает божество Амон-
Ра; в то же время продолжают существовать культы Ра и Амона как "самостоятельных"
ипостасей. Амон(-Ра) объявляется творцом мира, он - отец отцов и всех богов, поднявший
небо и утвердивший землю <...> образ единственный, создавший всё сущее. В Древнейших
космогонических мифах он отныне выступает как главный персонаж, при этом разные
космогонии часто сливаются воедино: вышли люди из (слёз) его глаз, стали боги из его уст
(т. е, были сотворены его Словом), - говорится в гимне. Он - самый могущественный бог,
царь над всеми богами, владыка мира, отец и покровитель фараонов.

Изображался Амон в виде человека в короне "атеф" - короне из двух высоких перьев, и в
виде барана; священные животные Амона - баран и белый гусь. Амон-Ра изображался в виде
человека в короне "атеф" и с солнечным диском; священные животные - баран, белый гусь,
змея. "Вместилищем души" Амона-Ра считались бараноголовые сфинксы (аллея
бараноголовых сфинксов вела в Большой Храм Амона-Ра - главный храм Карнакского
храмового комплекса), облик которых заключает в себе символику: баран - символ
плодородия и священное животное Амона, львиное тело - тело египетских сфинксов,
которые, помимо прочего, связывались с Ра и солнечным культом. Супругой Амона(-Ра)
считалась богиня Мут, их сыном - Хонсу, лунное божество и бог времени. Амон(-Ра), Мут и
Хонсу составляли Фиванскую Триаду. Культ Амона широко распространился за пределами
Египта.

Текст Птолемеевского периода сообщает поздний компилятивный космогонический миф.

Согласно ему, "в начале мира существовал змей по имени Кем-атеф (ипостась Амона),
который, умирая, завещал своему сыну Ирта создать Великую Восьмёрку. Возникнув,
Восьмерка отправилась в путь к низовьям Нила, в Гермополь, чтобы там породить бога
Солнца, а затем в Мемфис и Гелиополь, где она породила Птаха и Атума. Завершив эту
великую миссию, восемь богов вернулись в Фивы и там умерли. Богов похоронили в
МединетАбу (совр., егип. Джеме), в храме их создателя Кематефа, и учредили там культ
умерших.

Таким образом решили жрецы Амона вопросы творения, подчинив все существовавшие
ранее концепции возникновения мира и богов Амону, который в гелиопольской космогонии
отсутствовал вообще, а в гермопольской играл лишь третьестепенную роль".

Древнейшие верования

Сведения о космогонических мифах Додинастического и Раннединастического периодов
восстанавливаются по содержащимся в более поздних источниках обрывочным и
хаотическим фрагментам, которые сохранили следы древнейших представлений, и по
иконографии богов на поздних изображениях.

Один из самых древних богов, почитавшихся в долине Нила, - Хор (Гор): сокол, летящий
сквозь мировое пространство; левый глаз Хора - Луна, правый - Солнце; очевидно, с полётом
сокола связывались смены времён года и времени суток. Вместе с Хором почитался
аналогичный ему бог неба и света Вер (Ур). Образ солнцеокоп птицы очень сильно повлиял
на мифы, религиозные представления и верования, которые складывались позже: боги с
именем Хор или производными от него (Хор - сын Исиды, Хор Бехдетский, Харсомт и др.)
часто изображались в виде сокола, бог Ра - в виде сокологолового человека, во многих
текстах Солнце и Луна называются глазами Ра или Амона(-Ра):

И стал свет после того, как ты (Амон-Ра) возник.
Озарил ты Египет лучами своими,
Когда диск твой засиял.

Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые,
Левый же твой глаз прогнал тьму ночную.

"Во многих сказаниях в роли божества, рождающего Солнце и творящего мир, выступает
животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что Солнце
было рождено в виде золотого телёнка небом, которое представлялось огромной коровой с
рассыпанными по всему её телу звёздами. Ещё "Тексты Пирамид" говорят о "Ра, золотом
телёнке, рожденном небом", а позднейшие изображения показывают эту Небесную Корову с
плывущими по её телу светилами.

Отклики этого сказания, бывшего, повидимому, некогда одним из основных египетских
мифов о происхождении мира, мы находим и в других текстах и на ряде изобразительных
памятников, причём иногда миф о Небесной Корове сохраняется в переработанном виде, а
иногда он даже сплетается с Другими сказаниями. Так, Небесная Корова встречается в
сценах рождения солнечного младенца из лотоса: на многих ритуальных сосудах видны две
Небесные Коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное Солнце.
Упоминание о Небесной Корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как
непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец "сел на спину
Небесной Коровы Мехет Урт и поплыл по горизонту"." Долгое время существовало
представление о ежедневном рождении и умирании Светила. Согласно ему, богиня неба
Нут, принимая облик коровы Мехет Урт, утром рождает золотого телёнка (розовый цвет зари
- это кровь богини при родах); за день телёнок взрослеет, становится Быком-Ра; вечером
Бык совокупляется с Небесной Коровой - Нут, после этого богиня проглатывает солнечного
Быка, а утром рождает опять, и всё повторяется; с этим представлением связаны
распространённые эпитеты Ра "Бык своей матери" и "Тот, кто воскресает в своём сыне".
"Пережитки древнейших представлений о том, что зачатие происходит и в результате
проглатывания <...> живут очень долго в религии исторического Египта, и вплоть до поздних периодов мы встречаем <...> изображение небесной богини, утром рождающей Солнце, а
вечером проглатывающей его, чтобы, вновь зачав, вновь родить его на рассвете следующего
дня", а египетские фараоны, "уподобляясь Солнцу Ра, Изображают себя сынами Небесной
Коровы то в виде младенца, сосущего её молоко, то в виде зрелого мужа, стоящего под её
защитой.

По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными; например,
существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звёзды - рожденными ею
поросятами. Различные животные или пресмыкающиеся вообще часто встречаются в
космогонических сказаниях в разных ролях. Так, на изображении рождения Ра из лотоса
позади Небесной Коровы можно увидеть обезьян, приветствующих солнечного младенца
поднятием рук. <... > Существовали <...> рассказы о том, что Солнце - это огромный шар,
который катит по небу солнечный жук, подобно тому, как навозные жуки катят свои шарики
по земле.

В других сказаниях создателями мира являются не животные и птицы, а боги и богини. В
одной из таких легенд небо мыслится в виде богини-женщины Нут, тело которой изогнуто
над землёй, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца,
творящего затем богов и людей. <...> "Тексты Пирамид", несмотря на то, что в них
господствующим представлением является уже единоличное сотворение мира богом-
творцом, всё же хранят строки, следующим образом прославляющие богиню Нут, некогда
почитавшуюся величайщей матерью и самого Солнца и всей вселенной:

Могуче сердце, твоё <...>
О Великая, ставшая небом <...>
Наполняешь ты всякое место своею красотою.
Земля вся лежит пред тобою - ты охватила её,
Окружила ты и землю, и все вещи своими руками. <...>

Могуче сердце, твоё <...>
О Великая, ставшая небом <...>
Наполняешь ты всякое место своею красотою.
Земля вся лежит пред тобою - ты охватила её,
Окружила ты и землю, и все вещи своими руками. <...>

Нут, ты сияешь, как царица Нижнего Египта.

И могуча ты над богами,

Души их - твои, и наследие их - твоё,

Жертвы их - твои, и имущество их всё - твоё. <...>

По другому сказанию, бог-творец Хнум вылепил весь мир на гончарном круге и таким же
способом создал людей и животных. Это представление живёт вплоть до позднейших
времён, и мы видим изображения Хнума, лепящего на гончарном, круге тела и души
новорожденных детей".

Шу, Тефнут, Геб и Нут

Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой. Согласно
гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог
ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог
создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком
Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-
Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.

После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей
справедливости и законов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.