Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)




Николай, третий сын Павла Петровича, появился на свет в 1796 г. Поскольку старший брат должен был наследовать престол, затем мог передать его старшему сыну, а в случае бездетности — брату Константину, Николая к царствованию не готовили. Ему была определена военная служба.

В пору учения воспитателем его был назначен генерал М. И. Ламздорф. Не имевший никакого педагогического опыта, но отличавшийся жестким характером и черствым сердцем, он внушал страх своему подопечному. Образование Николай получил обширное, однако учебные предметы усваивал плохо, в особенности гуманитарные науки. Несмотря на это, овладел английским, фран­цузским, немецким, древнегреческим языками и латынью. Увлечение военными, в особенности военно-инженерными науками, с годами превратилось в устойчивый интерес к военной сфере и пристрастие к армейской службе. Непреклонный сторонник военной дисциплины, Николай отличался сильной волей, был дисциплинированным, пунктуальным и требовал того же от дру­гих. Любимым его занятием с детства и на всю жизнь стали военные парады. Мечтой всех юношей в грозный 1812 год было отправиться на войну с Наполеоном. Не стал исключением и Николай. Однако согласие матери он получил лишь в 1814 г. и прибыл в действующую армию, когда поражение Наполеона уже было очевидным. Так что принять участия в боях ему не довелось. В 1817 г. Николай сочетался браком с дочерью прусского короля Фредерикой Луизой Шар­лоттой Вильгельминой (в России — Александра Федоровна). Когда у Николая и Шарлотты родился сын, бездетный император Александр I решил передать престол не брату Константину (тоже бездетному), а Николаю. Однако Александр ничего не предпринял для того, чтобы ввес­ти брата в курс государственных дел, и Николай продолжал служить как обычный генерал.

Летом 1823 г. по поручению царя митрополит Филарет составил манифест о передаче престола Николаю. Один экземпляр манифеста был помещен в Успенском соборе Московского Кремля, три других — в Сенате, Синоде и в Государственном совете в Петербурге.

Во время восстания на Сенатской площади Николай проявил завидную твердость и самообла­дание, до последнего стремился избежать кровопролития.

Николай I тщательно изучал показания декабристов, вчитывался в документы тайных об­ществ, пытаясь систематизировать для себя их суждения о перспективах развития России. Члена­ми суда по делу декабристов царь назначил М. М. Сперанского и Н. С. Мордвинова, снискавших репутацию либералов. При этом Николай был далек от того, чтобы обсуждать с декабристами программу реформ — в его сознании участники восстания навсегда остались зачинщиками воен­ного заговора с целью истребления императорской фамилии и расчленения России. Кроме того, конституционную монархию Николай отвергал в силу двусмысленного положения монарха и при­нимал только две формы правления — неограниченную монархию и республику. Несмотря на то что Николай смягчил наказание многим декабристам, его политические взгляды ничуть не стали менее консервативными.

Невзирая на расправу с декабристами, в России сформировался образ нового государя как благородного, достойного и всепонимающего правителя. В первые годы царствования Николая I всем казалось, что молодой император сможет серьезно заняться реформированием России, одна­ко Николай, в память которого навсегда врезалось 14 декабря, стал сторонником жесткого курса во внутренней политике, направленного на укрепление самодержавной власти. Вместе с тем, пре­красно понимая необходимость реформ в стране, он стремился обеспечить постепенное и консер­вативное их проведение. Николай сосредоточил главное внимание на реформах государственного управления, крестьянском вопросе и реформе образования.

Подобно Петру I, стремившемуся построить государство, в котором все регламентировано до мелочей, Николай I решил создать свою структуру управления империей. Во главе ее сложилось шесть отделений Собственной Его Императорского Величества канцелярии — органа личной влас­ти императора. Стремясь к усилению централизации управления страной, Николай требовал ото всех министров, кроме военного и морского, ежемесячного отчета о своей деятельности. Обладая необычайной памятью, он никогда не забывал того, что приказывал, и строго наказывал должност­ных лиц, если при повторной проверке находил свои замечания неисполненными.

Будучи дисциплинированным лично, Николай стремился создать такое же дисциплиниро­ванное государство. В годы правления Николая I штат чиновников в учреждениях значительно увеличился, и это дало основание царю отметить, что страной правят столоначальники. Идея бюрократизировать управление и тем самым навести порядок в стране результата не дала.

Отняв конституцию у Польши и отказавшись от идеи разработки конституции для России, Николай решил упорядочить старые законы. Укрепление самодержавия, по мнению Николая I, должно было опираться на прочную правовую основу. Между тем в начале XIX в. все еще продол­жало считаться действующим Соборное Уложение 1649 г. Изданные после этого многочисленные законы, манифесты и указы очень часто противоречили и Уложению, и друг другу. Необходимо было ликвидировать эту правовую неразбериху, привести в систему огромное число нормативно­правовых актов. Вот почему среди наиболее насущных задач Николай I определил кодификацию законов. Этим стало заниматься созданное в 1826 г. II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с М. М. Сперанским и М. А. Балугьянским; первую скрипку здесь играл Сперанский. Как и в свое время Александр I, Николай по достоинству оценил способ­ности и знания Сперанского и именно его видел исполнителем этого архитрудного дела. В начале 1830-х годов был завершен первый этап кодификации и издано «Полное собрание законов Рос­сийской империи» в 45 томах, включавшее в себя все законодательные акты, изданные с 1649 по 1825 год. Затем вышел 15-томный свод законов, принятых уже при Николае I.

Впервые в России была проделана гигантская систематизационная правотворческая работа, поднявшая роль права в обществе и заложившая основы для будущей судебно-правовой реформы. За заслуги перед Отечеством Николай I вручил М. М. Сперанскому орден Андрея Первозванно­го — высшую награду Российской империи — и возвел его в 1839 г. в графское достоинство. Под личным руководством царя велась борьба с общественным недовольством, о котором его инфор­мировало III отделение Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов под на­чалом графа А. X. Бенкендорфа. В николаевской России корпус жандармов, которым руководил А. X. Бенкендорф, насчитывал от 4278 человек (в 1827 г.) до 5164 человек (в 1836 г.). Создава­лось III отделение как орган «быстрого реагирования» на жалобы, притеснения, взяточничество, произвол администрации.

Перечень дел, которые подлежали рассмотрению чиновниками III отделения, выглядел сле­дующим образом: содействие получению удовлетворений по документам, не облеченным в закон­ную форму; пересмотр в высших судебных местах дел, решенных в низших инстанциях; помеще­ние детей на казенный счет в учебные заведения; назначение денежных пособий, пенсий, наград; возвращение прав состояния, облегчение участи состоящих под наказанием, освобождение содер­жащихся под стражей; рассмотрение проектов по разным предприятиям и изобретениям. Кроме того, разбиралось огромное количество жалоб: на личные оскорбления; на неповиновение детей родителям и на злоупотребление родительской властью; на неблаговидные поступки родственни­ков по делам о наследстве; помещиков на крестьян и обратно; на оставление просьб и жалоб без разрешения со стороны начальствующих лиц; по порубке и поджогу казенных лесов и т.д.

В целях укрепления общественного порядка Бенкендорф считал необходимым расширять сеть доносов, привлекать к сотрудничеству с жандармами многочисленных осведомителей. За доноси­тельство платили деньги. Общество испытывало удивление и шок от перлюстрации писем. Безза­конные действия полиции вызывали всеобщее презрение. Надежды Бенкендорфа укрепить дове­рие к власти путем создания и деятельности тайной полиции не оправдались. Напротив, вместо уважения она вызывала страх, а правительственный авторитет падал.

Крестьянский вопрос во внутренней политике Николая I занимал ведущее место. Считая, что крепостное право есть зло, Николай, однако, не был сторонником полного освобождения крестьян. На практике решение данного вопроса свелось к реорганизации управления государст­венными крестьянами, порученной графу П. Д. Киселеву.

Среди окружения Николая I Киселев был одним из тех, кто понимал необходимость ско­рейшего проведения реформ. В 1834 г. Николай I вводит его в состав Государственного совета, а в следующем году — в состав секретных комитетов по крестьянскому делу. Занимаясь данным вопросом, Киселев собрал материалы об освобождении крестьян в Австрии и Пруссии. Он искрен­не надеялся, что для России этот опыт сможет быть полезным. В 1836 г. Николай, продолжая оказывать доверие Киселеву, назначает его начальником V отделения Собственной Его Импера­торского Величества канцелярии, а спустя некоторое время ставит Киселева во главе Министерс­тва государственных имуществ. На посту министра П. Д. Киселев подготовил и в 1837-1841 гг.

провел реформу управления государственными крестьянами, которую рассматривал как первый шаг к широкомасштабной крестьянской реформе.

По мнению Киселева, главной причиной обеднения государственных крестьян (т.е. тех, кото­рые не находились под властью помещиков, а экономически зависели от государства, платя налоги и неся повинности) был недостаток покровительства и надзора. Вследствие этого крестьяне были перегружены работами и налогами. Через Министерство государственных имуществ была раз­работана система «попечительства» над крестьянами, которая предполагала увеличение наделов малоземельных крестьян, налаживание оброчного обложения, организацию переселения крестьян на свободные государственные земли, развитие сети школ и пунктов медицинского обслуживания и т.д. Однако реформа не смогла в полной мере оправдать возложенные на нее надежды, хотя П. Д. Киселев добился осуществления ряда полезных мероприятий.

