Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базисные характеристики личности. Познавательное развитие




Познавательное развитие

 

Ориентировка в окружающем:

знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других членов се­мьи, имя-отчество воспитателей;

— знает, в какой стране, в каком городе (поселке) он живет;

— ориентируется в помещении и на участке детского сада;

— задает вопросы о новых вещах;

— проявляет интерес к явлениям природы, имеет представления о различ­ных животных (рыбки, кошки, собаки, лошади, бабочки) и растениях (де­ревья, цветы, травы);

— понимает простейшие причинно-следственные связи (идет снег - хо­лодно — надо тепло одеваться);

— соблюдает осторожность, оказавшись в новых жизненных обстоятельствах, столкнувшись с незнакомыми людьми, понимает, что без разрешения взрослых нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнако­мые предметы и т.д.

Экспериментирование:

— в практических действиях с новыми для него предметами пытается уз­нать их свойства (можно сжимать, катать, бросать, разъединять, пересы­пать, переливать и т.д.);

— путем проб и ошибок находит решение практических задач (вставить и повернуть ключик, чтобы завести машинку, соединить детали для создания аппликации, постройки, смешать краски для получения но­вого цвета).

Развитие обобщений:

— обобщает способы предметных, игровых действий и может их использо­вать в новых условиях (ложкой не только ест, но и пересыпает сыпучие вещи, рыхлит землю, имитирует в игре труд врача, шофера, продавца, здо­ровается и прощается не только в детском саду, но и в других ситуациях):

— различает и называет основные геометрические формы (треугольник, квад­рат, круг);

— определяет положение предметов в пространстве относительно себя (ввер­ху — внизу, сзади — спереди и др.);

— имеет элементарные представления о времени (день — ночь, утро — вечер);

— может находить сходство и различие, группировать объекты по цвету, ве­личине, форме, фактуре материала и назначению;

- может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5-10.

 

 

Эмоциональные проявления:

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

переживает, если его не принимают в игру, обижают сверстники; ярко проявляет эмоции при слушании литературных произведений; с удовольствием поет, движется под музыку, танцует, участвует в игре-драматизации, фольклорных играх.

 

В младшем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психоло­гический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетент­ности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также кре­ативности.

Компетентность. Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людь­ми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнооб­разных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: спо­собен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, про­явить внимание и сочувствие.

Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причин­но-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной дея­тельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и эле­ментарного планирования своей деятельности.

В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.

Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выпол­нению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию дви­гательной активности, совершенствованию движений.

Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок спо­собен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравствен­ных поступков.

Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.).

Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а так­же в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать эти образы в игре, вырази-

 

тельном движении, при сочинении сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт.

Инициативность проявляется в выборе тематики игр, постановке и разре­шении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с ко­торыми он обращается к взрослому и сверстникам, организации и осуществле­нии самостоятельной продуктивной деятельности.

Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (оде­вании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными), организации предметной сре-ды для самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.

Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые по­ступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.