КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнениями
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
Врачебный контроль (ВК) – раздел медицины, являющийся неотъемлемой составной частью системы физического воспитания. Его цель - содействие развитию физической культуры и спорта.
Задачи ВК: 1. осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем занимающихся физкультурой и спортом, содействие правильному проведению занятий ф.к. и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с различным состоянием здоровья; 2. определение состояния здоровья, физического развития с последующими рекомендациями об оптимизации применяемых средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; 3. определение наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания и проведение мер на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека в процессе занятий физическими упражнениями; 4. обоснование средств и методов физического воспитания, разработка более совершенных методов врачебных наблюдений за физкультурниками и спортсменами, гигиенических исследований, диагностики, лечения и предупреждения предпатологических состояний и травм.
Все физкультурники и спортсмены, занимающиеся в спортивных секциях, а также студенты вузов, учащиеся школ и колледжей должны проходить регулярные врачебные обследования. Ответственность за проведение таких обследований возложена на руководителей спортивных организаций, ректоров вузов, директоров школ и колледжей, преподавателей, тренеров. Врачебное обследование физкультурников состоит из следующих разделов: - анамнез; - оценка физического развития; - оценка состояния нервной системы; - оценка состояния сердечно-сосудистой системы; - оценка состояния системы дыхания; - оценка состояния систем пищеварения, выделения и эндокринной; - лабораторные исследования. Завершается оно составлением врачебного заключения.
Анамнез (греч. anamnesis – воспоминание)– расспрос занимающихся для получения следующих сведений: анкетные данные, перенесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, регулярность занятий физкультурой и спортом, наличие спортивных разрядов… Оценка физического развития проводится по описательным признакам и антропометрическим измерениям. Описательные: телосложение (астеническое, нормостеническое, гиперстеническое); состояние скелета; развитие мускулатуры; осанка; форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая, уплощенная); форма спины (нормальная, круглая, плоская, седлообразная); форма позвоночника, ног (нормальная, О-образная, Х-образная) и стоп (полая, нормальная, уплощенная, плоская); жироотложение. Антропометрические: рост (стоя, сидя); вес тела; окружность грудной клетки (в спокойном состоянии, при максимальном вдохе и выдохе при вычислении экскурсии грудной клетки); ЖЁЛ; окружность плеча, бедра, голени; силы мышц кисти и спины. Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля. Оценка состояния нервной системы проводится по схеме принятой в клинике нервных болезней с некоторыми дополнениями и включает в себя: расспрос; определение типологических особенностей высшей нервной деятельности; исследование состояния черепно-мозговых нервов; двигательной и чувствительной сферы; вегетативного отдела нервной системы; анализаторов нервно-мышечной системы и биотоков коры больших полушарий головного мозга. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) один из важнейших показателей функционального состояний человеческого организма. Исследование ССС включает: расспрос (перенесенные заболевания, жалобы); наружный осмотр (окраска кожных покровов, форму грудной клетки); пальпацию (расположение и характер верхушечного толчка); перкуссию (выстукивание границ сердца); регистрация ЧСС; аускультацию (прослушивание тонов и шумов сердца); определение АД; инструментальные методы (электро- и фонокардиография, реография, УЗИ и др.) функциональные пробы. Функциональные пробы делят на три группы: - одномоментные (однократная физ.нагрузка – приседания, прыжки, бег и др.); - двухмоментные (физ.нагрузка дается дважды с перерывом); - трехмоментные и комбинированные (20 приседаний, 15 секунд - бег на месте в макс. темпе, 3 минуты - бег на месте в темпе 180 шагов в минуту). Реакция на физическую нагрузку бывает благоприятной (нормотонический тип реакции) и неблагоприятной (гипертонический, дистонический и астенический тип реакции). Пробы для оценки физической работоспособности основаны на количественной информации об изменениях вегетативных функции в момент выполнения мышечной работы. Для точного дозирования мощности работы используются велоэргометр, тредбан или восхождение на ступеньку. В 1947 году Съестранд предложил определять физическую работоспособность по той величине мощности мышечной работы, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин. Эта величина ЧСС выбрана на том основании, что она характеризует начало оптимальной зоны функционирования кардиореспираторной системы. В 1958 году Всемирная организация здравоохранения рекомендовала пробу Съестранда для широкого использования. Оценка состояния системы дыхания проводится путем: расспроса; наружного осмотра; пальпации; перкуссии и аускультации; проведением проб с задержкой дыхания. Функциональное состояние внешнего дыхания характеризуют: ЖЁЛ, максимальная вентиляция легких, состояние бронхиальной проводимости. Оценка состояния системы пищеварения осуществляется путем расспроса, осмотра ротовой полости, пальпации области желудка и кишечника, перкуссии печени. Оценка состояния системы выделения – расспрос, осмотр на наличие отеков, пальпация почек, анализ мочи. Лабораторные исследования применяются для оценки сдвигов в организме непосредственно после физической нагрузки. Проводится анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, эритроциты, РОЭ, КЩР, соотношение K и Na), мочи (цвет, прозрачность, белок, сахар, лейкоциты, эритроциты и др.), иногда – желудочного сока. 2. САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ
ВК не будет достаточно эффективным, если его не дополнить самоконтролем. САМОКОНТРОЛЬ – это самостоятельные регулярные наблюдения человека, занимающегося физическими упражнениями, с помощью доступных методов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм этих занятий. Кроме того, он имеет большое воспитательное и образовательное значение, является показателем сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой.
Основные задачи самоконтроля: 1. научить внимательно относиться к собственному здоровью, к гигиене физических упражнений; 2. привить навыки личной и общественной гигиены; 3. обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями; 4. научить регистрировать, анализировать и оценивать получаемые данные и использовать их для определения степени физического развития, тренированности, состояния здоровья; 5. установить тесную связь между студентами, преподавателем физкультуры и врачом; 6. уточнить и дополнить данные ВК.
При самоконтроле используют следующие антропометрические показатели: рост, вес, окружности грудной клетки, талии, плеча и др. Кроме того, измеряют ЖЁЛ, ЧД, ЧСС и кистевую динамометрию. Данные самоконтроля позволяют определить степень физического развития студента, выявить возможное отставание в его физическом развитии или дефекты в телосложении, наблюдать изменения физических качеств под влиянием занятий физическими упражнениями. Измерения желательно проводить систематически, через определенные промежутки времени. Это позволит видеть динамику физического развития и антропометрических показателей.
Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля. Антропометрический профиль
Рис 1. Сетка для вычерчивания антропометрического профиля
Для вычерчивания антропометрического профиля заготавливается сетка (рис. 14). В сетке слева обозначаются антропометрические признаки, подлежащие оценке, и данные обследуемого студента по этим признакам. Правая часть сетки делится на 7 вертикальных столбиков. Средний столбик предназначен для средних показателей (0 = от — 0,5 до + 0,5). Справа размещаются столбики, обозначающие показатели «выше среднего», «высокие», «очень высокие», слева — «ниже среднего», «низкие» и «очень низкие» с соответствующими величинами частного от деления разности средних показателей М и данных обследуемого студента на показатель о (в нашем примере на 6,0). Затем эта величина определяется по каждому антропометрическому признаку обследуемого и отмечается в виде точки в соответствующей графе сетки. Далее все точки соединяют линиями и получают антропометрический профиль. При наличии показателей ниже средних и низких по отдельным признакам в занятия физическими упражнениями и спортом рекомендуется включать специальные упражнения, способствующие ликвидации имеющихся недостатков в физическом развитии.
Критериями позитивного влияния на развитие студента занятий физическими упражнениями по данным самоконтроля можно считать: 1. бодрое настроение и отличное самочувствие; 2. крепкий, освежающий сон; 3. быстрое восстановление и меньшая усталость при одной и той же физической нагрузке; 4. повышение физической и умственной работоспособности; 5. улучшение аппетита; 6. желание тренироваться и соревноваться; 7. повышение уровня физических качеств; 8. увеличение ЖЁЛ; 9. повышение мышечной массы тела (с учетом годового прироста); 10. урежение пульса в покое; 11. более быстрое восстановление ЧСС после стандартной нагрузки; 12. улучшение спортивных результатов.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |