Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публий Овидий Нарон




 

– любовная поэзия 43 г до н.э. – 18 г н.э.

Принадлежал к старинному роду «всадников» г. Сульмон. В Риме О. прошёл ораторскую школу, где учился декламации у знаменитых ораторов. Завершил свое образование традиционной поездкой в Грецию, вернулся в Рим, начал служить (отец хотел), но карьера не удалась, увлекался поэзией. (хотел прозу, получал стихи), (контроверсии – судебные речи, свасории – рассуждения). Связан с кружками Мессалы и Мецената.

· не был склонен идеализировать прошлое

· хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть→не любил Августа

· в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.

«Любовные стихотворения» (Amores) (3 книги)

· героиня – Коринна (имя древней беотийской поэтессы)

· немногие стихотворения обращены к Коринне, роль этого отвлеченного образа - служить персонажем нескольких типических, традиционных ситуаций

· в значительной мере перепевы прошлых римских поэтов: серенады, наставления сводни, корыстолюбивые красавицы и соперник-воин, но

· иное отношение к действительности и к лит материалу и иными стилистическими приемами, чем его предшественники

· вырос в атмосфере империи и не знает чувства неудовлетворенности современной жизнью

· «влюбленный поэт» выступает уже не на фоне сельской идиллии или мифа, а в обстановке светской жизни → снижение жанра. Идеализованная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры

· изображается не глубокое чувство, он только «шутливый певец любовной неги»

· переносит в поэзию принципы риторического стиля → вариации одной темы. Ех: одна элегия построена на «обыгрывании» мысли, что влюбленный – воин Амура. Берет мотив из ранних поэтов и расширяет его декламационной обработкой

· безнадежное «ненавижу и люблю» Катулла → шутливо-игровое

· изобретательность в вариациях, остроумие

· тонкость отдельных психологических наблюдений

· живые зарисовки быта

· легкость и гладкость стиха

· недостаток – незначительность содержания

· однообразие и отсутствие чувства меры

· самовлюбленность автора

Триумф Амура.

Он мучается один, ночью, ибо пусто его ложе. Понимает, что сражён стрелой Амура. Отдаёт себя во власть Амура.

 

Любовь – военная служба.

Сравнивает любовь с войной. Говорит, что каждый любовник - солдат в лагере Амура. Законы любви=законы войны. Кто ленив должен любить, ибо любовь изгоняет лень. Даже самые закалённые войны – дети перед любовью.

 

Поэзия бессмертна.

Пишет, что не создан для армии или ораторства. Пишет, что поэзия сделает его бессмертным, как сделала Сафокла, Каллимаха, Менандра и Гомера.

«Послания героинь»

· письма миф-х героинь своим возлюбленным, показывает их ревность

· 15 писем от имени 15 героинь дают возможность блеснуть искусством вариации

· все письма на одну тему: разлука, тоска, одиночество, муки ревности, горестные воспоминания о начале несчастной любви, мысли о смерти, мольба о возвращении

· индивидуализовано соответственно характеру персонажа и различию в условиях, создавших разлуку

· Скромная Пенелопа, сжигаемая страстью Федра, мстительная Медея, насильственно разлученная Брисеида, покинутая Дидона – герои из ранних источников

· описательная и повествовательная сторона подчинены психологической задаче. Природа - фон для настроения

· по душевному облику героини далеки от величавых образов эпоса или трагедии; чувствительные «красавицы» почти всегда боязливы и беспомощны

сборник вызвал подражания

· напоминают свасории, вложенные в уста миф-х персонажей

Письмо Дидоны Энею.

Дидона пишет Энею, что любила его больше жизни. Обвиняет его, что он оставил её, пишет, что всё ради него предала, что всё бы отдала, чтобы он вернулся. Начинает обвинять его во всех своих грехах и бедах, пишет. Что убьёт себя и своего будущего ребёнка, всё по его вине. Наказывает Анне написать на своём надгробном камне, что виновником её смерти был Эней.

Вообще в письме ушуют чувства: то любит, то ненавидит

«Наука любви» (Ars amatoria) (0)

· пародийно-дидактическая поэма в форме элегии

· ссылается на свое знакомство с предметом и дает классификацию своей «науки»

· «наука» состоит из трех частей:

1. «нахождение» предмета любви

2. как добиться любви

3. как эту любовь удержать

· наставления даются сперва для мужчин, затем для женщин

· оживлено эффектными сентенциями, мифологическими повествованиями, бытовыми сценками, но никогда не подымается над уровнем «шаловливой любви», временных связей между знатной молодежью и полупрофессиональными гетерами.

«Лекарства от любви»

· тоже «дидактическая» поэма

· средства помочь тому, чья любовь безнадежна

третья поэма - «медикаменты лица» – о косметике – сохранилось только начало.

10. Овидий – мифологические поэмы

Овидий одновременно работал над двумя ученоповествовательными поэмами каталогообразното типа: это — «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).

«Метаморфозы»

кн 1: описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево

век золотой народился, все круто и справедливо, безопасность, мир, не было войны, не путешествовали, земля все сама приносила, реки текли молока, струились реки нектара…

Сатурн → в тартар низвергнут → миром владел Юпитер → серебряный век → хуже

разделил он четыре времени года → мерзкая погода → дома → медный век – суровей, склонней к ужасающим браням, но не преступный → железный век – худший, все справедливое пропало → обманы, коварство, насилье, война, вражда

кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю

кн 3: о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение

кн 4: новелла о несчастной любви Пирама и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе

кн 6: сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвальбу

кн 7: о ревнивой любви Кефала и Прокриды

кн 8: несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды

кн 10: сказание об Орфее и Эвридике, любовные мифы, рассказываемые Орфеем

кн 11: преданная любовь Кеика и Галькионы

Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ.

· эпическая поэма в гекзаметре

· состоит из 15 книг, >200 сказаний, имеющих своим финалом превращение

· Овидий задумал «непрерывную поэму» - от сотворения мира, превращения хаоса в космос, к историческим временам до новейшей «превращения» Цезаря в комету, вышел сборник

· методы объединения:

1. по циклам (аргосские мифы, фиванские, аргонавты, Геракл, Эней и его потомки)

2. по сюжету - близкие или контрастные

3. «рамочный» метод, одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо

· стремится именно к пестроте и разнообразию повествований, избегает однообразия (меняется величина, подробность изложения, тон и настроение)

· чередует грустные и веселые картины, трогательные и ужасные, возвышенные и смешные

· любовные темы: идиллическая жизнь бедной и благочестивой старой четы

· боевые сцены, сражения

· драматические монологи (Медея), «словесные состязания» (спор Аякса и Одиссея об оружии Ахилла).

· стиль короткого, напряженного и эмоционально окрашенного повествования

· миф-е образы - такое же «снижение», как и в «Героинях». Особенно заметно это в трактовке богов. Они организованы по-римски.

· В последних частях поэмы Овидий переходит от греческих сказаний к италийским и римским.

«Фасты»

· посвящены римским мифам

· в качестве нити, связующей отдельные сказания, избран римский календарь (→заглавие)

· каждая книга посвящена отдельному месяцу и начинается с учено-грамматических толкований имени этого месяца

· есть мифы о происхождении созвездий

· основное содержание – сказания, связанные с римскими праздниками

· мифы греческого происхождения и италийский фольклор чередуются с рассказами из римской истории, легендарной и более поздней, вплоть до современности.

· особенно подчеркнуты дни, являющиеся памятными для императорского дома

· иногда сказания «Фастов» дублируют сюжеты «Метаморфоз» → отчетливо видно различие → взволнованный, неровный стиль

· лучше всего удаются шутливые и любовные темы. Особенно известен рассказ о насилии, которое совершил сын последнего римского царя Тарквиния над целомудренной Лукрецией; однако и здесь Лукреция изображена не как древнеримская матрона, а в стиле робких «героинь» овидиевской любовной поэзии

· для оживления ученого материала, почерпнутого из сочинений римских антикваров, Овидий прибегает к приемам Каллимаха: боги, Музы, случайно встреченные собеседники дают автору необходимые ученые разъяснения

· имп-м стал Тиберий, Ов. стал перерабатывать незаконченные «Фасты» с тем, чтобы посвятить их новому покровителю, но переработка не продвинулась дальше первой книги. В этом незаконченном виде (шесть книг, из которых первая во второй редакции) «Фасты» и были впоследствии изданы, уже после смерти поэта, который скончался в изгнании в 18 г. н. э.

11. Овидий – период изгнания

 

· в конце 8 г. н. э. Август сослал его на берег Черного моря (окраина империи), в город Томы. Причины ссылки неизвестны - безнравственность «Науки любви» + очевидец преступления не политического характера, но затрагивало лично Августа.

· сжег рукопись «М-з», поэма сохранилась благодаря копиям друзей

· содержанием его поэзии становятся жалобы на судьбу и мольбы о возвращении в Рим

«Скорбные стихотворения» (Tristia)

· по пути из Рима пишет 1ю книгу в элегическом размере. Описывает:

1. последнюю ночь в Риме. Ему была дана ночь, чтобы покинуть Рим. Вспоминает, как тяжело ему было, как он не собрал даже вещи, как убивалась его супруга и т.д.

2. о невзгодах пути, о бурном плавании. Когда плыл на корабле, случилась буря. Ов. устрашился смерти, а потом понял, что он и так уже мёртв без родины.

3. обращения к жене и друзьям, которых он даже не рискует называть по имени. Пишет жене, что очень тоскует, что всё здесь плохо, что он умрет, и никто не будет плакать над его могилой.

· вскоре после прибытия написана 2-я книга – большое, весьма льстивое послание к Августу

1. оправдывает свою лит деят-ть, ссылается на примеры поэтов прошлого, свободно трактовавших любовные темы

· следующие 3 сборника «Ск. ст-й», темы:

1. жалоба на суровый климат

2. на неверность друзей

3. прославления преданной жены

4. признательность тем, у кого сохранились дружеские чувства к изгнаннику

5. просьба о заступничестве, о переводе в другое место ссылки

6. восхваления поэзии, как единственного утешения в печальной жизни.

7. В 4-й книге - автобиография.

«Понтийские послания»

· 4 книги - называет своих адресатов

· появляются бодрые тона

· на местном гетском языке – ст-е в честь имп-го семейства

«Ибис»

· памфлет – проклятия неверного друга

пытался переработать «Фасты», 1 книгу, скончался в изгнании в 18 г. н. э.

12. Публий Вергилий Марон (70 – 19)

Родился в с Италии, отец – гончар. Учился в Кремоне, приехав в Рим понял, чтобы выступать на форуме ему не хватает голоса.

Увлекался:

1. эпикурейской философией. Близок к Сирону, после его смерти купил его дом, там пустил корни.

2. поэзией неоретиков

↓ политической свободы → ↑ поэзии. Появились рецитации (публичные чтения) → обсуждения → критика, устная → письменная. Мода на стихи. Появились кружки.

1-Моссала – Трибул, Сулицца. Уже произошло слияние р. и г. литературы.

2 - Мецената, придворного Августа – писал плохие стихи, но хороший критик. В этом кружке Вергилий, Гораций, прославляли Августа.

«Буколики»

1. пастушечья поэзия

2. включает 10 стихотворений, как у Феокрита (эклог)

3. прошлое всегда счастливо, настоящее печально

4. источники – иделическая поэзия Феокрита, почти пересказ

отличия от Феокрита:

1. герои В. носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты

2. мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни

3. образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии

4. нестройность композиции – эклоги перекликаются парами

5. в 4-й книге предсказание рождения ребенка (→счастливый век, все делается само, не свойственно для формы буколик) → Христос для христиан → всегда переписывали

6. потом составляли цинтоны (сижу за решеткой).

«Георгики» («О земледелии»)

посвящена Меценату (другу, не начальнику) и Октавиану

тема – отвечала интересам режима

соотносятся человек и природа. Георгос – земледелец, человек улучшает землю. «Труд побеждает все». Если Лукреций объяснял природу, то В. думал, как её улучшить.

писал 7 лет, 4 книги. Практических советов нет, цель – моралистическая.

1. о посеве хлеба, о почвах и их обработке

2. о вине, прививка фруктовых деревьев, о сортах винограда

3. о скотоводстве, дрессировке и обращению с животными

4. о пчелах – образец идеального гос хозяйства, пчелы – римляне

особенности:

1. одухотворяет природу

2. особое внимание коням

3. много поэтических отступлений – во 2й книге – похвальное слово Италии (земли – в востоком)

4. композиция – четные книги кончаются жизнерадостными картинами, нечетные – трагическими.

5. политические мотивы переплетаются с философскими, о человеке

6. источник – Гесиод

13. «Энеида»

 

Меценат и Август пожелали, чтобы В. написал о подвигах Августа. В. так и не написал, но «Э» - компромисс. Восхваляется Эней (сын Венеры и Аххеза), который с сыном Юлом бежал из горящей Трои и основал новый город в Италии → восхвалял Августа опосредованно – его предков. Оправдывает политику завоеваний.

Всего 12 книг. 1-6 – путешествия Энея («О»), 6-12 – сражения («И»).

Переводы: Фет (плохо), Брюсова (звукопись), Эмиров (хорошо).

Сочинял 10 лет – сначала все написал прозой. Кончена, но не завершена.

Каждый эпизод – эпилии.

Содержит общеиталийские картины, потом римские.

«гомеровские мотивы»:

О. рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Трои

сцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора

олимпийский план

Особенности:

· посвящена и прошлому, и настоящему

· в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген).

· драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон

· соотносит мифологическое прошлое и современность

· судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.

· Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.

· и Эней и Дидона показаны в развитии

· роман Энея и Дидоны вдохновил Шекспира → Дездемона полюбила за муки, её – за сострадание к ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.