Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная мысль в 1830-1850 гг.: «охранительное» направление, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма




В первые годы после подавления восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, не­смотря на стремление Николая I не допустить распространения вольнолюбивых идей и сделать невозможным развитие общественного движения, идеи декабристов по-прежнему находили своих сторонников. Это была уже не только военная молодежь дворянского происхождения. Студенчест­во, состоявшее из представителей разных социальных групп, создавало небольшие кружки. В них обсуждались наиболее острые вопросы российской действительности. Но эти кружки не успевали

перерасти в тайные общества и составить свои программы. Полиция быстро обнаруживала и лик­видировала эти объединения, а их участников преследовала.

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев В. И. и М. И. Критских, а в 1831 г. — кружок Н. Сунгурова. Члены кружков вели пропаганду революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Придерживаясь декабристской идеологии и тактики, они вы­нашивали планы вооруженного восстания.

В 1830 г. в том же Московском университете сложился кружок В. Г. Белинского «Литератур­ное общество 11-го нумера». На собраниях этого кружка читали и обсуждали литературные произ­ведения, обсуждали и анализировали существующие российские порядки. Вскоре В. Г. Белинский был исключен из университета. В 1833 г. он вошел в кружок Н. В. Станкевича. Вокруг этого фило­софа и литератора объединились талантливые и очень разные люди: Т. Н. Грановский и К. С. Ак­саков, В. Г. Белинский и братья Киреевские, М. А. Бакунин. Они изучали взгляды зарубежных философов (Канта, Гегеля и др.) и считали необходимым распространение просвещения как глав­ного средства переустройства России. Кружок распался в связи с отъездом Станкевича за границу.

В 1834 г. полиция раскрыла кружок, основанный в 1831 г. в Московском университете А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. На собраниях кружка изучались произведения французских про­светителей, обсуждались революционные события в европейских странах. В юношеские годы Герцен и Огарев в Москве на Воробьевых горах поклялись в вечной дружбе и твердом решении посвятить свою жизнь борьбе за свободу. За участие в кружке Герцен и Огарев были отправлены в ссылку.

В эти же годы полицией были раскрыты кружки во Владимире, Курске и других городах.

Однако общественная мысль развивалась не только в кружках. Другими центрами ее были столичные салоны, а также литературные журналы («Москвитянин», «Вестник Европы», «Оте­чественные записки» и др.).

Во второй трети XIX в. в России начали оформляться основные идейные течения: консер­вативное (или самодержавно-охранительное), либеральное и социалистическое (революционное). Приверженцев этих течений объединяли раздумья об исторической судьбе России, о ее прошлом, настоящем и будущем. При этом каждое направление видело судьбу России по-своему и нередко в острейшей полемике с оппонентами устами своих представителей отстаивало правомерность собственных убеждений.

После восстания 14 декабря 1825 г. в обществе стали нарастать консервативные настроения. Консерватизм — идейно-политическое течение, в основе которого лежат сохранение и незыбле­мость традиционных устоев в обществе. В 1830-е гг. идеолог консерватизма министр народного просвещения граф С. С. Уваров сформулировал теорию официальной народности (формула «Право­славие, Самодержавие, Народность» в качестве девиза была внесена в его графский титул). Пыта­ясь направить народное просвещение на то, чтобы удержать Россию от общественных катастроф, Уваров непрестанно размышлял над возможностью сочетания российских традиций воспитания и европейских идей. В новом поколении европейски образованных русских людей должны были, на его взгляд, оставаться незыблемыми духовная связь с православной верой и чувство вернопод­даннического долга перед царем. Православной вере Уваров отводил основное место, ибо с ослаб­лением ее творческие силы народа, его культура станут угасать. Самодержавие Уваров рассматри­вал как оптимальную, наиболее приемлемую форму правления для России, на которой держатся могущество, спокойствие, внутренний мир страны.

Сторонниками теории официальной народности были историки Н. М. Карамзин и М. П. По­годин, литераторы Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин и др.

Таким образом, впервые консервативное направление получило собственную идейную концепцию. Она объединила ту образованную часть общества, которая была уверена в исключительности истори­ческого пути России, считая его единственно и бесспорно верным. Консерваторы противопоставляли Россию Западу, который сотрясали революции. Именно от подобных потрясений пытались сторонни­ки теории оградить страну, обеспечить спокойное ее развитие на основе указанных трех принципов.

Однако предпринятые меры для борьбы с вольнодумством, многочисленные запреты не смогли остановить поиски смысла жизни, воспрепятствовать расширению социальной базы общественно­го движения в России.

Значительная часть общества не только поддерживала уваровскую триаду, но и выступила с ее резкой критикой. На страницах журнала «Телескоп» в 1836 г. появилось первое из «Философи­ческих писем» П. Я. Чаадаева. Его автор — участник Отечественной войны 1812 г. и член тайного Северного общества, друг А. С. Пушкина и декабристов, крупнейший мыслитель и публицист. Чаадаев видел причину многих бед в отрыве России от Европы. Путем сравнения с Западной Ев­ропой Чаадаев показывал ничтожество николаевской России с ее самодержавным правлением. Он связывал будущее России с принятием западного пути развития, с объединением стран христианс­кой цивилизации в новую общность, которая явится основой духовной свободы всех народов. Нико­лай I, ознакомившись с письмом, приказал объявить его автора сумасшедшим, определить под надзор полиции, а журнал «Телескоп» закрыть. Но «Философическое письмо» Чаадаева уже вско­лыхнуло российское общество, сделало очевидным то, что должно предшествовать практическим попыткам переустройства страны — прежде всего, это осмысление роли России в мировой истории.

Разгоревшиеся вокруг письма Чаадаева споры способствовали тому, что среди российских ли­бералов выделились два течения — западники и славянофилы. Между ними было много общего: они осуждали крепостное право, отстаивали необходимость постепенных реформ, инициатором которых должна была выступить верховная власть. И те и другие любили Россию, верили в нее и в ее великое будущее. Но на вопрос о том, как его достичь, как изменить внутреннее состояние России, они отвечали по-разному.

Славянофилы (идеологами их были писатели, философы и публицисты К. С. и И. С. Аксако­вы, А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин и др.) идеализировали историю до­петровской Руси, считали разумным вернуться к патриархальным традициям. Нередко принижая прогрессивные достижения Запада, они уповали на особый исторический путь России. Деятель­ность Петра I они оценивали негативно, отрицая полезность развития России по европейскому пути. Большую популярность приобрели их размышления о национальных традициях русского народа, о патриотизме, о вреде низкопоклонства перед Западом и т. п.

Западники, в отличие от славянофилов, видели развитие России в русле европейской цивилиза­ции. Идеологи западников (историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, литераторы П. В. Анненков и И. С. Тургенев и др.), считая Россию частью Европы, связывали ее будущее с конституционной монархией и широким спектром политических свобод. Они высоко оценивали деятельность Петра I, рассматривая реформы первой четверти XVIII в. как первый этап обновления России. Второй этап, по мнению западников, должен был начаться с проведения верховной властью коренных преобразований.

Несмотря на то что и те и другие были противниками революционных способов переустройс­тва общества, правительство Николая I за критическое отношение к крепостному праву, засилью бюрократии и подавлению прав и свобод личности сочло и тех, и других неблагонадежными. При этом более сильным гонениям подверглись западники.

Революционное движение в России возникло в 1840-1850-е гг. XIX века.

Заметную роль в нем играл кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. Он начал создаваться в середине 1840-х гг. Его посещали поэты А. Н. Плещеев и А. Н. Майков, молодые писатели М. Е. Салтыков и Ф. М. Достоевский, ученый-географ П. П. Семенов и др. По пятницам все собирались в петербургском доме Петрашевского. Петрашевцы изучали идеи европейского уто­пического социализма, основоположниками которого принято считать французских мыслителей

А. Сен-Симона и Ш. Фурье (последний оказал наибольшее влияние на формирование взглядов петра­шевцев). На собраниях кружка обсуждались вопросы будущего политического устройства России, осуждалось самодержавие и крепостное право. Петрашевским был составлен «Проект об освобож­дении крестьян» — один из наиболее передовых документов времени. В нем содержалось требова­ние немедленного освобождения крестьян с той землей, которая ими обрабатывалась, без выкупа.

Члены кружка не только обсуждали проблемы и пропагандировали через печать революци­онные идеи. Они не исключали также возможность организации народного восстания. В 1849 г. кружок был разгромлен, 39 его членов арестованы, из них 21 приговорен к смертной казни, впос­ледствии замененной каторгой и ссылкой.

Если кружок Петрашевского положил начало распространению в России социалистических идей, то дальнейшее их развитие связано с деятельностью А. И. Герцена. В 1850-е гг. он сформу­

лировал теорию «общинного социализма». По его мнению, крестьянское общинное землевладе­ние, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина являют собой те основы, на которых возможно переустройство страны. Иными словами, Россия перейдет к социа­лизму через крестьянскую общину — готовую ячейку социалистического общества.

Пропаганду своих взглядов и идей А. И. Герцен осуществлял через газету «Колокол» и аль­манах «Полярная звезда», которые издавал в Лондоне в основанной им «Вольной русской типог­рафии». Таким образом, распространение во второй четверти XIX в. оппозиционных настроений в обществе, в частности революционных идей, подготавливало сознание современников к бу­дущим переменам. Удивительным временем «наружного рабства и внутреннего освобождения» назвал эту эпоху А. И. Герцен. Именно тогда в общественном движении сформировались идеи и направления, которые получили дальнейшее развитие во второй половине столетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.