Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия




Формулировки проблем.

Комментарий проблемы

Шаблон 3.

Шаблон 2.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема…. Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает ….. Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны….

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - …..Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте.. (можно найти в задании А28, 29, 30)

 

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно, важную проблему - ….Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…

 

 

Славянские языки входят в индоевропейскую языковую семью. Это было установлено еще в XIX в. на основании целого ряда общих черт в языках народов, отдаленных сегодня друг от друга на тысячи километров, но имевших когда-то единых предков. По проценту совпадающих корней в родственных языках и соотнесению общих слов (обозначающих производственную де­ятельность) с археологическими находками можно установить время начала распада древней индо­европейской общности — приблизительно на рубеже 4—3-го тыс. до н.э. Но откуда начали дви­жение индоевропейские племена и с какими известными археологическими культурами в Европе

3-го тыс. до н.э. можно их отождествить? Все это вызывает научные споры: некоторые ученые считают, что прародиной индоевропейцев были южнорусские степи, другие помещают ее на Бал­канах, третьи — в Малой Азии.

Сложившаяся к XII в. до н.э. на территории Европы от Франции до Киевской Руси культурно­историческая общность (группа близких по типу культур) «полей погребений» — стала основой для формирования таких европейских народов, как кельты, германцы, италики и др., а также латыши, литовцы и славяне. Последние примерно до середины 1-го тыс. до н.э. представляли собой единую балто-славянскую общность. Можно выделить и другой рубеж — V—VI вв. н.э. — когда между Оде­ром и Днепром, на территории нынешних Польши, Чехии, Белоруссии, Украины, России, форми­руются несколько археологических культур (пражская, пеньковская, «длинных курганов» и др.), которые считаются безусловно славянскими. Тогда же славяне как особая этническая группа начи­нают упоминаться в письменных источниках — у готского историка VI в. н.э. Иордана и византий­ских писателей и хронистов.

Этногенез славян в промежутке между X в. до н.э. и VI в. н.э., отмеченном перемещени­ем различных племен и народов, расцветом и упадком целых культур, до сих пор остается предметом научных споров (тем более что не совсем понятно, какие народы античные авторы I—IV вв. н.э. имели в виду, именуя их антами и венедами). Одни историки полагают, что о пред­ках славян — «скифах-пахарях», или «сколотах», — писал еще древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э.; к славянским же относят зарубинецкую (I в. до н.э. — II в. н.э.) и черняховскую (II—IV вв. н.э.) археологические культуры в Среднем Поднепровье. Оседлые земледельческие пле­мена сколотов в середине 1-го тыс. до н.э. входили в могущественное этнополитическое объеди­нение — Скифское царство и вместе с другими народами вступали в контакты с античным миром Северного Причерноморья.

Здесь, начиная с VI в. до н.э., в процессе великой греческой колонизации стали появляться небольшие поселения, многие из которых затем превратились в процветающие города-полисы Ольвию, Херсонес (Севастополь), Феодосию, Горгиппию (Анапу), Диоскурию (Сухуми), Фасис

(Поти) или в мощные греко-варварские государства — такие как Боспорское царство со столицей в Пантикапее (Керчь). Расцвет античных центров Причерноморья был вызван их многоотраслевой экономикой и налаженными торговыми связями. С берегов Черного и Азовского морей в Афины и другие города Греции вывозились зерно, соленая и копченая рыба, а также рабы. В обмен местные жители получали вино, оливковое масло, цветные металлы, посуду и украшения (изготовленные в греческих мастерских драгоценные предметы для скифской знати ныне украшают сокровищни­цы Эрмитажа и других музеев). Однако бывали и трудные времена, когда античные города-госу­дарства испытывали натиск варваров. Скифов в причерноморских степях сменили воинственные сарматы; во II—III вв. н.э. с южных берегов Балтийского на северный берег Черного моря пере­селились готы. До начала III в. н.э. Крым оставался крайним северо-восточным форпостом Римс­кой империи: ее солдаты охраняли Херсонес, а военные корабли базировались у крепости Харакс в районе современного Ласточкина гнезда под Алупкой. Однако в IV в. н.э. постоянные вторжения варваров привели империю к гибели. Сложившийся в Центральной Азии обширный гуннский со­юз кочевых племен в 370 г. н.э. форсировал Волгу, разгромил причерноморские центры, нанес по­ражение сарматам и готам, вытеснив их вместе с «черняховцами» и другими народами на запад.

Другие историки указывают на резкий разрыв между культурными традициями богатой черня­ховской культуры (с гончарной керамикой, использованием стекла, с римскими монетами и укра­шениями, что говорит об устойчивых экономических связях этой культуры с Римской империей) и гораздо более бедными славянскими памятниками VI в. н.э. Ученые полагают, что процесс славян­ского этногенеза проходил севернее, на территории современной Польши и Белоруссии в границах культуры подклешевых погребений (IV—I вв. до н.э.) и пшеворской культуры (II—V вв. н.э.); на западе праславянские племена контактировали с лучшими металлургами той эпохи — кельтами и использо­вали их достижения, освоив изготовление кольчуг, замков с ключами, пил, напильников; от герман­цев в язык славян вошли такие слова, как «меч» и «шлем».

В эпоху крушения античного мира «великое переселение народов» захватило и определенную часть славянского населения. В VI в. н.э. славяне уже самостоятельно выходят на международ­ную арену. С середины столетия они систематически вторгаются за Дунай в пределы Восточной Римской империи (Византии), осаждают и грабят Константинополь, Фессалоники и Афины, пред­принимают морские экспедиции на Крит и в Южную Италию.

В середине 1-го тыс. н.э. Рейн и Дунай стали границами, по обе стороны которых складывание средневекового общества в Европе пошло разными путями.

На территории бывшей Римской империи этот процесс имел характер синтеза: пришель­цы — варвары и созданные ими «королевства» осваивали традиции и достижения предшествую­щей античной цивилизации: систему путей сообщения, развитые формы землевладения, денеж­ное обращение, пути средиземноморской торговли.

Возникшие еще в античности центры (Кельн, Вена, Париж, Лондон, Марсель) превратились в средневековые города. Сохранились структура и собственность христианской церкви, не зави­симой от государства. Вместе с варварскими законами — «правдами» действовало римское право. Несмотря на определенный упадок, сохранилась римская система образования («семь свободных искусств»), и на протяжении многих столетий латынь оставалась языком науки и культуры.

Социальное расслоение варварского общества привело уже в VII—VIII вв. к появлению частных владений — вотчин-сеньорий с зависимыми крестьянами — и формированию вассально-ленных отношений с иерархией феодалов-землевладельцев, средоточием власти которых с X в. становятся господствовавшие над сельской округой замки.

На востоке Европы развитие пошло по иному пути — новые общественные структуры и инс­титуты вырастали непосредственно из «варварских», первобытных племенных отношений при от­сутствии значительных городов и торговли. Большую часть населения составляли здесь свободные крестьяне-общинники, платившие дань-налог государству в лице князя и его дружины.

Славяне продвигались и на восток: волна переселений с берегов Вислы и южного берега Бал­тики началась в середине 1-го тыс. н.э., а в VII—IX вв. еще одна группа племен пришла с Дуная. Так славянские племена начали осваивать огромные слабозаселенные территории Восточноевро­пейской равнины. Благодаря колонизации и сложилась огромная многонациональная Россия с ее колоссальными запасами природных ресурсов. Обилие неосвоенных земель давало возможность длительно эксплуатировать природные богатства страны — в начале в виде рыболовства, охоты, лесных промыслов, а с XVII в. и добычи полезных ископаемых. Однако оно вместе с другими природными факторами стимулировало развитие не интенсивного, а экстенсивного хозяйства, что впоследствии стало одной из серьезных проблем модернизации отечественной экономики. Большие пространства и природные богатства дали обществу весомый «запас прочности», но одно­временно создали ситуацию, когда на территории одной страны (иногда даже в пределах одной области или края) живут десятки народов с разным уровнем социально-экономического и куль­турного развития.

