КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Грамматические нормы
Вопросы для самоконтроля Дополнительная Основная 1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007. 2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - РАГС, 2010. 2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009. 4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. 5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008. 6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008. 7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005. 9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая школа, 2003. 10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009. 11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции 1. Что регулируют морфологические нормы? 2. Какие существуют вариантные формы имени существительного? 3. Какие существуют вариантные формы имени прилагательного? 7. Какие существуют вариантные формы имени местоимения? 8. Какие существуют вариантные формы имени глагола? 9. В чем особенность склонения числительных? 2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль): · Упражнения 18 из Пособия по русскому языку и культуре речи. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика/ Учебно-методическое пособие. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. - 80с. · Профессиональный модуль. Грамматика. Стр. из учебника Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 240 – 252. · Найти в периодической печати инструкцию по медицинскому препарату или БАД и расскажите больному о действии лекарства, которое вы ему прописали. Задание 1. Отметьте слово женского рода. (А) ЖКТ (Б) СЭС (В) ЦВД
Задание 2. Отметьте слово женского рода. (А) гамма-глобулин (Б) гамма-излучение (В) грамм-молекула
Задание 3. Отметьте правильное словосочетание. (А) собрать анамнез (Б) собрать диагноз (В) собрать этиологию заболевания Задание 4. Отметьте правильное предложение. (А) Перкуссия – один из старейших методов обследования больного. (Б) Перкуссия – одна из старейших методов обследования больного. (В) Перкуссия – одно из старейших методов обследования больного.
Задание 5. Отметьте правильное предложение. (А) Опытная хирург Смирнова провела удачную операцию. (Б) Опытный хирург Смирнова провела удачную операцию. (В) Опытная хирург Смирнова провел удачную операцию.
Задание 6. Отметьте правильное предложение. (А) Гастрит – заболевание желудка, характеризующийся воспалением его слизистой оболочки. (Б) Гастрит – заболевание желудка, характеризующееся воспалением его слизистой оболочки. (В) Гастрит – заболевание желудка, характеризующегося воспалением его слизистой оболочки.
Задание 7. Отметьте правильное предложение. (А) Он оплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей. (Б) Он заплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей. (В) Он уплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.
Задание 8. Отметьте правильное предложение. (А) Гормоны, попадая в кровь, оказывают регулирующее влияние на организм. (Б) Попадая в кровь, гормоны оказывают регулирующее влияние на организм. (В) Попадая гормоны в кровь, оказывают регулирующее влияние на организм.
Задание 9. Отметьте неправильное предложение. (А) Когда он пришёл домой, ему стало плохо. (Б) Придя домой, ему стало плохо. (В) Придя домой, он почувствовал себя плохо. 3. Методические советы по проведению занятия: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, «Словарю сочетаемости русского языка», электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика». 4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы: 1.Исправьте предложения, изменив в них порядок слов. · Ты не встретила в театре одноклассников разве? · Новую дали почитать книгу мне. · Он очень вел себя плохо на уроке снова. · Очень стихи выразительно читает он. · По поводу неуспеваемости собрание проводили мы.
2. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки. 1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе. 2. Парламент по очереди заслушал отчеты всех министров. 3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое. 5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 6. Времена прошли те данным уже давно, а мы хорошо помним их. 7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге. 9. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
3. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор. ♦ В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны. ♦ В конкурсе участвовал... тридцать один школьник. ♦ Три скамейки стоял... у стены. ♦ Большинство произведений поэта посвящен... теме любви. ♦ Не то снег, не то град выпад... завтра. ♦ Любопытство, а не жажда познания взял... верх.
4.Поставьте топонимы в нужном падеже. 1. В городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), в деревне (Ивашково). 2. У реки (Лена), к реке (Волга), от озера (Ильмень). 3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), над горой (Казбек). 5.Запишите жалобы больного в виде личного и безличного предложений: 1. Больной жалуется на что 2. У больного жалобы на что. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». 1. Жалобы, характерные для заболеваний пищевода: Ø дисфагия – нарушения прохождения пищи по пищеводу; Ø боль по ходу пищевода; Ø рвота; Ø кровотечения. 2. Жалобы, характерные для заболевания желудка: Ø боли в подложечной области; Ø рвота; Ø тошнота; Ø отрыжка; Ø изжога; Ø изменение аппетита: ухудшение – до анорексии (отсутствие); Ø изменение аппетита: повышение – до булемии (волчьего аппетита). 3. Жалобы, характерные для заболевания кишечника: Ø понос; Ø запор; Ø боли по ходу кишечника; Ø вздутие живота; Ø кишечные кровотечения.
6.Составьте словосочетания, затем по одному предложению с каждым из предлогов. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».
7.Составьте словосочетания и/или предложения. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». v Восхищаться и преклоняться (защитники Отечества). v Знать и говорить (немецкий язык). v Подключение и уход (оргтехника). v Уважать и заботиться (старые соседи). v Смотреть и наслаждаться (спектакль). v Увлекаться и играть (теннис). v Любить и заниматься (спорт). v Ходить и тренироваться (спортзал). v Читать и удивляться (книга).
8.Исправьте ошибки. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». ü Все мы любили и доверяли своему декану. ü Он сумел доказать и убедиться в правоте своих аргументов. ü Врач сострадал и жалел свою пациентку. ü Она организовала и руководила всеми заседаниями научного общества. ü Он очень обрадовался и поздравил команду с победой. ü Я наблюдаю и нежно глажу котёнка. ü Мама посадила и трепетно ухаживала за фиалками.
9. Замените сложные предложения простыми с предлогом при. 1. Когда в атмосферу выбрасывается большое количество вредных веществ, в городе образуется смог, ухудшающий состояние окружающей среды. 2. Когда активно перемешиваются тёплые и холодные слои воздуха, происходит очищение окружающей среды. 3. Если анализировать изменение климата на Земле, можно получить неутешительные результаты: температура планеты с каждым годом повышается. 4. Когда повышается температура планеты, площадь полярных льдов уменьшается, а уровень моря растёт.
10.Исправьте ошибки, объяснив их причину. Замените причастные обороты сложноподчинёнными предложениями с союзным словом который. В 1867 году А. Нобель получил патент на изобретение динамита, принесший ему мировую известность. Немецкий учёный Вильгельм Рентген был первым из учёных, получившим Нобелевскую премию. Лев Ландау был выдающимся физиком-теоретиком, внесший большой вклад в развитие современной физики. Русский академик, лауреат Нобелевской премии мира, А.Д. Сахаров, участвующий в создании ядерного оружия, позднее боролся за полное запрещение его использования. Доцент Гришина, участвовавший в международной конференции по фармакологии, сделал интересный доклад.
5. Самостоятельная работа студентов: Задание 1. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор. 1. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии. 2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично. 3. В течение трех последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) с жалобами в вышестоящие организации. 4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов.
Задание 2. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой, выбор. 1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2. "Известия" уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 3. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода. 4. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
Задание 3. Выберитенужную форму, объясните свой выбор. 1. Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2. За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3. Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля. 4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |