КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникация. Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребенка использовать язык и неречевые средства для налаживания взаимоотношений и
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребенка использовать язык и неречевые средства для налаживания взаимоотношений и взаимодействия с окружающими. Показатели охватывают овладение фонетическими, лексическими и грамматическими средствами языка и использование их в разных ситуациях общения: играх и других совместных видах деятельности, словесном творчестве, разговорах со сверстниками и взрослыми. ♦ Правильно произносит все звуки родного языка Для обследования звукопроизношения используется рассматривание предметных картинок с изображением объектов, в названии которых имеются проверяемые звуки (свистящие, шипящие, сонорные — твердые и мягкие) в начале слова, середине и конце (санки, лиса, лес; синица, месяц, гусь). «Достаточный» уровень — ребенок правильно произносит все проверяемые звуки. Уровень, «близкий к достаточному», — неустойчиво произносит какой-либо один звук или группу звуков (он то произносится правильно, то опускается или заменяется другим). «Недостаточный» уровень — в речи отсутствует один или группа звуков. ♦ Умеет выделять звуки в слове Воспитатель называет и раскладывает перед ребенком 7—8 предметных картинок, предлагает выбрать из них те (5), в названии которых есть заданный звук [с]. Затем просит произнести эти слова так, чтобы звук [с] хорошо слышался (интонационное выделение звука). Предлагает послушать, как звучит слово «сссо-вок» и назвать первый звук в слове, затем последний звук в слове. «Достаточный» уровень — правильно выполняет все задания (допускаются некоторая неуверенность, колебания при выполнении заданий, единичные ошибки). Уровень, «близкий к достаточному», — правильно отбирает 3—4 картинки с заданным звуком, неуверенно выполняет задание на интонационное выделение звука, вместо звуков [с], [к] называет буквы («сэ», «кэ»). «Недостаточный» уровень — допускает 3 и более ошибок при отборе картинок, не справляется с интонационным выделением звуков, не выделяет первый и последний звук в слове. Если ребенок с трудом справляется с заданиями, следует отметить, велась ли соответствующая целенаправленная работа. ♦ Высказывается простыми распространенными предложениями Воспитатель наблюдает за речевым поведением детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Предлагает задания на составление рассказа по картинке, игрушке, серии картин, набору игрушек и т.д., работая с группой детей и индивидуально.
Во время выполнения заданий на рассказывание воспитатель обращает внимание (или письменно фиксирует), использует ли ребенок в речи точные определения (прилагательные), дополнения (существительные), обстоятельства действия (наречия). «Достаточный» уровень — ребенок использует в речи разные средства распространения предложений (существительные, прилагательные, наречия). Уровень, «близкий к достаточному», — в рассказывании преобладают простые нераспространенные предложения (отсутствуют определения, дополнения, обстоятельства). «Недостаточный» уровень — нарушение согласования слов (членов предложения) в роде, числе, падеже, возникающее в процессе рассказывания, другие грамматические погрешности («Шапка да шубка — белая мишутка», «Эта кошка лежит на ковере», «Апельсин чуть-чуть кислинай»). ♦ Грамматически правильно строит сложные предложения В процессе выполнения задания на рассказывание воспитатель отмечает (или письменно фиксирует) наличие в речи ребенка сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. «Достаточный» уровень — ребенок грамматически правильно строит сложные предложения разного типа (союзные и бессоюзные) («Мальчики залезли на дерево, чтоб гнездышко взять, а вороны в это время прилетели и начали ругаться»). Уровень, «близкий к достаточному», — в речи появляются синтаксические ошибки (нарушение согласования слов, порядка их, многократное повторение соединительных союзов, ошибки при передаче прямой речи и др.) («А у меня есть еще санки, кататься на снегом», «И сели на самосвал. И поехали. Вот. Потом привезли их в театр и сказали: «Будете выступать»). «Недостаточный» уровень — не справляется с заданием на рассказывание, в речи нет сложных предложений. ♦ Строит связный рассказ по сюжетной картинке Воспитатель предлагает ребенку составить по картинке рассказ: что здесь произошло. В процессе рассказывания по сюжетной картинке отмечаются полнота содержания, структурное оформление высказывания, его грамматическая правильность. «Достаточный» уровень — ребенок полно, грамматически и структурно правильно передает основное содержание картинки. Допускается, если самостоятельный рассказ краток и в связи с этим не имеет четкой структуры, хотя основная мысль изображения передана правильно («Мальчики полезлЖна дерево достать воронят и упали с дерева»). Уровень, «близкий к достаточному», — не передает смысла изображенного, опускает важные детада,: перечисляет персонажей, не увязывая событий, справляется с рассказыванием-яишь после беседы со взрослым (по вопросам). «Недостаточный» уровень — не может составить рассказ даже после вопросов взрослого. Если в процессе рассказывания ребенок допускает грамматические ошибка. это следует отдельно отметить. ♦ В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями Воспитатель организует с детьми дидактические игры парами типа «Разрезные картинки», «Разложи картинки по порядку», «Запомни и нарисуй». Предлагает двум детям действовать, выполняя задание вместе (например, вместе собрать
все 15 разрезанных на 2—3 части картинок с изображением игрушек, предметов азежды, разложить по порядку картинки (5—6) — иллюстрации к сказке «Коло-ток», запомнить 8—10 картинок с изображением предметов, у которых есть нож-си. и нарисовать их на одном обшем листе бумаги). Обращает внимание на моменты возникновения между детьми речевого взаимодействия (диалога). «Достаточный» уровень — ребенок эмоционально, активно высказывается, ".ривлекает к себе внимание партнера, вызывает его вопросы, предложения, комментарии, сам отвечает на них словом и действием. Уровень, «близкий к достаточному», — дети говорливы и активны, но их речевые высказывания невзаимосвязаны. Каждый говорит о своем и не отвечает словесно на высказывания партнера. «Недостаточный» уровень — действуют разобщенно, мало говорят, конфликтуют из-за материалов. ♦ Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения Для выявления этих умений воспитатель организует (коллективно или индивидуально) словесные дидактические упражнения, игры с мячом, картинками, игрушками и др. Например, словесную игру «Окончи предложение». Яблоко — это фрукт, а огурец — это... Помидор — это овощ, а груша — это... Куртка — это одежда, а ботинки — это... Сапоги — это обувь, а пальто — это... Стол — это мебель, а автобус — это... Скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко», Скажу я слово «далеко», а ты ответишь... Веселый —... Лежать —... Бежать —... Смеяться —... Высокий, как жираф, голодный — как... Хитрый, как... Быстрый, как... Трусливый, как... Ловкий, как... «Достаточный» уровень — ребенок принимает задачу и справляется с 3— 4 заданиями каждого типа (обобщающие слова, антонимы, сравнения). Уровень, «близкий к достаточному», — понимает смысл задания, ищет в соответствующем семантическом поле, но делает это медленно и не всегда успешно. «Недостаточный» уровень — ребенок не понимает смысла заданий и старается угадать ответ, а не найти его по смыслу. Справляется с 2—3 заданиями одного или нескольких типов. Если русский язык для ребенка неродной, это следует указать дополнительно.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |