Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика возрастных возможностей. Социально-личностное развитие




Социально-личностное развитие

 

Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир лю­дей, осваивает взаимосвязи в социальном мире.

Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, но и к ува­жению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.

В общении со сверстниками в игре и других видах деятельности осуществля­ются обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т.е. все, что способствует общности детей, выполняющих совместную деятельность. С возрастом общение приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близо­сти со сверстником. К 7 годам ребенок выделяет личностные особенности сверст­ника («Интересные игры придумывает», «Хорошо бегает», «Очень добрый» и т.д.).

У детей, если они вместе провели несколько лет, возникает достаточно спло-| ченное детское общество. Существенно увеличивается по сравнению с младши­ми дошкольниками интенсивность и широта круга общения. Возрастает устой­чивость игровых объединений, их средняя величина достигает 3—4 человек, иногда,! особенно у мальчиков, возникают игровые объединения по 8—9 человек.

 

У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуника­тивных умений и более гибкое их использование. Аргументы, применяемые

и хтя обоснования предложений, просьб, оценок, становятся более совер-ленными по своему содержанию.

У детей седьмого года жизни резко возрастает потребность в дружеских сношениях со сверстниками. Оценки, которые дети дают сверстникам, имеют аолее обобщенный характер и свидетельствуют о возрастающей сопричастно-ли старших дошкольников к жизни группы детского сада («Дружит со всеми», «Хорошие советы дает, если дети поссорятся», «Заступается, если кого-то оби-ьлют»).

Этические мерки, формирующиеся у ребенка в результате усвоения норм и."фавил поведения и отражающие его отношение к универсальным человечес-юш ценностям, он применяет не только к собственной личности.

Ребенок становится более самостоятельным, независимым от взрослых. Обога­щается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. В отличие от детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые в силу ограниченности знаний о себе принимают на веру оценку взрослого, у старше­го дошкольника появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.

В старшем дошкольном возрасте ребенок чаще начинает оценивать свои лич­ностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и само­оценки. Дети прежде всего оценивают те качества и особенности поведения свер­стников и самих себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.

На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные суж­дения о себе становятся более полными, детализированными, развернутыми. Ре­бенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Олег меня любит: играет со мной, дает игруш­ки, угощает»). К концу дошкольного возраста возникает важное новообразова­ние — осознание своего социального «я» и появление на этой основе внутрен­ней позиции — понимание ребенком разного отношения к нему людей и стрем­ление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.

 

Образовательная область «Социализация»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.