Другой особенностью нашего исторического развития стало соседство мира оседлых земледе­льцев и горожан с миром кочевых племен. Полоса степей, протянувшихся на тысячи километров от Алтайских гор до Дуная, представляла собой дорогу для кочевых народов, которые волна за волной двигались из глубин Центральной Азии на запад. Чем многочисленнее стада, тем быстрее они поедают и вытаптывают траву и тем скорее их нужно гнать все дальше и дальше...

После гибели в середине V в. гуннской державы народы, обозначавшиеся ранее общим назва­нием «гунны», начали развиваться в самостоятельные политические объединения. Упоминания о них появились в византийских и закавказских исторических хрониках и в нашей «Повести вре­менных лет». Она сохранила известия о «примучивании» славянских племен «обрами» — авар­ской ордой. В 626 г. аварское войско (куда входили и славянские отряды) осаждало столицу Византии Константинополь. А в конце VIII в. Аварский каганат пал под натиском армии короля франков Карла Великого, и древнерусский летописец, вспоминая об этом, счел нужным привести пословицу: «Погибоша, аки обре».

В VI в. н.э. в Великой степи складывается громадный Тюркский каганат, с которым вынуж­дены были считаться крупнейшие государства того времени — Китай, Иран, Византия. После кровавой междоусобицы каганат рухнул, и на развалинах его стали возникать новые образования. В 30-х гг. VII в. в приазовских степях появилась Великая Болгария — государство кочевников- болгар. Под давлением хазар часть болгар откочевала за Дунай, где, смешавшись с тамошним славянским населением, положила начало современной Болгарии; другая часть ушла на север и обосновалась в Поволжье. Здесь в X в. на перекрестке международных путей — речного волж­ского и караванного, связывавшего Среднюю Азию и Восточную Европу, образовалась Волжская Болгария, ближайший сосед Руси. Болгары приняли ислам и в 986 г. прислали своих послов в Ки­ев, призывая князя Владимира обратиться в мусульманскую веру. Тюркоязычные болгары соста­вили основу новых этносов, формировавшихся уже в пределах Золотой орды — чувашей и татар.

В середине VII в. хозяевами южных степей стали хазары, которые создали огромное многоэт- ничное государство, включавшее в себя Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Вол­гой и Доном. Хазарский каганат объединял кочевые и оседлые народы — хазар, болгар, мордву, алан, славян; в городах — Фанагории, Беленджере, Семандере, Атиле находились кварталы ре­месленников и купцов, как «русов», так и мусульман и евреев. Хазарские власти контролировали торговые пути по Волге и Дону, а также северную часть Великого шелкового пути, ведшего из Китая к городам Северного Причерноморья. При дворе хазарского владыки — хакана состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из семи судей для решения дел подданных согласно их вере и закону.

В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом. Она по-своему решила вопрос выбора веры: в IX в. хакан и знать приняли иудаизм. Хазарам так и не удалось создать прочное государство: у каганата не было единого законодательства, культуры и письменности, однако в период своего расцвета держава сумела подчинить себе ряд славянских племен (северян, вяти­чей, радимичей, полян) и взимала с них дань.

В 898 г. под стенами Киева стояли венгры. Они пришли из «Великой Венгрии» в причерно­морские степи, в левобережье Волги и Камы, откуда, в свою очередь, были вытеснены на запад новыми кочевниками, о которых летописец указал под 915 г.: «Приидоша печенези первое на Рускую землю». За печенегами в середине XI в. следовали торки, за ними — половцы; затем на­чалось татаро-монгольское нашествие. Конечно, взаимодействие Руси и кочевников нельзя свес­

ти только к бесконечному противостоянию. Однако на протяжении столетий потребовалось много сил и средств для постоянного укрепления границ и медленного освоения плодородного «Дикого поля» (так в XVI—XVII вв. называлась территория России к югу от Оки). Кстати, последний на­бег крымских татар в российские пределы состоялся в 1769 г. Народы Западной Европы такого воздействия не испытывали, за исключением державы австрийских Габсбургов, отражавших турецкую экспансию на Балканах, и крайнего запада континента, где на протяжении IX—XV вв. шла Реконкиста — вытеснение мусульман-мавров с Пиренейского полуострова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.