В области народного просвещения, наоборот, произошли большие изменения. В этот период бы­ла окончательно сформирована идейная доктрина монархического государства — «Православие, Самодержавие, Народность», провозглашавшая новый, подходящий для Николая принцип опо­ры монархической власти непосредственно на патриархальное крестьянство, минуя дворянство, скомпрометировавшее себя на Сенатской площади.

Образование сохранило сословный принцип. Вновь и вновь анализируя события 14 декабря 1825 г., Николай I склонен был считать, что восстание на Сенатской площади, равно как и возник­новение тайных обществ, явилось следствием неправильной системы образования и воспитания. Понимая огромную значимость просвещения для развития страны, Николай жестко поставил его под свой контроль, чтобы впредь исключить возможное развитие революционных настроений. Для этого важно было формировать у подрастающего поколения верноподданнические взгляды. Во второй половине 1820-х гг. усилился надзор за многими частными учебными заведениями. В соответствии с новым Уставом учебных заведений (1828 г.) все начальное и среднее образова­ние в стране подразделялось на три категории: для детей низших сословий; для детей средних сословий; для детей привилегированных сословий. Каждой из указанных категорий соответство­вал определенный тип учебных заведений. Для низших сословий предназначались одноклассные приходские школы. В них изучались основы арифметики, чтения, письма и Закон Божий. Дети средних сословий — мещан и купцов — получали образование в трехклассных училищах, где пе­речень предметов дополнялся географией, историей, началами геометрии. Для высших сословий учреждались гимназии. Окончившие гимназию могли поступать в университеты.

В 1835 г. был принят новый устав, который существенно ограничивал автономию университе­тов. За студентами устанавливался строгий полицейский надзор. Выбранные на университетских советах ректоры и профессора утверждались министром народного просвещения. Но данный устав имел и положительную сторону: поднимался престиж университетов; срок обучения увеличивал­ся с трех до четырех лет; вводилась заграничная стажировка молодых специалистов.

При Николае усилился контроль за прессой. В ужесточении цензуры наряду с выступлением декабристов сыграли роль и революционные события в Европе.

В 1826 г. был издан новый цензурный устав, прозванный современниками «чугунным». Устав запрещал пропускать в печать произведения, в которых говорилось о необходимости реформ, вве­дении конституционного правления, подвергалась обсуждению монархическая форма правления. В 1830-1840-х гг. были закрыты некоторые газеты и журналы, многие известные литераторы подверглись гонениям.

Будучи глубоко верующим человеком, Николай стремился укреплять религиозно-нравствен­ные основы общества. С 1827 г. уход в раскол был признан уголовным преступлением.

Развитие промышленности и торговли в 1830-1840-х гг. XIX в. настойчиво диктовало прове­дение правительством покровительственной политики. Выразителем этой необходимости при Ни­колае I явился один из крупных государственных деятелей — Е. Ф. Канкрин, под руководством которого в качестве министра финансов в стране была успешно проведена денежная реформа. Вообще, именно при Николае I просвещенная бюрократия, представленная в Александровскую эпоху талантливыми одиночками вроде Сперанского, стала достаточно широким социальным яв­лением, что создало условия для реформаторской деятельности Александра II.

Николай I по-своему заботился о развитии отечественной культуры и искусства. Современники отмечали, что император не просто мнил себя знатоком в искусстве, он действительно неплохо раз­бирался в стилях и школах живописи, в скульптуре, архитектуре. Любимым архитектором Нико­лая был К. А. Тон, возведший в Москве Большой Кремлевский дворец и Храм Христа Спасителя.

На Дворцовой площади в Петербурге по проекту О. Монферрана была воздвигнута Александровс­кая колонна. Велось строительство Исаакиевского собора, после пожара заново был отстроен Зимний дворец. Ряд построек был сооружен в любимой летней резиденции царя — Петергофе. По проекту ар­хитектора Л. Кленце был построен Новый Эрмитаж, эрмитажные коллекции заметно пополнились.

Успешно развивалась отечественная наука. Была открыта Пулковская обсерватория; рас­ширялась сеть медицинских учреждений. Мировой известности достигли открытия математика

Н. И. Лобачевского, физика Б. С. Якоби, хирурга Н. И. Пирогова и др.

Николай вникал в вопросы техники, неплохо разбирался в них. В период его правления была построена половина всей сети шоссейных дорог, проложенных в России до 1917 г. В 1837 г. была построена первая железная дорога от Петербурга до Царского Села, в 1851-м — дорога Петер­бург — Москва.

Николаевская эпоха явила собой период подлинного расцвета русской литературы и искус­ства. В это время творили В. А. Жуковский и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, художники К. П. Брюллов и А. А. Иванов.

По словам современного историка Д. И. Олейникова, «ни современники, ни ближайшие на­следники, ни далекие потомки не сумели дать однозначной оценки роли, сыгранной императором Николаем I в русской истории; не смогли точно определить, кем он был для России — злым гени­ем или ангелом-хранителем. Во всяком случае, это была личность выдающаяся и неординарная».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.