Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятия, общественный строй, верования восточных славян




Период VI—IX вв. — время, когда в среде восточнославянских племен начинаются процессы, приведшие к качественному скачку в развитии общества. К середине 1-го тыс. н.э. «селища» славян-земледельцев представляли собой патриархально-семейные общины численностью до 150—200 человек. Отдельные дома общинников окружали «площадь», на которой располагались мастерские и общинные хранилища зерна. Настоящей «научно-технической революцией» стало для древнего человека «открытие» технологии выплавки и обработки железа (древнейшие из­вестные в Центральной Европе железные изделия относятся к началу 1-го тыс. до н.э.). Железо, в отличие от меди, встречается в природе гораздо чаще (у нас в виде болотных руд), и произво­дительность железных орудий намного выше каменных и бронзовых; это позволяло активнее вырубать леса, отвоевывать землю под пашню.

После потрясений эпохи Великого переселения народов славяне принесли в лесную зону но­вый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии и широком распространении ржи. Переход с VIII в. к трехпольной системе земледелия (включающей в себя посев яровых, озимых и отдыхающий под паром клин) привел к выделению крестьянских семей, ведущих са­мостоятельное хозяйство. Такой переход от родовой к соседской общине делал крестьянина более независимым и мобильным, давал возможность отдельным семьям и группам семей выделиться и отправиться на освоение новых земель, что ускорило процесс их колонизации. Соседская об­щина на протяжении веков, конечно, менялась, но все же вплоть до XX в. являлась одним из основных институтов русского общества.

Вся жизнь земледельца протекала в рамках общины. Памятник древнерусского законодатель­ства XI—XII вв. — «Русская правда» — говорит о том, что община — «вервь» (позднее выступав­шая в документах под названием «мир») объединяла своих членов круговой порукой, выплачива­ла штрафы князю за преступления кого-либо из членов и несла ответственность за происшествия на своей земле. Каждый крестьянин имел право на надел пахотной земли, который можно было передать по наследству; угодья (выгоны, сенокосы, леса, воды) находились в общем и неразде­льном пользовании всей общины.

Крестьянская соседская община существовала и на Западе. Однако там экономическое раз­витие привело к раннему появлению товарного хозяйства и стимулировало утверждение частной собственности на землю, в результате чего община сохранялась как форма местного самоуправле­ния, но не регулировала повседневную экономическую жизнь крестьянина.

На востоке Европы условия жизни были иными. В ставшей историческим центром Россий­ского государства нечерноземной Северо-Восточной Руси рабочий сезон крестьянина был очень коротким — с мая по сентябрь (во Франции он продолжался в два раза дольше) и требовал в страду огромного напряжения сил всей семьи, включая женщин, стариков и 10—12-летних де­тей. При этом крестьянин успевал вспахать землю под озимые и яровые 2—3 раза, в то время как в западноевропейских странах поля обрабатывали по 4—6 раз. Кроме того, всего за один месяц нужно было заготовить сена для скотины на весь год, запасов часто не хватало, поэтому мало­рослых лошадей и коров приходилось кормить соломой. В итоге крестьянин успевал обработать 1,5—2 десятины (десятина примерно равна гектару) на мужскую «душу», а остальная земля ос­тавалась «в пусте». Бедные почвы и худшие климатические условия давали низкие урожаи —

4—5 центнеров с гектара (во Франции — в два раза выше). Обычным урожаем в Нечерноземье был «сам-два», «сам-три», хорошим считался «сам-четыре», т.е. около пяти центнеров с гектара (на Западе — до «сам-десять»). Примерно каждый седьмой-восьмой год в средневековой Руси был не­урожайным. В таких условиях неустойчивость индивидуального хозяйства делали необходимым сохранение общины как регулятора производства и органа социальной поддержки своих членов.

