Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы добровольческой активности несовершеннолетней молодежи




Согласно Федеральному Закону "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" к молодежи относятся граждане до 30 лет. Данная категория в соответствии с объемом своей дееспособности делится на две части: молодежь дееспособную (совершеннолетних) и недееспособных (несовершеннолетних). Цель данного обзора - показать особенности взаимоотношений между несовершеннолетними добровольцами и организациях, где они выполняют свою деятельность. Согласно Семейному кодексу[16], ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). По достижении этого возраста человек, если он не страдает определенным психическим расстройством[17] становится дееспособным - то есть способен своими действиями приобретать и осуществлять права; создавать и нести обязанности. При этом в некоторых случаях ребенок становится полностью дееспособным с 16-летнего возраста в случае так называемой "эмансипации" (признания ребенка полностью дееспособным по решению суда или органа опеки и попечительства, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью) или в случае создания семьи до достижения 18-летнего возраста[18]. То есть фактически ребенок приравнивается в правовом отношении к взрослым. Но несмотря на это, несовершеннолетнее лицо благодаря СК РФ продолжает считаться ребенком. По своей правоспособности дети делятся на две категории: несовершеннолетние в возрасте до 14 лет (малолетние) и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Существуют определенные особенности и различия установления взаимоотношений между организациями и несовершеннолетними по сравнению со взрослыми (совершеннолетними), которые основаны на их дееспособности.

Взаимоотношения, которые возникают между организацией и работающим в ней добровольцем, являются определенной сделкой между ними. Организация не планирует производить оплату, она заранее говорит о безвозмездности и добровольности предлагаемой потенциальному добровольцу деятельности. Доброволец же изначально без принуждения идет выполнять ту или иную деятельность на безвозмездной основе в своих интересах. То есть, так как не идет речи об отсутствии элемента возмездности со стороны добровольца в виде денежной, материальной оплаты или в виде оказания каких-то услуг, то данную сделку можно признать безвозмездной. Термин "доброволец" определен в законе о благотворительности[19]. Благотворительная деятельность, которую он выполняет, определена в этом же законе и совершается лишь в определенных целях, перечень которых установлен. То есть, лицо, выполняющее иную деятельность на безвозмездной основе, не соответствует статусу "добровольца", указанному в данном законе. Это с одной стороны, а с другой - по сложившимся в практике обычаям "добровольцами" называют граждан, осуществляющих не только благотворительную деятельность, а более широкую общественно полезную деятельность на безвозмездной основе в различных некоммерческих проектах.

Договор, сделку о безвозмездном оказании услуг добровольцем можно заключать и с несовершеннолетним. Законодатель говорит о том, что несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) уже могут заключать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, т.е. это может быть и договор о безвозмездном оказании услуг[20]. Но в любом случае, данные сделки не налагают личную ответственность на несовершеннолетних до 14 лет, ответственность по данным сделкам несут их родители и опекуны. В целом же данные сделки по общему правилу являются ничтожными, т.е. недействительными. Имущественную ответственность по сделкам малолетних, в том числе и по тем, которые они имеют право совершать самостоятельно, несут его законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Дети старше 14 лет по безвозмездной сделке самостоятельно несут имущественную ответственность за причиненный ими вред. [21]

Важно затронуть еще один аспект взаимоотношений "организация - несовершеннолетний доброволец". Конвенция ООН о правах ребенка (несовершеннолетнего) говорит о праве ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию[22]. Данной формулировке вторит Кодекс законов о труде Российской Федерации[23]. Согласно ему запрещено применение труда лиц моложе 18 лет (детей) на работах, связанных с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах; запрещено принимать детей на работу, если выполнение ее может повредить их нравственному развитию, а именно - в игорном бизнесе, в ночных клубах и кабаре, в производстве, перевозке и торговле спиртным, табаком, наркотическими и токсическими препаратами. Разрешается прием на работу учащихся, достигших 14 летнего возраста, с согласия родителей и в свободное от учебы время, без нарушения процесса обучения. В отличие от взрослых работников, детям (несовершеннолетним) устанавливается сокращенная рабочая неделя. Продолжительность рабочей недели для детей младше 16 лет не может превышать 24 часов, а если они совмещают учебу с работой - 12 часов. Для детей в возрасте от 16 до 18 - соответственно 36 и 18 часов.[24] Кроме этого для несовершеннолетних работников предусмотрены более мягкие условия труда - они не допускаются до работы в ночное время[25], к сверхурочным работам, в выходные дни[26], не допускаются к работам по переноске и передвижению тяжестей, превышающих специальные нормы[27]. Учащимся предусмотрен отпуск по учебе (на время экзаменов)[28]. Исходя из того, что деятельность добровольцев, в том числе и несовершеннолетних не является трудовой, то нельзя говорить о том, что необходимо выполнение вышеприведенных правил КЗоТа. Но ввиду того, что деятельность добровольцев часто протекает совместно с оплачиваемым персоналом в одних и тех же некоммерческих организациях, в одних и тех же условиях, и заключается в выполнении действий, подобных тем, которые выполняют и оплачиваемые сотрудники, то разумно и в добровольческой деятельности придерживаться подобных правил, обозначенных в КЗоТе. Эти правила созданы на основе психофизических возможностей несовершеннолетних, а также особенностей их жизнедеятельности (например, необходимости учебы).

Можно рассматривать добровольческую деятельность детей еще с одной стороны. Конвенция ООН признает право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний[29]. Это право гарантировано Конституцией РФ и Законом "Об общественных организациях (объединениях)". Каждый ребенок имеет право создавать ассоциации, организации и проводить собрания, не направленные против закона и общественного порядка. Государство поддерживает данные организации через Закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Оно не вмешивается в деятельность общественных объединений, пока их деятельность законна[30]. Каждый ребенок вправе выражать свое мнение, даже если оно отлично от мнения большинства. Ребенок может придерживаться определенных взглядов, вероисповедания. Эти права гарантируются Конституцией РФ.[31]

У ребенка есть право выражать свое мнение в семье при решении каких-либо вопросов, касающихся его интересов[32]. В том числе это относится и к вопросу участия ребенка в деятельности молодежных и детских организаций, ребенок волен в выборе организаций, если их деятельность не противоречит закону". Во взаимоотношениях "организация - несовершеннолетний доброволец" важнейшую роль играют его законные представители, т.е. родители и опекуны. Они имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, защита прав и интересов детей возлагается на родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Из вышесказанного можно сделать следующие рекомендации и выводы по работе организации с несовершеннолетними добровольцами.

1. В начале деятельности добровольца с ним следует оговаривать принцип безвозмездности добровольческой деятельности. О взаимоотношениях организации и несовершеннолетнего добровольца должны обязательно знать его родители или опекуны. Если возникает необходимость заключения договора с малолетним добровольцем, то желательно этот документ заключить с его законными представителями (родителями и опекунами). Если договора нет, то желательно иметь их письменное одобрение его добровольческой деятельности. С несовершеннолетним старше 14 лет можно непосредственно заключить договор, но и при этом важно поставить в известность его родителей.

2. Между организацией и добровольцем заключается договор "О безвозмездном оказании добровольцем услуг организации".

3. Добровольческую деятельность несовершеннолетних, разделяющих цели и задачи организации, в которой они работают, в первую очередь следует рассматривать не как безвозмездную сделку, а как проявление их права на общественную деятельность.

4. При выполнении несовершеннолетними какой-либо добровольческой деятельности следует по аналогии руководствоваться правилами трудовой деятельности несовершеннолетних.

5. Возможна компенсация затрат только тем добровольцам, которые выполняют на добровольческой основе законодательно определенную благотворительную деятельность в благотворительных организациях.

Закон четко защищает права детей в области трудового, семейного, уголовного, административного и гражданского права от всех форм эксплуатации. Начиная с 14 лет, ребенок может самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. До этого возраста его права защищают органы опеки и попечительства, законные представители и прокурор.

 


4. Международное добровольческое движение.

 

Добровольческая деятельность является признанной на самом высоком международном уровне. Международное добровольческое движение состоит из множества крупнейших организаций, таких как Армия спасения, Красный крест, Волонтеры ООН и других. Например, в IAVE (International Association for Volunteer Effort) - международную ассоциацию добровольческих усилий входит более 90 стран Европы, Азии, Африки, Австралии и обеих Америк. Эти крупные организации имеют своих представителей в большинстве стран мира, включая Россию.

На 15-й Всемирной конференции, которая прошла в августе 1998 г. в Канаде, присутствовало более 3000 человек из 89 стран. С делегатами активно работал премьер-министр Канады, другие видные политические деятели мирового масштаба. Основным вопросом конференции явился вопрос интеграции добровольчества в местные сообщества и о признании его лидерами ведущих государств мира. Особым признанием заслуг добровольчества стало решение 52-й сессии Организации Объединенных наций объявить 2001 год - всемирным Годом добровольцев (см. Приложение). Что же позволило добиться этого? С одной стороны, это результат следования многих организаций Всеобщей декларации добровольцев, а с другой - этому способствовали многочисленные успешные примеры добровольческой помощи в разных уголках земного шара.

Австралия. Австралийский Центр волонтерства информирует общество о работе волонтеров, проводит общественные диспуты, цель которых - повысить эффективность добровольческой политики и практики в стране. В Австралии существует несколько Государственных центров волонтеров, финансирующихся частично правительством, частично его членами. Эту организацию активно поддерживают правительство, деловые круги, средства массовой информации, научные и общественные организации Австралии. Задача центров - повысить уровень добровольческих услуг и ответственность управленческих структур за услуги, оказываемые добровольцами. Каждый Государственный центр спонсируется «Программой добровольческого менеджмента» департамента здоровья и человеческих ресурсов правительства содружества. Кроме Центров волонтеров, в Австралии существуют более 30 местных добровольческих агентств.

В Олимпийских играх 2000 г. в Сиднее приняло участие более 50 тысяч австралийских добровольцев.

Великобритания. Центр добровольцев Великобритании был создан в 1973 г. В основу его деятельности легли выводы и рекомендации Исследовательского комитета, изучавшего в 1966-1969 гг. степень участия волонтеров в деятельности Службы здоровья и социальных служб.

Как авторитетная организация в движении волонтеров, Центр стремится повысить качество их работы, увеличить численность, общественный вес и доступность. Кроме того, Центр проводит консультации для частных лиц; распространяет информацию путем переписки и публикаций; проводит исследования и тренинги; предлагает консультации по добровольческой политике и практике агентствам; поддерживает новые организации добровольцев; проводит ежегодные конференции, семинары, лекции и другие мероприятия.

Центр сотрудничает с большим числом агентств в добровольческом частном и неправительственном секторах, является членом Европейского центра волонтеров и IАVЕ, руководит Пан-европейским обучением добровольцев. Наиболее важное достижение организации - осознание правительством важности движения добровольчества для повышения уровня жизни в Великобритании.

В Великобритании в 2000 г. работало 500 добровольческих центров.

Япония. В начале XX века идея добровольчества в Японии получила общественный резонанс, и на этой волне в 1910 г. правительство создало систему благотворительной помощи "Хоумен инн" (теперь она называется "Минсей-инн"). До сих пор сохраняется основной принцип работы этой системы: выбранные члены общества, задачей которых было определение уровня благосостояния граждан, работают в сотрудничестве с правительственной администрацией.

С середины 70-х годов центры добровольцев как неправительственные организации создавались в Японии через уже существующую сеть советов социального благосостояния. В настоящее время центры волонтеров существуют почти во всех муниципалитетах страны, и задействованы в них представители почти всех слоев общества: домохозяйки, молодежь, служащие компаний, бизнесмены пенсионного возраста. Свыше 3% всего населения Японии зарегистрированы в качестве волонтеров (более 10 млн японцев в той или иной форме участвуют в движении волонтеров).

Италия. Летом 1991 г. Закон о волонтерстве официально узаконил отношения добровольцев с государственными организациями. Разделяя возможные терминологические разночтения, в Италии появилось «социальное добровольчество». Одной из крупнейших организаций, развивающих добровольческие инициативы в Италии, является Итальянский фонд добровольчества, созданный по инициативе Римской сберегательной кассы. Фонд предоставляет консультационные, образовательные услуги добровольцам и организациям, выпускает «Журнал добровольчества». Учредил несколько Национальных премий в области добровольчества с целью выявления и поддержания наиболее перспективных и инициативных групп, движений в сфере солидарности и борьбы с социальным неблагополучием. В Италии существует Постоянный комитет председателей добровольческих организаций и фондов, представляющий интересы
2 млн добровольцев Италии перед правительством, парламентом, церковью, различными общественными институтами.

США. В 1991 г. 94,2 млн американцев безвозмездно отработали 20,5 млрд часов. Стоимость этого времени составила 176,4 млрд долларов. Из этих людей половина имела в связи с этим понижение семейного дохода.

Стремление американцев к добровольческому труду уже в 1835 г. описал А. Токвиль в своей знаменитой книге об Америке[33]. Среди основных мотивов развития добровольческих (волонтерских) инициатив выделяются следующие: традиция протестантского патрицианства, городская традиция этнических меньшинств, добровольческие профессиональные ассоциации, традиция объединяться в организации и создавать коалиции и традиция корпоративной филантропии.

Сегодня в США существует целая правительственная программа поддержки добровольческих инициатив. В рамках этой программы в апреле 1997 г. проходил президентский саммит, в котором участвовали настоящий и бывшие президенты США вместе с тысячами добровольцев из различных уголков страны. Это дало старт программе, в которой уже приняли участие миллионы американцев (http://www.americaspromise.org). Два крупнейших американских фонда развивают добровольческие инициативы в других странах мира – это «Unaited Way» и «Points of Light Foundation».

Россия. У добровольческого движения в России хорошая история, настоящее и будущее.У нас в стране много «скрытого добровольчества», когда люди выполняют добровольческую работу, не думая о социальной важности своего труда. Более 40% опрошенных россиян выразили свою готовность безвозмездно помогать ближним. В стране работают более тридцати добровольческих центров. Только в некоммерческий сектор вовлечено около 2,5 млн человек [34], треть из которых, по оценкам МОФ СЦПОИ, являются добровольцами. Проходят массовые акции с участием добровольцев, так в рамках Весенней недели добра в апреле 2001 года, только в Сибири приняло участие более 120 тысяч человек.

Существует законодательная база, регулирующая добровольческую деятельность. На данный момент это Закон «О благотворительности и благотворительных организациях». В декабре 2001 года в Государственной Думе Российской Федерации прошли Парламентские слушания, посвященные добровольным гражданским инициативам населения. Наработанный на них материал послужит основой совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность добровольцев и сотрудничающих с ними организаций.

Россия активно включилась в работу по проведению Международного года добровольцев (МГД), решением Правительства от 22 января 2001 года создан Национальный Комитет по проведению МГД в России. В рамках

 


5. Почему люди работают бесплатно?
Мотивации добровольцев.

 

Вот в вашу организацию пришел человек. Он пришел и сказал, что готов выполнять необходимую работу на добровольческой основе. Почему он к вам пришел? Что он ищет? Какую проблему для себя пытается решить? Какая нужда подтолкнула его к этому поступку?

Вот в вашу организацию пришел другой человек. Он пришел и сказал, что готов выполнять необходимую (пусть даже ту же, что и в вышеописанном случае) работу за определенную оплату. Почему он к вам пришел? Что он ищет? Какую проблему для себя пытается решить? Какая нужда подтолкнула его к этому поступку?

Вы можете сказать, что во втором случае достаточно легко ответить на поставленные вопросы. Особенно "что он ищет?". Многие ответят: «Конечно же, заработок!» А если спросить дальше: «А зачем ему деньги?», то, скорее всего, последует ответ: "Чтобы удовлетворить свои потребности". То есть у человека есть мотивация к удовлетворению каких-то потребностей. А деньги в данном случае выступают в качестве инструмента их удовлетворения. Есть потребность в поправке здоровья - можно купить лекарства или тренажер, есть потребность в определенном социальном статусе, и его, говорят, можно купить. В некоторых случаях деньги наиболее эффективно удовлетворяют возникшие потребности. Но не всегда. Можно ли, например, купить дружбу? Бывает, что на полное удовлетворение потребности денег не хватает и тогда человек, движимый мотивацией, ищет другие способы ее удовлетворения. Одним из способов может быть бесплатный труд в качестве добровольца.

Мотивация - это то, что толкает нас совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей у нас потребностью.

Благодаря влиянию мотиваций, один человек тратит огромное количество времени и сил на самоутверждение, а другой - на самосохранение. Часть ученых считает, что мотивации располагаются в иерархической значимости. Раскрыл иерархию индивидуальных мотивов психолог Абрахам Маслоу в своей гуманистической теории[35] (Рис.1).

По его теории самыми сильными являются первичные мотивации, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (чувство голода, жажда, потребность в дыхании, в физическом развитии, сохранении жизни). Эти мотивации располагаются в основании пирамиды иерархии мотивов на нижнем уровне. Далее идет потребность в самосохранении, в защите от риска, гарантии удовлетворения физиологических потребностей. Далее идет блок вторичных мотиваций. Социальные потребности - это потребности в общении, в дружбе. Выше идет уровень эгоистических потребностей, т.е. потребность испытывать гордость, быть престижным, иметь определенный статус или самоуважение, уверенность в себе, свободу. Последний уровень в пирамиде связан с удовлетворением потребности самореализации, творчества.

Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу: наиболее мощные потребности, которые оказывают наиболее сильное влияние на действия человека, находятся у ее основания. Например, если человеку не хватает воздуха, то он готов рисковать жизнью, чтобы ее сохранить. И чаще всего в этот момент его не волнуют мотивации, связанные с общением. Но по мере удовлетворения какой-либо "низшей" потребности на первый план выходит новая, бывшая до этого менее актуальной.

На формирование потребностей и движущих мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится.

Мотивированный человек готов к действию, которое удовлетворит его потребности.

Мотивации можно разделить на два блока: индивидуальные и групповые. Если рассматривать групповые мотивы, то в данной иерархии можно увидеть то, что способствует объединению людей в группы. Мотивы нижнего уровня наиболее просты для объединения и привлечения людей в группу, но в то же время они наиболее слабы для удержания человека в этой группе. Очень распространена, особенно среди молодежи, потребность расширения круга общения. Попадая в какое-либо общество, человек, желая удержаться в группе, начинает преследовать те мотивы, которые характерны для данного сообщества. Следовательно, очень важно при появлении добровольца в вашей организации закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его к вам. Тогда человек будет стремиться в ваш коллектив, захочет стать его членом. Например, когда приходит доброволец в клуб защиты животных для работы по набору текстов на компьютере, хорошо было бы попробовать увлечь его уставной деятельностью организации, например, подарив щенка. При этом предварительно узнайте его отношение к собакам. Очень часто многие организации совершают ошибку, пытаясь сразу же увлечь впервые пришедшего к ним человека своей миссией. В результате они теряют потенциального добровольца. Важно помнить, что человек приходит в результате своих индивидуальных мотиваций, а ценности организации (группы) для него еще не актуальны.

В иерархии индивидуальных мотивов Маслоу существует такой фактор, как самореализация. Одним из ее аспектов является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, обладающих богатым жизненным опытом. Они могут видеть в нем смысл своей жизни. Но, по оценкам ученых, процесс развивающейся урбанизации замещает этот мотив другими мотивами, направленными на достижение только личного благополучия. [36]

Альтруизм предусматривает получение удовольствия от заботы о благополучии окружающих.

 
 

Рис 1 Иерархия мотивов.

 

Для молодежи одной из ведущих потребностей является ее востребованность обществом. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных. С молодыми добровольцами необходимо общаться как со взрослыми людьми. Сильны мотивы, связанные с потребностью получения новых навыков и знаний. Наиболее ярко они выражены у студенческой молодежи.

В связи с теми или иными потребностями, человеку можно предложить и соответствующую работу, например:

1. Удовлетворение физиологических потребностей:

- приготовление и раздача пищи;

- пошив одежды;

- работа на свежем воздухе;

- работа, связанная с различными спортивными мероприятиями и непосредственным участием в них.

2. Удовлетворение потребности в безопасности:

- распространение экологически чистых продуктов;

- работа в коллективе (расширение круга безопасного общения);

- работа с правоохранительными организациями;

- работа для повышения уже имеющегося профессионализма, что поможет укрепить свои позиции на основной работе. Или же получение новых знаний, помогающих в поиске работы.

3. Удовлетворение социальных потребностей:

- организация и участие в публичных мероприятиях;

- работа администратором, преподавателем, воспитателем или диспетчером;

- совместная работа лиц противоположного пола.

4. Удовлетворение потребности чувства гордости и престижа:

- работа представителем организации во время контактов со внешними лицами;

- работа в качестве руководителя группы людей, т.е. на ответственной должности;

- получение престижно звучащей должности.

5. Самореализация:

- творческая деятельность с ненормированным графиком работы;

- работа преподавателя.

Выявить наиболее точно мотивы, которые подвигли человека к добровольчеству, можно, проведя психологическое тестирование - это наиболее точный, но и требующий специальной подготовки способ.

Если напрямую спросить человека о том, какой мотив для него является ведущим, то вряд ли он сразу же ответит на это точно, даже если допустить, что человек совершенно искренен с вами. Зачастую люди не осознают, что движет их поступками, так как это скрыто глубоко в подсознании. Но часто собеседование может дать знание о мотивациях человека.

Например, зная о том, что пришедший к вам человек является безработным и ищет новую работу, можно предполагать, что его мотивации очень разнообразны, т.е. они могут быть связаны с его личным престижем (быть безработным – не престижно), или с потребностью общения (человек оказался вне коллектива), или с потребностью в безопасности (у человека нет уверенности в завтрашнем дне). Но для любой мотивации есть правило – удовлетворенная потребность больше не служит стимулом. Выяснив условия жизни человека, можно предположить, какие мотивации для него являются значимыми.

Хочется обратить внимание на такую важную вещь, как замена одной мотивации на другую. Актуализация определенной мотивации зависит от тех факторов, которые позволяют ее удовлетворить. Значительно проще актуализировать первичные мотивации (см. иерархию Маслоу), подменив еще достаточно слабую мотивацию, например к причастности, на мотивацию связанную с активным отдыхом. В качестве негативного можно рассмотреть пример, когда пришедшего в театр добровольца начинают активно направлять на бесплатные спектакли, в то время когда этот человек был готов работать только за то, что бы чувствовать себя частью театральной среды.

Другой ученый психолог Дэвид Маккэланд[37] выдвинул свою теорию потребностей, достаточно близкую теории Маслоу. Она заключается в том, что поступками человека движут три основных рычага: власть, успех и причастность.

Люди с потребностью власти хотят воздействовать, влиять на других людей. Они часто являются хорошими ораторами, пытаются сформировать мнение, хотят изменений, ориентированы на должность, уважение, репутацию, имеют определенную харизму и агрессивность в словах.

Люди, ориентированные на успех, на результат, по своим потребностям занимают промежуточное место между потребностью в уважении и самореализацией. Они любят работу с видимым результатом, работу с личной ответственностью за поиск решения, любят умеренный риск, доверие. Это люди инициативные и самостоятельные.

Люди, ориентированные на причастность, предпочитают труд в обществе с другими людьми, труд связанный с коммуникациями. У них хорошие способности устанавливать контакты, поддерживать других в достижении цели. Они предпочитают говорить о чувствах, благодаря своей повышенной внутренней эмоциональности. Существуют также и другие теории, описывающие мотивации.

Другая теория мотиваций, теория поля говорит о том, что поведение человека всегда зависит от факторов, связанных с ситуацией, в которой оно проявляется, в частности от личности и внешней среды. Так поведение правонарушителя вызвано не только влиянием среды, но и проявлением личности.[38] С ее точки зрения не верно отделять одно от другого, а следует рассматривать в комплексе.

Отдельное место занимают исследования, в которых требуется ответить на вопросы анкеты: «Что привлекает Вас к благотворительному труду, а что наоборот отталкивает?».

Например, в марте 2000 г. в Новокузнецке по заявке Добровольческого центра прошло исследование и на вопрос: «Почему люди становятся добровольцами?» был дан ответ: 31,3% - хотят помочь окружающим, 12% - заполнить свободное время, 19,7% - сделать мир лучше, 9,3% - хотят получить признание и уважение от окружающих.

Или же, по исследованию Топфера и Якимца, в 1999 г. было выявлено, что 48% добровольцев имеют личное желание помочь кому-либо, 47% работают по чьей-либо просьбе, 42% решают личные нужды и интересы, 35% стремятся улучшить положение других людей.

В их же исследовании в качестве антистимулов к добровольческой деятельности называлась плохая организация работ – 71%, неинтересно и надоело – 34%, отнимает слишком много времени – 31%, сложная работа – 30%, плохая оценка усилий добровольца – 29%, чувствовал себя лишним – 29%.

Подводя итог, хотелось бы добавить, что практика показывает, что истинная мотивация человека вещь достаточно сложная и определяемая очень многими вещами одновременно. Поэтому теории мотиваций хорошо знать и использовать, но в то же время важно помнить и о том, что в окружающем нас мире существует много факторов (информационных, организационных, технических, …), которые могут оказывать влияние на поступки человека.

Благодаря пониманию вышеописанных в данной главе процессов и сформировался девиз проекта «Агентство добровольной помощи»:

«Помогая окружающим, Вы помогаете прежде всего… себе!»

 

6. Процесс работы с добровольцами в
организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.