Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соседи славян




Славяне, занявшие в VIII веке территории от Подунавья до Балтики, создали единое языковое и культурное пространство, что явилось предпосылкой формирования торгового пути из варяг в греки, сыгравшего важную роль в экономическом развитии региона и образовании русского государства. Уже во второй половине века археологически доказано ведение торговли между славянами в меридиональном направлении. В начале IX века завязываются торговые связи славян с соседними странами, позже путь включается в общеевропейскую транспортную систему. В IX—XIII веках славянами осуществляется колонизация Северо-Восточной Руси.

В начале VIII века на левобережье Днепра складывается роменская культура, которую связывают с продвижением сюда с нижнего подунавья больших масс славянского населения. В 750—775 в верхнем Поднепровье формируется культура смоленских длинных курганов. В Приильменьи и Приволховье славяне появляются в 750—800 годах, в Ладоге их присутствие прослеживается с 770 года (время II строительного яруса по Кузьмину-Мачинской).

Продвижение славян на восток.

Восточные славяне.

Миляции.

Управления, строгая административная иерархия, более или менее взаимосвязанная эконо-

Ставляется это был результат слабой внутренней интеграции (не сложился единый центр

Однако эти процессы интеграции не получили логического завершения. Как нам пред-

Минало сложное вождество или даже раннее государство (скорее всего, сложное вождество с

элементами раннего государства).

мическая система) и, конечно же, германской экспансии, колонизации и последующей асси-

На северо-западе России (Псковщина, Смоленщина, Полоцкая и Ильменская земля) фиксируется еще одна группа ранних славян, связанная происхождением с висло-одерской группой Пражской культуры и местными финно-уграми и балтами. Этой первой волной славян созданы уникальные погребально-жреческие комплексы длинных курганов и сопок. Длинные курганы представляют собой протяженные насыпи длиной до 120 м. Сопки - высокие насыпи с кольцевым кругом камней у основания. Те и другие являются родовыми кладбищами, содержащими остатки кремированных людей. Необычные размеры и формы насыпей получались в результате многократных подсыпок при очередных захоронениях праха умерших.

Заселение славянскими народами территории Восточной Европы повсеместно сопровождалось включением в их состав групп местного населения: балтов, ираноязычных потомков скифов и сармат, финно-угров. Особенно успешно проходила ассимиляция балтских племен, проживавших на верхнем Днепре и Оке с эпохи раннего железа. Можно ли говорить о славянском завоевании Восточной Европы и порабощении проживающих здесь балтов и финнов? Первые славянские колонии имели очень небольшие размеры и были окружены многочисленными местными племенами. Погребения совершались на общих кладбищах. Археологически хорошо прослеживается процесс заимствования местным населением более высокой славянской культуры, что говорит о ненасильственной славянизации родственных народов.

Во второй половине I тыс. в результате расселения славян на территории Восточной Европы образуются несколько новых племенных союзов, упомянутых в «Повести временных лет». Для каждого из племенных союзов характерен свой диалект языка, культура, погребальный обряд, керамика, а также женские височные украшения.

Племенные объединения полян, древлян, дреговичей, волынян (бужан) возникают на территории Правобережной Украины и Белоруссии на основе Пражской и Лука-райковецкой культуры, соответствующих первому объединению славян - дулебов. Для всех этих племен характерны проволочные в 1,5 оборота височные колечки, имеющие у каждого племени свои небольшие отличия. Так у полян и древлян височные кольца имеют эс-овидный загнутый конец, у дреговичей - 1 крупную бусину с зернью, у волынян - лопастные бусы из проволоки. Влияние ираноязычных народов особенно сильно заметно в культуре полян. Здесь наиболее долго сохраняется исчезнувший в других местах обряд ингумации.

Южные племена хорватов, уличей и тиверцев сложились при смешении Пражской и Пеньковской культур и наследовали их культуру. Хорваты занимали Прикарпатскую зону и ранее входили племенное объединение Хорватия, распавшееся под ударами аваров. Осколками этого племенного союза являются молдавские и далматинские хорваты. Для хорват характерен обряд ингумации под каменными плитами и перстнеобразные височные кольца. Тиверцы получили свое название из-за расселения по Днестру – Тиры и являются одним из самых южных славянских племен. Свое происхождение ведут от антов. Для них не характерны височные украшения и курганные могильники. Урны с прахом хоронят в грунтовых ямах. В X –XI вв. под давлением кочевников отступают в Карпаты. Уличи - первоначально южные соседи полян на Днепре, но из-за конфронтации с ними в IX-X вв. переселяются в междуречье Южного Буга и Днестра, где сливаются с тиверцами.

Северяне оседают на Десне, Сейме, Суле, достигая Среднего Дона и Оки. Ими оставлена Роменско-боршевская культура, для которой характерно обилие укрепленных поселений – городищ и своеобразная посуда с узором из гребенчатого штампа и витой веревочки. Наиболее надежным индикатором их выделения являются спиральные височные кольца из проволоки. Вятичи расселяются на Средней Оке. Важнейшим этническим признаком их является семилучевое височное кольцо. Широко используются шейные гривны и браслеты. Радимичи во многом похожи на вятичей и расселяются западнее их. Височные кольца имеют лопастные окончания и похожи на вятические. Происхождение вятичей и радимичей связывают с западно-славянским миром (от ляхов).

Кривичи заселяют огромные пространства Смоленской, Владимиро-Суздальской, Новгородской, Белоозерской, Полоцкой, Псковской земли. Расселение кривичей происходило в среде балтских и финских племен от которых славяне заимствовали многие элементы культуры (коньковые шумящие подвески, посуда и т.д.). Характерными для кривичей являются ромбощитковые височные кольца. Долгое время является открытое селище, расположенное в труднодоступных местах вблизи массива плодородных земель – т.н. весь. Очень часто селища группируются в гнезда, по соседству с которыми находятся укрепленные племенные убежища – городища. На селища имелось от 5 до 8 жилищ и проживало порядка 50 человек, составляющих общину. Жилищами на севере страны являлся прямоугольный сруб с глинобитной печью, на юге – полуземляночное жилище столбовой конструкции с печью-каменкой в противоположном от входа углу.

Основой жизнедеятельности восточных славян является комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство при доминировании зернового земледелия. Потребностями земледельческого хозяйства обусловлен выбор мест обитания: плодородные и удобные для плужной обработки почвы, не использующиеся местными жителями (балты - в большей степени оседлые скотоводы и подсечные земледельцы, финно-угры - рыбаки и охотники с элементами производящего хозяйства). Огневое земледелие у восточных славян не было господствующим, а применялось лишь для освоения новых полей. Возделывались пшеница, ячмень, рожь, просо, горох, бобы, овес, полба, конопля. На славянских поселениях найдены в большом количестве плуги, чересла,сошники, наральники, топоры, жернова, сковородки для выпечки хлеба, серпы, косы. Для сохранения плодородия почв употребляли сложные системы севооборота (двух- и трехполье), поэтому поселения существуют на одном месте многими столетиями. В скотоводстве на первом месте было разведение коров, а затем свиней, овец, лошадей. Рыболовство, охота, собирательство, бортничество носили подсобный характер. Их доля увеличивалась в лесных районах.

Следы развитого ремесленного производства встречается практически на каждом поселении (металлургия и металлообработка, косторезный промысел, гончарство). Но в тоже время наряду с рядовыми ремесленными центрами выделяются специализированные - праобразы городов. Об уровне мастерства славянских металлургов говорит знакомство с секретами изготовления стали, пакетного металла, закалки, литья, ковки, теснения, скани и зерни из серебра, золота, билона. Железо производилось свое, а цветной металл завозился. С VIII в. появляется керамика, изготовленная на гончарном круге. На основе старых племенных центров в IX-X в. начинают возникать первые города: Киев, Смоленск, Чернигов, Любечь, Белоозеро, Муром, Ростов, Изборск. Новгород и др. Складывается стандартная структура городов: княжеско-дружиный детинец и ремесленно-торговый посад вокруг.

Важнейшим источником по изучению восточных славян является погребения. Наиболее распространенным в это время является курганный обряд на основе кремации покойника на стороне. Остатки кремации помещались в основание насыпи или на ее вершину в специально вырытую ямку или в обычный глиняный сосуд - урну. Большинство курганов – это небольшие насыпи, не содержащие погребального инвентаря. При сходстве погребального обряда у восточных славян имеются незначительные племенные отличия, выражающиеся в положении могильной ямы, наличие прослоек золы и глины, камней. С X-XI в. под влиянием христианства кремация начинает сменяться ингумацией. Наряду с рядовыми курганами известны курганы дружинников и знати, найденные под Смоленском, Псковом, Ярославлем, Черниговом. Они отличаются большими размерами и наличием богатого сопроводительного инвентаря: комплектов дружинного оружия, украшений, конской упряжи, ритуальных сосудов. На площадке будущего кургана разводился костер, на котором сжигали умершего, одетого в лучшие одежды. Его сопровождали вещи для жизни в загробном мире. После кремации остатки складывали в горшок или сгребали в центр площадки. Сверху сооружали земляную насыпь. В некоторых дружинных курганах заметны следы влияния скандинавской культуры: остатки сожженной ладьи, человеческие жертвоприношения, скандинавские украшения и оружие. Но чисто скандинавских захоронений немного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.