КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дневник самоконтроля, пробы самоконтроля
Результаты самоконтроля записываются в специальную тетрадь – дневник самоконтроля. Дневник самоконтроля этомониторинг, позволяющий анализировать и обобщать результаты тестирования и проведенных проб, в нем регистрируют: § субъективные показатели (самочувствие – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; настроение – жизнерадостное, спокойное, подавленное; сон – продолжительность, глубина, его нарушения; аппетит – хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой; болевые ощущения – в мышцах, головные, в боку, в области сердца; желание тренироваться – с удовольствием, безразлично, без желания, апатия, отвращение к тренировке; умственная и физическая работоспособность - повышенная, средняя, пониженная; положительные и отрицательные эмоции); § объективные показатели, они отличаются возможностью их количественного измерения (ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ, вес, толщина подкожного жира, мышечная сила, гибкость, спортивный результат, тренировочные нагрузки).
Форма дневника может быть различной, например: - оцениваются объективные показатели по 5-баллной системе или описательно (сон – хороший, 8 часов; аппетит – удовлетворительный; самочувствие – небольшая усталость). - объективные показатели в соответственных единицах измерения (ЧСС – уд/мин.; АД – мм.рт.ст.; вес – кг и т. д.) Пробы для самоконтроля должны быть просты, доступны, объективны и не требовать больших физических напряжений. К ним можно отнести следующие: 1. Утренняя проба. Ее оценивают по формуле:
ИР (Индекс Рюффье) = (Р1+Р2+Р3-200)/10
где Р1,2,3 – ЧСС в трех положениях (лежа, сидя, стоя) ИР менее 0 – отлично, ИР = 0-5 – хорошо, ИР = 6-10 – посредственно, ИР = 11-15 – слабо, ИР более 15 – неудовлетворительно.
2. Ортостатическая проба. Методика проведения: 5 минут –отдых, лежа на спине (ЧСС в конце отдыха). Затем встать, стоять одну минуту и посчитать ЧСС. По разнице величин ЧСС судят о реакции ССС. 0-12 уд/мин – отлично, 13-18 - хорошо, 19-25 - удовлетворительно, 26 и более - плохо.
3. Клиностатическая проба. Переход из положения стоя в положение лежа, что у подготовленных спортсменов вызывает снижение ЧСС на 4-6 уд/мин.
4. Проба Штанге (русский врач, 1913г.): Вдох, выдох и вдох, задержать дыхание. Регистрируется время задержки дыхания (до 120 и более сек.).
5. Проба Генча (венгерский врач, 1926г.): Вдох, выдох, задержать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания (до 90 сек.)
6. Проба Кверга. Состоит из 4 упражнений, выполняется 5 минут без перерыва: - 30 приседаний за 30 секунд, - бег на месте 30 сек. с макс. скор., - бег на месте 3 минуты (150 шаг/мин) - прыжки со скакалкой – 1 минута. Сразу подсчитывается ЧСС за 30 сек (Р1), повторно через 2 минуты (Р2) и через 4 минуты (Р3). Рассчитывать по формуле: ИК (Индекс Кверга) = 15000/Р1+Р2+Р3
ИК более 105 – отлично, ИК = 99-104 - хорошо, ИК = 93-98 - удовлетворительно, ИК менее 92 - неудовлетворительно.
7. Показатель крепости телосложения. Определяется как разница между показателем роста (в см) и суммой веса (в кг) и окружности грудной клетки (в см). Менее 10 – очень крепкое телосложение, 11-15 – крепкое телосложение, 16-20 – хорошее телосложение, 21-25 – среднее сложение, 26-30 – слабое сложение, 30-35 – очень слабое сложение, более 35 – чрезвычайно слабое сложение.
8. Показатель пропорциональности развития грудной клетки. Вычисляется как разница между окружностью грудной клетки (в покое) и половина величины роста (все в см). Средний показатель – 5-6 см.
9. Жизненный показатель. Соотношение ЖЁЛ и веса тела. Менее 60 см3 /кг для мужчин и менее 50 см3 /кг для женщин считается слабым развитием ЖЁЛ или избыточным весом.
Сравнение величин индексов перечисленных проб и ряда показателей самоконтроля не дает полной, абсолютно объективной картины, поэтому целесообразно проводить сравнение получаемых данных в динамике на протяжении продолжительного времени. Для наглядности вычерчивается график, на горизонтальной оси которого откладывается время, на вертикальной – каждый из показателей. Линии, соединяющие точки показателей, дадут кривую самоконтроля.
4.ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Травмы при занятиях физической культурой и спортом необходимо рассматривать как чрезвычайное происшествие. Их анализ показал, что причина травматизма заключается в неудовлетворительной профилактике или ее полном отсутствии. Специалистами установлены следующие группы причин возникновения травматизма и даны рекомендации по их предупреждению:
1. Hеудовлетворительное состояние мест занятий и одежды занимающихся Профилактика: - обеспечение соответствия спорт.сооружений гос. стандартам, - соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил содержания спорт.сооружений и оборудования, - устранение неровностей на спорт.площадках, в зале пол должен быть ровным, без щелей, - ограждение в спорт.зале всех выступающих предметов, - правильно расположенное и достаточное по интенсивности освещение мест занятий, - содержание в исправности спортивного оборудования и инвентаря, - правильная установка гимнастических снарядов, - соответствие одежды и обуви занимающихся виду спорта и погоде, - одежда и обувь должны быть в исправности и не иметь наружных крючков, пряжек и др.металлических и твердых пластмассовых предметов.
2. Нарушение методики проведения занятий
Профилактика: - соблюдение принципа постепенности, - соблюдение принципа индивидуализации с учетом физической, технической подготовленности и данных медицинского заключения, - проведение перед выполнением двигательных заданий адекватной разминки, - одностороннее продвижение учащихся на спорт.площадках и в залах во избежания столкновений, - отказ от проведения занятий по различным видам спорта (особенно связанным с быстрым передвижением) на одной площадке, в одном спорт.зале, - соблюдение правил планирования программного учебного материала.
3. Нарушение требований врачебного контроля Профилактика: - предварительный мед.осмотр всех студентов и регулярные наблюдения за состоянием их здоровья, - выполнение (студентами, преподавателями, врачами) требований медицинского контроля, - не допущение к занятиям и соревнованиям студентов в болезненном состоянии, в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренировки, - соблюдение правил личной и общественной гигиены, - контроль мед.работниками вуза за условиями проведения занятий по физкультуре.
4. Неправильное поведение студентов при занятиях физическими упражнениями
Профилактика: - систематическая воспитательная и разъяснительная работа, - строгое соблюдение дисциплины, - борьба с грубостью и некорректным поведением, - пересечение запрещенных действий и приемов, - повышение качества (объективности) судейства.
Каждая травма или несчастный случай должны быть тщательно проанализированы для выяснения причины случившегося и последующего принятия адекватных профилактических мер.
Приложение Профилактика травматизма на занятиях физической культурой · Преподаватель физкультуры, несет прямую ответственность за жизнь и здоровье студентов; · медицинский персонал отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий в установленном порядке, осуществляет санитарный надзор за местами и условиями проведения физического воспитания; · запрещается проводить занятия с применением неисправного оборудования или инвентаря, без спортивной одежды и обуви; · перед началом занятий необходимо систематически осматривать места их проведения, спортинвентарь и оборудование; · в процессе занятий оказывать студентам помощь и страховку; · после окончания занятий вновь осмотреть место проведения, выключить энергоисточники, устранить выявленные неисправности; · опасные места (где стоят снаряды, есть выступы, батареи и пр.) очертить тонкой оранжевой линией, сигнализирующей об опасности; · в спортивном зале на видном месте должен быть вывешен · зал и прилегающие к нему помещения должны быть оборудованы противопожарным инвентарем.
Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой · Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14°С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека; · количество студентов в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного человека без учета «зон безопасности» (подсчет ведется так: например, размеры зала 10x20 м; с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18x8=144 м2; разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36 студентов); · освещенность спортивного зала на уровне пола должна составлять не менее 200 лк; · световой коэффициент (отношение площади окон к площади · стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей (до 3м), легко моющимися, краска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен; · полы должны быть гладкими, ровными, иметь не скользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной · приборы отопления и другие выступающие части должны быть · потолок зала должен быть устойчивым к ударам мяча; · раздевалки должны иметь 0,4—0,5 м2 площади на одного человека. Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на воздухе · открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от учебного здания; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры, — не ближе 25 м; · зона для занятий физической культурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5—0,8 м, либо кустарник вместо ограждений; · беговые дорожки должны быть специально оборудованы, иметь ровную поверхность; · прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину
Требования к спортивному инвентарю и оборудованию: · инвентарь должен быть чистым и исправным; · мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры; · вес и размер снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) должны соответствовать физической подготовленности студентов; · инвентарь должен храниться на специальных стеллажах и полках, места хранения нужно разметить.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |