КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базисные характеристики личности. Познавательное развитие
Познавательное развитие
Ориентировка в окружающем: — знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи, имя-отчество воспитателей; — знает, в какой стране, в каком городе (поселке) он живет; — ориентируется в помещении и на участке детского сада; — задает вопросы о новых вещах; — проявляет интерес к явлениям природы, имеет представления о различных животных (рыбки, кошки, собаки, лошади, бабочки) и растениях (деревья, цветы, травы); — понимает простейшие причинно-следственные связи (идет снег - холодно — надо тепло одеваться); — соблюдает осторожность, оказавшись в новых жизненных обстоятельствах, столкнувшись с незнакомыми людьми, понимает, что без разрешения взрослых нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнакомые предметы и т.д. Экспериментирование: — в практических действиях с новыми для него предметами пытается узнать их свойства (можно сжимать, катать, бросать, разъединять, пересыпать, переливать и т.д.); — путем проб и ошибок находит решение практических задач (вставить и повернуть ключик, чтобы завести машинку, соединить детали для создания аппликации, постройки, смешать краски для получения нового цвета). Развитие обобщений: — обобщает способы предметных, игровых действий и может их использовать в новых условиях (ложкой не только ест, но и пересыпает сыпучие вещи, рыхлит землю, имитирует в игре труд врача, шофера, продавца, здоровается и прощается не только в детском саду, но и в других ситуациях): — различает и называет основные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг); — определяет положение предметов в пространстве относительно себя (вверху — внизу, сзади — спереди и др.); — имеет элементарные представления о времени (день — ночь, утро — вечер); — может находить сходство и различие, группировать объекты по цвету, величине, форме, фактуре материала и назначению; - может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5-10.
Эмоциональные проявления: испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности; переживает, если его не принимают в игру, обижают сверстники; ярко проявляет эмоции при слушании литературных произведений; с удовольствием поет, движется под музыку, танцует, участвует в игре-драматизации, фольклорных играх.
В младшем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. Компетентность. Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности. В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами. Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений. Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков. Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.). Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать эти образы в игре, вырази-
тельном движении, при сочинении сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт. Инициативность проявляется в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными), организации предметной сре-ды для самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности. Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |