Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соль в глаза




Кунаки

Благопристойные гости

К кумыкскому князю Шамхалу Таркинскому приехали его друзья чеченцы. Хозяин несказанно обрадовался, велел приготовить самые изысканные блюда, чтобы угостить дорогих гостей. Настало время ужина, князь и его гости сели вокруг обильного дастархана и завели неторопливый разговор. Время шло, а гости поели совсем мало, да так мало, что князь в душе даже обиделся. И чтобы проверить их, приказал на следующий день приготовить безвкусной, несоленой пищи. Но и теперь чеченцы съели столько же, и виду не подали, что еда чем-то отличается от вчерашней. Удивленный князь спросил: «Вчера была очень вкусная еда, но поели совсем чуть-чуть. Сегодня вам преподнесли совершенно невкусную еду, вы съели столько же. В чем дело?» Гости улыбнулись: «Мы приехали к тебе в гости, Шамхал, увидеться, получить удовольствие от общения с тобой, и меньше всего думали о том, чтобы насытить свое чрево твоими изысканными блюдами». Шамхал понял, что приехавших к нему друзей нельзя упрекнуть в чревоугодии.

В старинной чеченской балладе описывается встреча терского казака и чеченца. Двое молодцев - Автуринский Ахмад и казак были влюблены в красавицу - казачку из Кизляра. Случайно оба молодца встречаются на невысоком хребте у Терека. Казак, увидев безмятежно спящего чеченца, не стал вероломно пользоваться случаем, напротив, отпустив своего скакуна пастись рядом с конем Ахмада и, вытянув из-под чеченца половину бурки, лег рядом с ним. Ахмад увидел сон: будто лошадь некоего казака испугала его скакуна. Проснувшись, автуринец увидел, что сон был явью. Гордый Ахмад разбудил казака и пригласил хозяина лошади сразиться с ним в поединке. Удалой казак согласился. Соперники выбрали самое надежное оружие – сабельные клинки. Однако в самый последний момент перед поединком казак обратился к Ахмаду со словами: «Выслушай меня, Ахмад Автуринский, не подумай, что во мне говорит страх, нет! Если удача будет на твоей стороне и ты пронзишь меня клинком, люди скажут – «убил какого-то казака». А если я лишу тебя жизни, скажут – «легендарного Ахмада убил какой-то казак». Не лучше ли стать друзьями, место для подвига в нашей жизни всегда найдется! Скажи, куда ты направляешься?»

После этого Ахмад рассказал казаку, что собирается жениться на полюбившейся ему кизлярке. Казак, несмотря на то, что эта девушка нравилась и ему, пожертвовал своей любовью ради святой дружбы и поехал с Ахмадом сватать прекрасную жительницу Кизляра. Казак сосватал ее и со словами доброго напутствия любви и мира проводил молодую пару домой, Принявшую веру мужа прекрасную кизлярку, родственники Ахмада называли ГIизларха (Кизлярка). До свадьбы, по обычаю, девушка жила у одного из друзей Ахмада, в доме жителя Малых Атагов Кадия (ныне его потомки Кадиевы). На свадьбу друга гребенский казак пригнал из затеречной степи 40 жеребцов. Вместе с другими друзьями Ахмада казак сопровождал и невесту в свадебном эскорте от Малых Атагов до Автуров. На свадьбу с поздравлениями приезжал имам Шамиль. В честь своего друга, казака Саньки, Ахмад нарек своего сына именем Сату. У Ахмада были также четыре дочери. В доме Ахмада жил его друг и беглый русский солдат Кузьма. Рассказывают, что в селе Автуры до сих пор живут чеченцы - потомки беглого солдата Кузьмы.

 

В эпоху хрущевской оттепели, получив реабилитацию, чеченцы в конце 50-х годов 20 века вернулись на родину. Но советские нравы активно внедрялись в их жизнь, преследовались деятели религии, порицались национальные обычаи, традиции. Особенно тяжело переживали этот факт старцы, ценой неимоверных усилий сохранившие устои предков в чудовищных условиях ссылки. Седобородые старики качали головами, видя, с какой легкостью молодые люди относятся к форме своей одежды, ибо были рождены и воспитаны настоящими аскетами в еде, и носили только скромную одежду. В 70-е годы началась «революция». Подчиняясь модным тенденциям, поддерживаемым советской властью, чеченская молодежь начала одеваться по-современному, хотя это шло в разрез с желаниями родителей, старших. Волосы у парней стали длиннее, брюки и рубашки обтянутее, обувь на каблуках, а у девушек платья стали короче, платки на голове все уже и уже, пока не превратились в тонкие ленты.

Старик Бейбулат часто выходил на улицу и сидел на лавочке возле своих ворот, видел, как меняется молодежь и считал это началом конца, шествием в бездну, сокрушался от того, что ничего не может сделать. В один прекрасный день он взял в ладонь щепотку соли и со словами: «Я не могу это остановить, но могу не видеть», - засыпал ею глаза и ослеп.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.