Община выполняла важнейшие хозяйственные задачи: регулировала порядок пользова­ния землей, разрешала споры из-за межей (границ надельных полос) и занималась раскладкой повинностей между общинниками, т.е. определяла размер вклада каждого в выплатах князю и в расходах на общинные нужды. Решались эти вопросы на сходе, где собирались все женатые мужики — главы хозяйств. Сход избирал, обычно на год, общинные власти — старосту, сотс­ких и десятских; организовывал общие работы, распределял и собирал подати, разбирал споры и ссоры крестьян и наказывал провинившихся. Такая община оказалась поразительно устойчи­вой к внешним воздействиям и успешно сохраняла традиционный уклад жизни. Из поколения в поколение повторяющийся цикл крестьянских забот и довольно узкий кругозор (даже в XIX в. для многих русских крестьян поездка в город была событием) формировали определенный тип личности и ее духовный мир.

Крестьянин до тонкостей знал и понимал окружавшую его природу. Крестьяне создали свой народный календарь, обобщавший вековые наблюдения за природными явлениями и их связью с повседневными работами — севом, сенокосом, уборкой, созреванием овощей и злаков. В народ­ной медицине использовались десятки трав и растений и изготовленные на их основе снадобья.

Другим важным фактором распада родового общества стало появление начиная с VIII в. первых городских центров — протогородов, которыми становились и центры известных по лето­писям союзов племенных объединений или княжений полян, северян, кривичей, словен (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк), и поселения торгово-ремесленного характера на оживлен­ных торговых путях (Старая Ладога, Рюриково городище под Новгородом, Гнездо во в 12 км от нынешнего Смоленска). Новым явлением стала концентрация в таких центрах ремесленных мастерских — кузнечных, ювелирных, косторезных, гончарных (в X в. появился гончарный круг), хозяева которых считались богатыми и уважаемыми людьми. К X в. такие центры превра­щаются в «нормальные» средневековые города с укрепленным «детинцем» (кремлем) в центре, окруженным торгово-ремесленным посадом.

В ходе славянского расселения была разрушена старая племенная структура: племенные ста­рейшины уступили место князьям, не связанным с родовыми традициями. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, упоминая о вторжениях в империю славян-язычников, живших «в народоправстве», сообщал о выделении славянской знати — «рексов» и «архонтов» — и о на­личии у славян рабов.

Вместе с князьями выделяются и профессиональные воины-дружинники, о чем свидетельству­ют их захоронения IX—X вв. Ученый-географ и министр почт Арабского халифата Ибн^ордад- бех рассказывал в своей «Книге путей и стран», как в IX в. из страны славян купцы — «русы» привозили в Константинополь на кораблях или морским же путем на южный берег Каспия, а далее караванами в столицу халифата Багдад ценные меха и мечи. Ученый-энциклопедист X в. Ибн-Рустэ знал о наличии у славян городов с искусными ремесленниками, знахарями-жрецами и о ежегодном сборе славянским князем дани с подданных. Историк X в. аль-Истахри выделил три центра «русов» во главе с «царями»: Куйяба (Киев), Славийа (новгородские словене) и зага­дочный город Арса. Так образовались крупные объединения («союзы племен», или «племенные княжения») полян, древлян, вятичей, словен, радимичей и другие, известные нам по «Повести временных лет».

Древние славяне были язычниками. Древнерусское язычество — это сложная система поя­вившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровождавшими древних людей от рождения до смерти; тыся­челетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.

По сообщению «Слова об идолах» безымянного русского писателя XII в., древнейшие славян­ские культы представляли собой поклонение «упырям (вампирам) и берегиням» и, скорее всего, восходили ко временам каменного века с их представлениями о добрых и злых духах.

С переходом к земледелию появились аграрный календарь и культ земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Для периода VI—X вв. уже характерна развитая система космоло­гических представлений: Земля представлялась славянам неподвижной, вокруг нее вращались планеты и звезды, а Солнце ночью проплывало по предполагаемому подземному океану. Земным миром ведала богиня плодородия Мокошь, над ним существовали два неба — небесная твердь и «верхнее небо» с запасами дождевой воды.

К богам нужно было обращаться при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровож­дать соответствующими обрядами и жертвоприношениями. Образовался устойчивый календарь аграрных, в своей основе языческих, молений и празднеств, которые уже «в рамках» христиан­ства дожили до наших дней. В новогодние святки устраивались маскарады «ряженых»; гадали о предстоящем годе (девушки — о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приуро­чена масленица с ее проводами зимы и непременными обрядовыми блинами (символ солнца). Главным же летним событием был день Купалы — древний общеславянский праздник Русалий, день летнего солнцеворота, когда нужно было совершать моления о дожде, плодородии полей и разжигать костры по берегам рек с пением, плясками и «игрищами неподобными». Помимо особых праздничных молений, люди стремились всеми возможными способами оградить себя и свой дом от воздействия чужих, враждебных сил — упырей-вампиров и мертвецов — «навий». Для этого служили особые заговоры и специальные знаки, наносимые на жилище, утварь и одежду. Такими знаками служили изображения солнца и вспаханной земли под крышей русской избы, на наличниках окон, ковшах, прялках, вышитые фигуры языческих богинь на полотенцах, деревянные фигурки бородатых домовых-пращуров.

В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития изменяется русская погре­бальная обрядность: захоронение урн с прахом сожженного покойника в деревянных избушках-до­мовинах (что отразилось в известном сказочном сюжете об «избушке на курьих ножках») сменяется погребением праха в курганах, а затем происходит еще один перелом в религиозном сознании — переход от сожжения тела к его захоронению в кургане с разведением ритуальных костров.

В VI—X вв. возникали и крупные культовые центры — святилища. На обнаруженных ар­хеологами таких городищах (Богит и Звенигород на р. Збруч на Украине) имелись специаль­ные капища — вымощенные камнем площадки с фигурами идолов, где совершались моления и приносились жертвы. В жертвенных ямах находили кости животных, зерно, обычные предметы обихода: стеклянные браслеты (круг — символ солнца), металлические замки и ключи (симво­лы сохранности), ножи, косы, стрелы (для защиты от злых сил). Рядом с капищами находились большие общественные постройки, где выпекался культовый хлеб и проходили ритуальные пиры- братчины. Руководили такими культовыми центрами языческие жрецы — волхвы. Они разраба­тывали систему обрядов, тексты молений и их календарные сроки, знали лекарственные травы и организовывали многодневные общественные празднества.

Наконец, именно с языческой Русью связано также возникновение письменности. Сохрани­лось несколько свидетельств Х в. (договоры с Византией 911 и 944 гг., данные арабского пу­тешественника Ибн-Фадлана и автора жития славянского просветителя Кирилла) о загадочных «русьскых письменах», о характере и происхождении которых до сих пор спорят ученые. Нет полной ясности и в вопросе о происхождении двух славянских алфавитов — кириллицы и гла­голицы (по-видимому, появление их связано с именами просветителей Кирилла и Мефодия); во всяком случае очевидно, что оба они использовались на Руси с конца IX — начала Х в., попав сюда из Болгарии или из Чехии. Широкого распространения письменность, однако, не получила. Языческая культура Руси ориентировалась на устную традицию и была тесно связана с устным народным творчеством.

Устно передавались из поколения в поколение и произведения исторического эпоса — были­ны. Героями наиболее раннего былинного цикла стали пахарь Микула Селянинович и крестьянс­кий сын Илья Муромец, который, несмотря на свои обиды, служил великому князю Владимиру, положившему начало строительству оборонительных рубежей на южных границах

Таким образом, вторая половина 1-го тыс. н.э. — это время, когда внутреннее развитие восточ­нославянских племен привело к появлению первых городов и торговли, усложнению социальной структуры, образованию межплеменных союзов и первых политических центров, стремившихся объединить эти племена. Такое объединение и произошло в конце IX в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.