КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Римские историки
Луций Ливий Андроник (275-200) Грек, вольноотпущенник римлян. Попал в Рим и преподавал в школе. Сатурнийским стихом перевел «Одиссею». «О.», а не «И.», т.к. считалось, запад описан в «О.», а в «И.»– Азия. Перевел греческие трагедии – только диалоги. Сам ставил и играл комедии. Впервые по заказу сената создал гимн Юноне (Гера), дошло 40 разрозненных строк на латыни. Одиссей – Уликсис, Гермес – Меркурий → имена римские. Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.) Стремился к политич. карьере, но изгнан из сената. Сначала выступал как противник сената и Цицерона, потом искал поддержки у Цезаря в борьбе против нобилитета, разочаровался. Пишет «Послание к Цезарю о гос-ве» - требовал усиления роли народа в гос жизни → испугался → в писатели. Сильно отличается от Цезаря, его цель - не рассказать о жизни, а описать жизнь в мире (Рим), найти причины того, что происходит. Понимает, что живет во время падения Р.И. Особенности: 1. главные герои отрицательные 2. стиль - подражает Фукидиду (жесткие фразы), период его краткий и выразительный 3. архаист, всегда сознательно архаические формы, особ. когда пишет о древнем Риме 4. асимметричность прозы, не похожа на стихи (в отличие от Цезаря) 5. сентенции 6. антитезы 7. риторические вопросы 8. контрасты 9. народные слова → аномалист 10. термины из области моральных отношений заменяют политическую терминологию «Заговор Катилины» - монография взгляды С. близки к взглядам Платона (исконный дуализм духа и тела, необходимость подчинять плоть духу), его Катилина схож с тираном из «Государства» Платона (развращенный аристократ). Драматизирует изложение, показывая различные этапы заговора. Вставлены речи и письма героев. Свою точку зрения высказывает через Катона, он решительнее, чем Цезарь. Много интересных фактов и наблюдений. «Югуртская война» (β – 111-106г) - монография (Югурт, незаконнорожденный, убивает 2 братьев (законных), чтобы получить трон, приезжает как дипломат в Рим, там убивает родственника, его из Рима выгоняют, говорит, что город продажный, начинают войну). С. правдиво пишет о войне, т.к. сам был потом наместником в Африке, описывает страну. «История» целиком не дошла изложены события от смерти Суллы (78) до 67 Уже не видит светлых периодов в римской истории. Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) Из консервативного г. Патавия, не был гос деятелем, как многие историки. Берет материал из предшественников и художественно обрабатывает его. «От основания города» 142 книги, дошло 35. Жил на с Ит. Не был политиком, чисто историк. 1 – мифы, дальше – история. Писал одновременно с Вергилием («Эннеида»)и Горацием («Оды), как и они увлечен идеями величия Рима. Интересуется причинами, почему римляне стали «первым народом на земле». Л.: «не было другого государства обширнее, благочестивее, богаче хорошими примерами, ни в какое государство не проникла так поздно жадность и роскошь». Особенности творчества: · живой и увлекательный рассказ · стиль Цицерона – пользуется периодом и мысль выражает мах полно (принцип обилия слов) · повествование делится на отдельные законченные эпизоды · восхищение римской стариной · преклоняется перед героями эпохи респ-ки, рассказывает о легендарных героях (Ромул...) · избегает предвзятости, отдает должное даже врагам Рима · герои часто произносят речи, написанные Л. → дает характеристику героям (Публий) Корнелий Тацит (~55 - ~120) Data –скудно – из писем Плиния к Тациту (+письмо об извержении Везувия и гибели дяди +письмо о землетрясении); приехал из провинции Государственный деятель квестор → эдил → претор → консул. Риторское и философское образование. «Жизнеописание Юлия Агриколы» - о тесте Т. Посмертное восхваление (элогия), не столько как родственника, сколько как гос. деятеля (римский наместник, завоевал UK). В стиле Саллюстия. Герой – скромный, деловитый, почтительный к императору, умеренный в частной жизни. Идея: добродетельный и умеренный человек может существовать при любом императоре. Т. интересуют исторические сведения, военные действия, быт, нравы британцев. Особое внимание – романизация UK. «О происхождении, положении, нравах и народах Германии» · Актуальная тема – готовился поход против Германии. Тоже этнографический характер. Т: г-цы – опаснейшие враги, столкновение неизбежно. Для Т. важна и морально-психологическая сторона. Т-та интересует жизнь г-цев – они сильно отличаются от римлян. · Идеализация простоты и нравственной чистоты первобытным народам, свойственная римлянам → описание семей г-цев, противопоставляет нравств. упадку в Риме. «Диалог об ораторах» Форма – беседа ораторов-учителей Т., Марк Апр, Юлий Секунд в доме Куриация Матерна, поэта. Стиль Цицерона. Обсуждается, почему красноречие пришло в упадок. Матерн бросил красноречия из-за поэзии. части: 1. что лучше – деятельность оратора или поэта 2. приходит Мессала, увлекающийся стариной → обсуждают старое и новое красноречие, Апр: старое устарело 3. Матерн видит причину в изменении гос. строя «Аналы» (с 14 до 68, до смерти Нерона) -дошли не полностью. По форме – летопись, но эта форма мешает Т., много описывает характеров. «История»(с 69г) отчетливый трагический темперамент Особенности творчества: читая его, возникает только презрительная улыбка все мрачно 123 гос. деятель, выразитель точки зрения сенатской верхушки, важны источники. Беспристрастный 15. Луций Анней Сенека (~4 до н.э – 65)
Из Испании, г. Кордуб. Отец – ритора –писал и читал речи на заказ → С. получил хорошее риторское (орат.) и философское образование, приезжает в Рим, становится оратором. Жена императора Клавдия его невзлюбила → в ссылку его → вторая жена Агриппина вернула + сделала воспитателем Нерона. Потом Нерон обвинил С. в заговоре и заставил вскрыть вены. Нравственная опора С. – стоицизм (считал империю злом). Стоики – философы, но интересовались не антологией (происхождение), а нравственной стороной. Проповедовали выдержку, внутреннее сопротивление внешним обстоятельствам. С. призывал, чтобы люди презирали богатство, чины, успех и закаляли свой дух. Если не можешь → лучше покончить с собой (!)→ в этом высшая свобода человека. Сам С. жил богато. 9 трагедий на мифологические темы: (единств-е дошедшие целиком римские драмы)
«Медея» М. С. будто бы знает М. Еврипида, её характер уже сложившийся, она прошла через все муки любви и желание мстить. Её решения уже сформировались. Отличается вся трактовка образов. У Еврип. Яссон не признаёт своей вины, у С. – все знает, усталый, пытается отвратить страшное, но это не в его силах. Идея: нужно вовремя уметь остановить свои страсти. Осуждает М. за то, что она не смогла побороть свои чувства. С. нагнетает ужасы, зловещее (как было при дворе) → воспринималось естественно. Особенности трагедий: 1. ненависть к тирании и деспотизму 2. проникнуты идеями стоицизма 3. человек бессилен и игрушка в руках рока 4. герои – сильные личности, охваченные гибельными страстями или великие мученики, гибнущие в страданиях 5. Драма → для чтения, не для постановки. 6. С. вводит 5-актное действие. Акты часто слабо связаны между собой и перемежаются лирическими партиями хора (и сейчас в Европе это классическое деление) «Октавия» драма, С. не принадлежит, но публикуется в одном с ним сборнике ← единственная римская драма о недавней истории. Вариант претекстата. Идея: осуждение чрезмерного властолюбия, в первую очередь Нерона. Монологи, излияния героев. В диалогах 1 герой второстепенный. После них не нужно развитие действия. Мениповая сатира – чередование стиха и прозы, такую форму впервые предложил Менип Гозарский (греч. философ). «Апофеоз Клавдия» - «обожествление умершего Клавдия» → «Отыквление Клавдия» - сатира – может быть и не сам назвал. После Клавдия все императоры причисляли себя к богам. После смерти Кл. приходит на Олимп → там не нужен → должен попасть в ад через землю → попадает на свои похороны. Его душу судили по его же методу – без права защитной речи – ему не дают ничего сказать. «Письма к Луцилию о нравственности» - философские стоические трактаты в форме посланий. О душевном покое, о страхе смерти, об истинной дружбе, о старости, о презрении к богатству, о недоверии к счастью → о философском смысле жизни. Не аргументирует свою точку зрения, а просто постоянно её повторяет, варьируя её (чувствуется, что он ритор) 123 → в творчество Корнеля, Россина
16. Децим Юлий Ювенал (~50/60 –>127)
Родился в г. Аквин, около Рима. Долго был адвокатом и увлекался составлением декламаций, сатиры стал писать стариком (16), в 5 книгах. Переносит особенности риторического жанра в сатиры. 2 группы по содержанию: 1. 1-9 – острообличительные. Клеймит все с позиции человека среднего достатка. Создает и положительную программу с примерами из жизни. 2. 10-16 – отвлеченные рассуждения на моральные темы вообще. Протестует против всех пороков общества, социального неравенства, ополчился на аристократов, которые кичатся только имени. При дворе разврат: «лишь преступлением себе наживают сады и палаты».
· возмущен нравами и жизнью римлян. По именам называет только умерших, хотя чувствуется, что им. в виду настоящее · разврат, обжорство и пустота римской знати · гиперболы, нагромождает определения, детали ·? доблести – современные аристократы гордятся родом, но развратники · только высокие душевные качества делают человека благородным · порицает жестокость императора – обличает Домициана и его приближенных (про рыбу) · обличает богачей и сочувствует интеллигентным профессиям (поэт, философ) симпатия к страдающим беднякам
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |