Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим земель промышленности




Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования.

Размеры земельных участков, предоставляемых для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в исключительных случаях путем выкупа (ст. 79 ЗК РФ) после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ст. 88 ЗК РФ).

Согласно преамбуле Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. №2396-1, недра представляют собой часть земной коры, расположенной, главным образом, ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже дна водоемов и водостоков, и поэтому не входят в понятие земли как земной поверхности. Участки недр предоставляются пользователю в виде горного отвода или геологического отвода.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О недрах», горный отвод - геометризованный блок (участок) недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых, либо иного вида недропользования. Допускается возможность предоставления различным недропользователям по разным горным отводам одного и того же земельного участка. Один и тот же горный отвод (месторождение) может быть предоставлен одновременно нескольким предприятиям. В этом случае земельный участок предоставляется в долевое или совместное пользование.

Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых, обозначаемых на картографических картах или планах при оформлении земельного отвода.

Геологический отвод - геометризованный блок (участок) недр, предоставленный для геологического изучения недр.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

На правовой режим земель добывающей промышленности накладывается специфика, связанная с особенностью недр, как самостоятельного объекта общественных отношений, регулируемых специальным законодательством. Пользование землей и пользование недрами связаны самым тесным образом, хотя их зависимость в разных ситуациях различна. В одних случаях, пользование земельным участком является лишь предпосылкой, необходимым условием осуществления права пользования недрами. Так, горнодобывающее предприятие не может быть сооружено и нормально функционировать без занятия земельного участка. Такое предприятие является прежде всего пользователем недр. Землепользование в этом случае, по отношению к пользованию недрами, хотя и является самостоятельным, носит вторичный вспомогательный характер. В других случаях, землепользователь может выступать в качестве пользователя недр. Так, лица, имеющие земельные участки вправе использовать в установленном порядке находящиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф.

Торф не относится к общераспространенным полезным ископаемым (Инструкция "О порядке предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых", утвержденная СМ СССР от 08.09.1960 г.). Его месторождение всегда расположено на поверхности земли. Различают два вида торфопользования - промышленная разработка торфодобывающими предприятиями при наличии специального разрешения и разработка торфяных месторождений собственниками и землепользователями для собственных нужд без специального разрешения.

При разработке торфяных месторождений должно быть соблюдено условие оставления природного (защитного) слоя торфа на выработанных площадях (не менее глубины пахотного слоя 15-20 см.). Порядок разработки и использования торфоместорождений определяется законодательством субъектов РФ.

Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы) ", утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 года N860 имеет подпрограмму "Минерально-сырьевые ресурсы", которая разработана для обеспечения регулирования всех видов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы России и охране недр, определения масштабов и сроков их проведения с учетом прогнозов социально-экономического развития страны.

Российская Федерация располагает громадным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.
За последние годы уровень разведанных запасов минерального сырья начал снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся объемах превышает прирост их запасов. Состояние минерально-сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий отработки. В связи с этим требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведением разведочных работ. Возрастает актуальность выявления новых ресурсных провинций для компенсации выбывающих сырьевых баз.

Минерально-сырьевая база России в последние годы оказалась в сложном положении. Реализация федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы" осуществлялась в условиях спада производства, ограниченности финансирования геолого-разведочных работ, низкой инвестиционной активности. Финансирование геолого-разведочных работ, предусмотренных указанной программой, осуществлялось на недостаточном уровне. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета в 1996-1998 годах фактически составлял 21-66 процентов потребности. Впервые за годы экономических преобразований относительно стабильное финансирование геолого-разведочных работ было осуществлено лишь в 1999 году и продолжилось в 2000 году, что позволило нарастить объемы этих работ.

Недостаток финансирования обусловил невыполнение федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы" по объемам производства основных видов геолого-разведочных работ и, как следствие, невыполнение заданий по приросту запасов по большинству стратегически важных видов полезных ископаемых. Так, прирост запасов по нефти и газу составил соответственно 31,7 и 21,1 процента от программных заданий.

Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы страны. Основными из них являются:

· острый дефицит отдельных видов минерального сырья, обусловленный, с одной стороны, отсутствием крупных месторождений (марганец, барит, бентонит, каолин, фосфориты), с другой - неосвоенностью подготовленной сырьевой базы (титан, свинец, цирконий) или слабой геологической и поисковой изученностью территории страны при достаточно высоком прогнозном потенциале (уран, хром, вольфрам, сурьма, ртуть, кристаллический графит и др.);

· истощение сырьевых баз действующих предприятий, осуществляющих добычу железных руд (Карело-Кольский регион, Урал, юг Западной Сибири), олова и вольфрама (Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономная область), свинца и цинка (Приморский край, Республика Северная Осетия - Алания), вольфрама и молибдена (Кабардино-Балкарская Республика), бокситов и медно-колчеданных руд (Северный и Южный Урал), кристаллического графита и хризотил-асбеста (Свердловская область);

· нарушение баланса между приростом запасов и добычей полезных ископаемых: уровень прироста запасов практически по всем их видам начиная с 1994 года не восполняет даже существенно уменьшившиеся объемы добычи (соотношение прирост - добыча в 1999 году составило по нефти - 88,5 процента, по газу - 42,9 процента, по никелю - 32,5 процента, по олову - 30,9 процента, по меди - 23,9 процента, по свинцу - 20,3 процента, по цинку - 5,1 процента, по вольфраму - 2,2 процента);

· низкие темпы подготовки запасов защищенных в экологическом отношении подземных вод для питьевого водоснабжения: до настоящего времени около 50 процентов городов и других населенных пунктов России, в том числе 76 городов с населением более 250 тыс. жителей, используют для водоснабжения поверхностные, не защищенные от загрязнения воды (гг.Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Нижний Новгород, Омск и др.);

· низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки полезных ископаемых, сдерживающие освоение ряда новых крупных месторождений с рядовыми и бедными рудами;

· низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности страны минеральными ресурсами.

Цель подпрограммы - устойчивое сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевой продукции, а также геополитических интересов Российской Федерации.

Основными задачами подпрограммы являются:

· удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности) в минеральном сырье;

· улучшение социально-экономической обстановки в регионах с преимущественно минерально-сырьевым профилем экономики;

· обеспечение платежного баланса страны за счет развития и использования минерально-сырьевой базы, в состав которой входят углеводородное сырье, благородные металлы, алмазы и другие виды полезных ископаемых, представляющие интерес для экспорта.

Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов предусмотрено осуществлять в объемах, обеспечивающих потребности развития добывающих отраслей в соответствии с прогнозами развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, определенными федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года и Стратегией развития металлургической промышленности России до 2005 года.

Будут увеличены объемы прогнозно-поисковых, поисковых и поисково-оценочных работ для выявления высоколиквидных полезных ископаемых (благородные металлы, алмазы, медь, никель), дефицитных для России руд марганца, хрома, титана, а также сырья для обеспечения высоких технологий.

Перевод ресурсного минерально-сырьевого потенциала в запасы добываемого сырья будет выполняться предприятиями-недропользователями за счет собственных средств с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников.

Основной объем работ будет направлен на прирост запасов нефти и газа. Эти работы включают в себя глубокое поисково-разведочное бурение, профильную и объемную сейсморазведку и др. Работы в отношении твердых полезных ископаемых и подземных вод включают в себя геофизические исследования, колонковое и ударно-механическое бурение, горно-проходческие работы.

В результате этих работ будет осуществлен перевод прогнозных ресурсов в оцененные и разведанные запасы промышленных категорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.