Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пограничные личностные расстройства в американской психиатрической




КЛАССИФИКАЦИИ — ПАРАЛЛЕЛИ С ЮНГОВСКОЙ ТИПОЛОГИЕЙ

В справочнике DSM-IV (1994) и в его недавних предшественниках DSM-III (1980) и DSM-III-R (1987) опубликованы работы многих выдающихся психиатров, психологов и эпидемиологов США, занимающихся диагностикой личностных растройств. Он содержит единую диагностическую терминологш и предназначен для исследователей и практиков. Помимо специфических психических болезней, дополнение к этим справочнн кам (раздел OCU-II) содержит перечень 14 основных диагнозо личностных расстройств. «Четырнадцать нарушений личности - это преувеличенные варианты четырнадцати типов личности. Проблемы возникают из-за гротескной формы каждого типа, а не из-за его содержания» (Олдхэм, Моррис, 1997). Анализ подробных обобщенных описаний личностных расстройств и соответст вующих им акцентуированных типов позволяет сопоставит с каждым из них один из 16 юнговских социотипов. При этод только один социотип - «Джек Лондон» (ЛИЭ) - остается без четко определенной пары, а одной акцентуации характера на DSM соответствуют гипотетически сразу два юнговских психотипа. Читатель, который сравнит подробные поведенческие описания социотипов на сайтах или с описаниями акцентуаций, пограничных с личностными расстройствами (Олдхэм, Моррис 1997), сам сможет увидеть сходство. Ниже приводится составленная нами приблизительная таблица их соответствий (табл. 2.6)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮНГОВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПСИХОТЕРАПИИ

Для чего психотерапевту нужно знание психотипа и профиля юнговских функций клиента?

Во-первых, функция третьего канала (самая слабая, ранимая и трудно контролируемая, не случайно называемая также функцией наименьшего сопротивления) является потенциальным источником и причиной большинства межличностных и внутриличностных конфликтов. Верное определение этой самой слабой и истощаемой функции знаменует больше половины пройденного пути к правильному пониманию «корней» личностного расстройства и, соответственно, к его излечению.

Во-вторых, функция четвертого канала (суггестивная, нуждающаяся в поддержке извне) потому так и называется, что часто является ключевым звеном в излечении многих случаев личностных расстройств, так как она является оптимальным каналом внушения, в том числе в психотерапевтических сеансах, а ее недостаточная поддержка со стороны ближайшего окружения клиента часто является причиной неуверенности, ситуационных депрессий и невротических расстройств. В этом случае тренировка и правильное выстраивание поддержки этой функции (лучше постоянно во внешнем окружении клиента, но хотя бы и во время психотерапевтических сеансов) может привести к компенсации болезненного состояния клиента.

В-третьих, программная функция первого канала (именно по ней клиент является специалистом) должна учитываться во всем объеме психотерапевтической работы. Именно на языке этой функции выстраиваются доверительные отношения. Если психотерапевт не умеет говорить с клиентом на языке его программной функции, то клиент ему не будет доверять. Недостаточная задействованность этой функции в личной и производственной жизни часто и является той решающей, порождающей фрустрацию потребности причиной, которая побуждает клиента обратиться к психотерапевту.

В-четвертых, правильная юнговская типизация помогает поставить правильный диагноз пограничного личностного расстройства и разобраться в его причинах, как об этом сказано в разделе, посвященном параллелям юнговской типологии с эмпирическими классификациями акцентуаций характера и пограничных личностных расстройств. Известная путаница в выделении акцентуаций характера психиатрами, которую можно наблюдать и по приводимым в этой главе таблицам, свидетельствует, по нашему мнению, не о недостатках юнговской типологии, которая не всегда отвечает эмпирическим классификациям пограничных личностных расстройств, а скорее об обратном — о дефектах медицинских классификаций, которые до сего дня окончательно не устоялись и не определились.

В-пятых, решение проблем, с которыми клиент обратился к психологу, часто достигается простым объяснением клиента особенностей «механизмов функционирования» его собственной личности и личностей тех людей, с которыми он близко взаимодействует. Кто предупрежден, тот вооружен. Раздражитель часто является невротизирующим только до тех пор, пока непонятна причина его раздражающего действия, что приводит к концентрации раздражителя и т. д. по нарастающей. Понимание клиентом особенностей сильных и слабых сторон своей личности, особенностей возникающих интертипных отношений и соответственно психологических причин возникающих трений и конфликтов уже само по себе снимает основную остроту большинства травмирующих раздражителей. Приемы разъяснения или «подведения» клиента к самостоятельному открытию причин своей фрустрации или невротического состояния играют огромную роль во всех схемах психоанализа. Заметим, что юнговская типология и соционика, выстроенные четко и ясно, как периодическая система химических элементов Менделеева, дают психотерапевту хорошие ориентиры и возможности для такой работы.

В-шестых, в рамках научных школ юнговской психологии (особенно неоюнговского психоанализа) существует и свой особый набор методов психокоррекции, которые могут представлять несомненный интерес для психологов и психотерапевтов. В том числе речь идет о различных методах тренировки у клиента способности произвольно управлять всеми своими психологическими функциями — не только сильными, но и слабыми (фон Франц, 1998). Апологеты этих методов считают, что пациенты, прошедшие курс соответствующего тренинга, резко повышают свой адаптационный потенциал. По большому счету, этим занимаются все без исключения тренинговые и тем более игровые методики, тренируя ту или иную функцию — одну или две из четырех, порой выбираемые вслепую. Знание иерархии функций клиента подскажет, какая функция (чаще всего суггестивная) нуждается в тренировке. Предостережем лишь от того, чтобы без раздумий пытаться интенсивно тренировать самую слабую и ранимую функцию клиента — в некоторых случаях состояние пациента при этом ухудшается, хотя случается и положительный эффект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.