Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синергия в учебной аудитории. Я, как преподаватель, пришел к убеждению, что многие из по-настоящему удачных




Я, как преподаватель, пришел к убеждению, что многие из по-настоящему удачных

уроков или семинаров балансируют на самом краю хаоса. Синергия проверяет,

действительно ли преподаватель и студенты открыты для восприятия принципа, в

соответствии с которым целое большее суммы его частей.

Бывают моменты, когда ни преподаватель, ни студенты не знают наверняка, что

именно должно произойти. Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к

открытости и желанию узнавать и выслушивать взгляды друг друга. Потом следует

"мозговая атака", по правилам которой дух оценивания подчиняется духу творчества,

воображению и интеллектуальному взаимодействию. И тогда начинает происходить нечто

феноменальное. Семинар полностью преображается благодаря радостному возбуждению от

нового импульса новой идеи и нового направления, которые с трудом поддаются

определению, но почти осязаемы всеми участниками.

Возникает такая синергия, словно вся группа сообща решила отказаться от старых

сценариев и написать новые.

Я никогда не забуду занятий по философии и стилю руководства, которые я вел в

университете. Прошло около трех недель с начала семестра, когда один из студентов во

время своего ответа стал рассказывать, об очень сильном личном переживании, чрезвычайно

эмоциональном и глубоко осмысленном. Дух уважения и признательности опустился на

присутствующих – уважения к индивидуальности этого человека и признательности за его

мужество.

Это общее чувство стало благодатной почвой для возникновения синергии и

творческого порыва. Зараженные рассказанным, другие студенты стали делиться своими

наблюдениями, открытиями и сомнениями. Спокойная и доверительная атмосфера

побуждала к максимальной открытости. Вместо того, чтобы обсуждать тему, к которой они

готовились дома, студенты поглощали информацию, содержащуюся в рассказах их

товарищей, и начали создавать совершенно новый сценарий семинара, отличный от

первоначально задуманного.

И я был увлечен этим процессом. Я попал под гипнотическое воздействие его

творческой магии. И я обнаружил, что моя привязанность к заданной структуре семинара

постепенно ослабевает и открываются абсолютно новые перспективы. Это не было простым

полетом фантазии; в том, что происходило, чувствовались зрелость, стабильность и смысл,

значительно превосходящие старые замыслы и планы.

Мы отказались от прежней программы, отложили в сторону учебники и

сформулировали новые цели, наметили новые проекты и определили новые задания. Нас

настолько вдохновило происшедшее, что еще целых три недели мы были переполнены

желанием делиться с другими тем, что случилось с нами.

Мы решили написать книгу, содержащую наши выводы и открытия, связанные с

изучаемым предметом – принципами руководства. Задания были изменены, были запущены

новые проекты, сформированы новые творческие команды. Все заработали гораздо

интенсивней, чем это было при старой структуре обучения, и мотивы для такой работы были

совершенно иными.

В результате этого опыта возникла уникальная, сплачивающая, синергитическая

культура, которая сохранилась и после окончания семестра. Многие годы эта группа

собиралась на традиционные встречи выпускников. Даже и теперь, много лет спустя,

встречаясь, мы часто вспоминаем то, что испытали, и стараемся вновь осмыслить, что

именно произошло и почему.

Меня особенно изумляла одна вещь: насколько мало потребовалось времени для

создания уровня доверия, достаточного, чтобы вызвать такую синергию. По-моему, это

случилось, в значительной мере, благодаря тому, что участники этого события были людьми

достаточно зрелыми. Это был последний семестр их выпускного курса, и, я думаю, они

хотели получить что-то большее, чем просто очередное занятие. Они жаждали чего-то

нового и волнующего, они сами хотели творить, создавать что-то поистине значительное.

Эта идея уже созрела в них, а они созрели для этой идеи.

В добавление к этому и сам процесс обучения был организован верно. Я чувствовал,

что участие в синергитическом процессе значительно весомее, чем разговор о нем, что

создавать что-то новое гораздо важнее, чем просто читать что-то старое.

Как и большинству людей, мне приходилось испытывать и такие моменты в жизни,

которые были уже почти синергитическими, которые балансировали на грани хаоса и по

каким-то причинам именно хаосом и заканчивались. К сожалению, обжегшись на подобных

примерах из жизни, люди часто приступают к новому делу с мыслью о возможном провале.

Стремясь защититься от этого, они отсекают себя и от синергии.

Это похоже на руководителей, которые для оказания воздействия на нескольких

нерадивых сотрудников вводят драконовские правила, ограничивающие свободу и

творческие возможности всех остальных, или деловых партнеров, которые, представляя себе

наихудший из возможных сценариев развития отношений, именно его описывают в

договоре, уничтожая этим сам дух творчества, предпринимательства и синергии.

Оглядываясь на свой опыт консультирования и обучения руководящих кадров, могу

сказать, что главный акцент почти всегда делался на синергию. В начале работы обычно

требовалось значительное мужество для того, чтобы честно взглянуть правде в глаза и

сказать о человеке или организации, или семье то, что сказать нужно, но для этого нужно

сочетание смелости и истинной любви. Затем все становились более естественными,

открытыми и искренними и начинался процесс синергитического общения. Он становился

все более и более творческим и завершался таким осмыслением ситуации и такими планами,

которых сначала никто из участников не ожидал.

Как утверждал Карл Роджерс: "Самое индивидуальное является одновременно самым

общим". Чем более искренним вы становитесь, чем откровеннее вы в ваших высказываниях,

– особенно, говоря о своем собственном опыте или своих собственных сомнениях, – тем

больше люди откликаются на сказанное вами и тем больше крепнет их чувство

безопасности, способствующее их собственному самовыражению Их открытость, в свою

очередь, заражает других участников, и возникает общая творческая эмпатия,

обеспечивающая более глубокое осмысление, получение новых знаний и поддерживающая

ощущение радостного возбуждения, не позволяющее этому процессу прекращаться.

Люди начинают понимать друг друга молниеносно, практически с полуслова, по

обрывкам фраз. И вот перед ними открываются, давая пищу для размышлений, целые новые

миры, новые горизонты, новые парадигмы с многими вариантами решений и новые

альтернативы. Конечно, иногда случается, что эти новые идеи повисают в воздухе, но, как

правило, они находят свое отражение в реальных практических решениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.